Курганская область
Постановление от 06 сентября 2011 года

О наложении штрафа на ОАО «Курганская генерирующая компания»

По делу № 49
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
06 сентября 2011 года
    Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Коновалов М.А.,
    рассмотрев на основании статьи 23.48 КоАП РФ и в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении № 49 и другие материалы дела об административном правонарушении № 137, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» (место нахождения: 64000, Курганская обл., г.Курган, пр.Конституции, д.29А, ИНН 4501122913),
    В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) дело об административном правонарушении № 137 возбуждено 22 августа 2011 года. Основанием для составления протокола об административном правонарушении № 49 явилось обнаружение должностным лицом факта совершения ОАО «Курганская генерирующая компания» действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.
    13 июля 2010 года в Курганское УФАС России обратилось ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа (место нахождения: г.Курган, ул.Куйбышева, д.171) с заявлением за вх. №3305, содержащим жалобу на действия ОАО «Курганская генерирующая компания» по установлению платы за тепловую энергию на горячее водоснабжение.
    В результате рассмотрения заявления, поступившего от ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа, возбуждено и рассмотрено дело № 73 о нарушении антимонопольного законодательства.
    Материалы дела № 73 о нарушении антимонопольного законодательства свидетельствуют о следующем.
    Между ОАО «Курганская генерирующая компания» и ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа заключен договор энергоснабжения № 1490 от 21 июля 2008 г. Согласно п.1.1 данного договора Энергоснабжающая организация (ОАО «Курганская генерирующая компания») подает Абоненту (ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа ) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Абонент принимает и оплачивает её в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных указанным договором.
    В соответствии с пунктом 6.1 договора энергоснабжения № 1490 оплата текущего потребления тепловой энергии производится абонентом без выставления Энергоснабжающей организацией счета-фактуры следующими периодами платежей:
    до 10-го числа месяца, в котором производится поставка, -в размере 30 % от договорного объема тепловой энергии текущего месяца согласно договору;
    до 20 числа месяца, в котором производится поставка, - в размере 30% от договорного объема тепловой энергии текущего месяца согласно договору.
    Окончательный расчет по факту потребления за расчетный период производится Абонентом до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании данных учета и сальдо между произведенными платежами и начислениями за потребление тепловой энергии по выставленному Энергоснабжающей организации счету — фактуре.
    В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
    Договор энергоснабжения является публичным договором.
    Частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
    Обязательным для сторон при заключении договоров энергоснабжения является Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 (далее по тексту — Порядок расчетов за тепловую энергию и природный газ).
    Согласно пункту 2 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ оплата потребителями тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:
    35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;
    50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
    оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий месяц.
    В силу пункта 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ положения данного нормативного акта не применяются в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг не установлена в договоре управления многоквартирными домами, а также в отношении организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии указанным потребителям, если доля поставки тепловой энергии в общем объеме поставляемых указанными организациями товаров и услуг составляет более 75 процентов.
    Взаимоотношения между ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа и собственниками жилых помещений по вопросам оплаты коммунальных услуг регулируются частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, которой предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, а также пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которым плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
    Включение в договор энергоснабжения условия предварительной оплаты тепловой энергии ущемляет интересы ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа, так как ТСЖ может оплатить поставленную тепловую энергию исключительно за счет платежей собственников.
    Из изложенного выше следует, что ОАО «Курганская генерирующая компания» необоснованно включило в договор энергоснабжения № 1490, заключенный с ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа, условие предварительной оплаты тепловой энергии, нарушив порядок оплаты, предусмотренный пунктом 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294.
    Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Действия ОАО «Курганская генерирующая компания», выразившиеся во включении в п.6.1 договора энергоснабжения № 1490 условия предварительного порядка оплаты тепловой энергии, противоречащего пункту 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
    Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ.
    Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
    Событие административного правонарушения установлено на основании решения по делу № 73 о нарушении антимонопольного законодательства.
    Совершение ОАО «Курганская генерирующая компания» действий, нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся во включении в п.6.1 договора энергоснабжения № 1490 условия предварительного порядка оплаты тепловой энергии, противоречащего пункту 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, является объективной стороной состава административного правонарушения.
    В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    ОАО «Курганская генерирующая компания» не представлены доказательства того, что предприятием были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм антимонопольного законодательства.
    На рассмотрение дела № 137 об административном правонарушении представлены письменные возражения ОАО «Курганская генерирующая компания» на протокол № 49 от 22.08.2011 г., в которых заявлено ходатайство об освобождении ОАО «Курганская генерирующая компания» от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения. ОАО «Курганская генерирующая компания» полагает, что п.6.1. договора энергоснабжения № 1490 является ничтожным с момента заключения договора и не подлежал применению, так как противоречил законодательству. В письменных возражениях ОАО «Курганская генерирующая компания» также сообщается, что фактически п.6.1. договора энергоснабжения № 1490 не исполнялся, ОАО «Курганская генерирующая компания» не выставляло ТСЖ № 4 Октябрьского РИКа требования предварительной оплаты поставленной тепловой энергии.
    Статьёй 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
    Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
    Объектом вмененного ОАО «Курганская генерирующая компания» правонарушения являются общественные отношения, связанные с установленной государством защитой прав и интересов лиц от злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на определенном товарном рынке.
    Путем включения в п.6.1 договора энергоснабжения № 1490 условия предварительного порядка оплаты тепловой энергии, противоречащего пункту 5 Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, ОАО «Курганская генерирующая компания» подвергло ограничению права и законные интересы граждан. Защита прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, гарантирована пунктом 5 ст. 2 ЖК РФ.
    Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, неблагоприятные правовые последствия заключаются во включении в договор энергоснабжения условия, нарушающего права и законные интересы граждан, а не в фактическом взимании предварительной оплаты тепловой энергии.
    В рассматриваемом случае имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, так как имеет место пренебрежительное отношение ОАО «Курганская генерирующая компания» к установленным правовым требованиям и публичным правовым обязанностям.
    В связи с этим возможность квалификации данного правонарушения в качестве малозначительного отсутствует.
    Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Курганская генерирующая компания», не установлены (ст.24.5 КоАП РФ).
    Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не выявлено (с.4.2 КоАП РФ).
    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено (с.4.3 КоАП РФ).
    Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
    Согласно отчету о прибылях и убытках ОАО «Курганская генерирующая компания» за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года совокупный размер суммы выручки общества составил 2 852 153 тыс.руб, в том числе от продажи тепловой энергии 1 174 071 тыс.руб., что составляет 41% от совокупного размера суммы выручки.
    Согласно справке ОАО «Курганская генерирующая компания» сумма выручки общества от осуществления деятельности по производству и передачи тепловой энергии на территории г.Кургана за 2009 год составила 1 052 905 тыс.руб.
    Одна сотая размера суммы выручки ОАО «Курганская генерирующая компания» от производства и передачи тепловой энергии на территории г.Кургана в 2009 году составляет 10 529 050 руб.
    Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки ОАО «Курганская генерирующая компания» от реализации всех товаров (работ, услуг) в 2009 году составляет 57 043 060 руб.
    Руководствуясь статьями 23.48, п.1 ч.1 ст.24.5, 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях
    1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Курганская генерирующая компания» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст 14.31 КоАП РФ.
    2.Наложить на общество с ограниченной ответственностью «Курганская генерирующая компания» административный штраф в размере 10 529 050 руб. (Десять миллионов пятьсот двадцать девять тысяч пятьдесят) рублей, что составляет одну сотую размера суммы выручки ОАО «Курганская генерирующая компания» от производства и передачи тепловой энергии на территории г.Кургана за 2009 год.
    В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
    Реквизиты счета:
    ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 4010181000000001002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г.Курган БИК 043735001.
    Назначение платежа:
    161 1 16 02010 01 0000 140; 37401000000;
    Оплата штрафа по постановлению № 52 за нарушение антимонопольного законодательства, ст.14.31 КоАП РФ.
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.