Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
13 июля 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 13 июля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <...>, <...>, <...>, <...>, <...>
рассмотрев дело № 75 по признакам нарушения ООО УО «Блеск» (место нахождения: 641400, Курганская обл., Притобольный район, с.Глядянское, ул.Космонавтов, д.10) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2007г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», основанием для возбуждения дела № 75 явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее по тексту – Курганское УФАС России) признаков нарушения ООО УО «Блеск» (место нахождения: 641400, Курганская обл., Притобольный район, с.Глядянское, ул.Космонавтов, д.10) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования при установлении Администрации Притобольного района платы за тепловую энергию на основании тарифа, не утвержденного органом регулирования. 5 апреля 2011 года в Курганское УФАС России поступило обращение главы Притобольного района, содержащее просьбу провести проверку соблюдения ООО УО «Блеск» антимонопольного закондательства в части правомерности применения тарифов, не утвержденных органом регулирования.
Между Администрацией Притобольного района и ООО УО «Блеск» заключен договор на поставку тепловой энергии № 21/1-2008 от 29 сентября 2008 года.
В соответствии с п.2.1. договора на поставку тепловой энергии № 21/1-2008, данный договор заключался сроком на период с 29 сентября 2008 г. по 31 декабря 2008 г.
В соответствии со счетами-фактурами: №36 от 30 октября 2008 г., № 132 от 28 ноября 2008 г., № 131 от 28 ноября 2008 г.№ 347 от 26 декабря 2008 г. ООО УО «Блеск» выставляло для оплаты тепловую энергию по тарифу 1264,46 руб. без НДС.
В приложении № 1 к договору на поставку тепловой энергии № 21/1-2008 указано, что стоимость 1 Гкал в размере 1492,06 руб. с НДС (1264,46 руб. без НДС) установлена на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 20-19 от 18.10.2007 г. и письма Администрации Притобольного района № 01-37-957 от 29.09.2008 г.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 20-19 от 18.10.2007 г. установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Притобольного муниципального унитарного предприятия «Блеск» с 1 января 2008 года.
В письме Администрации Притобольного района № 01-37-957 от 29.09.2008 г. рекомендовано до установления тарифов на тепловую энергию применять тариф, установленный постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 20-19.
На запрос Курганского УФАС России от 10.05.11 г. № 06-03/1709-12 поступило письмо Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (вх.№ 2787 от 19 мая 2011 г.), содержащее сведения о том, что ООО УО «Блеск» включено в Реестр энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним. Тариф на тепловую энергию для потребителей ООО УО «Блеск» впервые установлен с 1 января 2009 года постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 29-1 от 30.10.2008 г.
При рассмотрении дела представители ООО УО «Блеск» пояснили, что общество владеет и пользуется муниципальным имуществом, используемого для производства и передачи тепловой энергии, на основании договора аренды от 8 августа 2008 года, заключенного с Администрацией Притобольного района. ООО УО «Блеск» полагает, что не имелось возможности предпринять меры по соблюдению законодательства, поскольку без договора аренды движимого имущества Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области не было бы принято заявление об установлении тарифов.
От Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области за вх.№ 3496 поступила копия заявления ООО УО «Блеск», поданного в орган регулирования для установления тарифа на тепловую энергию. Из указанного заявления следует, что ООО УО «Блеск» впервые обратилось за установлением тарифа 1 сентября 2008 года, требование ООО УО «Блеск» заключалось в установлении тарифа на 2009 год.
К материалам дела приобщен аналитический отчет по оцнке состояния конкурентной среды на рыкне услуг по теплоснабжению.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам. 1.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ООО УО «Блеск» в 2008 году осуществляло деятельность на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах с.Глядянское с долей 100%.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту – Закон о естественных монополиях) услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъекта естественных монополий. Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Следовательно, ООО УО «Блеск» является субъектом естественных монополий.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО УО «Блеск» на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах с.Глядянское является доминирующим. 2.Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 18.10.2007 г., действующей в период совершения нарушения), регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ (в ред. от 04.11.2007 г., действующей в период совершения нарушения) предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии является энергоснабжающей организацией.
Деятельность ООО УО «Блеск» в качестве энергоснабжающей организации в 2008 году подлежала государственному регулированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьёй 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ предусмотрены в том числе следующие принципы государственного регулирования тарифов: 1) определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; 2) обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; 3) обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Таким образом, экономическая обоснованность является основополагающим принципом государственного регулирования тарифов.
В период с октября 2008 года по декабрь 2008 года включительно ООО УО «Блеск» предъявляло Администрации Притобольного района плату за тепловую энергию, установленную на основании тарифа, утверждённого постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 20-19 от 18.10.2007 г. для потребителей Притобольного муниципального унитарного предприятия «Блеск».
ООО УО «Блеск» и Притобольное муниципальное унитарное предприятие «Блеск» - различные хозяйствующие субъекты. Сведения о создании Притобольного муниципального унитарного предприятия «Блеск» внесены в ЕГРЮЛ 06.07.2005 г., ОГРН 1054527011538. Сведения о создании ООО УО «Блеск» внесены в ЕГРЮЛ 15.04.2008 г., ОГРН 1084510000354. ООО УО «Блеск» не является правопреемником Притобольного муниципального унитарного предприятия «Блеск».
В соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 тарифы, установленные для потребителей Притобольного муниципального унитарного предприятия «Блеск» не могут быть признаны экономически обоснованными для потребителей ООО УО «Блеск».
Применение ООО УО «Блеск» тарифа в размере 1264,46 руб. без НДС, нарушает права потребителей, поскольку применение тарифа, установленного для другого хозяйствующего субъекта, вводит потребителей в заблуждение. В данном случае нарушен принцип открытости и доступности информации о рассмотрении и об утверждении тарифов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (в ред. 28.06.2008 г., действующей в период совершения нарушения) "ценообразование" - процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Действия ООО УО «Блеск» по установлению Администрации Притобольного района платы за тепловую энергию по тарифу, утвержденному Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области для потребителей Притобольного муниципального унитарного предприятия «Блеск», свидетельствуют о нарушении ООО УО «Блеск» порядка ценообразования.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Нарушение ООО УО «Блеск» порядка ценообразования при установлении Администрации Притобольного района платы за тепловую энергию на основании тарифа, не установленного органом регулирования для потребителей ООО УО «Блеск», свидетельствует о нарушении ООО УО «Блеск» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Частью 2 статьи 10 Закона о защите конуренции предусмотрено, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Из взаимосвязанных положений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и части 2 статьи 10 Закона о защите конуренции следует, что установлен безусловный запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Указанное нарушение антимонопольного законодательства не может быть признано допустимым.
Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", 1.Признать положение ООО УО «Блеск» доминирующим на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах с.Глядянское. 2.Признать в действиях ООО УО «Блеск» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении ООО УО «Блеск» порядка ценообразования при установлении Администрации Притобольного района платы за тепловую энергию на основании тарифа, не установленного органом регулирования для потребителей ООО УО «Блеск». 3.ООО УО «Блеск» предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в нарушении ООО УО «Блеск» порядка ценообразования при установлении Администрации Притобольного района платы за тепловую энергию на основании тарифа, не установленного органом регулирования для потребителей ООО УО «Блеск», а именно, произвести перерасчет Администрации Притобольного района платежей за тепловую энергию путем сторнирования сумм предъявленных платежей за тепловую энергию за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года включительно.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.