-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Ленинградская область
Приказ от 12 сентября 2000 года № 149
Об Инструкции о работе архива учреждения технической инвентаризации на территории Ленинградской области
- Принят
- Государственным учреждением «Ленинградское областное управление инвентаризации и оценки недвижимости»
12 сентября 2000 года
1.Утвердить Инструкцию о работе архива учреждения технической инвентаризации на территории Ленинградской области.
2.Понитковой Ю.Е., секретарю-референту управления "Леноблинвентаризация", довести настоящий приказ до сведения начальников районных, городских управлений технической инвентаризации Ленинградской области.
3.Начальникам районных, городских управлений технической инвентаризации Ленинградской области:
3.1.Ознакомить своих работников с вышеуказанной инструкцией и руководствоваться ею при работе с архивными документами.
3.2.Разработать и утвердить номенклатуру дел, где определить срок хранения каждого дела.
Начальник Ленинградского областного
управления инвентаризации и оценки
недвижимости
В.В.Дубинин
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Архивное управление Приказом управления Санкт-Петербурга "Леноблинвентаризация"
и Ленинградской области
от 25.08.2000 N 8 п. 5.8 от 12.09.2000 N 149
ИНСТРУКЦИЯ О РАБОТЕ АРХИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Санкт-Петербург 2000 год
При разработке Ленинградским областным управлением инвентаризации и оценки недвижимости использованы:
- Инструкция о работе Архива бюро технической инвентаризации, принятая Российским государственным союзом предприятий, организаций и объединений жилищно-коммунального хозяйства к введению в действие с 1 января 1991 года;
- Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.97 г. N 1301;
- Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах;
- Положение об Архивном фонде Российской Федерации, Положение об архивах и реестре архивов организаций технической инвентаризации, государственном учете документов и экспертных архивных комиссиях, утвержденные приказом Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 19.01.2000 г. N 6.
I.Общие положения
1.1.Настоящая инструкция устанавливает правила работы архива документов учреждения технической инвентаризации.
1.2.Основными задачами архива являются:
- приемка, хранение, учет инвентаризационно-технической и правоустанавливающей документации, сформированной в инвентарные и приватизационные дела;
- выдача документов в производство, контроль за их использованием и возвратом;
- списание инвентарных дел;
- выдача собственникам, пользователям, владельцам и государственным органам сведений, содержащихся в инвентаризационно-технической документации.
1.3.В Архиве учреждения технической инвентаризации:
- обеспечивается постоянное хранение инвентарных дел (с правоустанавливающими документами или копиями с них) на существующие объекты. При уничтожении объекта по причине сноса, пожара, стихийного бедствия или по иным обстоятельствам, "погашенные" инвентарные дела хранятся 5 лет;
- производится списание дел по истечении срока хранения;
- производится ежегодная инвентаризация инвентарных дел и иной документации;
- регистрируются в специальном журнале материалы оперативного фонда;
- предусматривается учет и контроль сохранности материалов.
1.4.Архивы учреждений технической инвентаризации относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации.
Под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.<*>
Под архивом учреждений технической инвентаризации Ленинградской области понимается совокупность документов, отражающих местоположение, техническое состояние, стоимость и принадлежность объектов недвижимости, а также место приема и хранения архивных документов в интересах пользователей.
Под архивным документом понимается документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника, владельца, пользователя.<**>
-------------------------------
<*> - ст. 1 абз. 3 "Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах" от 07.07.93 г.
<**> - ст. 1 абз. 2 "Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах" от 07.07.93 г.
II.Основное хранилище
1.Требования к помещению и оборудованию
1.1.Помещение основного хранилища (архива) должно быть изолированным от других помещений, сухим, безопасным в пожарном отношении. Оконные проемы должны быть защищены металлическими решетками, один из оконных проемов должен быть оборудован открываемой решеткой с замком, на случай оперативного выноса документов в случае пожара.
Входные двери основного хранилища должны обшиваться стальным листом по асбестовой прокладке. Стены и потолок помещения должны отделываться несгораемыми материалами.
Электропроводка в помещении должна быть скрытой, открытая проводка осуществляется в металлических рукавах или трубах. После окончания работы электропроводка, кроме аварийного освещения, обесточивается общим рубильником.
Устройство естественной вентиляции должно исключать попадание влаги в помещение. В нерабочее время естественная вентиляция должна прерываться.
При невозможности оборудования помещения противопожарной и охранной сигнализацией руководитель предприятия своим приказом устанавливает соответствующие охранные меры.
1.2.Архивохранилище оборудуется стеллажами с ячейками, высота которых должна обеспечивать хранение дел в вертикальном положении.
В хранилище поддерживается положительная температура от 14 до 20 градусов и относительная влажность от 50 до 65%.
Материалы хранения должны быть защищены от прямого попадания солнечных лучей.
Для хранения особо ценных дел должны использоваться засыпные шкафы. Архивохранилище должно быть снабжено лестницей-стремянкой, пылесосом, ящиком с песком и огнетушителем.
Сухая обработка пола (подметание) запрещается. Необходимо проводить влажную обработку пола с применением 1%-ного раствора формалина.
Уборка помещения производится в присутствии работника архива.
2.Материалы основного хранения
2.1.Материалы основного хранения:
- инвентарные дела на объекты недвижимости,
- материалы по приватизации жилищного фонда,
- сводные инвентарные планы (или генпланы) для инженерных коммуникаций и благоустройства,
- комплекты чертежей планов (схем) городов, поселков, сельских населенных пунктов, сброшюрованные или в виде отдельных чертежных листов специального назначения,
- книга учета уничтоженных дел,
- материалы статистической отчетности и другие единицы хранения.
Перечень материалов основного хранения может дополняться руководителем организации.
Поступающие в основное хранилище единицы хранения (инвентарные дела, комплекты чертежей и т. д.) должны иметь четкое наименование, позволяющее отнести их к тому или иному виду основных фондов.
2.2.Порядок приемки, учета и хранения дел.
2.2.1.К основному хранению принимаются инвентарные дела законченные, оцененные и сброшюрованные в твердые папки.
Листы, входящие в инвентарное дело, должны быть пронумерованы с выполнением их описи.
Скрепление листов инвентарного дела металлическими дипилями не допускается.
2.2.2.Стоимость инвентарного дела определяется по расчету, составленному исполнителем, исходя из затрат на его разработку, проверяется бухгалтером и утверждается руководителем учреждения.
Стоимость дел, ранее принятых на хранение без оценки, определяется инвентаризационной комиссией при проведении инвентаризации архива.
Первоначальная стоимость инвентаризационного дела указывается в левом верхнем углу оборота обложки. Последующие затраты, связанные с внесением результатов текущей инвентаризации, плюсуются к первоначальной стоимости, а новая стоимость записывается под первоначальной нарастающим итогом.
2.2.3.Инвентарное дело на строение (сооружение) разделяется на три отдельно сброшюрованные группы документов.
К первой группе отнесены материалы последней по времени инвентаризации, расположенной в следующей последовательности:
- технический паспорт;
- план или схема земельного участка;
- поэтажные планы;
- экспликации к поэтажному плану.
Ко второй группе документов относятся все правоустанавливающие документы или копии с них, сброшюрованные в хронологическом порядке.
К третьей группе относятся полевые материалы (абрисы, расчеты площадей земельного участка, акты технического обследования, справки, описи текущих изменений, материалы предшествующих инвентаризаций и т. п.), расположенные в указанной выше последовательности и подшиваемые в хронологическом порядке. Документы, утратившие значение в связи с их заменой, должны содержать отметку: "Погашено. Дата. Подпись".
Извлечение документов из всех групп инвентарного дела после их подшивки не допускается.
2.2.4.Учет принятых инвентарных дел производится путем их внесения в книгу учета вновь сформированных дел (приложение 1) и в инвентарную книгу (приложение 2).
Книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью руководителя и печатью учреждения.
Обязательным требованием при велении инвентарных книг является указание даты, инвентарного номера, наименования объекта, адреса и назначения.
Комплекты чертежей и планов, отдельные листы специального назначения регистрируются в инвентарной книге на объекты внешнего благоустройства, сетей и сооружений (приложение 3).
2.2.5.Инвентарные номера сформированным делам присваиваются нарастающим итогом по мере их поступления.
Присвоенный инвентарный номер проставляется в левом верхнем углу заглавной обложки дела.
Инвентарные номера дел, хранящихся с разграничением по населенным пунктам, должны быть проставлены в виде дроби: в числителе дроби указывается инвентарный номер, а в знаменателе условный номер населенного пункта. Условные номера населенных пунктов рекомендуется принимать в соответствии с почтовой индексацией.
Инвентарным делам на квартиры необходимо присваивать номера, состоящие из инвентарного номера жилого дома и номера квартиры (например 401-45).
2.2.6.Инвентарные дела, погашенные по причинам сноса, уничтожения при пожаре, стихийном бедствии или аварии объекта, исключаются из инвентарной книги. Причем в графе "Примечания" инвентарной книги делается запись, с указанием даты и объяснением причины погашения инвентарного дела.
Инвентарный номер снесенного строения остается свободным и не присваивается другим объектам. Учет таких номеров ведется в инвентарной книге.
3.Порядок выдачи, контроль за использованием и возвратов дел
3.1.Выдача инвентарных дел из основного хранилища производится по письменному разрешению руководителя или уполномоченных им лиц (главных специалистов). В разрешении указывается цель выдачи и кому. Получатель дела обязан указать срок его возврата.
На каждое инвентарное дело ведется карточка учета выдачи и возврата инвентарного дела (приложение 4). Карточка должна храниться в инвентарном деле, а при его выдаче из архива оставляется на месте хранения инвентарного дела.
3.2.Контроль за выдачей и возвратом инвентарных дел ведется по записям в журнале учета выдачи и возврата инвентарных дел (приложение 5).
Специалист архива, ответственный за выдачу дел, обязан вести контроль за соблюдением сроков и ежемесячно сообщать начальнику учреждения технической инвентаризации обо всех случаях задержки возврата выданных дел.
Виновные в утрате или порче материалов обязаны возместить стоимость их восстановления, которая определяется согласно п. 2.2.2 настоящей инструкции.
3.3.Выдача копий инвентарно-технической документации из инвентарного дела производится только собственнику, владельцу или доверенным от них лицам и по запросам правоохранительных органов, органов исполнительной власти.
3.4.Для контроля сохранности и полноты материалов, возвращаемых в основное хранилище, а также для создания возможности восстановления дел, необходимо создавать электронный архив, хранение которого осуществляется в областном управлении инвентаризации.
4.Сроки хранения, порядок списания инвентарных дел и ревизия архива
4.1.Постоянному бессрочному хранению в архивах учреждений технической инвентаризации подлежат:
- схематические и инвентарные планы городов, поселков и кварталов;
- инвентарные дела на здания и сооружения, принятые ранее или стоявшие на государственной охране;
- списки зданий и сооружений, являющихся памятниками истории и архитектуры, а также принятых (принимаемых) на государственную охрану или имеющих историко-архитектурную ценность, предоставляются в учреждения технической инвентаризации управлениями культуры и органами по охране памятников.
Утверждение результатов отбора и экспертизы дел и документов учреждений технической инвентаризации, передаваемых на хранение в государственные архивы, производится специальными комиссиями с участием представителей архивной службы. Переданные Госархиву материалы фиксируются в книге учета дел, переданных в государственные архивы (приложение 14).
При ликвидации учреждений технической инвентаризации документы бессрочного хранения должны; передаваться правопреемнику или в государственные архивы по решению специальной комиссии с участием представителя Архивного управления.
4.2.Постоянному срочному хранению в архиве подлежат:
- инвентарные дела с правоустанавливающими документами или копиями с них на существующие объекты недвижимости. В случае уничтожения объекта недвижимости погашенные инвентарные дела хранятся в архиве учреждения 5 лет;
- обветшавшие инвентарные книги, срок хранения которых устанавливается решением начальника учреждения технической инвентаризации на период справочной потребности в них, но не менее 5 лет.
4.2.1.По истечении срока хранения основные показатели инвентарного дела записываются в книгу учета уничтоженных дел (приложение 6), с обязательной отметкой в графе 4 всех адресов, которые о свое время присваивались объекту недвижимости.
4.2.2.Списание дел к уничтожению производится на основании акта, составленного комиссией, назначаемой приказом начальника учреждения технической инвентаризации (номер приказа о создании комиссии и дата акта указываются в графе 17 книги уничтоженных дел). Акты на списание и уничтожение инвентарных дел хранятся в бухгалтерии учреждения технической инвентаризации.
4.2.3.В целях проверки наличия, состава, состояния и сохранности инвентарных дел основного хранения должна проводиться ежегодная инвентаризация. Инвентаризация проводится комиссией, назначаемой приказом начальника учреждения технической инвентаризации. Инвентаризация архива проводится в соответствии с "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". Приложение к приказу МФ РФ от 13 июля 1995 г. N 49.
В состав комиссии включаются: специалист архива, руководитель организации технической инвентаризации, главный бухгалтер и главный специалист.
При проведении инвентаризации инвентарная опись не составляется, а делается отметка о наличии ведения по инвентарным делам в инвентарной книге. Количество и стоимость инвентарных дел основного хранения на дату проведения инвентаризации указывается в инвентарной книге.
По итогам составляется ведомость по приложению 5 к письму Минфина от 30.12.82 г. N 179.
Стоимость инвентарных дел основного хранения отражается в балансе учреждения технической инвентаризации отдельной строкой.
III.Оперативный фонд
1.Материалы оперативного доступа и хранения
1.1.Оперативный фонд предназначен для уменьшения обращений к материалам основного хранения и включает в себя:
- книги учета вновь вписанных дел (приложение 1);
- инвентарные книги (приложения 2, 3);
- реестровые книги (реестр) (приложение 7);
- алфавитную картотеку или алфавитный журнал владельцев и собственников (приложения 8, 9);
- статистические картотеки на строение (приложение 12);
- книги учета самовольного строительства (приложение 11);
- книги учета бесхозяйных строений и сооружений (приложение 13);
- книги учета сносимых строений (приложение 6);
- объемная книга (приложение 10);
- книгу учета, переданных дел в государственные архивы (приложение 14).
1.2.Оперативный фонд должен позволять быстрый поиск требуемой информации без обращения к материалам основного хранения.
Для достижения указанных целей руководитель организации технической инвентаризации вправе формировать любые другие материалы оперативного фонда, а также разрабатывать и внедрять новые способы хранения, поиска и выдачи информации, в том числе справочно-информационную базу данных на электронных носителях.
1.3.Материалы оперативного фонда (инвентарные книги, реестровые книги и т. п.) регистрируются в специальном журнале делопроизводства. Форма журнала должна предусматривать учет, контроль сохранности материалов.
1.4.Инвентарные книги на домовой фонд (приложение 2) содержат наименование здания по использованию (жилой дом со встроенным магазином) и фонд собственности (графа 6: государственная, муниципальная и т. д.). Запись в графе 6 юридического значения не имеет и корректируется по результатам инвентаризации.
Наличие данных записей позволяет делать статистические выборки объектов по использованию и принадлежности.
Инвентарные книги являются доказательным документом о наличии дел, хранящихся в архиве. Для целей доказательства существования объекта и его принадлежности инвентарная книга не используется.
1.5.Книги учета (реестровые) (приложение 7) предназначены для регистрации объектов недвижимости по принадлежности. Запись в книге учета (реестровой) имеет юридическое значение для установления владельца объекта на дату регистрации и исчисления сроков.
Книги учета (реестровые) ведутся по следующим видам основных фондов:
- жилые здания;
- здания гражданского назначения;
- сооружения;
- передаточные устройства.
Книги учета (реестровые) ведутся специалистом, назначаемым приказом руководителя учреждения технической инвентаризации.
Ведение реестровых книг по алфавиту улиц позволяет оперативному поиску информации о принадлежности объектов недвижимости при наличии адреса.
1.6.Алфавитный журнал (приложение 8) или алфавитная карточка (приложение 9) владельцев объектов предназначены для получения информации о принадлежности объекта и поиска соответствующих материалов основного хранения в случае, когда местонахождение объекта заранее не известно.
Алфавитные карточки заполняются на всех владельцев и размещаются в ящиках в алфавитном порядке, причем на одного владельца ведется одна алфавитная карточка с перечнем всех принадлежащих ему объектов. На лицевой стороне ящиков делаются надписи с указанием начальных букв наименований владельцев.
Алфавитные карточки на снесенные объекты и карточки выбывших владельцев погашаются с указанием даты и оснований, изымаются из действующей картотеки и хранятся не менее 5 лет в отдельном ящике, в алфавитном порядке. По аналогу ведутся записи по выбывшим владельцам и в алфавитном журнале.
1.7.Статистические карточки (приложение 12) необходимы для получения инвентаризационно-технической информации, позволяют снизить число обращений к материалам основного хранения.
Статистические карточки составляются исполнителем инвентаризационно-технических работ на каждый объект, корректируются по результатам текущей инвентаризации и хранятся в ящиках в порядке инвентарных номеров.
Статкарточки на снесенные объекты погашаются с указанием даты и оснований, изымаются из действующей картотеки и хранятся не менее 5 лет в отдельном ящике по инвентарным номерам.
1.8.Книга учета самовольно возведенного строительства (приложение 11) ведется в хронологическом порядке выявления эксплуатируемых и не принятых государственной комиссией объектов.
Самовольное возведение строений, не являющихся самостоятельными инвентарными объектами (пристроек, гаражей и др. принадлежностей главной вещи, т. е. строений основного назначения), а также перепланировки помещений, в данной книге фиксируется в отдельном разделе.
1.9.Книга учета бесхозяйных объектов ведется по форме (приложение 13) аналогично книге учета самовольного строительства.
1.10.При наличии достаточной информационной базы данных на электронных носителях ведение алфавитных и статистических карточек не требуется, если сохранность носителей дублируется одной копией.
2.Порядок выдачи и контроль за информацией, выдаваемой из архива
2.1.Архив организации технической инвентаризации вправе выдавать копии инвентаризационно-технических документов, справки установленного образца (приложения 15, 16, 17, 18, 19, 20) собственникам, владельцам объектов или их доверенным лицам.
2.2.Снятие и выдача копий с копий документов запрещается.
2.3.Информация о конструктивных и планировочных особенностях отдельных зданий и сооружений (следственные изоляторы, учреждения исполнения наказаний, судов, милиции, прокуратуры, банков, музеев и т. д.) является закрытой, формируется и выдается только по письменному запросу собственника объекта.
2.4.Информация об учтенных объектах предоставляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
2.5.Информация о лицах, несущих бремя по содержанию объекта, предоставляется в указанном порядке только:
- собственнику (владельцу) объекта;
- физическому и юридическому лицу, получившему доверенность
от собственника (владельца);
- наследникам по закону и завещанию.
В соответствии с законами Российской Федерации информация а виде описания объекта, принадлежности и стоимости предоставляется по надлежаще оформленным запросам:
- правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам;
- органам государственной власти Ленинградской области и местного самоуправления;
- налоговым органам в пределах территории;
- иным организациям, определенным законодательством РФ.
Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архиве учреждений технической инвентаризации, выдаче не подлежат, информация с них выдается в виде копии.
2.6.Организации технической инвентаризации предоставляют информацию бесплатно учреждениям юстиции по регистрации прав на объекты недвижимости в объеме, необходимом для их работы.
2.7.Выдаваемые копии документов не должны приводить к возникновению споров между владельцами, поэтому необходимо указывать конкретно, для какой цели выданы документы.
2.8.Порядок выдачи документов должен быть детализирован руководителем учреждения технической инвентаризации.
2.9.Работники учреждений технической инвентаризации, подготавливающие и контролирующие выдаваемые документы, обязаны обращать внимание на соответствие документов результатам последней инвентаризации. Все возникшие изменения должны быть документально обоснованы.
Если в ранее выданных материалах и в материалах предыдущих инвентаризаций будет обнаружена ошибка, то контролирующее лицо обязано внести запись об этом в примечаниях к выдаваемым материалам. Исправления материалов предыдущих инвентаризаций не допускаются.
Особое внимание должно уделяться обоснованию границ землепользовании, классификации помещений и их площадям, литеровке и адресу объекта. Выдаваемые документы по вопросам споров должны содержать ссылки на обосновывающие документы. Если в инвентаризационном документе таких ссылок нет, то руководитель учреждения технической инвентаризации имеет право внести их на основании других документов (заключений комиссий, постановлений органов исполнительной власти и др.).
При отсутствии физических границ землепользования (ограждений, граничных столбов) или документа, устанавливающего границы землепользования, контролирующее лицо обязано сделать запись: "границы показаны условно".
При неоднозначности классификации помещений, литеровки строения контролирующее лицо обязано сделать запись о том, что классификация и литеровка даны условно в учетно-статистических целях (а не в доказательных).
Выдача сведений о физическом износе части объекта инвентарного объекта неправомерна.
IV.Организация работы архива
3.1.Время работы архива должно устанавливаться исходя из условий удобства для населения.
3.2.Помещение для приема граждан и юридических лиц должно быть оборудовано справочной информацией о времени работы, порядке выдачи документов, тарифах на инвентаризационно-технические работы и услуги. На специальном стенде должны быть представлены образцы документов в соответствии с их назначением.
3.3.При значительных объемах работ по выдаче документов рекомендуется оборудовать кассовое помещение с установкой кассового аппарата.
3.4.При разбросанности сельских населенных пунктов на значительной территории или больших объемах инвентаризационно-технических работ формирование оперативного фонда и выдачу документов следует предусмотреть непосредственно в администрациях волостей.
3.5.Круг лиц, имеющих доступ в архив, ограничен. В случае отсутствия работника архива (на время отпуска, болезни) руководитель учреждения технической инвентаризации приказом назначает другого работника, несущего ответственность за выдачу дел из архива.