Курганская область
Решение от 16 августа 2011 года
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
16 августа 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена: 03.08.2011 года.
В полном объеме решение изготовлено: 16.08.2011 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе
<...>, <...>, <...>
рассмотрев дело №73 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком», место нахождения: 191002, г. Санкт - Петербург, ул. Достоевского, 15, ч. 1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном требовании платы за выдачу справки абоненту о номере телефона местной телефонной сети по «неполным данным» абонента,
Основанием для возбуждения дела №73 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Ростелеком» в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) явилось поступление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту — Курганское УФАС России) заявления <...> на действия ОАО «Ростелеком» по взиманию платы за получение справочной информации службой «09».
<...> на рассмотрение дела №73 не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. Кроме того, <...> не представила документы, подтверждающие факт взимания с нее платы за получение справочной информации службой «09».
В ходе рассмотрения дела №73 представители ОАО «Ростелеком» <...> и <...> пояснили, что <...>, проживающая по адресу: <...>, не является абонентом ОАО «Ростелеком». Следовательно, справочные услуги ОАО «Ростелеком» ей не предоставлялись и сведений об оплате услуг справочной службы у ОАО «Ростелеком» не имеется. Ранее плата за предоставление справочной информации о номере телефона абонента по «неполным данным» абонента взималась в соответствии с Единым прейскурантом ОАО «Уралсвязьинформ» №125/2008 «Тарифы на услуги электросвязи (далее по тексту - Прейскурант №128/2008) и составляла 12 рублей 00 копеек за одну справку. В последствии, в связи с реорганизацией ОАО «Уралсвязьинформ», путем присоединения к ОАО «Ростелеком» Прейскурант №125/2008 изменен на Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» №125/2011 «Тарифы на услуги электросвязи». Представители ОАО «Ростелеком» полагают, что с принятием Приказа Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» от 06.07.2011г. №583 «О внесении изменений в Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» №125/2011 «Тарифы на услуги электросвязи» (далее по тексту — приказ от 06.07.2011г. №583) отменена плата за выдачу справки абоненту о номере телефона местной телефонной сети по «неполным данным» абонента. С 8 июля 2011 года плата за выдачу справки абоненту о номере телефона абонента местной телефонной сети не взимается. Тем самым ОАО «Ростелеком» привело прейскурант №125/2011 в соответствие требованиям Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее по тексту — Закон о связи) и Постановления Правительства РФ от 18.05.2005 №310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (далее по тексту - Правила №310). Представители ОАО «Ростелеком» полагают, что ОАО «Ростелеком» устранило нарушение антимонопольного законодательства и просили рассмотрение дела №73 прекратить в связи с добровольным устранением ОАО «Ростелеком» нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
Подпунктом 1.1.1. пункта 1.1. раздела 18 Прейскуранта №125/2008 услуги информационно — справочной службы «09» по полным данным абонента: для гражданина — фамилия, имя, отчество; название улицы; номер дома; для юридического лица — наименование организации (учреждения) и его адрес название улицы и номер дома, предоставляются на безвозмездное основе.
Подпунктом 1.2.1.1.1.2 пункта 1.2. раздела №18 Прейскуранта №125/2008 предоставление ОАО «Ростелеком» справки абоненту, в том числе и справочной информации о номере телефона абонента по «неполным данным» абонента, осуществлялось за плату. Размер платы за предоставление платной справки, независимо от вида информации в Курганском филиале составляет 12 рублей 00 копеек.
В связи с реорганизацией ОАО «Уралсвязьинформ» в форме присоединения к ОАО «Ростелеком» (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 01.04.2011г.), деятельность ОАО «Уралсвязьинформ» прекращена с переходом прав, обязанностей и ответственности к ОАО «Ростелеком».
Прейскурант №125/2008 был изменен в связи с реорганизацией ОАО «Уралсвязьинформ».
На день принятия решения №73 в ОАО «Ростелеком» действовал Единый прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» №125/2011 «Тарифы на услуги электросвязи», также предусматривающий взимание платы за выдачу справки абоненту о номере телефона абонента по «неполным данным» абонента.
Приказом от 06.07.2011 года №583 ОАО «Ростелеком» внесены изменения в «Единый прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» №125/2011 «Тарифы на услуги электросвязи». В соответствии с подпунктом 1.1.1. Прейскуранта выдача справки абонента о номере телефона местной телефонной сети осуществляется без взимания платы, вне зависимости от наличия у абонента «полных» или «неполных данных» об абоненте.
Курганским УФАС России установлено, что в связи с утверждением Приказа Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» от 06.07.2011г. №583 «О внесении изменений в Единый Прейскурант Макрорегионального филиала «Урал» ОАО «Ростелеком» №125/2011 «Тарифы на услуги электросвязи» с 8 июля 2011 года плата за предоставление справки о номере телефона абонента по «неполным данным» абонента ОАО «Ростелеком» не взимается.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона о связи оператор связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации обязан создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания.
Согласно пункта 12 Правил №310 оператор связи обязан создавать систему информационно-справочного обслуживания в целях предоставления абоненту и (или) пользователю информации, связанной с оказанием услуг телефонной связи.
Пунктом 13 Правил №310 система информационно-справочного обслуживания состоит из информационно-справочных служб, а также информационно-справочных печатных изданий (телефонные справочники) на бумажном и (или) электронном носителе, содержащих сведения об операторе связи, абонентах и их абонентских номерах, а также иную информацию, необходимую для пользования услугами телефонной связи.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил №310 оператор связи, оказывающий услуги местной телефонной связи, предоставляет бесплатно и круглосуточно следующие информационно - справочные услуги: выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица).
Таким образом, в соответствии с названными нормами права абонент имеет право на получение от оператора связи бесплатного информационно-справочного обслуживания, в частности, получение справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица), а у оператора связи, оказывающего услуги местной телефонной связи, имеется обязанность предоставить бесплатно и круглосуточно такую информационно-справочную услугу как выдача справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица).
Вышеназванные нормы действующего законодательства не содержат деления информационно - справочных услуг на платные и бесплатные по видам сообщаемых сведений о запрашиваемом номере абонента: «полные» и «неполные».
Исходя из буквального толкования норм части 3 статьи 46 Закона о связи, пунктов 12, 13, 15 Правил №310 следует, что справка о номере телефона абонента сети местной телефонной связи (гражданина и юридического лица) предоставляется бесплатно вне зависимости от того какими данными об абоненте располагает абонент, желающий получить справочную информацию о номере телефона абонента.
Таким образом, при отсутствии закрепленного нормативно — правовыми актами понятия «полные данные», законодатель, устанавливая обязанность бесплатной выдачи справки о номере абонента, исходил из наличия у лица, пользующегося услугой справки, лишь части сведений, то есть «неполных данных».
Следует отметить, что справка должна быть оказана бесплатно, при этом законодательно не установлена обязанность у лица, пользующегося услугой справочной службы, сообщить для этих целей «полные данные», так как само понятие в нормах действующих нормативно — правовых актах отсутствует.
Курганским УФАС России не установлено ущемления прав и законных интересов<...> действиями ОАО «Ростелеком».
При этом действиями ОАО «Ростелеком» по установлению платы в размере 12 рублей 00 копеек за предоставление справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи по «неполным данным» абонента ущемлены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ОАО «Ростелеком» Приказом заместителя руководителя Курганского УФАС России от 13.05.2011г. №87, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности - услуги местной и внутризоновой телефонной связи в географических границах города Кургана с долей более 65 процентов.
Согласно пункту 3.6.5. Приказа ФАС России от 17.01.2007г. №5 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Как следует из буквального толкования статей 44, 46 Закона о связи и пунктов 13, 15 Правил №310 система бесплатного информационно-справочного обслуживания является составной частью услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи.
Следовательно, товарный рынок услуг справочно — информационной службы не образует самостоятельного рынка и является составной частью услуги местной и внутризоновой связи, междугородной и международной связи.
Из вышесказанного следует, что ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке услуг местной телефонной связи с долей более 65 процентов в географических границах города Кургана.
Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «Ростелеком» нарушения части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, выразившихся в требовании платы за выдачу справки о номере телефона абонента сети местной телефонной связи по «неполным данным» абонента.
Руководствуясь статье 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России
1.Признать положение ОАО «Ростелеком» доминирующим на товарном рынке услуг местной телефонной связи в географических границах города Кургана.
2.Признать в действиях ОАО «Ростелеком» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном требовании платы за выдачу справки абоненту о номере телефона абонента сети местной телефонной связи по «неполным данным» абонента.
3.Прекратить рассмотрение дела №73 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ОАО «Ростелеком».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.