Курганская область
Решение от 01 июля 2011 года

В отношении Курганской городской Думы

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской обл.
01 июля 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе
    , , ,
    Рассмотрела дело № 68, возбужденное в отношении Курганской городской Думы (пл. им. Ленина, г. Курган, Курганская область, 640000) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закона о защите конкуренции),
    20.04.2011 года Курганская городская Дума приняла решение № 68 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане» (Далее по тексту — Правила), опубликованное в газете "Курган и курганцы" 30 апреля 2011 года.
    Приложением № 4 вышеуказанных Правил утвержден Порядок проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности (Далее по тексту — Порядок).
    В пунктах 3, 4 статьи 13 Порядка установлены критерии для определения лучших предложений исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
    Самыми значимыми критериями в Порядке является сопоставление по цене за право на заключение договора и опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, значение каждого из них составляет не менее 40 % .
    Далее идут показатели с 10% значимости — доля социальной рекламы, размещаемой безвозмездно и предложение по благоустройству территории.
    Сумма показателей должна быть 100 %.
    В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) Курганским УФАС России возбуждено дело № 68 в отношении Курганской городской Думы по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    В ходе рассмотрения дела № 68 представители Курганской городской Думы пояснили, что в силу подпункта 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа относятся к вопросам местного значения, в связи с этим и на основании специального Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту — Закон о рекламе) были утверждены указанные Правила.
    В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается представительным органом муниципального образования. В рамках реализации указанной нормы решением Курганской городской Думы от 20.04.2011г. № 68 были утверждены вышеуказанные Правила. Данные Правлила разрабатывались по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который не ограничивает критерии оценки участников в процентном соотношении. Следовательно, данные Правила не противоречат требованиям Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Постановлению Правительства РФ от 10.09.2009г. № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», в которых указано, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
    Порядок определяет организацию и процедуру проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Кургана, которым органы местного самоуправления города Кургана вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством.
    Предметом торгов является право на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимости или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Кургана, т.е. конкурс проводится в рамках указанного Порядка на муниципальное место для размещения рекламной конструкции.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Порядка для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене за право на заключение договора и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
    Представители Курганской городской Думы пояснили, что главным критерием для определения лучших предложений исполнения договора является цена за право на заключение договора (значимость которого не может составлять менее 40%), а уже потом оцениваются другие критерии, в том числе опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана. Следовательно, при определении победителя главную роль играет цена.
    По заявлению представителей Курганской городской Думы, критерий оценки "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана", значимость которого должна составлять не менее 40 %, был предложен хозяйствующими субъектами, осуществляющими рекламную деятельность на территории города Кургана. При этом данный критерий был утвержден с целью предупреждения злоупотребления своим правом на размещение рекламы теми субъектами которые по сути не осуществляют деятельность на данном рынке, а получив это право перепродают место для размещения рекламы.
    Представители Курганской городской Думы отметили, что критерий - опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций включает в себя общий опыт работы в рекламной деятельности. Комиссия вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у него опыта в указанной сфере, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
    Таким образом, дополнительный критерий - опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций не зависит от вида собственности имущества, длительности этого опыта и не является решающим критерием, при определении победителя, поскольку в основе отбора победителя лежит в первую очередь цена - как основной критерий.
    По утверждению представителей Курганской городской Думы, действующим федеральным законодательством не установлены минимальные и максимальные пределы оценки значимости конкурсных критериев.
    По заявлению представителей Курганской городской Думы, пункт 4 статьи 13 решения Курганской городской Думы от 20.04.2011 года № 68 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане» принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции Курганской городской Думы и не нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что принятие 20.04.2011г. Курганской городской Думой решения № 68 не имело своей целью ограничение конкуренции.
    В обосновании своих доводов представители Курганской городской Думы ссылались так же на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».
    По мнению представителей Курганской городской Думы, критерий - опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города, установленный в пункте 4 статьи 13 Порядка не препятствует участию в конкурсе других участников. Для квалификации действия (бездействия) в качестве нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, обязательным является установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причиной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Помимо этого, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что также необходимо доказать антимонопольным органам в ходе разбирательства. Представители Курганской городской Думы заявили, что не установлена причинно-следственная связь, а именно: каким образом может повлиять указанный критерии на результаты конкурса в целом и на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности.
    Представители Курганской городской Думы заявили, что, при проведении конкретного конкурса, в конкурсной документации, разработанной на основе утвержденных Правил, будут установлены дополнительные критерии и только по итогам проведения конкурса можно будет выявить нарушения Закона о защите конкуренции.
    Комиссия Курганского УФАС России рассмотрела представленные по делу доказательства, заслушала доводы, пояснения и возражения ответчика и пришла к следующим выводам.
    Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
    В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
    Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
    В соответствии с пунктом 1.7 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы № 38 от 28.02.2005 года к полномочиям Курганской городской Думы относится принятие общеобязательных правил на территории города Кургана по вопросам местного значения.
    Следовательно, решение Курганской городской Думы от 20.04.2011 года № 68 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане» было принято в рамках полномочий Курганской городской Думы.
    В соответствии со статьей 8 Устава муниципального образования города Кургана, утвержденного Решением Курганской городской Думы № 38 от 28.02.2005 решение Курганской городской Думы является муниципальным правовым актом города Кургана.
    В соответствии с частью 4 статьи 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
    Согласно статье 51 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
    20.04.2011 года Курганская городская Дума приняла решение № 68 «Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане».
    Приложением № 4 вышеуказанных правил утвержден Порядок проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в муниципальной собственности.
    В пунктах 3, 4 статьи 13 Порядка установлены критерии для определения лучших предложений исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
    Самыми значимыми критериями в Порядке является сопоставление по цене за право на заключение договора и опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, значение каждого из них составляет не менее 40 % .
    Далее идут показатели с 10% значимости — доля социальной рекламы, размещаемой безвозмездно и предложение по благоустройству территории.
    Сумма показателей должна быть 100 %.
    Следовательно, при оценке предложений исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции учитывается опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций только на территории города Кургана.
    Установление одним из критериев определения лучших условий исполнения договора - "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана", значение которого приравнивается к значению предложения по цене и составляет 40 %, может привести к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане и созданию препятствий выходу на рынок города Кургана хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию рекламных услуг в других городах и тех, кто не имеет опыта установки и эксплуатации рекламных конструкций.
    При определении победителя по указанным критериям цена за право заключения договора будет играть незначительную роль, так как «опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана» уравновешивает шансы.
    По установленным критериям победителем может стать хозяйствующий субъект предложивший самую маленькую цену за право заключения договора, но имеющий опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, а участник конкурса, не имеющий такого опыта на территории города Кургана, предложивший наибольшую цену может в конкурсе проиграть, что противоречит смыслу проведения подобных конкурсов.
    В случае, если из нескольких участников конкурса только один участник будет иметь опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана, то именно этот участник может одержать победу в конкурсе. Договор с победителем будет заключен по заявленной им цене, что приведет к снижению поступлений в городской бюджет.
    Следовательно, данный факт опровергает доводы представителей Курганской городской Думы о том, что указанное решение Курганской городской Думы не имеет и не может иметь целью или своим последствием предоставление льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, участвующим в конкурсе на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимости или земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Кургана.
    Состав нарушения является формальным, следовательно не зависит от того, причинило ли это нарушение кому-либо конкретно вред или ограничило чьи-либо права.
    Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006г. №135 -ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать в действиях Курганской городской Думы (пл. им. Ленина, г. Курган, Курганская область, 640000) нарушение части 1 статьи 15, Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии Решения № 68 от 20.04.2011 года "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане", которое приводит (или может привести) к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Кургане. А именно: установление одним из критериев определения лучших условий исполнения договора - "опыт установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Кургана", значение которого составляет не менее 40 %, что приводит (или может привести) к ограничению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Кургане и созданию препятствий выходу на рынок города Кургана хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по оказанию рекламных услуг в других городах и тех, кто не имеет опыта установки и эксплуатации рекламных конструкций.
    2.Выдать Курганской городской Думе предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции».
    3.Передать материалы дела уполномоченному лицу Курганского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.