Курганская область
Решение от 25 апреля 2011 года

В отношении ООО «Курганавторесурс»

По делу № 42
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
25 апреля 2011 года
    Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе
    <...>, <...>, <...>
    рассмотрев дело № 42 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы ООО «Курганавторесурс», размещенной с января 2011 года по 31 марта 2011 года в г. Кургане около дома № 117 по ул. К. Мяготина, с признаками нарушения статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в присутствии представителя:
    лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «Курганавторесурс», г. Курган, ул. Химмашевская, д. 6а – <...> (доверенность от 01.04.2011 № 1);
    заявитель - ООО «Максим», г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 117/5 — <...> (доверенность от 16.12.2010),
    2 февраля 2011 года в Курганское УФАС России поступило заявление ООО «Максим» в отношении ООО «Курганавторесурс», в котором сообщается о нарушении Федерального закона «О рекламе» при размещении наружной рекламы.
    ООО «Курганавторесурс» размещало с января 2011 года по 31 марта 2011 года рекламу размером 18 кв.м на отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, около д. 117, согласно договора от 12.01.2011 № 11/01/02, заключенного между ООО «Курганоптторг» и ООО «Курганавторесурс». Оплата за данную рекламу произведена ООО «Курганавторесурс» по платежным поручениям № 16 от 31.01.2011, № 28 от 01.03.2011. Дизайн-макет рекламы разработан согласно договора на оказание услуг и выполнение работ рекламного характера от 19.01.2011 № 11/0119-04, заключенного между ООО «Рекламное агентство Арт Ист» и ООО «Курганавторесурс». Оплата за данный дизайн-макет рекламы произведена ООО «Курганавторесурс» на основании акта приема-передачи № 128-0010 от 28.01.2011.
    Соответственно рекламодатель указанной рекламы — ООО «Курганавторесурс».
    В рекламе указан текст: «Работаешь в (изображение шашечек такси) ? Пашешь как (изображение лошади), а подсчитывая доходы чувствуешь себя как (изображение оленя). Надоело? (изображение знака «стоп») Позвони! (изображение телефона) Получи работу! (изображение знака %) Курган таксопарк (изображение шашечек такси) Работай как все, а зарабатывай больше. тел. 777-777 333-333». Текст «Работаешь в (изображение шашечек такси) ?» выделен графически и цветом в виде стрелки.
    Данная реклама размещена в непосредственной близости от входа в офис ООО «Максим», расположенного по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, д. 117/5. Стрелка на рекламе с надписью «работаешь в (изображение шашечек такси) ?» направлена в сторону офиса ООО «Максим». Над входом в офис ООО «Максим» расположена вывеска с надписью «Maxim» и изображением шашечек такси, также справа от входа в офис ООО «Максим» на стене здания изображены шашечки такси.
    В письме ООО «Курганоптторг», исх. № 01 от 08.04.2011, сообщается, что ООО «Курганавторесурс», как заказчик, само выбрало место размещения рассматриваемой рекламы напротив КЦ «Академия» (ул. К. Мяготина, д. 117).
    В письме ООО «Рекламное агентство Арт Ист», исх. № 13 от 11.04.2011, сообщается, что ООО «Курганавторесурс» была поставлена задача разработать макет баннера. Целевой аудиторией рекламного сообщения должны были стать водители, работающие в других компаниях, занимающихся перевозкой пассажиров. Нами была предложена идея, которая впоследствии графически реализована в дизайн-макете. Идея и ее исполнение были согласованы с ООО «Курганавторесурс», после чего никаких дополнительных элементов или изменений нами не вносилось. Со стороны ООО «Курганавторесурс» претензий не поступало, что отражено в акте приема-передачи № 128-0010 от 28.01.2011 года.
    Согласно заключения специалиста <...>, кандидата филологических наук, доцента кафедры общего языкознания КГУ, данная реклама содержит лингвистические и визуальные конструкции, в совокупности содержащие негативные компоненты. Эти конструкции являются оскорбительными, так как представляют собой резкую отрицательную оценку лица, осуществляемую с помощью слов и выражений, либо вообще не употребляемых в литературном языке, либо не употребляемых в литературном языке по отношению к лицу, либо к определенным группам лиц, высказывание которой имеет целью подчеркнуть неполноценность, ущербность лица-адресата и/или его несоответствие функциям, положению и др.
    В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
    Следовательно в указанной рекламе есть признаки нарушения частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» - «В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».
    Представитель ООО «Курганавторесурс» пояснил свою позицию в рамках письменного объяснения. Заключение специалиста <...> считаем ненадлежащим доказательством. В рекламе использованы общеупотребительные обороты, применяемые в современном литературном языке, не содержат каких либо негативных компонентов, не соответствующих законодательству РФ. В связи с возражениями ООО «Максим» сейчас данную рекламу перестали размещать, однако считаем, что нарушение рекламного законодательства с нашей стороны не было.
    Представитель ООО «Максим» выступил в рамках своей жалобы. Считает данную рекламу ненадлежащей в связи с использованием непристойных и оскорбительных образов. Есть соответствующее заключение специалиста <...>. Просит привлечь нарушителя к административной ответственности.
    Комиссия доводы ООО «Курганавторесурс» считает необоснованными, указанные признаки нарушения Федерального закона «О рекламе» произошли из-за непринятия соответствующих мер по обеспечению соблюдения законодательства РФ при размещении рекламы со стороны рекламодателя - ООО «Курганавторесурс». У ООО «Курганавторесурс» имелись все возможности для соблюдения требований законодательства о рекламе.
    Данная реклама является ненадлежащей в соответствии с п. 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» - «Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации».
    В соответствии с п. 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» - «Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего Федерального закона».
    Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать ненадлежащей рекламу «Работаешь в (изображение шашечек такси) ? Пашешь как (изображение лошади), а подсчитывая доходы чувствуешь себя как (изображение оленя). Надоело? (изображение знака «стоп») Позвони! (изображение телефона) Получи работу! (изображение знака %) Курган таксопарк (изображение шашечек такси) Работай как все, а зарабатывай больше. Тел. 777-777 333-333», размещенную с января 2011 года по 31 марта 2011 года на отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Курган, ул. К. Мяготина, около д. 117, поскольку в ней нарушены требования частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
    2.Не выдавать ООО «Курганавторесурс» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с добровольным прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение изготовлено в полном объеме 25 апреля 2011 года, резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.