«Согласно п. 117 «Правил функционирования розничных рынков, услуги по передаче электрической энергии представляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно, или в их интересах и за их счет обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями, с сетевыми организациями, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителя.
Гарантирующий поставщик ОАО «Энергосбыт» в обеспечение интересов Вашей организации не заключил договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС», к сетям которого технологически присоединены энергопринимающие устройства, принадлежащие вашему предприятию.
Исходя из вышеизложенного, нарушается пункт 69 Правил функционирования розничных рынков, который гласит, что исполнение обязательств по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии каждой из сторон не может быть начато ранее начала предоставления покупателю услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, имеет место бездоговорное пользование услугой по передаче электрической энергии, что является основанием для введения полного ограничения режима потребления в соответствии с п. 169 Правил функционирования розничных рынков.
По разъяснению Федеральной службы по тарифам России потребитель, самостоятельно заключивший Договор на оказание услуги по передаче электрической энергии с сетевой организацией, оплачивает услуги сетевой организации по котловому тарифу. Котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии установлен для потребителей Курганской области постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области №33-43 от 19.11.2009г. Учитывая сложившуюся ситуацию, предлагаю Вам принять меры по заключению договора на оказание услуги по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС» самостоятельно. В случае не заключения договора ОАО «ШМКЭС» будет вынуждено применить к вашей организации меры, установленные законодательством.»
После получения писем потребители обратились с письмами в ОАО «Энергосбыт» о разъяснении сложившейся ситуации.
В частности, в ходе рассмотрения дела комиссией установлено, что 25 января 2010 года ОАО «ШМКЭС» в адрес ГУ - отдел Пенсионного фонда в Сафакулевском районе было направлено письмо исх №74 о необходимости заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Письмом исх. №235 от 01.02.2010 ГУ - отдел Пенсионного фонда в Сафакулевском район обратилось в ОАО «Энергосбыт» о принятии мер по урегулированию сложившейся ситуации. В этот же день, а именно: 1 февраля 2010 года между ОАО «ШМКЭС» и ГУ - отдел Пенсионного фонда в Сафакулевском районе был заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС» №007/с. Согласно п. 6.1 Договор вступает в силу с 1 февраля 2010 года. На момент заключения договора по передаче электрической энергии между ГУ - отдел Пенсионного фонда в Сафакулевском районе и ОАО «Энергосбыт» действовал договор энергоснабжения. Соглашением от 19 марта 2010 года стороны договорились расторгнуть договор энергоснабжения с 1 марта 2010 года. 19 марта 2010 года между ОАО «Энергосбыт» и ГУ - отдел Пенсионного фонда в Сафакулевском районе заключен договор купли-продажи электрической энергии № 60232321. Согласно п. 10.1 договор вступает в силу с 01.03.2010 года. Дополнительным соглашением от 01.03.2010 к договору по оказанию услуг по передаче электрической энергии № 007/с от 1 февраля 2010 года стороны установили, что договор вступает в силу с 1 марта 2010 года. Таким образом в феврале 2010 года у ГУ - отдел Пенсионного фонда в Сафакулевском районе действовало два договора: договор энергоснабжения с ОАО «Энергосбыт» и договору на оказанию услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС». Направленные письма ввели потребителя в заблуждение и привели к ущемлению его интересов.
В соответствии с постановлением Департамента от 23.08.2007 № 14-4 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика в связи с передачей прав и обязанностей организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика» (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.10.2007 №22-36) в зону деятельности гарантирующего поставщика общества «Энергосбыт» включена зона деятельности, определенная границами балансовой принадлежности электрических сетей общества «ШМКЭС».
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Согласно п. 7 Правил функционирования розничных рынков по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии.
Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что у потребителей заключены договоры энергоснабжения с ОАО «Энергосбыт», при заключении которых потребители поручили гарантирующему поставщику урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединено энергопринимающее устройство потребителя. В направленных письмах потребителям предлагается принять меры по заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС» самостоятельно, при этом потребителям не разъясняется, что при заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии при наличии договора энергоснабжения, потребитель дважды будет оплачивать услуги по передаче электрической энергии.
Комиссией установлено, что ОАО «Энергосбыт» и ОАО «Курганэнерго» заключили в интересах потребителей ОАО «Энергосбыт» договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 1 от 04.04.2007.
Согласно условий вышеуказанного договора, ОАО «Курганэнерго» приняло на себя обязательство перед ОАО «Энергосбыт» урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями.
В связи с отказом ОАО «ШМКЭС» от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО «Курганэнерго» в интересах ОАО «Энергосбыт» и потребителей, имеющих технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ШМКЭС», решением арбитражного суда Курганской области от 15.04.2009 по делу № А 34-286/2009 ОАО «ШМКЭС» обязано заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии с ОАО «Курганэнерго». Указанный договор № 26 между ОАО «Курганэнерго» и ОАО «ШМКЭС» заключен 28.11.2008.
В соответствии с соглашением от 21.10.2009 года, заключенным между ОАО «Курганэнерго», ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Энергосбыт», договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2010 года заключен между ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Энергосбыт».
Аналогичное соглашение от 12.11.2009 о смене сторон по договору № 24 от 28.11.2008 оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенному между ОАО «Курганэнерго» и ОАО «ШМКЭС», направлено в адрес последнего. ОАО «ШМКЭС» данное соглашение не подписано.
В соответствии с п. 82 Правил функционирования розничных рынков в случае, если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Правилами функционирования розничных рынков ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. Таким образом, ОАО «ШМКЭС» для защиты своих законных интересов имеет право обратиться с соответствующим иском к гарантирующему поставщику о взыскании задолженности за услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
П. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Исходя из вышеизложенного следует, что право понуждать к заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии имеется только у потребителя, но не у сетевой организации ОАО «ШМКЭС».
Довод ответчика о том, что в направленных потребителям письмах не содержится предупреждения о предстоящем ограничении электропотребления, в связи с не заключением предложенного ответчиком договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, а лишь доводится до сведения Потребителя информация о том, что в случае отсутствия у него заключенного договора либо на услуги по передаче электроэнергии, либо договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или иной энергосбытовой организацией, у него будет иметь место бездоговорное пользование услугой по передаче электрической энергии подлежит отклонению, поскольку формулировки письма свидетельствуют об обратном.
Довод ответчика о том, что направлением писем потребителям ОАО «ШМКЭС» исполняло требования закона, а именно: абз. 3 п. 32 Правил недискриминационного доступа, а в случае не направления писем ОАО «ШМКЭС» нарушило бы требования закона, в том числе и Закона о защите конкуренции, чем права потребителей были бы ущемлены, отклоняется в силу следующего.
Согласно абз. 3 пункта 32 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана в течение 10 дней с момента возникновения оснований для расторжения договора, заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией), направить потребителям, в интересах которых он действует, уведомление о предстоящем расторжении договора и предложение о заключении договора с сетевой организацией.
Комиссией установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что между ОАО «Энергосбыт» и ОАО «ШМКЭС» нет и не было заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых потребителей, соответственно нет и обязанности по направлению уведомлений о предстоящем расторжении договора и предложений о заключении договора с сетевой организацией.
Довод ответчика о том, что под мерами, предусмотренными действующим законодательством, которые будут применены к потребителям, не заключившим договор на услуги по передаче электрической энергии, следует понимать взыскание задолженности с гарантирующего поставщика в судебном порядке, комиссией отклоняется в силу следующего. В письмах указано, что «в случае не заключения договора ОАО «ШМКЭС» будет вынуждено применить к Вашей организации меры, установленные законодательством». Из формулировок писем следует, что меры будут применяться к конкретным потребителям. Из писем не следует, что в случае не заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии ОАО «ШМКЭС» будет взыскивать задолженность с гарантирующего поставщика в судебном порядке.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального Закона РФ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Часть 1 ст. 4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» относит услуги по передаче электрической энергии к естественно монопольным видам деятельности.
ОАО «ШМКЭС» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии с долей более 50%, в географических границах г. Шумиха, р.п. Щучье, Мишкино, Целинное, Альменево, Сафакулево, Кирово, Каясан. Приказом руководителя Курганского УФАС России от 05.01.2007 № 1-пр ОАО «ШМКЭС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара (работ, услуг) более 35 %.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Перечень запретов, установленных в ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не является исчерпывающим.
На основании вышеизложенного комиссия приходит к выводу, что действия ОАО «ШМКЭС», выразившиеся в понуждении к заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС» потребителей ОАО «Энергосбыт», которым поставка электрической энергии осуществляется по договорам энергоснабжения, путем направления писем содержащих угрозу введения полного ограничения режима потребления электрической энергии при не заключении договора, а также в угрозе введения полного ограничения режима потребления электрической энергии при не заключении договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС», ущемляют интересы потребителей, являются нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решила:
1.Признать положение ОАО «ШМКЭС» доминирующим на товарном рынке услуг по передаче и распределению электрической энергии;
2.Признать в действиях ОАО «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» нарушение ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся:
в понуждении к заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС» потребителей ОАО «Энергосбыт», которым поставка электрической энергии осуществляется по договорам энергоснабжения, путем направления писем, содержащих угрозу введения полного ограничения режима потребления электрической энергии при не заключении договора;
в угрозе введения полного ограничения режима потребления электрической энергии при не заключении договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС».
3. Выдать ОАО «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:
отозвать направленные ООО «Энергосервис»; ООО «РемЖилСтрой», Отдел внутренних дел по Альменьевскому району Курганской области, Шумихинское отделение №1616 АКБ «Сбербанка России», Куртамышское отделение №1683 АКБ «Сбербанка России», Государственное Учреждение - отдел пенсионного фонда РФ в Сафакулевском районе Курганской области письма о самостоятельном принятии мер по заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО «ШМКЭС»;
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.