Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
21 октября 2011 года
Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Курганской области (далее Комиссия Курганского УФАС России),
рассмотрев жалобу ООО «ВендиМед» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ГБУ «Курганская больница №2» при размещении государственного заказа путем открытого аукциона в электронной форме (извещение №0343200025911000206)на поставку изделий медицинского назначения- перчатки и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов),
В Курганское УФАС России поступила жалоба ООО «ВендиМед» (вх. № 5707 от 17.10.2011) на действия заказчика - ГБУ «Курганская больница №2».
В жалобе заявитель указал, что заказчиком при размещении заказа были нарушены:
требования пункта 1 части 4 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления требований к товарам: 4-х компонентного точного состава внутренней поверхности, многослойности, уникальной форме манжеты, к конкретному цвету, составу дополнительной упаковки т.е требования, не относящихся к удовлетворению потребности, а описывающих товар конкретной марки и конкретного производителя без их указания и установления требования к эквивалентности, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа;
требований части 2, части 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, выразившиеся в отсутствии обоснования начальной (максимальной) цены контракта в извещении, а именно, не указана информация, обязательное указание которой предусмотрена ч. 2 ст 19.1 Закона о размещении заказов;
требований части 4 статьи 41.5, части 1, части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выразившихся в неверном указании, либо в отсутствии точного определения предмета аукциона (контракта),
требований пункта части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, выразившихся в невозможности установления точного количества поставляемых товаров.
Представитель Заказчика пояснил, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Государственный заказчик самостоятельно сформировал и утвердил аукционную документацию на поставку изделий медицинского назначения- перчатки, а не на их производство. Государственным заказчиком был проведен мониторинг рынка, который подтвердил наличие необходимых государственному заказчику изделий у различных поставщиков независимо от производителя.
Техническое требование заказчика (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара) сужает круг производителей, однако предметом конкурса является право на заключение контракта на поставку изделий медицинского назначения, что предполагает неограниченное количество поставщиков товара, несмотря на ограничение количества производителей.
Статья 19.1 начальная (максимальная) цена контракта не оговаривает конкретный вид обоснования цены.
Начальная (максимальная) цена была определена как средняя между ценовыми предложениями фирм- поставщиков на основании проведенного мониторинга цен (путем рассмотрения коммерческих предложений, ценовые предложения поставщиков, полученные путем телефонного опроса) и с учетом всех расходов, связанных с исполнением контракта, а также данных из интернета.
В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 07.10.2011 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru), опубликовано извещение № 0343200025911000206 на поставку изделий медицинского назначения- перчатки.
Требования к документации об аукционе содержаться в ст. 34 Закона №94- ФЗ, предусматривающей, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом (ч. 1). Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2). Не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом (ч. 2.1). Документация об аукционе может содержать указания на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 этой статьи (ч. 3). Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (ч. 3.1).
Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу о том, что заказчик руководствуясь своими потребностями должен установить конкретные требования, в том числе , к качеству, функциональным характеристикам товара и к его упаковке. При этом заказчик не вправе установить требование к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут ограничение количества участников размещения заказа.
Для целей проверки действий заказчика на соответствие ч. 3.1 ст. 34 Закона №94 применительно к рассматриваемой ситуации значимыми обстоятельствами являются: наличие в документации об аукционе требований к товару (к его упаковке); существенность этих требований для заказчика; наличие или отсутствие последствий в виде ограничения количества участников размещения заказа; причинно- следственная связь между включением в документацию об аукционе указанных требований и возникновением названных последствий.
Исходя из возражения на жалобу ГБУ «Курганская больница №2» установлено, что указанные характеристики товара необходимы для обеспечения охраны труда и безопасности медицинского персонала заказчика.
Производство медицинских перчаток, с установленными техническими характеристиками, единственным производителем не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об аукционе влечет ограничение количества участников размещения заказа, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа.
Требования к начальной (максимальной) цене контракта содержаться в ст. 19.1 Закон о размещении заказов предусматривающей, что в документации об аукционе указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания.(ч. 2) Размещение на официальном сайте документации об аукционе в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
У Заказчика начальная (максимальная) цена контракта обоснована ценовыми предложениями поставщиков, а также данными из Интернета. На заседание комиссии заказчиком были представлены ценовые предложения ООО «Декамед- Е» и ООО «Вектор плюс».
В информационной карте аукциона была допущена техническая ошибка, предметом аукциона является поставка изделий медицинского назначения- перчатки. Жалоба на указание не точного количества поставляемого товара не состоятельна.
Комиссия Курганского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «ВендиМед» на действия заказчика ГБУ «Курганская больница №2» по размещению государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на изделий медицинского назначения- перчатки , руководствуясь ст. 17, ч. 1 ст. 41.6, ст. 34, ч.2, ч.3, ст. 19.1, ч. 6 ст. 60 ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», 1.Признать жалобу ООО «ВендиМед» необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания.