Курганская область

Решение от 11 января 2012 года

По делу № 64
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
11 января 2012 года
    Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2011 г.
    В полном объеме решение изготовлено 11 января 2012 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
    рассмотрев дело № 64 по признакам нарушения МУП «Курганводоканал» (место нахождения: г.Курган, ул.Набережная, д.12) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела № 64 о нарушении антимонопольного законодательства явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту - Курганское УФАС России) признаков нарушения МУП «Курганводоканал» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате рассмотрения коллективного заявления граждан.
    17 февраля 2011 года в Курганское УФАС России поступило заявление граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, на действия МУП «Курганводоканал» по предъявлению платы за водоотведение.
    Граждане сообщили, что многоквартирный дом, в котором они проживают, не подключен к централизованной системе канализации, сточные воды сливаются и накапливаются в специальной ёмкости - септике. С апреля 2009 года МУП «Курганводоканал» сточные воды из септика не вывозит, между тем, плату за услугу по водоотведению предъявляет. В результате гражданам приходится платить и за услугу по вывозу жидких бытовых отходов (дале по тексту — ЖБО) и за услугу по водоотведению.
    Представленные материалы и пояснения лиц, участвующих в деле, свидетельствуют о следующем.
    В письме ОАО «Энергосбыт», поступившем в Курганское УФАС России 31 марта 2011 года за вх.№ 1646 сообщается, что начисления за услугу по водоотведению производится МУП «Курганводоканал» непосредственно гражданам, проживающим в многоквартирном доме по ул.Пугачева, д.95 в г.Кургане.
    К материалам дела приобщены копии единых квитанций, выставленные заявителям для оплаты в период с 1 января 2009 года по 31 сентября 2011 года. МУП «Курганводоканал» представлены сведения о расчете размера платы за водоотведение по заявителям за период с 1 января 2009 года по 31 июля 2011 года. Указанные документы свидетельствует о том, что МУП «Курганводоканал» за период с 1 января 2009 года по 31 июля 2011 года предъявляло гражданам плату за водоотведение, с августа 2011 года взимание платы за водоотведение прекращено.
    В письме ОАО «Энергосбыт» от 6 июня 2011 года сообщается, что договоры на оказание услуг по вывозу ЖБО в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, от имени МУП «Курганводоканал» не заключались, счета-фактуры для оплаты не выставлялись.
    Из отзыва ООО «УО «РИСК», поступившего в Курганское УФАС России 15 июня 2011 года за вх.№ 3261, следует, что данная управляющая компания осуществляла управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95 с 1 июня 2008 года по 1 сентября 2009 года.
    Согласно письму МУП «Курганводоканал» от 04.03.09 г. № 734, данный хозяйствующий субъект выставил ООО «УО «Риск» условие, что в случае неподписания проекта договора на вывоз ЖБО, с 20.03.2009 г. будет прекращен вывоз сточных вод.
    ООО «УО «Риск» не согласилось с требованием, выставленным МУП «Курганводоканал», о чём свидетельствует письмо от 10.02.2009 № 92.
    Согласно отзыву, ООО «УО «Риск» полагает, что МУП «Курганводоканал» обязано вывозить сточные воды из септика и эта функция является составляющей услуги водоотведения.
    ООО «УО «Риск» представлена копия договора на оказание транспортных услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 10 апреля 2009 года, заключенного между ООО «УО «Риск» и ИП Ильиным С.В. Согласно п.6.1.указанного договора , договор вступает в силу с момента его подписания сторонами договора и действует до 31 декабря 2009 года.
    К материалам дела приобщены копии актов об оказании услуг, составленные ООО «УО «Риск» и ИП Ильиным С.В., от 22 апреля 2009 года, 25 апреля 2009 года, 27 апреля 2009 года, 28 апреля 2009 года, 1 мая 2009 года. 2 мая 2009 года,3 мая 2009 года, 4 мая 2009 года, 5 мая 2009 года, 6 мая 2009 года, 7 мая 2009 года, 8 мая 2009 года, 9 мая 2009 года, 10 мая 2009 года, 11 мая 2009 года, 12 мая 2009 года. Данные документы подтверждают, что в период с 10 апреля 2009 года по 12 мая 2009 года вывоз сточных вод из септика осуществлял ИП Ильин С.В.
    6 июня 2009 года заключен муниципальный контракт № 85 на выполнение работ по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из септиков жилых домов, обслуживаемых ООО «УО «Риск» и МУП «УК «Фортуна». В соответствии с приложением № 1 к муниципальному контракту № 85 расчет платы за вывоз ЖБО по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, произведен из расчета 496,9 м2. К материалам дела приобщены копии путевых листов, согласно которым вывоз ЖБО по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, осуществлялся: 11.06.09 г., 12.06.09 г., 13.06.2011 г., 14.06.09 г., 15.06.09 г.
    13 октября 2011 г. Курганским УФАС России в ООО «КурганТранс» направлен запрос за исх.№ 06-01/4152-12 о предоставлении копий договоров на оказание услуг по вывозу ЖБО, заключенных с ООО «РИСК ЖЭУ №5 » и действующих в период с 1 сентября 2009 года по 13 февраля 2010 года.
    27 октября 2011 г. в Курганское УФАС России за вх.№ 5978 представлена копия договора № 1 по оказанию услуг (выполнению работ) по вывозу ЖБО от 1 ноября 2009 г. (далее по тексту — договор № 1), заключенный между ООО «КурганТранс» и ООО «Риск ЖЭУ № 5». В соответствии с п.1.1 договора № 1 предметом договора является оказание транспортных услуг по вывозу жидких бытовых отходов из септиков, обслуживающих дома, находящиеся в управлении ООО «Риск ЖЭУ № 5». Пунктом 5.1 договора № 1 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2009 года.
    27 октября 2011 г. в Курганское УФАС России за вх.№ 5979 представлена копия договора № 2А на оказание транспортных услуг по вывозу ЖБО от 12 января 2010 г. (далее по тексту — договор № 2А), заключенный между ООО «КурганТранс» и ООО «Риск ЖЭУ № 5». В соответствии с п.1.1 договора № 1 предметом договора является оказание транспортных услуг по вывозу жидких бытовых отходов из многоквартирных домов, канализированных в септик, обслуживающих дома, находящиеся в управлении ООО «Риск ЖЭУ № 5». Пунктом 6.1 договора № 2А предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2010 года.
    Согласно протоколу общего собрания собственников, копии договора управления домом, ООО «Риск ЖЭУ» приступило к управлению домом с 13 февраля 2010 года.
    К материалам дела приобщена копия договора № 1А на оказание транспортных услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 10 июня 2010 года заключенного между ООО «УО «Риск ЖЭУ» и ООО «Курган Транс». Согласно п.6.1 указанного договора договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2010 года. п.6.2. договора № 1А на оказание транспортных услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 10 июня 2010 года предусмотрено, что по окончании срока действия договора, он продлевается автоматически на один календарный год на прежних условиях, если ни одна из сторон не заявит о прекращении данного договора в письменном виде.
    Письмом, поступившим в Курганское УФАС России 21 октября 2011 года за вх.№ 5856, ООО «УО «Риск ЖЭУ» сообщило, что в период с 1 марта 2010 года по 1 июня 2010 года, т. е. до заключения договора № 1А на оказание транспортных услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 10 июня 2010 года, правоотношения между ООО «УО «Риск ЖЭУ» и ООО «Курган Транс» регулировались разовыми устными заявками по мере необходимости услуг по откачке септиков из жилых домов, неканализированных в центральную канализацию.
    К материалам дела приобщены копии актов об оказании услуг, составленные ООО «УО «Риск ЖЭУ» и ООО «Курган Транс» за период с 1 по 31 марта 2010 г., с 1 по 30 апреля 2010 г., с 1 по 20 мая 2010 г., с 1 по 31 июля 2010 г., с 1 по 31 августа 2010 г., с 1 по 30 сентября 2010 г., с 1 по 31 октября 2010 г., с 1 по 29 ноября 2010 г., с 1 по 31 декабря 2010 г., с 1 января по 31 января 2011 г., с 1 февраля по 28 февраля 2011 г., с 1 марта по 31 марта 2011 г., с 1 апреля по 30 апреля 2011 г., с 1 мая по 19 мая 2011 г.
    Таким образом, в период с 1 ноября 2009 года по 19 мая 2011 года вывоз ЖБО из септика, подключенного к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, осуществлялся ООО «Курган Транс».
    К материалам дела приобщен договор на прием и очистку сточных вод № 4040-С от 9 ноября 2009 г. (далее по тексту — договор № 4040-С), заключенный между ООО «Курган Транс» и МУП «Курганводоканал». Согласно п. 1.1 договора № 4040-С по данному договору исполнитель (МУП «Курганводоканал») обязуется оказывать услуги по приему и очистке сточных вод, доставленных автотранспортом заказчика (ООО «Курган Транс») в установленные точки слива, а заказчик обязуется оплачивать сброс и очистку сточных вод, вывезенных с объектов, указанных в Приложении № 1 к данному договору в сроки и на условиях, предусмотренных данным договором. В соответствии с п.5.1. договора № 4040-С объем принятых и очищенных сточных вод принимается равным количеству вывезенных сточных вод, доставленных автотранспортом заказчика с объектов. Указанных в Приложении № 1к данному договору, в расчетном периоде в соответствии с актом объема принятых (сброшенных) на очистку сточных вод. Пунктом 5.2. договора № 4040-С предусмотрено, что расчеты за оказанные услуги производятся по тарифам, утвержденным уполномоченными органами и действующими на момент расчета.
    Согласно п. 8.1. договора № 4040-С данный договор вступает в силу с момента подписания сторонами и считается заключенным на срок по 9 ноября 2010 г. Действие данного договора распространяется на отношения сторон, возникшие с 2 ноября 2009 года.
    В Приложении №1 к договору № 4040-С указан адрес объекта: пос. Восточный, пос.Теплый Стан.
    МУП «Курганводоканал» представлены счета-фактуры №№ 27392/4040 от 08.11.2009 г., 29463/4040 от 08.12.2009 г., 34909/4040 от 08.02.2010 г., 37477/4040 от 08.03.2010 г., 39131/4040 от 08.04.2010 г., 43442/4040 от 08.05.2010 г., 45594/4040 от 08.06.2010 г., 48497/4040 от 08.07.2010 г., № 54146/4040 от 08.11.2010 г., № 57375/4040 от 08.12.2010 г., № 59943/4040 от 01.01.2011 г., № 59944 от 08.01.2011 г., № 60096/4040 от 08.02.2011 г., № 63683/4040 от 08.04.2011 г., № 66362/4040 от 08.05.2011 г., №68820/4040 от 08.06.2011 г., согласно которым МУП «Курганводоканал» выставляло ООО «Курган Транс» плату за водоотведение.
    Таким образом, ООО «Курган Транс» в период с ноября 2009 года по май 2011 года включительно оплачивало МУП «Курганводоканал» услугу водоотведения за объемы, слитые в коллектор сливной станции.
    К материалам дела приобщена копия договора на оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 1 апреля 2011 года, заключенного между ООО «УО «Риск ЖЭУ» и ООО «Сосновый бор». Согласно п.6.2 указанного договора срок действия договора до 31.12.2011 г.
    Следовательно, в период с апреля 2011 года по настоящее время вывоз ЖБО осуществляет ООО «Сосновый бор».
    В письме от 26.09.2011 г. за исх.№ 2060-Д ОАО «Энергосбыт» сообщило, что между ООО «Сосновый бор» и МУП «Курганводоканал» отсутствуют договорные отношения на прием и очистку сточных вод .
    На запрос Курганского УФАС России № 06-01/4151-12 от 13.10.2011 г. ООО «Сосновый бор» сообщило, что договор на приём и очистку сточных вод № 4060-С от 26 января 2011 года заключен между МУП «Курганводоканал» и <...>, так как между ООО «Сосновый бор» и <...> заключен договор на аренду спецтехники для откачки жидких бытовых отходов. Согласно п. 1.1 договора № 4060-С по данному договору исполнитель (МУП «Курганводоканал») обязуется оказывать услуги по приему и очистке сточных вод, доставленных автотранспортом заказчика (<...>) в установленные точки слива, а заказчик обязуется оплачивать сброс и очистку сточных вод, вывезенных с объектов, указанных в Приложении № 1 к данному договору в сроки и на условиях, предусмотренных данным договором. В соответствии с п.5.1. договора № 4060-С объем принятых и очищенных сточных вод принимается равным количеству вывезенных сточных вод, доставленных автотранспортом заказчика с объектов, указанных в Приложении № 1 к данному договору, в расчетном периоде в соответствии с актом объема принятых (сброшенных) на очистку сточных вод. Пунктом 5.2. договора № 4060-С предусмотрено, что расчеты за оказанные услуги производятся по тарифам, утвержденным уполномоченными органами и действующими на момент расчета. В Приложении №1 к договору № 4060-С указан адрес объекта: пос. Восточный.
    К материалам дела приобщены копии счетов-фактур №№ 62016/4060 от 31.03.2011 г., 68826/4060 от 30.06.2011 г., 72866/4060 от 30.09.2011 г. согласно которым МУП «Курганводоканал» выставляло <...> плату за водоотведение.
    К материалам дела приобщено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений об общедомовом имуществе многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95.
    К материалам дела приобщены схема инженерных сетей, представленная МУП «Курганводоканал», и ситуационный план земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, свидетельствующие о том, что септик, подключенный к данному дому находится за пределами земельного участка, до септика проложены канализационные сети.
    Курганским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация — федеральное БТИ» представлен технический паспорт на дом, в котором указано, что дом подключен к централизованной системе канализации.
    Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
    1.МУП «Курганводоканал» на основании приказа руководителя Курганского УФАС России № 47-пр от 8 апреля 2008 года включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по видам деятельности: «услуги водоснабжения» (ОКУН 042200), «услуги водоотведения» (ОКВЭД 41.00), «удаление и обработка сточных вод» (ОКВЭД 90.10) доли на рынках более 50% в границах г.Кургана.
    В соответствии с п.3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
    Исходя из видов деятельности МУП «Курганводоканал» действует на трех рынках с продуктовыми границами:
    1) услуги водоснабжения;
    2) услуги водоотведения;
    3) услуги удаления и обработки сточных вод.
    Географическими границами указанных товарных рынков является муниципальное образование г.Курган.
    Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
    В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП «Курганводоканал» является доминирующим на следующих товарных рынках:
    1)рынке услуг водоснабжения в географических границах города Кургана;
    2)рынке услуг водоотведения в географических границах города Кургана;
    3)рынке услуг удаления и обработки сточных вод в географических границах города Кургана.
    2.В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе услугу водоотведения. Указанной нормой права установлено, что водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети.
    Абзацем 9 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что "жилое помещение" - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
    Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, не подключен к централизованной системе канализации. Между тем, отвод бытовых стоков из жилых помещений, в данном случае — квартир, осуществляется по внутридомовой системе водоотведения, а от внешней стены дома — по канализационной сети до септика. Из изложенного следует вывод, что услуга водоотведения гражданам, проживающим в указанном многоквартирном доме, предоставляется. Особенностью рассматриваемой ситуации является то, что отведение бытовых стоков осуществляется не по централизованной системе канализации, а в септик, который по своему назначению является объектом коммунальной инфраструктуры.
    Управляющие компании ООО «УО «Риск», ООО «УО «Риск ЖЭУ», УО «Риск ЖЭУ № 5» не являются исполнителями коммунальной услуги водоотведения.
    Договор на оказание услуги по водоотведению заключен между МУП «Курганводоканал» и гражданами путем совершения конклюдентных действий.
    Согласно пункту 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры.
    Границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, с системами коммунальной инфраструктуры, является внешняя стена дома исходя из следующего.
    Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Таким образом, септик, не может быть отнесен к внутридомовой инженерной системе водоотведения.
    Подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что в состав общего имущества включаются:
    - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
    иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
    Таким образом, септик может быть признан общедомовым имуществом при условии, что он расположен в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также при условии, что границы такого земельного участка определены на основании данных государственного кадастрового учета.
    Из ситуационного плана земельного участка следует, что септик расположен за пределами границы земельного участка данного многоквартирного дома. Следовательно, септик, подключенный к многоквартирному дому, не подлежит включению в общедомовое имущество в соответствии с подпунктами «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества.
    В соответствии с пунктом 3 Правил содержания общего имущества при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
    Согласно пункту 4 Правил содержания общего имущества в случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
    В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о правах на септик как на общее имущество дома. Следовательно, в силу пункта 3 и пункта 4 Правил содержания общего имущества септик не может быть признан общедомовым имуществом.
    Пунктом 8 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
    Исходя из изложенного выше, с учетом взаимосвязанных положений подпунктов «е» и «ж» пункта 2, пункта 3, пункта 4, пункта 8 Правил содержания общего имущества, комиссия пришла к выводу, что септик, подключенный к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, не входит в состав общедомового имущества указанного дома.
    В силу пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг и пункта 8 Правил содержания общего имущества МУП «Курганводоканал» несет эксплуатационную ответственность при оказании услуги водоотведения гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.ул.Пугачева, д.95, от внешней стены дома.
    Следовательно, несостоятелен довод МУП «Курганводоканал» о том, что эксплуатационная ответственность возникает у предприятия на сливной станции.
    В силу ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установленно законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
    Правоотношения граждан и МУП «Курганводоканал» по предоставлению услуги водоотведения регулируются нормами о договоре энергоснабжения.
    Согласно части 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
    Приведенные нормы гражданского законодательства возлагают на энергоснабжающую организацию обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, если нет иного установленного порядка. В данном случае МУП «Курганводоканал» несет ответственность за эксплуатацию канализационных сетей и септика от внешней стены дома.
    Согласно подпункту «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
    Согласно подпункту «д» пункта 10 Правил содержания общего имущества к расходам по содержанию общего имущества относится сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
    Следовательно, расходы на вывоз ЖБО должны осуществляться за счет платежей граждан за содержание и ремонт общедомового имущества и эти расходы могут быть возложены на граждан лишь в случае, если они связаны с содержанием общедомового имущества. Поскольку в данном случае септик не является общедомовым имуществом и должен обслуживаться МУП «Курганводоканал», граждане не несут обязанности по оплате услуг по вывозу ЖБО.
    Соответственно, обязанность по вывозу ЖБО не может быть возложена и на управляющие компании.
    Как следует из письма МУП «Курганводоканал» № 734 от 04.03.2009 г., направленного в адрес ООО «УО «Риск», предприятие прекратило вывозить бытовые стоки из септика с 20.03.2009 г. в связи с неподписанием со стороны ООО «УО «Риск» договора на оказание услуги по вывозу ЖБО.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
    Договор на оказание услуги по водоотведению является публичным договором.
    МУП «Курганводоканал» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим возможность предоставить гражданам услугу по водоотведению, предприятие не вправе отказать гражданам в предоставлении услуги по водоотведению как в силу публичности договора, так и в связи с доминирующим положением на рынке.
    Путем совершения действий по прекращению с 20.03.2009 г. вывоза сточных вод из септика МУП «Курганводоканал» прекратило оказывать гражданам услугу водоотведения, обязанность по предоставлению которой возникает у предприятия в силу закона.
    Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
    Действия МУП «Курганводоканал» по прекращению предоставления услуги водоотведения гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, свидетельствуют о том, что предприятие нарушило запрет, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
    В результате прекращения МУП «Курганводоканал» вывоза сточных вод из септика и как следствие - оказания услуги водоотведения, ООО «УО «Риск» было вынуждено заключить договоры на вывоз ЖБО с иными лицами. О том, что по указанному дому сложилась неблагоприятная ситуация вследствие подтопления дворовых территорий бытовыми стоками из переполненного септика, свидетельствует акт № 11 от 6 июня 2009 года, приобщенный к материалам дела, подписанный в том числе и представителем МУП «Курганводоканал».
    Несмотря на то, что МУП «Курганводоканал» прекратило вывоз сточных вод из септика с 20 марта 2009 года, предприятие продолжало предъявлять гражданам плату за услугу по водоотведению.
    В период с 20 марта 2009 года по 31 июля 2011 года управляющими компаниями на граждан была возложена обязанность оплаты услуги по вывозу ЖБО одновременно с предъявлением МУП «Курганводоканал» платы за услугу водоотведения. При этом, в июне 2009 года МУП «Курганводоканал» осуществляло вывоз сточных вод из септика на основании муниципального контракта № 85.
    В указанный выше период лица, осуществляющие вывоз жидких бытовых отходов из септика, подключенного к многоквартирному дому, расположенному по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, одновременно с гражданами оплачивали МУП «Курганводоканал» услугу по водоотведению.
    Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
    Предъявление МУП «Курганводоканал» платы за услугу по водоотведению в условиях фактического прекращения оказания этой услуги, ущемляет интересы граждан и свидетельствует о злоупотреблении данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.
    МУП «Курганводоканал» путем совершения действий по необоснованному предъявлению гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, платы за услугу водоотведения в период с 1 апреля 2009 года по 31 июля 2011 года, нарушило запрет, предусмотренный частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
    1.Признать положение МУП «Курганводоканал» доминирующим на рынке услуг водоотведения, рынке услуг удаления и обработки сточных вод в географических границах города Кургана.
    2.Признать в действиях МУП «Курганводоканал» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в прекращении с 1 апреля 2009 года предоставления услуги по водоотведению гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул. Пугачева, д.95.
    3.Признать в действиях МУП «Курганводоканал» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном предъявлении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, платы за услугу по водоотведению за период с 1 апреля 2009 года по 31 июля 2011 года.
    4.Выдать МУП «Курганводоканал» предписание о прекращении:
    нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в прекращении с 1 апреля 2009 года предоставления услуги по водоотведению гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95;
    нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предъявлении гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, платы за услугу по водоотведению за период с 1 апреля 2009 года по 31 июля 2011 года,
    путем совершения следующих действий:
    1) возобновить оказание гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, услуги по водоотведению от внешней стены дома, включая вывоз сточных вод из септика;
    2) произвести перерасчет путём сторнирования сумм платежей за услугу по водоотведению, предъявленную гражданам, проживающим в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Курган, ул.Пугачева, д.95, за период с 1 апреля 2009 года по 31 июля 2011 года.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.