Магаданская область
Решение от 26 декабря 2008 года № 159-Д

О протесте прокурора города Магадана на Решение Магаданской городской Думы от 18.09.2008 N 103-Д "О Положении "О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании "Город Магадан"

Принято
Магаданской городской Думой (Магаданская обл.)
26 декабря 2008 года
    Рассмотрев протест прокурора города Магадана от 31.10.2008 на Решение Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 103-Д "О Положении "О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании "Город Магадан" как на противоречащее федеральному законодательству, принятое с превышением полномочий, в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", руководствуясь статьями 31 и 45 Устава муниципального образования "Город Магадан", Магаданская городская Дума решила:
    1.Отклонить протест прокурора города Магадана на Решение Магаданской городской Думы от 29.12.2005 N 103-Д "О Положении "О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании "Город Магадан" по следующим основаниям:
    Прокурор, оспаривая Решение Магаданской городской Думы от 29 декабря 2005 года N 103-Д "О Положении "О порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании "Город Магадан" (далее по тексту - Положение), указывает на его несоответствие Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Правилам задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 N 759.
    Нарушение Правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п. Правила регулируют порядок дорожного движения, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
    Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещение эксплуатации, определяют порядок задержания, помещения на стоянку и хранения транспортных средств, при этом задержание транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В свою очередь, часть 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает, что за нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
    Следовательно, из содержания нормы КоАП РФ следует, что объектом правонарушения является дорожное движение и правила эксплуатации транспортного средства, а задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) помещение его на специализированную стоянку - специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств.
    Опротестованное Положение регулирует отношения, связанные с брошенными, разукомплектованными, аварийными транспортными средствами и их частями, т.е. такими, которые не могут принимать участие в дорожном движении, поэтому в части нарушения Положением вышеуказанных Правил требование прокурора является необоснованным в полном объеме.
    Что касается принудительной эвакуации транспортного средства, то в этой части Положение регулирует порядок эвакуации транспортных средств, которые не могут принимать участие в дорожном движении. Тогда как Правилами задержания транспортного средства определяется порядок задержания, который представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства. И в этом случае принудительная эвакуация является следствием задержания транспортного средства за совершение водителем транспортного средства административного правонарушения, происходящего в процессе дорожного движения.
    Необходимо отметить, что опротестованным Положением предусмотрено перемещение транспортного средства на специализированную стоянку для хранения до момента обнаружения собственника либо признания транспортного средства бесхозяйным в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, а именно на брошенные, разукомплектованные транспортные средства, при соблюдении ряда условий, которые предусмотрены оспариваемым Положением.
    Что касается вывода прокурора о противоречии норм Положения главе 12 Правил дорожного движения, в которой установлены требования к остановке и стоянке транспортных средств, за которые в соответствии со статьей 12.19 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, то он несостоятелен, поскольку в пункте 1.2 Правил дорожного движения определено, что остановка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а стоянка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут. Данное правонарушение отнесено к главе 12 Кодекса об административных правонарушениях, которая относит указанное правонарушение к правонарушениям в сфере административных правонарушений в области дорожного движения. А как отмечалось выше, Положением отношения в области дорожного движения не регулируются, а вот отношения в области благоустройства территории, напротив, являются предметом регулирования данного Положения.
    Следует подчеркнуть, что статья 6.18 Закона Магаданской области от 15 марта 2005 года N 583-ОЗ "Об административных правонарушениях в Магаданской области" предусматривает ответственность за хранение разукомплектованных транспортных средств в не установленных для этих целей местах, и вышеуказанная статья относится к главе 6 вышеназванного Закона, которая предусматривает административную ответственность в сфере благоустройства территории населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда. В свою очередь, пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
    Кроме того, размещение брошенных, разукомплектованных транспортных средств в не установленных для этих целей местах, ведет к загрязнению, захламлению земель населенных пунктов.
    В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков осуществляют ликвидацию последствий загрязнения, захламления земель.
    Проблема предотвращения образования отходов и ликвидация уже имеющихся загрязнений и захламлений для современного общества - наиболее актуальна. Под захламлением земель понимается захламление отходами производства и потребления, характеризуемое как размещение, хранение, захоронение таких отходов в неустановленных местах. Отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Ими могут быть, например, металлолом, строительный мусор, древесные остатки, в том числе опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью) либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В данном случае таковыми могут быть части и детали аварийных транспортных средств.
    Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому к опасным отходам относятся свечи зажигания автомобильные отработанные, тормозные колодки отработанные, кислоты аккумуляторные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла дизельные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла компрессорные отработанные, смазочно-охлаждающие масла для механической обработки отработанные, остатки автомобильных масел, потерявших потребительские свойства, отходы резины, включая старые шины.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией.
    Статьей 13 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований:
    1) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
    2) организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    3) порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
    Вместе с тем, земельным законодательством собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков наделены обязанностью проводить мероприятия по защите земель и от других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
    Помимо вышеперечисленных нарушений норм действующего законодательства размещением брошенных, разукомплектованных транспортных средств в не установленных для этих целей местах происходит также и нарушение санитарно-эпидемиологических норм и требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
    В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны соблюдать требования санитарного законодательства и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
    В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Устава муниципального образования "Город Магадан" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
    Ссылка прокурора на Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является необоснованной, поскольку Положением не затрагиваются отношения, регулируемые вышеуказанным Законом. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые подразделяются на две группы:
    1 группа - это отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог. Как следует из определения понятия "пользователи автомобильными дорогами", данного в пункте 8 статьи 3 комментируемого Закона, под использованием автомобильных дорог в данном случае понимается, прежде всего, их использование физическими и юридическими лицами в качестве участников дорожного движения.
    2 группа - это отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности. Дорожная деятельность согласно определению этого понятия, данному в пункте 6 статьи 3 Закона, включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
    Что касается нарушения законодательства о персональных данных, то исходя из норм Федерального закона от 27 июля 2007 года N 152-ФЗ "О персональных данных" следует, что обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в двух случаях:
    1) в случае обезличивания персональных данных;
    2) в отношении общедоступных персональных данных.
    К разряду общедоступных персональных данных могут быть отнесены: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии субъекта персональных данных. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
    Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, предполагающей отсутствие свободного доступа к ней, но вместе с тем действующие в отношении них ограничения снимаются при наличии согласия обладателя персональных данных и когда субъект выполняет ряд возложенных на него обязанностей, например, при оформлении паспорта, регистрации актов гражданского состояния и т.п. В данном Положении это обусловлено наличием законного основания, что предусмотрено пунктом 10 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, а законным основанием в данном случае является норма части 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    На основании вышеизложенного следует, что требование прокурора по отмене Решения Магаданской городской Думы от 18 сентября 2008 года N 103-Д "О Положении, о порядке принудительной эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств в муниципальном образовании "Город Магадан", как противоречащего действующему федеральному законодательству, принятого с превышением полномочий, является необоснованным в полном объеме.
    2.Копию настоящего Решения направить прокурору города Магадана.
    3.Настоящее Решение вступает в силу с момента его подписания.
    Председатель
    Магаданской городской Думы
    А.А.ПОПОВ