Ленинградская область
Приказ от 21 августа 2012 года № 45

Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на 2012-2014 годы»

Принят
Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской обл.
21 августа 2012 года
    В целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, и обеспечения устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области приказываю:
    1.Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на 2012-2014 годы".
    2.Отделу развития животноводства, звероводства и птицеводства обеспечить выполнение вышеуказанной ведомственной целевой программы.
    3.Отделу финансов и бухгалтерской отчетности предусматривать в бюджетных заявках средства для финансирования мероприятий вышеуказанной ведомственной целевой программы.
    4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета - начальника департамента развития сельского хозяйства Бутусова Д.В.
    Вице-губернатор Ленинградской области -
    председатель комитета по агропромышленному
    и рыбохозяйственному комплексу
    С.В.Яхнюк
    ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "РАЗВИТИЕ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ
    КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
    НА 2012-2014 ГОДЫ"
    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
  1. Наименование главного распорядителя бюджетных средств Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области
    Наименование ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на 2012-2014 годы"
    Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта Вице-губернатор Ленинградской области председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу "___" _________ 2012 год N __________
    Обоснование разработки ведомственной целевой программы Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446, в редакции постановления Правительства от 22.02.2012 N 137) Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.03.2012 N 173 "Об утверждении программы по развитию семейных животноводческих ферм" Постановление Правительства Ленинградской области от 29.06.2006 N 206 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Ленинградской области" Областной закон "О развитии сельского хозяйства в Ленинградской области" от 12.12.2007 N 177-оз Постановление Правительства Ленинградской области от 20.05.2010 N 125 "Об утверждении Порядка финансирования из областного бюджета Ленинградской области мероприятий по поддержке агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области"
    Соответствие ведомственной целевой программы задачам социальноэкономического развития Ленинградской области Программа соответствует задачам "Концепции устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Губернатора Ленинградской области от 28.11.2011 N 559-рг, в частности, пункту 4.2 "Диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения": - создание на сельских территориях максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости; - поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные личные подсобные хозяйства
    Цели ведомственной целевой программы Увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, создание условий их обеспечения, дальнейшего развития и распространения на территории Ленинградской области Достижение указанной цели позволит увеличить поголовье сельскохозяйственных животных фермерскими хозяйствами, нарастить производство сельскохозяйственной продукции, распространить передовой опыт организации семейных ферм, развить кооперацию и интеграцию крестьянских (фермерских) хозяйств, способствовать занятости населения
    Задачи ведомственной целевой программы Задачей Программы является поддержка проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств: - крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности или конематок (20-100 голов и выше); - овец, коз и других сельскохозяйственных животных (50-300 голов и выше); - птицеферм (1000 голов и выше) со сроком окупаемости проектов не более 8 лет
    Численность целевой группы населения Ленинградской области, на которую ориентирована ведомственная целевая программа На 01.01.2012 в Ленинградской области официально числилось 796 крестьянских (фермерских) хозяйств
    Целевые индикаторы и показатели Целевой показатель: создание 27 новых семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств
    Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы Реализация программы обеспечит: - увеличение семейных животноводческих ферм на 27 единиц; Дополнительно получить: - молока - 4100 тонн в год, в т.ч. козьего 2000 т; мяса - 43 т в год; - крупного рогатого скота - 530 голов, в т.ч. коров 350; - конематок - 6 голов; - овец и коз - 4795 голов, в т.ч. маточное поголовье - 2900; - домашней птицы - 3000 голов; - 81 новое рабочее место (3 рабочих места на одно крестьянское (фермерское) хозяйство)
    Содержание и сроки выполнения основных мероприятий программы Комплекс мер, направленных на реализацию целей и задач программы, включает в себя следующие мероприятия: - Предоставление гранта на развитие семейных животноводческих ферм (срок выполнения мероприятий программы 2012-2014 гг.)
    Объемы финансирования ведомственной целевой программы Областной бюджет, всего - 195,2 млн руб.: в том числе: в 2012 году - 53,1 млн руб.; в 2013 году - 64,6 млн руб.; в 2014 году - 77,5 млн руб. Собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств, всего - 130,2 млн руб.: в том числе: в 2012 году - 35,4 млн руб.; в 2013 году - 43,1 млн руб.; в 2014 году - 51,7 млн руб.
    Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы Оценка эффективности проводится по методике Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Механизм: Изучение, обобщение опыта и оценка эффективности реализации проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области Аналитический показатель: Создание 27 новых ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области, в т.ч. в 2012 г. - 8, 2013 г. - 9, 2014 г. - 10 животноводческих ферм на основе конкурсного отбора Участников Программы
    Предполагаемый способ проведения мониторинга (контроля) результативности ведомственной целевой программы Оценка результатов реализации программы и контроль за выполнением мероприятий осуществляются комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Мониторинг результативности программы осуществляется ежеквартально путем сопоставления фактических результатов с плановыми показателями Отчет о реализации мероприятий данной программы, достижении показателей эффективности в соответствии с планом мероприятий представляется комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности, в комитет финансов Ленинградской области ежеквартально в сроки, установленные для представления бюджетной отчетности
  2. 1.Термины и определения, используемые в Программе
    В настоящей Программе используются следующие понятия и термины:
    Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х) - объединение граждан, связанных родством и(или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
    Семейная животноводческая ферма - производственный объект, предназначенный для выращивания и содержания сельскохозяйственных животных, находящийся в собственности или пользовании К(Ф)Х.
    Развитие семейной животноводческой фермы - строительство или модернизация семейной животноводческой фермы, в том числе ее проектирование, возведение, ремонт, комплектация оборудованием и сельскохозяйственными животными.
    Грант - субсидия, предоставленная из средств областного бюджета Ленинградской области на счет главы К(Ф)Х, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с программой "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на 2012-2014 годы", в целях создания и развития на территории сельских поселений Ленинградской области семейных животноводческих ферм.
    Заявитель - дееспособный гражданин Российской Федерации, являющийся индивидуальным предпринимателем - главой К(Ф)Х, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области на 2012-2014 годы".
    Участники Программы - действующие К(Ф)Х, отобранные конкурсной комиссией для предоставления им грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
    2.Характеристика проблемы и необходимость ее решения
    Общая ситуация в животноводстве в последнее время претерпела значительные изменения. Большую роль в этих изменениях сыграла реализация Приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.
    Принятые меры по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации отечественного скотоводства и создать условия его роста, дать определенный импульс в решении проблем крестьянских (фермерских) хозяйств.
    Сложившаяся экономическая и институциональная среда развития сельского хозяйства в России тем не менее не в полной мере способствует дальнейшему развитию семейных животноводческих ферм. Сектор крестьянских (фермерских) хозяйств Ленинградской области имеет определенный потенциал для развития семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х.
    Вместе с тем ситуация с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств в Ленинградской области остается проблемной (табл. 1).
    Таблица 1
    Основные показатели развития крестьянских (фермерских)
    хозяйств Ленинградской области в 2006-2011 гг.
  3. Показатели Годы 2011 г. к 2006 г.
    2006 2007 2008 2009 2010 2011
    1. Валовая продукция сельского хозяйства
    Всего в ценах соответствующих лет, млн руб. 547,8 639,2 765,4 728,3 879,7 975,4 178,1
    в т.ч. растениеводство 326,4 368,4 445,7 398,4 493,2 636,3 194,9
    животноводство 221,4 270,8 319,7 329,8 386,5 339,1 153,2
    Удельный вес в валовой продукции сельского хозяйства, % 1,6 2,0 1,8 1,7 1,7 1,7 + 0,1 п. п.
    Индексы физического объема продукции, % к предыдущ. году 112,3 99,6 97,1 87,5 96,4 111,2 -
    2. Поголовье скота, тыс. гол.
    Крупный рогатый скот 2,4 2,5 2,1 2,0 2,0 2,3 95,8
    в т.ч. коровы 1,1 1,1 1,0 1,0 0,9 1,0 90,9
    Овцы и козы 1,5 1,8 1,3 1,0 2,3 2,3 153,3
    Лошади 1,6 1,5 1,4 1,2 1,2 1,3 81,2
    3. Производство основных видов животноводческой продукции
    Молоко, тыс. т 6,1 6,1 6,0 5,5 5,5 5,4 88,5
    Скот и птица, всего, тыс. т, ж. м. 0,9 1,3 1,7 1,3 1,4 1,0 125,0
    Удельный вес в общем объеме производства молока, % 1,1 1,1 1,1 1,0 1,0 1,0 - 0,1 п. п.
    Удельный вес в общем объеме производства скота и птицы на убой, % 0,5 0,8 0,8 0,6 0,6 0,4 - 0,1 п. п.
  4. На 01.01.2012 в Ленинградской области официально числилось 796 крестьянских (фермерских) хозяйств с общей площадью сельскохозяйственных угодий 58 тыс. гектар. Несмотря на положительную динамику производства продукции сельского хозяйства в К(Ф)Х их удельный вес в итоговых показателях по области остается низким: по всем видам продукции - 1,7%, в производстве молока - 1,0%, скота и птицы на убой - 0,4%. При этом удельный вес в производстве животноводческой продукции имеет тенденцию к падению. Сокращается, за исключением овец и коз, и поголовье скота. Производство молока в 2011 г. относительно 2006 г. сократилось более чем на 10%. Рост производства мяса был обеспечен за счет откорма свиней, но проблемы с африканской чумой свиней поставили под угрозу существование данной отрасли в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
    Развитие К(Ф)Х сдерживается рядом нерешенных проблем:
    1.Неразвитостью инженерной инфраструктуры, высокой стоимостью подготовки и присоединения хозяйственных объектов к инженерным сетям.
    2.Ограниченной доступностью К(Ф)Х к финансовым ресурсам.
    3.Недостаточной квалификацией глав К(Ф)Х в вопросах организации и управления агробизнесом.
    4.Отсутствием кооперации в решении проблем поставки сырья и материалов, сбыта готовой продукции.
    Вместе с тем дальнейшее развитие К(Ф)Х посредством создания на их базе семейных животноводческих ферм могло бы решить целый ряд важных экономических и социальных задач:
    - повысить уровень удовлетворения спроса населения на диетическую и экологически чистую продукцию;
    - способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
    - использовать в более полном объеме предпринимательский потенциал глав К(Ф)Х и содействовать повышению качества жизни их семей;
    - образовать определенное количество дополнительных рабочих мест;
    - создать прецедент и показать пример другим крестьянским (фермерским) хозяйствам.
    Однако на основе существующего тренда развития ситуации устранить негативные тенденции и решить обозначенные выше задачи не представляется возможным. В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер на основе программного подхода посредством реализации отраслевой ведомственной программы.
    3.Цели Программы
    Увеличение числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, создание условий их обеспечения, дальнейшего развития и распространения на территории Ленинградской области.
    Достижение указанной цели позволит увеличить поголовье сельскохозяйственных животных фермерскими хозяйствами, нарастить производство сельскохозяйственной продукции, распространить передовой опыт организации семейных ферм, развить кооперацию и интеграцию крестьянских (фермерских) хозяйств, способствовать занятости населения.
    4.Задачи Программы
    Для достижения данной цели необходимо решение задачи поддержки проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств:
    - крупного рогатого скота молочного и мясного направления продуктивности (далее - КРС) или конематок (20-100 голов и выше);
    - овец, коз и других сельскохозяйственных животных (50-300 голов и выше);
    - птицеферм (1000 голов и выше);
    со сроком окупаемости проектов не более 8 лет.
    Механизм:
    - строительство, реконструкция, модернизация, комплектация 27 новых животноводческих ферм в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
    5.Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
    В результате реализации Программы планируется создание в Ленинградской области 27 семейных животноводческих ферм по различным направлениям, что позволит дополнительно получить:
    - молока - 4100 тонн в год, в т.ч. козьего - 2000 т;
    - мяса - 43 т в год;
    - крупного рогатого скота - 530 голов, в т.ч. коров - 350;
    - конематок - 6 голов;
    - овец и коз - 4795 голов, в т.ч. маточное поголовье - 2900;
    - домашней птицы - 3000 голов;
    - 81 новое рабочее место (3 рабочих места на одно крестьянское (фермерское) хозяйство).
    6.Перечень и описание программных мероприятий
    Мероприятия программы реализуются за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
    Предоставление субсидий (грантов) осуществляется в случаях, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год, и порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.
    Мероприятие 1. Предоставление субсидий (грантов) на развитие семейных животноводческих ферм.
    Предоставление субсидий (грантов) осуществляется на конкурсной основе путем отбора претендентов комиссией, созданной в соответствии с нормативным актом комитета.
    Субсидия (грант) предоставляется на следующие цели:
    - разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
    - строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
    - строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
    - комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке продукции животноводства техникой и оборудованием, а также их монтаж;
    - покупку сельскохозяйственных животных.
    Максимальный размер субсидии (гранта) составляет 21,6 млн руб., компенсируется не более 60% затрат на развитие семейной животноводческой фермы. Собственные средства К(Ф)Х должны составлять не менее 40%, указанных в плане расходов. В качестве собственных средств К(Ф)Х могут предъявлять не более 30% несубсидированных кредитов.
    Порядок и условия проведения конкурсного отбора семейных животноводческих ферм, в том числе порядок объявления конкурса, перечень документов, подаваемых заявителем, определяются комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
    Отбор К(Ф)Х для создания на их базе семейных животноводческих ферм осуществляет Комиссия, созданная при Комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, в соответствии с требованиями Минсельхоза России.
    Предоставление субсидии (гранта) и размер субсидии (гранта) на развитие семейной животноводческой фермы конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства определяется конкурсной комиссией, созданной в соответствии с нормативным актом Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
    7.Обоснование расходов
    Настоящая Программа разработана в рамках Целевой программы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы" (утв. приказом Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. N 173). При этом К(Ф)Х может принимать участие не только в данной программе, но и во всех других мероприятиях, направленных на развитие фермерских хозяйств.
    Мероприятия программы реализуются за счет средств областного бюджета Ленинградской области.
    Предоставление субсидий осуществляется в случаях, установленных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий год, и порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.
    Государственная поддержка по предоставлению из бюджета Ленинградской области субсидий (грантов) на создание, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретение племенного и товарного скота, оборудования и техники для животноводческих ферм в 2012-2014 годах составит:
    всего - 195,2 млн руб.:
    в 2012 году - 53,1 млн руб.;
    в 2013 году - 64,6 млн руб.;
    в 2014 году - 77,5 млн руб.
    Собственные средства крестьянских (фермерских) хозяйств, всего - 130,2 млн руб. в том числе:
    в 2012 году - 35,4 млн руб.;
    в 2013 году - 43,1 млн руб.;
    в 2014 году - 51,7 млн руб.;
    в 2014 году - 54,3 млн руб.
    Объем средств в бюджете Ленинградской области предусмотрен Законом Ленинградской области от 05.12.2011 N 98-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
    Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета Ленинградской области на 2013-2014 годы будут уточняться при подготовке бюджета на очередной плановый и финансовый год.
    8.Методика оценки эффективности Программы
    8.1.Оценка эффективности Программы
    Оценка эффективности Программы осуществляется на основании методики, рекомендуемой в Целевой Программе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы" (утв. приказом Минсельхоза России от 6 марта 2012 г. N 173).
    Механизм:
    Изучение опыта по созданию и комплектации семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х.
    Аналитический показатель:
    Увеличение числа семейных животноводческих ферм в Ленинградской области, создаваемых в рамках Программы, на 27 животноводческих ферм на основе отбора участников.
    Проведение мониторинга:
    1.Предоставление информации от К(Ф)Х - участника программы, фактических и софинансируемых затратах, эффективности использования средств.
    2.Периодичность и формат предоставления информации.
    3.Анализ эффективности использования средств.
    8.2.Методика оценки эффективности Программы
    Методика предусматривает оценку экономической, социальной и бюджетной эффективности реализации Программы.
    Экономическая эффективность Программы определяется по формуле:
  5.                             k  = (P  - P   ) x 100,
                                 ek    i    i-1
        где:
        k   - коэффициент экономической эффективности;
         ek
        P  - объем реализации продукции К(Ф)Х в i-м году, тыс. руб.;
         i
        P    - объем  реализации  продукции  К(Ф)Х  в году, предшествующем i-му
         i-1
    году, тыс. руб.
        Показатель социальной эффективности Программы определяется по формуле:
                                k  = (N  / N   ) x 100,
                                 cz    i    i-1
        где:
        k    - коэффициент социальной эффективности;
         cz
        N   - количество созданных новых рабочих мест в К(Ф)Х в i-м году;
         i
        N     - количество рабочих мест в К(Ф)Х,  действовавших  на конец года,
         i-1
    предшествующего i-му году.
        Бюджетная эффективность Программы определяется по формуле:
                            k  = [(V  - V   ) / F   ] x 100,
                             bd     i    i-1     bdi
        где:
        k   - коэффициент бюджетной эффективности;
         bd
        V  - объем реализации продукции К(Ф)Х в i-м году, тыс. руб.;
         i
        V    - объем  реализации  продукции  К(Ф)Х  в году, предшествующем i-му
         i-1
    году, тыс. руб.;
        F    - объем бюджетного финансирования Программы в i-м году, тыс. руб.
         bdi
  6. 8.3.Система управления реализацией Программы
    Организацию управления Программой и контроль хода ее реализации осуществляет комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.
    Ответственным за реализацию мероприятий Программы является департамент по развитию сельского хозяйства, курирующий данное направление.
    Мониторинг за ходом реализации Программы и координацию деятельности подразделений комитета, учреждений и организаций, участвующих в реализации, осуществляет отдел прогноза и экономического мониторинга.
    Научно-методическое обеспечение реализации Программы и оказание консультационной помощи осуществляет отдел развития животноводства, звероводства и птицеводства.
    Финансирование программных мероприятий осуществляет отдел финансов и бухгалтерской отчетности.
    Формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет департамент по развитию сельского хозяйства.
    Отчет о ходе реализации мероприятий Программы заслушивается на заседании коллегии комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу не реже одного раза в год.