Курганская область
Постановление от 16 февраля 2012 года

О наложении административного штрафа в отношении ООО «Курганавтотранс»

По делу № 21
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
16 февраля 2012 года
    Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области ,
    рассмотрев на основании статьи 23.48 КоАП РФ и в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении №13 и материалы дела об административном правонарушении № 41, возбужденного в отношении юридического лица - ООО «Курганавтотранс» (место нахождения: 640000, пл. Собанина, 1, г. Курган, ИНН 4501115803), в присутствии директора ООО «Курганавтотранс» .... (протокол №15 внеочередного общего собрания участников ООО «Курганавтотранс» от 14 февраля 2012г.)
    В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) дело об административном правонарушении № 41 возбуждено 3 апреля 2012 года. Основанием для составления протокола №13 об административном правонарушении явилось решение по делу № 142 от 28.11.2011 года Комиссии Курганского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства о признании в действиях ООО «Курганавтотранс» нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ имеющиеся в деле доказательства, должностное лицо приходит к следующим выводам относительно подлежащих согласно ст. 26.1 КоАП РФ выяснению обстоятельств.
    Из имеющихся материалов дела усматривается состав административного правонарушения.
    Ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность юридического лица за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.
    Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Комиссией признано положение ООО «Курганавтотранс» доминирующим на товарном рынке услуг автовокзалов.
    Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзале г. Кургана с 1 декабря 2010г., утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет, по маршрутам рабочего пригорода Кетовского р-на: Курган-Кетово, Курган-Н. Сидоровка, Курган-Введенское взимается один рубль за один билет.
    Из прейскуранта услуг, предоставляемых пассажирам на автовокзалах, автостанциях и кассовых пунктах ООО «Курганавтотранс» с 1 декабря 2010г. утвержденного общим собранием участников ООО «Курганавтотранс» (протокол от 23.11.10 №9), следует, что за текущую продажу билетов по междугородним маршрутам взимается пять рублей за один билет, по пригородным маршрутам — три рубля за один билет.
    При этом, стоимость услуг, предоставляемых на автовокзалах и автостанциях до отправления автобуса, в том числе за текущую продажу билетов, устанавливается ООО «Курганавтотранс» самостоятельно.
    Тарифы на перевозку подлежат государственному регулированию.
    На территории Курганской области тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам устанавливаются Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
    Из письма Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 26.10.2010 №08/3368 следует, что при установлении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам в затраты перевозчиков включаются отчисления автовокзалам в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиком и автовокзалом. Письмом от 28.10.2011г. №06-02/3693 департамент поддержал ранее изложенную позицию.
    Комиссией сделан вывод, что выдаваемый пассажиру билет является доказательством заключения договора перевозки. При этом сам по себе билет не выступает предметом сделки, поскольку пассажиры обращаются в кассу автовокзала не за покупкой билета как самостоятельного товара или за услугой по оформлению билета, а за приобретением услуги перевозки.
    Таким образом, плата за «текущую продажу», включаемая в стоимость билета, является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами.
    В ходе рассмотрения дела установлено, что «плата за текущую продажу билета» фактически является платой за оформление билета. Данная услуга является услугой автовокзала. Потребитель не может приобрести услугу проезда без приобретения услуги предприятия, что ущемляет права потребителей.
    При таких обстоятельствах, комиссия пришла к выводу, что взимание платы за текущую продажу билета является злоупотреблением доминирующим положением в виде навязывания пассажирам невыгодных для них условий договора и не относящихся к предмету договора перевозки.
    В решении по делу №142 установлено, что плата за текущую продажу билета является необоснованным увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами.
    Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо ООО «Курганавтотранс».
    В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению. ООО «Курганавтотранс» не представлены доказательства, что были приняты меры по предотвращению нарушения законодательства.
    Местом совершения административного правонарушения являются: г. Курган, Белозерский район, Варгашинский район.
    Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Курганавтотранс», не установлены (ст. 24.5 КоАП РФ).
    Согласно ст. 14.31 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 №116-ФЗ): 1. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

    Примечания:
    1. Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
    2. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.
    3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
    1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
    2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;
    3) совершение административного правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
    4. За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.
    Обстоятельством смягчающим административную ответственность является добровольное прекращение противоправного поведения.


    Таким образом, размер штрафа по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ, в редакции Федерального закона от 06.12.2011 №116-ФЗ составит: 300 000+(1 000 000-300 000)/2-(1 000 000-300 000)/8= 562 500 руб.
    Согласно ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
    ООО «Курганавтотранс» представлена справка о выручке от реализации ООО «Курганавтотранс» услуг пассажирам за 2010г. Согласно данной справке выручка ООО «Курганавтотранс» от продажи, приема сдаваемых проездных документов и резервированию мест в автобусах в 2010г. составила 5 935 772 руб. Услуги пассажирам являются сегментом рынка услуг автовокзалов, при этом данная справка не содержит информацию о всей выручке от реализации ООО «Курганавтотранс» услуг автовокзалов в 2010г.
    В отчете о прибылях и убытках ООО «Курганавтотранс» за 2010г. выручка не указана с разбивкой по видам деятельности, исходя из этого за основу при определении размера штрафа принимается справка о выручке от реализации ООО «Курганавтотранс» услуг пассажирам за 2010г.
    Одна сотая суммы выручки от реализации ООО «Курганавтотранс» услуг пассажирам за 2010г. - 59 357 руб. 72 коп, что составляет меньше минимального размера штрафа, установленного ст. 14.31 КоАП РФ.
    Исходя из того, что размер штрафа по ст. 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ, меньше размера штрафа по ст. 14.31 в редакции, действующей на сегодняшний день, на основании ст. 1,7 КоАП РФ, необходимо применить закон, улучшающий положение ООО «Курганавтотранс».
    Руководствуясь статьями 14.31, 23.48, 29.9, 29.10, 1.7 КоАП РФ,
    Признать ООО «Курганавтотранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
    В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
    Реквизиты счета:
    ИНН 4501099573 КПП 450101001 УФК по Курганской области (Курганское УФАС России) р/с 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области г. Курган БИК 043735001.
    Назначение платежа:
    161 1 16 02010 01 6000 140; 37401000000;
    Оплата штрафа по постановлению № 21 за нарушение антимонопольного законодательства, ст.14.31 КоАП РФ.
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
    Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
    Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного правонарушения в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
    В соответствии с частью 4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление.
    Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.