В отношении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды
Курганская область
Решение от 24 марта 2010 года
В отношении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды
По делу № 3
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
24 марта 2010 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председатель комиссии:
Коновалов М.А. - заместитель руководителя управления,
члены комиссии:
Харина Н.М.. - начальник отдела;
Счастливова М.А.- государственный инспектор
в отсутствии представителя заявителя ООО "Бизнес Центр" (уведомлен должным образом - заказным письмом с уведомлением),
в присутствии представителя ответчика: Савина Д.Б. (доверенность от 14.04.2010 г. № 01-03/53),
рассмотрев дело № 3, возбужденное в отношении Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Курганской области по признакам нарушения п. 3 ч .1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции»
Через прокуратуру Курганской области в Курганское УФАС России поступило заявление от директора ООО "БизнесЦентр" на действия Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Курганской области при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, состоявшегося 14.10.2009 года.
Заявитель считает незаконным снятие лота № 8 с процедуры проведения аукциона, поскольку до участия в аукционе по данному лоту было допущено три участника, в процессе торгов максимальная цена контракта была поднята до 13 млн. рублей. Однако, в момент оглашения предложенной цены, председатель аукционной комиссии снял данный лот, объяснив это тем, что дальнейшее проведение торгов экономически нецелесообразно.
Таким образом, по мнению заявителя, были нарушены права участников, а бюджет был лишен дополнительного финансирования.
Из пояснений представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды следует, что:
аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесных участков проведен в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 23.06.2009 г. № 584 утверждена комиссия по проведению аукциона;
по указанным аукционным единицам № 5, 8, 9 все заявители были допущены до участия в аукционе (по лоту № 5 поступило две заявки от ООО "Тюменский фанерный завод", ГУП Курганской области "Катайский лесхоз"; по лоту № 8 поступило три заявки от ООО "БизнесЦентр", ООО "ЛПА" и ГУП Курганской области "Шадринский лесхоз"; по лоту № 9 поступило три заявки от ГУП Курганской области "Сафакульевский лесхоз", ИП Полуянцев В.В., ГУП Курганской области "Щучанский лесхоз");
при продготовке к аукциону был проведен анализ экономической целесообразности по каждой единице максимальной цены (арендной платы), которую предполагаемый пользователь мог выплачивать исходя из предоставленных объемов заготовки древисины, при этом учитывались затраты арендатора на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству арендуемого лесного участка;
в ходе проведения аукциона начальная цена по аукционной единице № 5 была поднята до 25 183 730 рублей; № 8 — до 13 595 610 рублей; № 9 — до 20 153 550 рублей; на соответствующих шагах по данным аукционным единицам аукцион был остановлен, победитель не выбран;
предложив высокую цену по данным аукционным единицам, юридическое лицо, выигравшее аукцион, не смогло бы вносить арендную плату и осуществлять полный комплекс мероприятий, предусмотренных договором аренды, тем самым был бы нанесен ущерб интересам государства и обществу по охране, защите и воспроизводству лесов;
на основании изложенного было принято решение об остановке аукциона и снятии аукционных единиц по лотам № 5, 8, 9.
Представитель департамента также пояснил, что все участники находились в равных условиях, никому из участников не было создано преимущественных условий, победитель по данным аукционным единицам не выбирался. Аукционной комиссией не было допущено действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителей.
Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды в августе 2009 г. объявлен аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства.
Приказом от 23.06.2009 г. № 584 утвержден состав аукционной комиссии из семи членов (приложение 2 к приказу).
Приказом от 13.08.2009 года № 732 утверждена аукционная документация, разработанная в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24.02.2009 г. № 75 " Об утверждении Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса РФ".
На аукцион выставлено 17 аукционных единиц: 14 аукционных единиц — для заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства и 3 аукционных единицы — для осуществления рекреационной деятельности на территории Петуховского, Юргамышского, Белозерского, Каргапольского, Курганского лесничеств.
Аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства проведен 14.10.2009 г. по лотам № 3, № 5, № 6, № 8, № 9, № 11, № 13, № 14. Однако в процессе проведения с аукциона были сняты три единицы по лотам № 5, № 8, № 9:
аукционная единица № 5 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 44 765 га, расположенного на территории Далматовского лесничества в границах Далматовского мастерского участка Далматовского участкового лесничества, в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства сроком на 40 лет;
аукционная единица № 8 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 112 781,2897 га, расположенного на территории Шадринского лесничества в границах Воробьевского, Шадринского, Камышевского мастерских участков Шадринского участкового лесничества; Батуринского мастерского участка Батуринского участкового лесничества; Ольховского мастерского участка Ольховского участковго лесничества, в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства сроком на 40 лет;
аукционная единица № 9 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 136 976,7486 га расположенного на территории Шумихинского лесничества в границах Сафакульевского, Субботинского, Камышинского мастерских участков Сафакульевского участкового лесничества; Песчанского, Галкинского мастерских участков Галкинского участкового лесничества; Пуктышского, Советского, Белоярского, Щучанского мастерских участков Щучанского участкового лесничества в целях заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства сроком на 40 лет.
В соответствии с п.7 Отчета о результатах аукциона от 14.10.2009 по аукционным единицам № 5, 8, 9 аукцион признан несостоявшимся. В результате просмотра видеозаписи аукциона от 14.10.2009 установлено, что причиной признания аукциона несостоявшимся по лотам № 5, 8, 9 явилось мнение членов комиссии о том, что дальнейшее проведение аукциона по этим лотам «экономически нецелесообразно». Мнение аукционной комиссии озвучено председателем комиссии Банниковым В.А.
В соответствии с ч.7 ст.80 «Лесного кодекса РФ» аукцион признается несостоявшимся в случае, если:
в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;
после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
В силу ч. 4 ст. 17 названного закона нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В результате рассмотрения дела установлено, что в отношении лесных участков, расположенных на территории ГУ "Шумихинское лесничество", ГУ "Курганское лесничество", ГУ "Шадринское лесничество", ГУ "Далматовское лесничество" проведен открытый конкурс на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов. По результатам конкурса заключены договоры (государственные контракты) №№ 1, 2, 3, 4, 5 от 11.01.2010 г. на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на территории ГУ "Шумихинское лесничество", ГУ "Курганское лесничество", ГУ "Шадринское лесничество", ГУ "Далматовское лесничество". Срок действия договора до 31.12.2010 г.
В соответствии с п.1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Договоры (государственные контракты) на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины №№ 1,2,3,4,5 от 11.01.2010 находятся в стадии исполнения, в связи с чем, проведение повторного аукциона по лотам № 5,8,9 невозможно.
Однако, в силу п. 3 ч. 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов в действиях Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Курганской области усматриваются признаки нарушения, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя аукциона по лотам № 5,8,9 и приведшие к недопущению и устранению конкуренции путем признания аукциона по лотам № 5,8,9 несостоявшимся при наличии достаточного количества участников: лот № 5- 2; лот № 8- 3; лот № 9 -3. Норма закона, которая позволяет аукционной комиссии снимать лоты в процессе аукциона за право пользования лесными участками из-за «экономической нецелесообразности», отсутствует.
В действиях должностного лица, заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Курганской области Банникова В.А. усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 17, 23 49 Закона «О защите конкуренции», комиссия 1.Признать в действиях Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Курганской области при проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины, ведения охотничьего хозяйства нарушения п.3 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка определения победителя аукциона по лотам № 5,8,9. 2.Направить материалы дела должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в суд в течении трех месяцев со дня принятия решения