Липецкая область
Закон от 07 октября 1996 года № 50-ОЗ

О собраниях (сходах), конференциях граждан в Липецкой области

Принят
Липецким областным Советом депутатов
03 октября 1996 года
    Настоящий областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Липецкой области и областными законами устанавливает порядок подготовки и проведения собраний (сходов), конференций граждан Российской Федерации (далее - граждан) по месту их жительства в муниципальных образованиях, а также на части территории муниципального образования, территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях (далее - соответствующих территорий).
  1. Глава I.Общие понятия

  2. Собрания (сходы), конференции граждан являются одной из форм непосредственной демократии, прямого волеизъявления, посредством которой граждане осуществляют свое право на местное самоуправление, решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
    Право граждан на участие в собраниях (сходах), конференциях граждан
    1.В работе собраний (сходов), конференций принимают участие граждане, достигшие возраста 18 лет на день проведения собрания (схода), конференции, постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей территории и обладающие избирательным правом.
    2.Не имеют права участвовать в собраниях (сходах), конференциях граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    3.Какие-либо ограничения прав граждан на участие в собрании (сходе), конференции граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, времени проживания на данной территории запрещаются.
    4.Участие гражданина Российской Федерации в работе собраний (сходов), конференций является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в работе собраний (сходов), конференций, а также на его волеизъявление.
    Гласность при проведении собраний (сходов), конференций граждан
    Собрание (сход), конференция граждан проводятся в обстановке открытости и гласности. На них могут приглашаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители средств массовой информации, общественных объединений.
    Созыв собраний (сходов), конференций граждан
    1.Решение о проведении собрания (схода) граждан на конкретной территории или ее части принимается соответственно представительным органом местного самоуправления или органом территориального общественного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию других субъектов в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим законом и уставом муниципального образования в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания (схода) граждан.
    В случае принятия решения о созыве собрания (схода) граждан одновременно определяется время и место проведения собрания (схода) граждан.
    Решение об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан может быть принято в случае нарушений Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
    В случае принятия решения об отклонении требования о созыве собрания (схода) граждан оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
    2.С инициативой (требованием) о проведении собрания (схода) граждан могут выходить:
    депутаты представительного органа местного самоуправления (не менее 1/3 от их установленного числа);
    глава администрации муниципального образования;
    органы территориального общественного самоуправления;
    граждане.
    Уставом муниципального образования определяется максимальное количество подписей граждан, требуемое для проведения собрания (схода) граждан, которое не может превышать 5 процентов от числа граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на участие в собраниях (сходах), конференциях граждан.
    3.Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы администрации муниципального образования, органа территориального общественного самоуправления оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на собрании (сходе) граждан, и направляется соответственно в представительный орган местного самоуправления либо орган территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции.
    4.Требование о проведении собрания (схода) по инициативе граждан, направляемое в представительный орган местного самоуправления, должно быть оформлено в виде подписных листов, в которых должны быть указаны:
    вопросы, выносимые на собрание (сход) граждан;
    ориентировочные сроки его проведения;
    фамилия, имя, отчество, год рождения, в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего требование о созыве собрания (схода), его подпись и дату ее внесения.
    Подпись гражданина вносится им в подписной лист собственноручно.
    Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа.
    Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему закону.
    5.Требование о проведении собрания (схода) по инициативе граждан, направляемое в орган территориального общественного самоуправления, оформляется в порядке, предусмотренном уставом органа территориального общественного самоуправления.
    6.В отдельных случаях, когда созыв собрания (схода) граждан затруднен, может проводиться конференция граждан. Представительный орган местного самоуправления либо по согласованию с ним глава соответствующей администрации принимает решение о проведении конференции и устанавливает норму представительства на ней граждан от конкретных территорий, которая не может быть менее 10 процентов от числа граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на участие в собраниях (сходах), конференциях.
    В пределах установленных норм представители на конференцию избираются соответственно на собраниях (сходах) граждан поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, сел, деревень и т.д.
    7.Собрания (сходы), конференции граждан созываются по мере необходимости.
    Порядок сбора и проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения собрания (схода) граждан
    1.Подписи граждан в поддержку инициативы проведения собрания (схода) могут собираться только среди граждан, имеющих право участвовать в собрании (сходе), конференции, на всей территории, на которой проводится собрание (сход) граждан. Установление квот для сбора подписей в отдельных частях территории муниципального образования не допускается. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение граждан за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы, жительства граждан, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для того, чтобы представительный орган местного самоуправления либо суд признали собранные подписи недействительными.
    2.По распоряжению представительного органа местного самоуправления для проверки подписей граждан в поддержку инициативы проведения собрания (схода) могут создаваться рабочие группы с привлечением специалистов, экспертов. Их заключения могут служить основанием для признания собранных подписей недостоверными.
    Проверке подлежат не менее 20 процентов от общего числа подписных листов, отобранных посредством случайной выборки (жребия) на заседании рабочей группы. Если количество представленных подписей не превышает 200, проводится полная проверка подписных листов.
    Если при выборочной проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица, учитывается только одна подпись.
    Недостоверными считаются:
    подписи лиц, не обладающих правом участвовать в собрании (сходе), конференции на день их проведения либо указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения привлеченного к работе специалиста, эксперта;
    подписи участников собрания (схода) граждан без указания всех требующихся сведений;
    подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что участник собрания (схода) не расписывался собственноручно в соответствующем подписном листе. Подложность подписи устанавливается письменным подтверждением участника собрания (схода), направленным в рабочую группу.
    Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему правом участвовать в собрании (сходе), конференции.
    В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 15 процентов от числа проверенных подписей представительный орган местного самоуправления выносит постановление об отказе в проведении собрания (схода).
    Обстоятельства, исключающие проведение собраний (сходов), конференций граждан
    1.Собрание (сход), конференция граждан не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, включающей территорию соответствующего муниципального образования либо ее часть.
    2.Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого повторное проведение собрания (схода), конференции по аналогичным вопросам не допускается. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального обнародования решения собрания (схода), конференции граждан.
    3.Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение собрания (схода), конференции граждан, кроме указанных в настоящей статье.
  3. Глава II.Полномочия собраний (сходов), конференций граждан

  4. Статьи Закона с 5 по 10 перенумерованы на статьи 7 - 12 соответственно. - Закон Липецкой области от 09.08.1999 N 36-ОЗ (второй созыв).
    Полномочия собраний (сходов), конференций граждан
    1.На собрание (сход), конференцию граждан, созываемые представительным органом местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения соответствующей территории:
    формы осуществления местного самоуправления;
    принятие устава (положения) о местном самоуправлении и внесение в них изменений;
    структура органов местного самоуправления;
    абзац исключен. - Закон Липецкой области от 09.08.1999 N 36-ОЗ (второй созыв);
    заслушивание отчетов руководителей и других должностных лиц самоуправления поселения, комитета общественного самоуправления, в том числе об использовании внебюджетных фондов и муниципального имущества;
    решение в установленном порядке вопросов административно - территориального устройства;
    решение других вопросов в соответствии с действующим законодательством и уставами муниципальных образований.
    Собранием (сходом) граждан могут осуществляться полномочия представительного органа местного самоуправления, предусмотренные пунктом 6 статьи 15 областного закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Липецкой области".
    2.На собрание (сход), конференцию граждан, являющихся формой осуществления территориального общественного самоуправления, могут выноситься следующие вопросы:
    избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них;
    утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
    решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения и затрагивающих интересы населения соответствующей территории в соответствии с действующим законодательством.
  5. Глава III.Подготовка и проведение собрания (схода), конференции граждан

  6. Подготовка и проведение собрания (схода), конференции граждан
    Подготовка и проведение собрания (схода), конференции граждан обеспечивается главой соответствующей администрации, старостой данного населенного пункта или иными лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
    Дата проведения собрания (схода), конференции граждан
    О дате, месте, времени, повестке дня собрания (схода), конференции граждан инициаторы его проведения оповещают население не позднее чем за 5 дней до проведения собрания (схода), конференции, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, поквартирные (подворные) обходы, объявления и иные возможные средства.
    Правомочность собрания (схода), конференции граждан
    1.Собрание (сход) граждан является правомочным, если в нем принимает участие более половины граждан от числа жителей, проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом.
    Конференция граждан правомочна, если в ее работе принимают участие не менее 2/3 представителей, избранных в порядке, установленном настоящим законом.
    2.Пункт исключен.
    Проведение собрания (схода), конференции граждан
    1.Перед открытием собрания (схода), конференции граждан проводится обязательная регистрация их участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства и номера паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина.
    2.Регистрацию участников собрания (схода), конференции граждан осуществляют ответственные за подготовку и проведение собрания (схода), конференции лица, назначаемые инициатором собрания (схода), конференции.
    3.Для ведения собрания (схода), конференции граждан и их протоколов избираются президиум или председатель и секретарь собрания (схода), конференции, а в случае необходимости - счетная комиссия. Повестка дня утверждается большинством голосов от числа присутствующих участников собрания (схода), конференции граждан.
    4.В протоколе указывается дата и место проведения собрания (схода), конференции, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании (сходе), конференции, число присутствующих, состав президиума или фамилия, имя, отчество председателя и секретаря собрания (схода), конференции, повестка дня, краткое содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.
    Список присутствующих заверяется ответственными лицами за регистрацию и прилагается к протоколу собрания (схода), конференции.
    5.Протокол, составленный в двух экземплярах, подписывают председатель и секретарь собрания (схода), конференции, один экземпляр его передается в представительный орган местного самоуправления, второй - остается у руководителя местного самоуправления (главы, старосты).
    Решение собрания (схода), конференции граждан
    1.Решения собрания (схода), конференции граждан по вопросам повестки дня принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан (за исключением вопросов, указанных в абзаце 2 настоящего пункта) и направляются соответствующим представительным органам местного самоуправления, главе местной администрации, руководителям задействованных в решении предприятий, учреждений и организаций, расположенных на данной территории.
    Решения собрания (схода), конференции по вопросам принятия устава о местном самоуправлении, внесения в него изменений принимаются не менее чем 2/3 голосов от числа присутствующих граждан.
    Решение, принятое на собрании (сходе), конференции, созванном представительным органом местного самоуправления, в пределах их компетенции, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на соответствующей территории, а также граждан.
    2.Решение, принятое на собрании (сходе), конференции граждан, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления обязан принять такой акт.
    Решение, принятое на собрании (сходе), конференции граждан, являющимися формой осуществления территориального общественного самоуправления, имеет обязательный характер для органов территориального общественного самоуправления, граждан, проживающих на соответствующей территории.
    3.Изменения и дополнения в решение, принятое собранием (сходом), конференцией граждан, могут вноситься только самим собранием (сходом), конференцией.
    4.Решения собрания (схода), конференции граждан и информацию о их выполнении глава местной администрации, представительный орган, орган территориального общественного самоуправления доводят доступными способами (с учетом местных условий) до сведения населения соответствующей территории не позднее 10 дней с момента принятия решения.
    5.Собрания (сходы), конференции граждан вправе обращаться с предложением в государственные и общественные органы, на предприятия, учреждения, организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть данные предложения и о принятых мерах сообщить в соответствующий орган местного самоуправления.
    Глава местной администрации, представительный орган, орган территориального общественного самоуправления доводят полученную информацию доступными способами до сведения населения соответствующей территории.
    6.Решение, принятое на собрании (сходе), конференции граждан, может быть обжаловано в судебном порядке в случаях противоречия действующему законодательству или нарушения законности порядка, установленного настоящим законом, при проведении собрания (схода), конференции.
    Финансирование собрания (схода), конференции граждан
    Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода), конференции граждан, по вопросам, предусмотренным пунктом 1 статьи 7 настоящего закона, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.
  7. Глава IV.Заключительные положения

  8. Вступление в силу настоящего областного закона
    Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования в областной газете "Липецкая газета".
    Глава администрации
    Липецкой области
    М.Т.НАРОЛИН
    Липецк
    7 октября 1996 года
    N 50-ОЗ