Курганская область
Решение от 07 ноября 2009 года

В отношении Правительства Курганской области

По делу № 96
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
07 ноября 2009 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
    председатель комиссии:
    Коновалов М.А. - заместитель руководителя;
    члены комиссии:
    Харина Н.М. - начальник отдела
    Счастливова М.А. - государственный инспектор;
    Баев А.Е. - государственный инспектор;
    в присутствии:
    - представителя ответчика по делу: специалиста отдела правотворчества и судебной работы правового управления Правительства Курганской области Бабуновой Ольги Петровны, доверенность от 06.11.2008 года № 01-25,
    рассмотрев дело № 96, возбужденное по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» в отношении Администрации (Правительства) Курганской области (ул. Гоголя, 56, г. Курган, 640024, Курганская область)
    11.09.2008 Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Курганского УФАС России рассмотрела жалобу ОАО «СК «Урал-АИЛ» на действия государственного заказчика, Управления государственной службы занятости населения Курганской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (решение № 05-02/66-08 от 11.09.2008). Комиссия признала в действиях заказчика- Управления государственной службы занятости населения Курганской области нарушение ч.5.ст.11 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказов, не предусмотренного указанным законом, а именно: «выплата заработной платы работникам участника размещения заказа не ниже средней по отрасли». Комиссия установила, что указанное требование установлено заказчиком во исполнение распоряжения Правительства Курганской области № 426-р от 24.12.2007года «Об утверждении плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008 год». В соответствии с пунктом 9 Плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008 год ( приложение к распоряжению от 24.12.2007 № 426-р) при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд Курганской области государственным заказчикам в качестве одного из требований к участникам размещения заказов предусматривать в порядке, установленном законодательством РФ, выплату организацией заработной платы не ниже средней по отрасли.
    Таким образом, в действиях Правительства Курганской области по утверждению распоряжения № 426-р от 24.12.2007 года и установлению органам исполнительной власти Курганской области обязанности требовать от участников размещения заказов выплаты сотрудникам заработной платы не ниже средней по отрасли усматриваются признаки нарушения ч.1ст.15 Федерального закона о защите конкуренции.
    Ответчик в своих пояснениях ссылается на следующее:
    - распоряжение № 426-р не может рассматриваться как акт, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; перечень запланированных мероприятий сам по себе не содержит норм общеобязательного характера; реализация конкретного пункта плана, т.е. проведение мероприятия, осуществляется путем принятия правового акта или совершения действий указанным исполнителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    - в соответствии с пунктом 6.3 Регламента Правительства Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.12.2001 г. № 575 «О Регламенте Правительства Курганской области», распоряжение - ненормативный правовой акт, принимаемый Губернатором Курганской области или Правительством Курганской области по оперативным, организационным, кадровым вопросам, а также по иным вопросам индивидуального характера;
    - распоряжение № 426-р принято в целях проведения согласованных действий органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, общественных организаций по обеспечению роста заработной платы в организациях Курганской области. Таким образом, указанное распоряжение принято в пределах полномочий Правительства Курганской области и нарушения антимонопольного законодательства в нем отсутствуют.
    Согласно Большому юридическому словарю под редакцией А.Я Сухарева, В.Е. Крутских (издание от 2001года, г. Москва), распоряжение- это один из видов подзаконных актов (Президента РФ, Правительства РФ, Мингосимущества РФ и др.), акт органа власти или управления, изданный в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым распоряжение адресовано.
    Утвердив распоряжение № 426-р от 24 декабря 2007 года «Об утверждении плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008год» с включением пункта 9 «Обеспечение установления уровня заработной платы на ниже средней по отрасли», Правительство Курганской области незаконно обязало органы исполнительной власти (государственных заказчиков) при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд Курганской области, устанавливать в качестве одного из требований к участникам размещения заказов (хозяйствующим субъектам) предусматривать, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выплату организацией заработной платы сотрудникам не ниже средней по отрасли.
    Требования к участникам размещения заказа установлены ст.11 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и кроме указанных в частях 1-3 указанной статьи требований, Правительство РФ, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказов. Поэтому требование к участникам размещения заказов о выплате сотрудникам заработной платы не ниже средней по отрасли, является не только нарушением ст.11 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», но и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди участников размещения заказов, ограничению количества потенциальных участников размещения заказов, повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, в также прав участников размещения заказов на расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, и тем самым нарушает требования ч. 1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции».
    В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» Федеральным органам власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центрбанку РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    Поэтому распоряжение № 426-р от 24 декабря 2007 года «Об утверждении плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008год» в части пункта 9 Плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008 год, которым Правительство Курганской области незаконно обязало органы исполнительной власти (государственных заказчиков) при проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд Курганской области, устанавливать в качестве одного из требований к участникам размещения заказов (хозяйствующим субъектам) предусматривать, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выплату организацией заработной платы сотрудникам не ниже средней по отрасли, нарушает требования ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции», так как может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ограничению количества участников при размещении заказов для государственных нужд Курганской области.
    На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать в действиях Администрации (Правительства) Курганской области (ул. Гоголя, 56, г. Курган, 640024, Курганская область) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии распоряжения № 426-р от 24 декабря 2007 года «Об утверждении плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008год» в части пункта 9 Плана мероприятий, направленных на рост заработной платы в организациях Курганской области, на 2008 год.
    2.Выдать Правительству Курганской области предписание об устранении нарушения ч.1 ст.15 Закона «О защите конкуренции».
    Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.