Курганская область
Решение от 21 октября 2010 года

О прекращении дела в отношении ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганская генерирующая компания»

По делу № 75
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
21 октября 2010 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    , , , , ,
    рассмотрев дело №75 по признакам нарушения ОАО «ЭнергоКурган», место нахождения: 640002, г. Курган, ул. Климова, 62, и ОАО «Курганская генерирующая компания», место нахождения: 640021, г. Курган, пр. Конституции, 29А, части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «ЭнергоКурган» в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) явилось поступление в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту — Курганское УФАС России) заявления ЗАО «Сибирский газовик», место нахождения: 640000, г. Курган, ул. Куйбышева, 148А.
    В ходе рассмотрения дела №75, представитель ЗАО «Сибирский газовик» пояснила, что 16 мая 2008 года ЗАО «Сибирский газовик» получило от ОАО «ЭнергоКурган» технические условия исх. 489 на теплоснабжение двух 5-ти этажных одноподъездных жилых домов в 1 мкр-не по ул. Алексеева (далее по тексту - объекты) с тепловой нагрузкой - 0,65 Гкал/час, в том числе на отопление - 0,30 Гкал/час, на ГВС - 0,35 Гкал/час. Срок действия данных технических условий составляет два года.
    В связи с окончанием срока действия технических условий №489, ЗАО «Сибирский газовик» обратилось в ОАО «ЭнергоКурган» с заявлением от 29.01.2010г. исх. №19 о продлении срока действия технических условий №489 на два года. В своем ответе от 19.04.2010г. исх. №409 ОАО «ЭнергоКурган» указало на то, что теплоснабжение объектов невозможно в связи с недостаточной пропускной способностью магистральных тепловых сетей и тепловых сетей от павильона секционирующих задвижек 6/3 (далее по тексту - ПСЗ-6/3), а также отсутствием резерва мощности оборудования центрального теплового пункта №99 (далее по тексту - ЦТП №99). Для разрешения вопроса о подключении объектов ОАО «ЭнергоКурган» указало на необходимость произвести комплекс мероприятий по реконструкции существующих тепловых сетей и оборудования ЦТП. Для устранения существующих ограничений и подключения объектов ОАО «ЭнергоКурган» предложило заключить договор о подключении, размер платы за подключение объектов определить в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №360 от 09.06.2007г. (далее по тексту – Правила №360), а именно: по соглашению сторон, исходя из расходов по созданию (реконструкции) тепловых сетей для подключения объектов на границе земельного участка. ЗАО «Сибирский газовик» полагает, что ОАО «ЭнергоКурган» понуждает ЗАО «Сибирский газовик» заключить договор о подключении и необоснованно требует осуществить плату за подключение, просит продлить технические условия №489 от 16.05.2010г.
    В ходе рассмотрения дела представитель ЗАО «Сибирский газовик» заявила, что уточнит требования, сформулированные при обращении в Курганское УФАС России.
    В ходе рассмотрения дела №75 представитель ОАО «ЭнергоКурган» пояснил, что 15 мая 2008 года ОАО «ЭнергоКурган» выдало технические условия №489 на основании технических условий №1266 от 23.04.2008г. ОАО «Курганская генерирующая компания». 1 февраля 2010 года ЗАО «Сибирский газовик» обратилось с просьбой продлить технические условия №489. Действующее законодательство не предусматривает продление срока действия технических условий, а предполагает выдачу новых технических условий.
    В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее по тексту – Правила №83) 4 февраля 2010 года ОАО «ЭнергоКурган» исх. 113 обратилось в ОАО «Курганская генерирующая компания» за подтверждением технической возможности подключения объектов к тепловым сетям, на что получен отказ №1456 от 19.04.2010 года, в связи с недостаточной пропускной способностью магистральных тепловых сетей. ОАО «ЭнергоКурган» на основании полученного отказа №1456 и в связи с недостаточной пропускной способностью тепловых сетей от ПСЗ 6/3 к ЦТП №99 и отсутствием резерва мощности ЦТП №99 предложили ЗАО «Сибирский газовик» для решения вопроса о подключении заключить договор о подключении. Размер платы за подключение объекта предложено определить в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Правил №360.
    Кроме того, ЗАО «Сибирский газовик» в установленный срок не определило необходимую подключаемую нагрузку и не обратилось с заявлением о подключении строящегося объекта к тепловым сетям ОАО «ЭнергоКурган». Соответствующих заявлений в ОАО «ЭнергоКурган» от ЗАО «Сибирский газовик» не поступало. Таким образом, в соответствии с пунктом 16 Правил №83 обязательства ОАО «ЭнергоКурган» по подключению объектов капитального строительства к тепловым сетям прекратились 16 мая 2009 года.
    Представитель ОАО «ЭнергоКурган» указал на то, что ОАО «ЭнергоКурган» действовало в рамках процедуры, предусмотренной Правилами №83. На момент обращения ЗАО «Сибирский газовик» в ОАО «ЭнергоКурган» пропускная способность магистральных тепловых сетей была исчерпана, о чем указано в ответе ОАО «Курганская генерирующая компания». В силу пункта 13 Правил №83 отсутствие на момент запроса указных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно – технического обеспечения. Инвестиционной программы, в соответствии с которой устранялись бы технические ограничения подключения объектов в п. Заозерном г. Кургана, у ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганская генерирующая компания» утверждено не было.
    Для увеличения пропускной способности и увеличения мощности тепловых сетей ЗАО «Сибирский газовик» было предложено заключить договор на подключение, в котором предполагалось провести комплекс работ силами и средствами сетевой организации по увеличению пропускной способности тепловых сетей. Действующее законодательство предусматривает необходимость внесения платы за подключение в том случае, если для подключения объекта к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей.
    В ходе рассмотрения дела представитель ОАО «ЭнергоКурган» представил расчет пропускной способности тепловой сети ввода от ПСЗ 6/3 до ЦТП №99 и расчет насосного оборудования ЦТП №99 в обоснование отсутствия пропускной способности сетей и оборудования ЦТП №99.
    Представитель ОАО «Курганская генерирующая компания» поддержал позицию ОАО «ЭнергоКурган» и пояснил, что 4 февраля 2010 года в ОАО «Курганская генерирующая компания» поступило письмо ОАО «ЭнергоКурган», исх. №113, с просьбой подтвердить техническую возможность подключения объектов к существующим тепловым сетям. В связи с недостаточной пропускной способностью магистральных тепловых сетей, и на основании пункта 13 Правил №83, в адрес ОАО «ЭнергоКурган» был направлен ответ исх. №1456 от 19.04.2010г. об отказе в выдаче новых технических условий. Инвестиционной программы, в которой устранялись бы технические ограничения подключения объектов в п. Заозерном г. Курган, у ОАО «Курганская генерирующая компания» не имеется. Согласно пункту 4.12.1. «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003г №229, при исчерпании фактической мощности источника тепла и пропускной способности магистральных тепловых сетей присоединение новых потребителей не допускается. Недостаточная пропускная способность магистральных тепловых сетей подтверждается заключением проектной организации ОАО «УралОРГРЭС» «Разработка расчетного эксплуатационного режима системы теплоснабжения г. Кургана от Курганской ТЭЦ на уровне нагрузок 2001-2003г.г.», а также заключением Управления Ростехнадзора по Курганской области от 05.03.2009г. исх. 01-20/278.
    Определением Курганского УФАС России от 23.09.2010 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено ОАО «Курганская генерирующая компания» и у ОАО «Сибирский газовик» истребованы:
    надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих обращение ЗАО «Сибирский газовик» в ОАО «ЭнергоКурган» за определением необходимой тепловой нагрузки на подключение объектов;
    надлежащим образом заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположены объекты;
    информацию о совершенных действиях по исполнению технических условий №489 от 16.05.2008г. и стоимости произведенных работ;
    письменные пояснения по вопросу уточнения заявленных при обращении в Курганское УФАС России требований.
    11 октября 2010 года в Курганское УФАС России поступило заявление ЗАО «Сибирский газовик», в котором указано, что ЗАО «Сибирский газовик» не может представить документы, подтверждающие обращение ЗАО «Сибирский газовик» за определением необходимой тепловой нагрузки на подключение объектов, в связи с их утерей. На основании чего ЗАО «Сибирский газовик» полагает, что его заявление не обосновано и просит прекратить рассмотрение дела №75.
    11 октября 2010 года на заседании комиссии Курганского УФАС России представитель ОАО «Курганская генерирующая компания» представил Договор №КГК-274 о подключении объекта капитального строительства к тепловым сетям от 04.10.2010года, заключенный с ЗАО «Сибирский газовик». Предметом представленного договора является подключение жилых многоквартирных домов по ул. Алексеева, 5 в г. Кургане. Стоимость работ по подключению объектов определена в соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Правил №360.
    Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные сторонами по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и пришла к следующим выводам.
    ОАО «ЭнергоКурган» Приказом руководителя Курганского УФАС России от 20.03.2007г. № 33, с изменениями, внесенными Приказом руководителя Курганского УФАС России от 19.02.2008г. №21, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности - производство и передача тепловой энергии с долей более 50%.
    ОАО «Курганская генерирующая компания» Приказом руководителя Курганского УФАС России от 01.03.2007г. №17 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по виду деятельности - передача тепловой энергии с долей более 50%.
    Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995г. №147 «О естественных монополиях» (далее по тексту — Закон о естественных монополиях): субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Таким образом, ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганская генерирующая компания» являются субъектами естественной монополии.
    В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Согласно статье 1 и статье 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации деятельность по строительству, а именно: создание зданий, строений, сооружений, регулируется законодательством о градостроительной деятельности.
    В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
    Частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006г. № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».
    В соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней, с даты получения запроса о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
    Согласно пункту 13 Правил №83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
    В соответствии с пунктом 14 Правил №83 в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения, должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.
    Комиссией Курганского УФАС установлено, что 16 мая 2008 года ОАО «ЭнергоКурган», на основании технических условий №1266 от 23.04.2008г., выданных ОАО «Курганская генерирующая компания», выдало ЗАО «Сибирский газовик» технические условия исх. 489 сроком действия на два года. Срок действия технических условий №489 от 16.05.2008г. закончился 16.05.2010г. Действующее законодательство о градостроительной деятельности не предусматривает процедуру продления срока действия технических условий, а предполагает выдачу новых технических условий взамен ранее выданных. Таким образом, обращение ЗАО «Сибирский газовик» в ОАО «ЭнергоКурган» о продлении срока действия технических условий №489 от 16.05.2008г. необоснованно.
    При поступлении заявления ЗАО «Сибирский газовик» от 29.01.2010г. исх. №19 в ОАО «ЭнергоКурган», ОАО «ЭнергоКурган» в соответствии с пунктом 9 Правил №83 проверило возможность подключения объектов к тепловым сетям и возможность выдачи новых технических условий, в том числе, в соответствии пунктом 14 Правил №83, 4 февраля 2010 года исх. №113 обратилось в ОАО «Курганская генерирующая компания» за подтверждением наличия технической возможности подключения объектов.
    ОАО «Курганская генерирующая компания» письмом от 19.04.2010 года №1456, в связи с недостаточной пропускной способностью магистральных тепловых сетей, на основании пункта 13 Правил №83 отказало в выдаче новых технических условий.
    Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводам об отсутствии оснований у ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганская генерирующая компания» выдачи новых технических условий подключения объектов ЗАО «Сибирский газовик» и отсутствии технической возможности подключения объектов без производства комплекса работ по устранению ограничений для подключения объектов на основании следующего.
    На момент обращения ЗАО «Сибирский газовик» за продлением технических условий №489 отсутствовал резерв пропускной способности магистральных тепловых сетей, обеспечивающий передачу необходимого объема ресурса, что подтверждается заключением ОАО «УралОРГРЭС».
    В соответствии с указанным заключением существующий гидравлический режим магистральных тепловых сетей не создает необходимых условий для подключения потребителей, не отвечает требованиям правил технической эксплуатации. Пропускная способность магистральных тепловых сетей низкая. Имеют место низкие давления в подающем трубопроводе в ряде узлов сети 1,0-2,0 кгс/см2, что недопустимо по условиям присоединения потребителей. Имеют место также зоны высоких давлений в магистральных узлах, что опасно для присоединения потребителей и недопустимо для гидравлического режима. В частности отмечено, что имеется высокий уровень давлений в обратном трубопроводе и на тепломагистрали в районе Заозерный. ОАО «УралОРГРЭС» рекомендовало запретить присоединение новых потребителей к тепломагистрали «Южная».
    Отсутствие резерва пропускной способности магистральных тепловых сетей подтверждено также заключением Управления Ростехнадзора по Курганской области от 05.03.2009г. №01-20/278 «Об отсутствии резерва пропускной способности», в котором указано, что дальнейшее подключение тепловых нагрузок без увеличения диаметров трубопроводов невозможно.
    Также отсутствовал резерв пропускной способности тепловых сетей от ПСЗ 6/3 и оборудования ЦТП №99, что подтверждено представленными ОАО «ЭнергоКурган» расчетами пропускной способности сетей и оборудования ЦТП №99.
    Имеющаяся инвестиционная программа ОАО «Курганская генерирующая компания» по развитию, реконструкции и модернизации тепловых сетей в городе Кургане, эксплуатируемых ОАО «Курганская генерирующая компания», на 2010-2014 года, утвержденная Решением Курганской городской Думы 17.02.2010 года, не предусматривает устранение существующих ограничений по подключению объектов ЗАО «Сибирский газовик» к тепловым сетям. У ОАО «ЭнергоКурган», утвержденной в установленном законом порядке, инвестиционной программы не имеется. В связи с чем, ОАО «ЭнергоКурган» для разрешения сложившейся ситуации предложило заключить договор о подключении объектов к тепловым сетям.
    Комиссией Курганского УФАС России установлено, что на момент рассмотрения дела №75, между ОАО «Курганская генерирующая компания» и ЗАО «Сибирский газовик» 04.10.2010 года заключен Договор №КГК-274 о подключении объектов капитального строительства к тепловым сетям. Стоимость работ по подключению объектов составляет 1 180 000 (один миллион сто восемьдесят тысяч) рублей.
    Отношения по заключению Договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры регулируются Правилами №360.
    В соответствии с пунктом 2 Правил №360, по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
    Таким образом, Договор о подключении объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры является возмездным.
    Порядок определения размера платы за подключение установлен пунктом 14 Правил № 360.
    Подпункт 2 пункта 14 Правил №360 гласит, что при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон, исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка.
    Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях ОАО «ЭнергоКурган» и в действиях ОАО «Курганская генерирующая компания» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в силу следующего. У ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганская генерирующая компания» отсутствовала возможность выдачи новых технических условий подключения объектов. Для разрешения вопроса о подключении объектов необходимо произвести ряд работ по увеличению пропускной способности тепловых сетей, силами и средствами сетевой организации. У ОАО «ЭнергоКурган» и ОАО «Курганская генерирующая компания» отсутствуют соответствующие инвестиционные программы, на основании которых устранялись бы технические ограничения подключения объектов к тепловым сетям. Договор о подключении к системам коммунальной инфраструктуры носит возмездный характер, и при отсутствии соответствующих инвестиционных программ размер платы за подключение определяется соглашением сторон, исходя из расходов по созданию (реконструкции) тепловых сетей для подключения объекта.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 — ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Курганского УФАС России
    1.Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Открытого акционерного общества «ЭнергоКурган» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    2.Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Открытого акционерного общества ОАО «Курганская генерирующая компания» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.