Курганская область
Решение от 26 июля 2010 года

В отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»

По делу № 13
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
26 июля 2010 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе
    , ,
    С участием представителей:
    ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (ответчика по делу): (доверенность № 10 от 01.01.2010); (доверенность № 371 от 12.04.2010); (доверенность №23 от 01.01.2010); (доверенность № 363 от 26.03.2010); (доверенность №409 от 13.07.2010);
    (Заявителя по делу);
    ОАО «Газпром»: (доверенность от 7.12.2009 № 01/0400-603 д);
    Уральское управление Ростехнадзора: (доверенность № 40-к от 25.12.2009);
    ОАО «Курганэнерго»: (доверенность № 13 от 01.01.2010); . (доверенность №5 от 01.01.2010)
    ОАО «ЭнергоКурган»: (доверенность №63-10 от 01.05.2010); (доверенность №105-09 от 07.12.2009); (доверенность №5 от 01.01.2010);
    Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области: (доверенность б/н от 14.04.2010)
    Рассмотрев дело № 13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям хозяйственных построек гражданина , комиссия
    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило на рассмотрение заявление гражданина , об отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям хозяйственных построек, расположенных в деревне Белый Яр, Кетовского р-на, Курганской области.
    Из представленной заявителем информации следует, что письмом от 05.08.2009 он обратился в Шадринское линейное производственное управление магистральных газопроводов, филиал ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» с просьбой разрешить подключение хоз. постройки в д. Белый Яр Кетовского района. В заявлении указана необходимая мощность 1 квт. В подключении было отказано в связи с отсутствием технической возможности.
    По итогам рассмотрения заявления Приказом Курганского УФАС России № 29 от 19.02.2010 было возбуждено дело № 13. Определением Курганского УФАС России от 24.02.2010 дело № 13 назначено к рассмотрению.
    На заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства заявитель на заявленных требованиях настаивал. Пояснил, что в настоящее время хозяйственные постройки к электрическим сетям не подключены.
    Представитель ответчика на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства против заявленных требований возражал по следующим основаниям:
    Полагает, что субъектом естественной монополии согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту – Закон о естественных монополиях) может быть хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
    ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и ОАО «Газпром» не признаны субъектами естественной монополии в сфере электроэнергетики, равно как и не являются субъектами, занимающими доминирующее положение, соответственно оба Общества не могут нести ответственность за нарушение установленных статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запретов.
    Полагает, что ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не обладают статусом сетевых организаций в силу положений своих уставов и действующего законодательства.
    В соответствии с п. 3.1. Устава ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» основной целью деятельности Общества является организация надежной и бесперебойной транспортировки газа и обеспечение потребителей Российской Федерации на договорной основе газом, газовым конденсатом, нефтью и продуктами их переработки.
    Среди основных видов деятельности Общества в п. 3.2. Устава ОАО «Газпром» и в п. 3.2. Устава дочернего общества нет вида деятельности по передаче электрической энергии и осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридическим и физическим лицам.
    Так как субъектами электроэнергетики согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности, а также согласно данной норме закона к энергосбытовым организациям относятся организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, то ни ОАО «Газпром», ни дочернее общество в силу положений их Уставов не могут быть признаны таковыми.
    Кроме того, из положений ст. 3 и 7 Закона «Об электроэнергетике», п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) вытекает, что ни ОАО «Газпром», ни дочернее общество не являются сетевой организацией.
    Полагает, что ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», как не являющиеся сетевыми организации, не уполномочены законом рассматривать заявления граждан и юридических лиц о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства.
    Как вытекает из норм действующего законодательства о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства присоединение осуществляется на основании соответствующего договора.
    Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861 (далее Правилами технологического присоединения).
    Территориальной сетевой организацией на территории г.Кургана и Курганской области является ОАО «Курганэнерго», которое осуществляет передачу (продвижение) электрической энергии по принадлежащим ему сетям непосредственно от генерирующего источника и вплоть до потребителей, к которым в том числе относится общество.
    Полагает, что для гражданина ближайшими объектами электросетевого хозяйства являются сети ОАО «Курганэнерго» - опора № 12 в Схеме электроснабжения ГРС; расположенные на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя, которое имеет статус сетевой организации и, следовательно, свое заявление гражданин должен направить в ОАО «Курганэнерго», а не в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
    Сообщил, что ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не располагают технической возможностью для присоединения энергопринимающего устройства гражданина к своим электрическим сетям.
    Электрические сети ПТК ГРС являются внутритехнологическими сетями, созданными для обеспечения функционирования газотранспортной системы и при проектировании не предусматривавшие подсоединение каких-либо сторонних энергопринимающих устройств юридических и физических лиц, изначально были рассчитаны на обслуживания только ПТК ГРС и дома оператора.
    Согласно Договору аренды имущества № 01/1600-Д-46/2010 от 30.09.2009г. электрические сети ПТК ГРС переданы собственником — ОАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» для использования в целях обеспечения основных уставных видов его деятельности. В Приложении № 1 «Перечень имущества ОАО «Газпром», введенного в эксплуатацию до 01.01.2002 г., передаваемого в аренду» к договору ПТК ГРС указаны под №№ 458 и 459, соответственно: объект «Газпровод-отвод к д.Белый Яр» с инв.№ 27947 и объект «ГРС «Урожай» (блок-бокс) д.Белый Яр с инв.№ 27948.
    Пояснил, что переданные дочернему обществу в аренду объекты ПТК ГРС с инв.№№ 27947 и 27948, включая электролинию, являются неотъемлемой технологической частью основных средств, используются для обеспечения функционирования сложного технологического объекта: магистрального трубопровода, а не для оказания дочерним обществом услуг по передаче электроэнергии юридическим и физическим лицам.
    Полагает, что регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременении, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать также особые характеристики находящихся в собственности объектов, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих.
    ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием ВЛ-0,4 кВ ГРС Белый Яр.
    Пояснил, что в 1990-е годы к указанной ВЛ-0,4 кВ незаконно (самовольно) присоединился ряд граждан. Несмотря на нарушения порядка присоединения к электрическим сетям, в целях снижения не технологических потерь электрической энергии (воровства электроэнергии) сетевая организация ОАО «Курганэнерго» заключило с данными потребителями договоры энергоснабжения. Дочернее общество не имеет с сетевой организацией договора на оказание услуг по передаче электрической энергии рассматриваемым потребителям.
    В тоже время увеличение нагрузки привело к снижению качества питающего напряжения на ГРС, являющейся опасным производственным объектом, что подтверждается Техническим отчетом № 14/12/02-001-2010 от 25 марта 2010 г.
    Установившееся отклонение напряжения на входе в ГРС, измеренное в часы пиковой нагрузки, превышает предельно допустимые значения, установленные ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».
    Ответчик полагает, что дополнительное присоединение потребителей к ВЛ-0,4 кВ приведет к еще более существенному ухудшению качества электрической энергии на ГРС и, как следствие, снижению безопасности работы указанного объекта (отказам в срабатывании и выходам из строя устройств, обеспечивающих работу противоаварийной автоматики и сигнализации).
    Полагает, что совершенно необходимо учитывать вспомогательный характер электрических линий ПТК ГРС и предъявляемые требования к их безопасной эксплуатации. Подключение сторонних потребителей неминуемо приведет к снижению безопасности и возрастанию риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном производственном объекте. Сообщил, что электроснабжение дома оператора и ГРС с. Белый Яр по проекту 7-92ПР-00-01-ЭС 1992г., осуществляется от ТП-РЛЗ-57 по линии 0,4 кВ протяженностью 1320 м. В настоящее время разрешенная мощность, потребляемая ГРС с. Белый Яр и дома оператора увеличилась с 10 до 21 КВт. На линию осуществляющую электроснабжение ГРС в разные годы подключились субабоненты, в количестве 19 потребителей.
    Считает, что согласно п. 29 Правил технологического присоединения, отсутствует техническая возможность технологического присоединения подсобного хозяйства гражданина к электрическим сетям ГРС Белый Яр. Кроме того, необходимым условием для заключения договора с сетевой организацией является наличие технологического присоединения потребителей электрической энергии, в чью пользу заключается договор.
    При этом в силу п.п. «б» п. 24 Правил недискриминационного доступа сетевая организация вправе отказаться от заключения договора в случае отсутствия технической возможности оказания услуг по передаче электрической энергии в заявленном объеме - если заявлен объем мощности, надлежащая передача которого не может быть обеспечена сетевой организацией, исходя из существующих условий технологического присоединения.
    Ответчик считает отсутствие согласия общества в технологическом присоединении хозяйственной постройки гражданина правомерным, в том числе и в силу отсутствия технической возможности технологического присоединения подсобного хозяйства данного гражданина.
    Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
    Полагает, что доказательством того, что обращение гражданина о технологическом присоединении направлено ненадлежащему лицу, также вытекает из требования абзаца 2 п. 5 Правил технологического присоединения. Учитывая, что более высокий класс напряжения в точке опоры 12 имеет ОАО «Курганэнерго», то и обращение гражданина в соответствии с указанным требованием пункта 5 Правил технологического присоединения должен направлять в ОАО «Курганэнерго», а не в ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
    Сообщил, что электрические сети ПТК ГРС находятся в собственности ОАО «Газпром», относятся к имуществу магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанного объекта, основное назначение которого - обеспечение функционирования магистрального трубопровода.
    Представитель ОАО «Газпром» против заявленных требований возражал. Пояснил, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Курганской области и не включено ни в федеральный, ни в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на данном товарном рынке долю более 35%. В соответствии с приказом ГАК России от 12.08.1997 № 115 ОАО «Газпром» в составе дочерних обществ, включая ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», включено в Реестр доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов по разделу «Транспортировка газа по трубопроводам» в границах РФ. Доминирующее положение на каких-либо иных товарных рынках ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не признано. Постановлением ФЭК России от 19.12.1997 № 127/8 и от 09.02.2001 № 9/7 в реестр субъектов естественных монополий по услугам по передаче электрической энергии включено ОАО «Курганэнерго», которое является территориальной сетевой организацией, осуществляющей передачу электроэнергии по принадлежащим ему сетям непосредственно от генерирующего источника и вплоть до потребителей. Электрические сети сетевой организации ОАО «Курганэнерго» являются ближайшими к энергопринимающим устройствам подсобного хозяйства гражданина и, следовательно, вопросы их подсоединения находятся в компетенции ОАО «Курганэнерго».
    Среди основных целей деятельности дочернего общества нет организации деятельности по передаче электрической энергии и осуществлению в установленном порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридическим и физическим лицам.
    Пояснил, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», как не являющееся сетевой организацией, не уполномочено законом рассматривать заявления граждан и юридических лиц о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства.
    Полагает, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не располагает технической возможностью для присоединения энергопринимающего устройства гражданина к своим электрическим сетям.
    Пояснил, что электрические сети ПТК ГРС являются технологическими сетями, созданными для обеспечения функционирования газотранспортной системы и при проектировании не предусматривали подсоединение каких-либо сторонних энергопринимающих устройств юридических и физических лиц, т.е. изначально были рассчитаны на обслуживания только ПТК ГРС и дома оператора.
    Считает, что удовлетворение требования гражданина о присоединении хозяйственной постройки к электрическим сетям отрицательно повлияет на безопасную эксплуатацию ГРС Белый Яр.
    Представитель ОАО «Курганэнерго» сообщила, что согласно схемы энергоснабжения спорного участка д. Белый Яр, трансформаторная подстанция ТП 10/0,4 кВ РЛ-3-57, принадлежащая на праве собственности ОАО «Курганэнерго» и переданная в аренду ОАО «ЭнергоКурган» по договору № КЭ-239 от 01.12.2009, к которой могли быть подключены хозяйственные постройки гражданина находится от них на расстоянии 803 м. От данной ТП отходит линия Л-1 напряжением 0,4 кВ. Участок ВЛ 0,4 кВ Л-1 от опоры №1 до опоры № 12 принадлежит ООО «Мясокомбинат Белый Яр» которое не является сетевой организацией. Ближайшая к хозпостройкам опора № 12 данной линии находится на расстоянии 271 м от них. Участок ВЛ 0,4 кВ от опоры №12 до опоры №28 принадлежит ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» в лице подразделения Шадринское ЛП, которое является сетевой организацией. Ближайшая к хоз. постройкам опора №19 данной линии находится на расстоянии 41 м от них. Таким образом, ответчик по делу является единственной сетевой организацией, чьи сети находятся в непосредственной близости от хозпостроек Заявителя, в связи с чем направленние заявления о техприсоединении Ответчику является правомерным как соответствующие п. 8 Правил технологического присоединения. Отметила, что гражданин в ОАО «Курганэнерго» с заявкой на технологическое присоединение не обращался, что также является правильным, поскольку объектов электросетевого хозяйства ОАО «Курганэнерго» на расстоянии ближе 300 м от его участка нет. Полагает, что довод ответчика о том, что он не имеет статуса сетевой организации, в связи с чем вообще не может осуществлять функции по техприсоединению является необоснованным, поскольку Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области ответчику установлен индивидуальный тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии (постановления от 14.11.2008 г. № 31-3, от 19.11.2009 № 33-43), поэтому, бесспорно, обладает статусом сетевой организации.
    Полагает, что довод ответчика об отсутствии у него технической возможности для удовлетворения просьбы Заявителя является ошибочным, поскольку, согласно абз. 2 п.3 и п. 14 Правил технологического присоединения, заключение договора и выполнение мероприятий по технологическому присоединению в данном случае является обязанностью сетевой организации независимо от наличия или отсутствия такой технической возможности.
    Сообщила, что услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
    При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
    Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение. Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка. В силу этого, полагает, что нельзя признать обоснованным довод ответчика о том, что осуществление технологического присоединения к электрическим сетям не является для него обязательным и о том, что он не является в данной части субъектом антимонопольного контроля.
    Представитель ОАО «ЭнергоКурган» сообщил, что не является сетевой организацией, объекты электросетевого хозяйства которой находятся на наименьшем расстоянии от границ участка гражданина ОАО «ЭнергоКурган» не имеет технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», подключение к которым намерен осуществить заявитель.
    Согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон б/н от 31.03.2010 между ОАО «Курганэнерго» и ООО «Мясокомбинат Белый Яр», граница раздела электросетей находится на кабельных наконечниках, установленных на автоматических выключателях отходящих линий 0,4 кВ в ТП РЛ-3-57. Указанная трансформаторная подстанция ТП РЛ-3-57 01.01.2010 г. передана в аренду ОАО «ЭнергоКурган» по договору аренды имущества № КЭ239 от 01.12.2009, заключенному с ОАО «Курганэнерго» и находится на расстоянии более 800 метров от хозяйственных построек Заявителя.
    Иных объектов электросетевого хозяйства ОАО «ЭнергоКурган», находящихся на расстоянии ближе 500 метров от границ участка Заявителя, не имеется. с заявкой на технологическое присоединение в ОАО «ЭнергоКурган» не обращался.
    Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области сообщил, что при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» на 2010 год рассматривался весь имущественный комплекс в целом без топологизации электросетевого оборудования. При этом расчет вышеуказанного тарифа производился на основе представленной информации системы условных единиц электрооборудования с дифференциацией по уровням напряжения. Полагает, что ОАО «Газпром трансгаз Екатеринбург» является сетевой организацией, обязанной подключить данного потребителя.
    Представитель Уральского управления Ростехнадзора полагает, что в силу Правил технологического присоединения заявитель должен быть подключен к электрическим сетям ответчика. Сообщил, что электрические сети ГРС Белый Яр оп. №19 ВЛ-0,4 кВ с необходимым классом напряжения находятся на наиболее кратчайшем расстоянии к участку С.
    Комиссия, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, а также проанализировав материалы дела, пришла к следующему.
    В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило на рассмотрение заявление гражданина , об отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям постройки, принадлежащей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2009 расположенной в деревне Белый Яр, Кетовского р-на, Курганской области.
    Из представленной заявителем информации следует, что письмом от 05.08.2009 он обратился в Шадринское линейное производственное управление магистральных газопроводов, филиал ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» с просьбой разрешить подключение хоз. постройки в д. Белый Яр Кетовского района. В заявлении указана необходимая мощность 1 квт. В подключении было отказано в связи с отсутствием технической возможности. Согласно устава ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Шадринское линейного производственное управление магистральных газопроводов, является филиалом общества.
    Право собственности на производственно-технологический комплекс Газопровод-отвод к ГРС д. Белый Яр и ГРС д. Белый Яр зарегистрировано за ОАО «Газпром» о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 марта 2006 г. сделана запись регистрации №45-45-01/042/2005-566.
    Согласно Договору аренды имущества № 01/1600-Д-46/2010 от 30.09.2009г. электрические сети ПТК ГРС переданы собственником ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». В Приложении № 1 к договору «Перечень имущества ОАО «Газпром», введенного в эксплуатацию до 01.01.2002 г., передаваемого в аренду», ПТК ГРС указаны под №№ 458 и 459, соответственно: объект «Газпровод-отвод к д.Белый Яр» с инв.№ 27947 и объект «ГРС «Урожай» (блок-бокс) д.Белый Яр с инв.№ 27948.
    Комиссией установлено, что в состав производственно-технологического комплекса входят электрические сети ПТК ГРС, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанного объекта.
    Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что от сетей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» запитаны девятнадцать потребителией физических лиц.
    Комиссией установлено и ответчиком не оспаривается, что согласно схемы энергоснабжения спорного участка д. Белый Яр, трансформаторная подстанция ТП 10/0,4 кВ РЛ-3-57, принадлежащая на праве собственности ОАО «Курганэнерго» и переданная в аренду ОАО «ЭнергоКурган» по договору № КЭ-239 от 01.12.2009, к которой могли быть подключены хозяйственные постройки гражданина находится от них на расстоянии 803 м. От данной ТП отходит линия Л-1 напряжением 0,4 кВ. Участок ВЛ 0,4 кВ Л-1 от опоры №1 до опоры № 12 принадлежит ООО «Мясокомбинат Белый Яр», которое не является сетевой организацией. Участок ВЛ 0,4 кВ от опоры №12 до опоры №28 принадлежит ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».
    Электрические сети ГРС Белый Яр оп. №19 ВЛ-0,4 кВ с необходимым классом напряжения находятся на наименьшем расстоянии (около 50 м.) к участку .
    Согласно ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Договор об осуществлении технологического присоединения является публичным.
    Возможность заключения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии обусловлена необходимостью технологического присоединения объектов. Услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности и являются нераздельной частью рынка услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
    Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
    Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть;
    В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа «сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
    Комиссия приходит к выводу, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» является территориальной сетевой организацией в силу следующего. Согласно Договору № 01/1600-Д-46/2010 от 30.09.2009г. электрические сети ПТК ГРС переданы собственником — ОАО «Газпром» в аренду ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» оказывает услуги по передаче электрической энергии. ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» включен в реестр энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним. Постановлениями департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14.11.2008 №31-3, от 19.11.2009г. № 33-43 Ответчику установлен индивидуальный тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии. От сетей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» запитаны потребители физические лица. ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям. В материалах дела имеются технические условия, выданные , Шадринским линейным производственным управлением магистральных газопроводов об электроснабжении жилого дома, которые определяют мероприятия по технологическому присоединению и являются согласно п. 15 Правил технологического присоединения неотъемлемым приложением к договору на технологическое присоединение. В материалах делах имеется акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 8 декабря 2008, составленный представителем сетевой организации начальником Шадринского линейного производственного управления магистральных газопроводов (филиалом ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург») и , который в соответствии с п. 19 Правил технологического присоединения составляется по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
    П.6 Правил технологического присоединения установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
    В п. 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
    а) подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;
    б) заключение договора;
    в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
    г) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»);
    д) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
    е) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
    В соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
    Под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации.
    В п. 14 Правил технологического присоединения установлено, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
    а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    б) место жительства заявителя;
    в) сведения, предусмотренные подпунктами "б" и "и" пункта 9 настоящих Правил технологического присоединения;
    г) максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
    Согласно п. 15 Правил технологического присоединения после получения заявки сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
    При отсутствии необходимых сведений и документов, указанных в Правилах технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
    Довод ответчика, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не является субъектом естественной монополии в сфере электроэнергетики, равно как и не является субъектом, занимающим доминирующее положение, не принимается в силу следующего. Согласно ч. 5 ст. 5 Закона О защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Часть 1 ст. 4 Федерального Закона О естественных монополиях относит услуги по передаче электрической энергии к естественно монопольным видам деятельности. В ходе рассмотрения дела комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» оказывает услуги по передаче электрической энергии, является сетевой организацией, которой установлен индивидуальный тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии и которая осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение потребителей к своим сетям.
    Довод ответчика о том, что он не обладает статусом сетевой организации не принимается, так как комиссией установлено обратное.
    Довод ответчика о том, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», как хозяйствующий субъект, не являющийся сетевой организацией, не уполномочен законом рассматривать заявления граждан и юридических лиц о технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства отклоняется в силу следующего. Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что общество является сетевой организацией, рассматривает заявления о технологическом присоединении и осуществляет технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
    Довод ответчика о том, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не располагает технической возможностью для присоединения энергопринимающего устройства гражданина к своим электрическим сетям не принимается в силу следующего.
    В соответствии с п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения.
    Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Данная норма установлена законодателем исперативно и не содержит изъятий в отношении опасных производственных объектов.
    Довод ответчика о том, что удовлетворение требования гражданина С. о присоединении хозяйственной постройки к электрическим сетям отрицательно повлияет на эксплуатационную безопасность ГРС Белый Яр, так как пропускная способность электрических сетей ГРС Белый Яр исчерпана отклоняется в силу следующего. В соответствии со ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу ст. 26 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
    Из представленного технического отчета №14/12/02-001-2010 по результатам инструментального контроля электроэнергии ГРС Б. Яр Шадринского ЛПУМГ следует, что на вводе значительного отклонения напряжения не наблюдается, из чего можно сделать вывод, что причиной небаланса напряжения сети является неравномерное распределение нагрузки по фазам потребителей эл. Энергии на поселке. Однако ответчиком не представлено доказательств того, что отсутствие баланса напряжения нельзя выровнять путем равномерного распределения электрической энергии по фазам.
    Довод ответчика о том, что обращение гражданина о присоединении направлено ненадлежащему лицу, также вытекает из требований абзаца 2 п.5 Правил технологического присоединения, отклоняется в силу следующего.
    Абзацем 2 п.5 Правил технологического присоединения установлено, что при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения. Исходя из вышеизложенного следует, что данный пункт правил определяет порядок взаимодействие при технологическом присоединении между двумя сетевыми компаниями и в данном случае не применим. В данной ситуации необходимо руководствоваться п. 8 Правил технологического присоединения, согласно которому для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
    Довод ответчика о том, что при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии, сети, находящиеся в деревне Белый Яр Кетовского района, учтены не были, не принимается, поскольку при установлении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» на 2010 год (согласно письма Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области) рассматривался весь имущественный комплекс в целом без топологизации электросетевого оборудования.
    Довод ответчика о возможности подключения заявителя к сети 10 кВ, принадлежащей ОАО «Курганэнерго» отклоняется в силу следующего. Поскольку заявитель является физическим лицом и желает подключить свои хозпостройки мощностью 1кВт для бытовых целей, необходимый для их подключения уровень напряжения электрических сетей составляет 0,4 кВ, что соответствует «Правилам устройства электроустановок» (глава 7.1 - «Электрооборудование жилых и общественных зданий»). Согласно п. 7.1.13 данных правил питание электроприемников должно выполняться от сети 380/220 В.
    Исходя из указанных правовых норм, комиссия приходит к выводу, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» не вправе отказать в заключении договора на технологическое присоединение, а также в выполнении мероприятий по технологическому присоединению.
    В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Действия ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ущемили интересы гражданина и создали препятствия пользованию принадлежащим ему имуществом.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    1.Признать положение ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» доминирующим на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии;
    2.Признать в действиях ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» нарушение ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в отказе в технологическом присоединении к электрическим сетям хозяйственной постройки гражданина , расположенной в деревне Белый Яр, Кетовского р-на, Курганской области;
    3.Выдать ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем совершения следующих действий:
    3.1.В месячный срок со дня получения настоящего предписания направить С. заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора;
    3.2.Выполнить в отношении мероприятия по технологическому присоединению в соответствии и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №861.
    4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курганского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.