Курганская область

Постановление от 16 августа 2011 года

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
16 августа 2011 года
    Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области Коновалов М.А.,
    рассмотрев на основании статьи 23.48 КоАП РФ и в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении № 43 и другие материалы дела об административном правонарушении № 134, возбужденного в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Лига» (место нахождения: 641800, Курганская обл., г.Шадринск, ул.Володарского, д.53; ИНН4502016442),
    В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП РФ) дело об административном правонарушении № 134 возбуждено 5 августа 2011 года. Основанием для составления протокола об административном правонарушении № 38 явилось обнаружение должностным лицом факта неисполнения ООО «Лига» предписания № 100 от 9 ноября 2009 года (далее по тексту — Предписание № 100).
    В ходе рассмотрения дела потерпевшие сообщили, что перерасчет платы за электрическую энергию, указанный в п. 5 Предписания № 100 <...> фактически оплачен. ООО «Лига» никаких перерасчетов не произвело. Перерасчет платы за электрическую энергию, указанный в п. 6 Предписания № 100 предъявлен <...> для оплаты через суд. Исходя из изложенного, полгают, что п.5, п.6 Предписания № 100 не исполнен.
    Потерпевшие также сообщили, что перерасчеты платежей за электрическую энергию и отопление, указанные в п.п. 1-4 Предписания № 100 фактически не исполнены, поскольку в актах, выставленных ООО «Лига» в июне, июле 2011 года результаты расчетов не произведены. Таблицы, представленные Курганскому УФАС в качестве подтверждения предписания, потерпевшим не предоставлялись. Разрешения на выдачу приборов учета электрической энергии ООО «Лига» не выдавались. Текст уведомления от 6 июня 2011 года не свидетельствует о том, что ООО «Лига» рассмотрело возможность установления приборов учета и дало мотивированный ответ.
    Потерпевшие полагают, что уведомления, направленные ООО «Лига» в июне 2011 года и в июле 2011 года не свидетельствуют об исполнении ООО «Лига» п.1-7 Предписания № 100. Заявили, что на момент рассмотрения дела их нарушенные права не восстановлены.
    Потерпевшие согласились, что ООО «Лига» исполнен п.8 Предписания № 100.
    Представитель ООО «Лига» заявила ходатайство о прекращении рассмотрения дела в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Полагает, что срок исполнения Предписания № 100 истек 10 декабря 2009 г., т. е. до подачи заявления об обжаловании Предписания № 100. Сообщила, что данное правонарушение не является длящимся.
    Оценив в порядке ст.26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно ст.26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельств.
    1.9 ноября 2009 года комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту — Курганское УФАС России) принято решение и выдано предписание по делу № 100 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного и рассмотренного в отношении ООО «Лига».
    В предписании № 100 предписано ООО «Лига» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения следующих действий:
    1) произвести перерасчет платежей за электрическую энергию, предъявленных <...> за период с января 2008 года по июль 2009 года включительно в соответствии с порядком, установленным пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг;
    2) произвести перерасчет платежей за электрическую энергию, предъявленных <...> за период с января 2008 года по июль 2009 года включительно в соответствии с порядком, установленным пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг;
    3) произвести перерасчет платежей за тепловую энергию на отопление, предъявленных <...> за период с января 2008 года по июль 2009 года включительно в соответствии с порядком, установленным пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг;
    4) произвести перерасчет платежей за тепловую энергию на отопление, предъявленных <...> за период с января 2008 года по июль 2009 года включительно в соответствии с порядком, установленным пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг;
    5) отозвать перерасчет платы за электрическую энергию за период с марта 2006 года по декабрь 2008 года, предъявленный <...>;
    6) отозвать перерасчет платы за электрическую энергию за период с марта 2006 года по декабрь 2008 года, предъявленный <...>;
    7) рассмотреть возможность установления приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, нанимателями которых являются <...> и <...> и дать мотивированный ответ заявителям;
    8) прекратить предъявлять авансовые платежи за электрическую энергию.
    Данное предписание подлежало исполнению в срок до 28 сентября 2010 г. исходя из следующего.
    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
    Статьей 52 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. В случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
    В Предписании № 100 указан срок исполнения - 10 декабря 2009 года. 14 декабря 2009 года за вх. № 5330 в Курганское УФАС России поступило письмо ООО «Лига», в котором сообщалось об исполнении Предписания № 100. С письмом представлены расчеты, которые подлежали проверке на соответствие предписанным требованиям. 11 января 2010 года в Арбитражный суд Курганской области поступило заявление ООО «Лига» об отмене постановления Курганского УФАС Росии № 58 от 14.12.2009 г., которое в том числе содержало требование признать отсутствие события административного правонарушения, установленного на основании решения Курганского УФАС России № 100 от 9 ноября 2009 года. С этой даты право требования Курганского УФАС России от ООО «Лига» исполнения предписания № 100 было приостановлено, поскольку решение № 100, а значит и предписание № 100 подлежали проверке арбитражным судом на предмет их законности и обоснованности. 2 февраля 2010 года ООО «Лига» было подано заявление о признании решения № 100 и предписания № 100 недействительными. Таким образом, у Курганского УФАС России не было правовых оснований требовать от ООО «Лига» исполнения предписания до вступления в силу решения суда апелляционной инстанции.
    Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А34-514/2010 вступило в силу 28 сентября 2010 года. С 29 сентября исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности по ч.2.2 ст. 19.5 КоАП РФ.
    2.4 июля 2011 года за вх. № 3589 от <...> и <...> поступили заявления, в которых сообщалось, что ООО «Лига» не исполнено Предписание № 100.
    В письменном уведомлении ООО «Лига», поступившем в Курганское УФАС России 06.06.2011 г. за вх.№ 3039, сообщается, что ООО «Лига» направлялось уведомление об исполнении предписания в 2009 году. По мнению общества укзанным уведомлением подтверждается факт исполнения пунктов 1-4, 8 предписания № 100. В уведомлении ООО «Лига» сообщается, что ООО «Лига» информирует гражданок <...> и <...> об отзыве перерасчета за электрическую энергию, обществом рассмотрена возможность установки приборов учета электрической энергии, а также о том, что авансовые платежи данным гражданкам не предъявляются.
    С уведомлением от 6 июня 2011 года за вх.№ 3039 ООО «Лига» представлены уточненные перерасчеты размеров ежемесячных платежей за отопление и электрическую энергию, предъявленных <...> и <...>. Результаты расчетов, представленных с письмом ООО «Лига» от 6 июня 2011 года за вх.№ 3039, не соответствуют результатам расчетов, представленных с письмом ООО «Лига» от 14 декабря 2009 года за вх.№ 5330. Расчет платежей за электрическую энергию, представленный с уведомлением от 6 июня 2011 года за вх.№ 3039, произведен верно.
    С уведомлением от 7 июля 2011 года, поступившим в Курганское УФАС России за вх.№ 3677, ООО «Лига» представлены перерасчеты размеров ежемесячных платежей за отопление, предъявленных <...> и <...>, результаты которых не соответствуют результатам расчетов, представленных с письмами от 14 декабря 2009 года за вх.№ 5330 и от 6 июня 2011 года за вх.№ 3039.
    В расчетах, представленных с уведомлением от 7 июля 2011 года за вх.№ 3677, плата за отопление определена верно.
    Между тем, необходимо учесть следующее.
    В абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" суд указал, что антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.
    Таким образом, цель Предписания № 100— восстановить нарушенные права <...> и <...>.
    Права указанных гражданок могут быть восстановлены лишь путем соверешения конкретных действий, адресованных данным лицам. В частности, произведение перерасчета не ограничивается составлением расчетов и их направлением в Курганское УФАС России. В данном случае, в актах, выставленных гражданкам для оплаты коммунальных услуг, должны быть указаны результаты произведенных перерасчетов. Акты за июнь-июль 2011 года не содержат информации о перерасчетах платежей за электрическую энергию и отопление. Исходя из изложенного, не имеется правовых оснований полагать, что п.1-4 Предписания № 100 ООО «Лига» исполнены.
    Исполнение п.5-7 предписания № 100 произведено ООО «Лига» путем направления уведомления, поступившего в Курганское УФАС России 6 июня 2011 года за вх.№ 3039 . В качестве подтверждения направления данного уведомления представлены квитанции ФГУП «Почта России» от 3 июня 2011 года. Из изложенного следует, что п.5-7 предписания № 100 исполнены 3 июня 2011 года.
    Из имеющихся документов и сведений следует, что ООО «Лига» исполнило п.5-п.7 предписания № 100 с существенным нарушением срока, который в силу закона не может быть позднее 28 сентября 2010 года.
    3.В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.
    ООО «Лига» обязано было выполнить предписание № 100 в срок не позднее 28 сентября 2010 года.
    Согласно части 4 Закона о защите конкуренции под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения.
    В срок до 28 сентября 2010 года исполнен только пункт 8 предписания № 100, что свидетельствует о частичном исполнении ООО «Лига» предписания № 100.
    В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
    Частью 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность.
    Частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции.
    Невыполнение ООО «Лига» Предписания № 100 в срок до 28 сентября 2010 года, является событием административного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
    Неисполнение ООО «Лига» обязанности исполнения Предписания № 100, предусмотренной частью 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции, образует объективную сторону администартивного правонарушения, предусмотренного частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
    В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    ООО «Лига» не направлялось в Курганское УФАС России ходатайство о продлении срока исполнения п.1-п.7 предписания № 100.
    ООО «Лига» не представило доказательств того, что обществом были приняты меры по исполнению предписания № 100 в срок до 28 сентября 2010 года. ООО «Лига» не представлено доказательств исполнения пп.1-4 Предписания № 100 на момент рассмотрения настоящего дела.
    Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
    Срок давности привлечения ООО «Лига» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2.2 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, исчисляется с 29 сентября 2010 г.
    Следовательно, не имеется правовых оснований для прекращения рассмотрения дела в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
    Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Лига», не установлены (ст.24.5 КоАП РФ).
    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Лига», не выявлено (ст.4.3 КоАП РФ).
    Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.2, 19.8, 23.48, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
    1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Лига» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2.2 ст. 19.5 КоАП РФ.
    2.Наложить на общество с ограниченной ответственностью «Лига» административный штраф в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей.
    В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
    Реквизиты счета:
    ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 4010181000000001002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г.Курган БИК 043735001.
    Назначение платежа:
    161 1 16 02010 01 0000 140; 37401000000;
    Оплата штрафа по постановлению № 43 за нарушение антимонопольного законодательства, ч.2.2 ст.19.5 КоАП РФ.
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.