Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
04 мая 2012 года
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области ..,
рассмотрев на основании статьи 23.48 КоАП РФ и в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении № 20 и материалы дела об административном правонарушении № 49, возбужденного в отношении юридического лица - ООО «Аква-Сервис» (место нахождения: 641100, Курганская обл., г. Шумиха, ул. Ленина, д. 39. ИНН 4524008861), в присутствии представителя...
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) дело об административном правонарушении № 49 возбуждено 25 апреля 2012 года. Основанием для составления протокола № 20 об административном правонарушении явилось решение по делу № 172 от 25.11.2011 года Комиссии Курганского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства о признании в действиях ООО «Аква-Сервис» нарушения п. 5, 8, 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно ст. 26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельств.
На рассмотрение дела № 49 об административном правонарушении представлены письменные возражения ООО «Аква-сервис» на протокол № 20 от 25.04.2012 г., в которых заявлено ходатайство о прекращении административного дела в виду отсутствия состава правонарушения.
ООО «Аква-сервис» полагает, что канализационные колодцы городского коллектора расположены на всей территории города, они не оснащены видеонаблюдением, приборами учета и какой либо охраной, т. е. имеют свободный доступ. На основании сказанного, ООО «Аква-Сервис» в данной ситуации не является доминирующим, наоборот, очистку слитых ЖБО не совсем порядочных предпринимателей ООО «Аква-Сервис» осуществляется за собственный счет. Так же представителем ООО «Аква- Сервис» в материалы административного дела предоставлена копия решения Арбитражного суда Курганской области по делу № А 34- 5731/2011. Исследовав данный документ, должностное лицо пришло к выводу, что данное решение не имеет отношения к рассматриваемому административному делу.
Из имеющихся материалов дела усматривается состав административного правонарушения.
Ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Комиссией признано положение ООО «Аква-Сервис» доминирующим на товарном рынке услуг по приему ЖБО.
Заявитель ... является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 45 № 001082481. ИП Леонов В.М. осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по вывозу ЖБО на территории г. Шумиха. Осуществление деятельности по оказанию услуг по вывозу ЖБО неразрывно связана с услугой по приему ЖБО в коллектор централизованной канализации, так как ЖБО должны поставляться на очистные сооружения. Услуга по приему ЖБО в коллектор централизованной канализации может быть оказана лишь организацией, обслуживающей очистные сооружения и сети, посредством которых канализационные стоки поступают на очистные сооружения. С 30 мая 2011 года такой организацией на территории города Шумиха является ООО «Аква-Сервис».
...был представлен в ООО «Аква-Сервис» проект договора № 1 на прием и очистку жидких бытовых отходов от 10 августа 2011 года для подписания.
Со стороны ООО «Аква-Сервис» к договору № 1 на прием и очистку жидких бытовых отходов от 10 августа 2011 года составлен протокол разногласий, в котором указано, что данный договор не может быть заключен, так как Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области не утвержден тариф на вывоз ЖБО.
Приведенное ООО «Аква-Сервис» обстоятельство, послужившее причиной для отказа ИП Леонову В.М. в подписании договора № 1 на прием и очистку жидких бытовых отходов от 10 августа 2011 года, нельзя признать обоснованным исходя из следующего: 1) установление тарифов на вывоз ЖБО не входит в полномочия Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области. 2) стоимость услуги по вывозу ЖБО не входит в предмет договора № 1 и не может повлиять на правоотношения ООО «Аква-Сервис» и ИП Леонова В.М. 3) ИП Леонов В.М. в соответствии с законодательством вправе осуществлять вывоз ЖБО по цене, согласованный с потребителем (пункт 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства от 10.02.1997 г. № 155), без применения государственного регулирования.
В результате отказа ООО «Аква-Сервис» от подписания договора № 1 на прием и очистку жидких бытовых отходов от 10 августа 2011 года ИП Леонов В.М. был лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по вывозу ЖБО на территории г. Шумиха.
Следовательно, отказ ООО «Аква-Сервис» от подписания договора № 1 на прием и очистку жидких бытовых отходов от 10 августа 2011 года привел не только к нарушению права ИП Леонова В.М. на подписание такого договора и ущемлению его экономических интересов, но и к ограничению конкуренции на рынке услуг по вывозу ЖБО в географических границах города Шумиха.
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара.
Указание ООО «Аква-Сервис» в протоколе разногласий к договору № 1 от 10 августа 2011 года о невозможности подписания данного договора свидетельствует о нарушении ООО «Аква-Сервис» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В период с мая 2011 года по октябрь 2011 года включительно ООО «Аква-Сервис» осуществляло прием ЖБО от индивидуальных предпринимателей Квашнина В.Ю. и ИП Самохвалова А.В.
Согласно п.1.1 договора № 1 на вывоз жидких бытовых отходов от 11 апреля 2011 года, заключенного с ИП Квашниным В.Ю. предприятие (ООО «Аква-Сервис») предоставляет, а исполнитель (ИП Квашнин В.Ю.) принимает на себя обязательство своими силами и средствами осуществлять вывоз ЖБО по заявкам ООО «Аква-Сервис» от населения и предприятий города. Вывоз жидких бытовых отходов осуществляется на городской коллектор предприятия.
Пунктом 1.2 договора № 1 на вывоз жидких бытовых отходов от 11 апреля 2011 года предусмотрено, что предприятие принимает на себя обязательство финансовой оплаты исполнителю за предоставленную работу.
Аналогичные условия предусмотрены договором б/н от 1 мая 2011 года, заключенным между ООО «Аква-Сервис» и ИП Самохваловым А.В.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Указанные выше договоры являются договорами возмездного оказания услуг. По данным договорам обязанность оплаты предоставленных услуг возложена на ООО «Аква-Сервис». При этом, на ИП Квашнина В.Ю. и на ИП Самохвалова А.В. не возложена обязанность утверждения тарифов на вывоз ЖБО.
Указание ООО «Аква-Сервис» в протоколе разногласий на необходимость утверждения тарифа на вывоз ЖБО в Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в качестве условия для заключения договора на прием и очистку сточных вод свидетельствует о выставлении ИП Леонову В.М. требования, ущемляющего права и интересы данного предпринимателя, так как данное условие является невыполнимым. Невыполнимость указанного условия свидетельствует о том, что ИП Леонов В.М. поставлен действиями ООО «Аква-Сервис» в условия, неравные по сравнению ИП Квашниным В.Ю. и ИП Самохваловым А.В., в условия, препятствующие доступу на рынок услуг по вывозу ЖБО в географических границах г.Шумиха.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: создание дискриминационных условий (пункт 8) и создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).
Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями следует понимать условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Указание ООО «Аква-Сервис» в протоколе разногласий к договору № 1 на прием и очистку жидких бытовых отходов от 10 августа 2011 года на необходимость утверждения тарифа на вывоз ЖБО в Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в качестве условия для заключения договора на прием и очистку сточных вод свидетельствует о нарушении ООО «Аква-Сервис» пункта 8 и пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Отказ ООО «Аква-Сервис» от заключения с ИП Леоновым В.М. договора на прием и очистку жидких бытовых отходов обусловил уход ИП Леонова В.М. с рынка услуг по вывозу ЖБО в географических границах города Шумихи и привел к сокращению числа хозяйствующих субъектов, действующих на указанном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 30 настоящего Федерального закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.
Действия ООО «Аква-Сервис» по отказу ИП Леонову В.М. в заключении договора на прием и очистку жидких бытовых отходов, не могут быть признаны допустимыми поскольку такими действиями была ограничена конкуренция на рынке услуг по вывозу ЖБО в географических границах города Шумихи в результате сокращения числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо ООО «Аква-Сервис».
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению. ООО «Аква-Сервис» не представлены доказательства, что были приняты меры по предотвращению нарушения законодательства.
Местом совершения административного правонарушения является: Курганская обл., г. Шумиха.
Объектом вмененного ООО «Аква-Сервис» правонарушения являются общественные отношения, связанные с установленной государством защитой прав и интересов лиц от злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на определенном товарном рынке.
Нарушение ООО «Аква-Сервис» антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5,8,9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 КоАП Российской Федерации.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо ООО «Аква-Сервис» (место нахождения: 641100, Курганская обл., г. Шумиха, ул. Ленина, д. 39; ИНН 4524008861).
Основанием для возбуждения административного дела послужило решение по делу № 172 от 25 ноября 2011 года.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Аква-Сервис», не установлены (ст.24.5 КоАП РФ).
Обстоятельство, смягчающих административную ответственность- добровольное устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено (с.4.3 КоАП РФ).
Согласно ст. 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 №116-ФЗ): 1.Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей. 2.Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Примечания: 1.Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации. 2.При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса. 3.При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность: 1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год; 2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей; 3) совершение административного правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. 4.За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность является добровольное прекращение противоправного поведения.
Таким образом, размер штрафа по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от 06.12.2011 №116-ФЗ составит 562 500 руб.
Согласно ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Из предоставленных свидетельств о государственной регистрации организации, следует что ООО «Аква-Сервис» осуществляет свою деятельность с 28 марта 2011 года, что не позволяет выявить доход за год предшествующий нарушению. На основании вышеизложенного, штраф в отношении ООО «Аква-Сервис» составляет 100 000 (Сто тысяч) рублей.
Руководствуясь статьями ч. 2 ст. 1.7, 14.31, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, 1.Признать общество с ограниченной ответственностью «Аква-сервис» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст 14.31 КоАП РФ. 2.Наложить на общество с ограниченной ответственностью «Аква-сервис» административный штраф в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Реквизиты счета:
ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган БИК 043735001.
Назначение платежа:
161 1 16 02010 01 6000 140; 37401000000;
Оплата штрафа по постановлению № 26 за нарушение антимонопольного законодательства, ст. 14.31 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного правонарушения в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
Руководитель управления
...