Об ответственности за нарушения нормативных требований по сохранности, эксплуатации и использованию жилищного фонда в Курганской области
Курганская область
Закон от 12 ноября 1996 года № 110
Об ответственности за нарушения нормативных требований по сохранности, эксплуатации и использованию жилищного фонда в Курганской области
Принят
Курганской областной Думой
12 ноября 1996 года
Настоящий Закон принят на основании статьи 96 Устава Курганской области в целях обеспечения сохранности жилищного фонда в Курганской области, защиты прав и интересов жителей. Настоящий Закон устанавливает санкции за нарушения юридическими лицами нормативов по использованию, эксплуатации и ремонту жилых и нежилых помещений, конструкций, инженерных систем и оборудования, по режимам их функционирования и обеспечения коммунальными услугами, а также порядок применения установленных настоящим Законом санкций за допущенные нарушения и несвоевременное принятие мер по их устранению.
Под нормативами в жилищном фонде настоящий Закон подразумевает все предусмотренные законодательством правовые, организационные и нормативно - технические условия, определяющие: - градостроительные, технические и эксплуатационные показатели (качества) жилых домов, расположенных в них помещений, а также придомовых территорий; - требования по техническому состоянию, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту жилых домов и помещений в них, их конструкций, инженерных сетей, систем и оборудования; - порядок использования и переустройства помещений в жилых домах, признания их непригодными для проживания; - параметры и режимы функционирования инженерных систем и оборудования, обеспечивающих жилищно-коммунальное обслуживание населения; - предписание и акт составляются согласно приложению к настоящему Закону (приложение N 1, 2 - не приводятся).
Нормативы подлежат периодическому пересмотру, исходя из достигнутого уровня их реализации и обеспечения постоянного повышения потребительских и эксплуатационных качеств жилищного фонда.
Государственным органом, осуществляющим контроль за соблюдением нормативных требований по сохранности, использованию и эксплуатации жилищного фонда области, независимо от его ведомственной принадлежности и форм собственности, является Государственная жилищная инспекция Курганской области (сокращенное наименование - Курганоблжилинспекция) и соответствующие инспекции органов местного самоуправления области. 1.Государственная жилищная инспекция и инспекции органов местного самоуправления издают предписания и акты проверки исполнения предписаний. Предписание оформляется жилищным инспектором, проводившим инспекционное обследование жилого дома (связанных с ним подконтрольных объектов), при установлении фактов нарушений нормативов содержания, использования и эксплуатации жилищного фонда.
Предписание вручается юридическому лицу, ответственному за допущенные нарушения нормативов жилищного фонда. 2.В предписании указываются: дата составления, адрес жилого дома, должность, фамилия, имя и отчество жилищного инспектора, составившего предписание, сведения о лице, ответственном за нарушение(я) жилищных нормативов: состав и сроки исполнения мероприятий (работ), предписываемые жилищным инспектором, а также размер финансовых санкций за установленные нарушения. 3.Предписание подписывается составившим его жилищным инспектором, лицами, привлеченными для участия в инспекционном обследовании, а также лицом (его уполномоченным представителем), допустившим нарушение(я) жилищных нормативов (приложение N 1, - не приводится).
В случае отказа допустившего нарушение(я) лица (его представителя) от подписания предписания в нем делается отметка об этом. Лицо, допустившее нарушение(я), вправе представить прилагаемые к предписанию объяснения и замечания по содержанию предписания, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
Для юридического лица, допустившего нарушение(я), отказ его представителя от подписания предписания не отменяет обязательности своевременного его исполнения и не приостанавливает взыскания в соответствии с настоящим Законом финансовых санкций. 4.Акт проверки исполнения предписания оформляется по результатам контроля за выполнением в установленные сроки мероприятий (работ), предусмотренных предписанием. 5.В акте проверки исполнения предписания указываются: регистрационный номер и дата составления проверяемого предписания, перечень предусмотренных в предписании мероприятий (работ), дата поступления информации от исполнителя о завершении мероприятий (работ), решение жилищного инспектора о снятии с контроля выполненных мероприятий (работ) или отметка о их невыполнении, а также размер финансовых санкций за невыполнение предписания.
Акт проверки исполнения предписания вручается юридическому лицу, ответственному за неисполнение предписания (приложение N 2 - не приводится). 6.Форма предписаний и актов проверок их исполнения, а также процедура их составления и выдачи устанавливаются руководителем Курганоблжилинспекции и инспекций органов местного самоуправления. 1.Финансовые санкции применяются к юридическим лицам, ответственным за соблюдение в жилищном фонде и на связанных с ним объектах коммунального назначения (подконтрольные объекты) нормативных требований по использованию, сохранности и ремонту жилых и нежилых помещений, конструкций, инженерных систем и оборудования, режима их функционирования. 2.Финансовые санкции за нарушения нормативов в жилищном фонде, а также за несвоевременное исполнение мероприятий (работ), предусмотренных предписаниями Курганоблжилинспекции и инспекций органов местного самоуправления, применяются к: а) собственникам/владельцам (балансодержателям) жилых домов (жилых/нежилых помещений), придомовых территорий и связанных с ними объектов коммунального назначения - по обстоятельствам, вытекающим из их прав на распоряжение, владение и управление указанной недвижимостью; б) управляющим жилых домов (организациям и частным компаниям) - по обязательствам, вытекающим из заключенных с собственниками/владельцами жилых домов договоров по управлению жилищным фондом и лицензий на право ведения этой деятельности; в) арендаторам жилых/нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий - по обязательствам, вытекающим из договоров аренды; г) подрядным организациям - по обязательствам, вытекающим из заключенных с собственниками/владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами жилых/нежилых помещений договоров по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту (текущему и капитальному) жилищного фонда, придомовых территорий, связанных с ними объектов коммунального назначения и лицензий на право ведения этих видов деятельности; д) предприятиям - поставщикам коммунальных ресурсов (воды, газа, тепловой и электрической энергии) - по обязательствам, вытекающим из заключенных договоров в части режимов поставки указанных ресурсов (услуг), их параметров, а также сроков проведения профилактических и ремонтных (аварийных) работ на своих сетях и сооружениях. 3.Суммы финансовых санкций вносятся плательщиками в 7-дневный срок со дня получения документов Курганоблжилинспекции и инспекций органов местного самоуправления. По истечении указанного срока суммы финансовых санкций взыскиваются в судебном порядке. 4.Курганоблжилинспекция, инспекции органов местного самоуправления предварительно извещают заинтересованных должностных лиц о времени и месте проводимых инспекционных обследований.
Указанные лица не вправе отказаться от участия и содействия должностным лицам Курганоблжилинспекции и инспекций органов местного самоуправления в выполнении их должностных обязанностей. 5.Размеры финансовых санкций, взыскиваемых с конкретных юридических лиц, определяются расчетным путем с применением соответствующих коэффициентов к размеру минимальной заработной платы (МЗП), действующему на момент составления предписаний, актов проверки их исполнения.
Коэффициенты финансовых санкций установлены с распределением по основным элементам зданий с указанием перечней, относящихся к ним нарушений жилищных нормативов. Установленные размеры коэффициентов пропорциональны причиняемому зданиям ущербу и степени воздействия нарушений на условия проживания граждан. Устанавливаются 3 категории нарушений - "А", "Б", "В".
Категория "А" - нарушения, которые влияют на безопасность проживания жителей и при дальнейшей эксплуатации создают угрозу здоровью и жизни граждан или могут причинить значительный ущерб их имуществу. Срок устранения таких нарушений от 1 до 7 суток.
Категория "Б" - нарушения, снижающие эксплуатационные показатели зданий и удобства проживания жителей, но не создающие при дальнейшей эксплуатации угрозу здоровью и жизни граждан, не причиняющие значительного ущерба их имуществу.
Категория "В" - нарушения, связанные с выполнением повседневных работ по обслуживанию, эксплуатации и ремонту зданий и инженерного оборудования.
Нарушение категории "А" требует незамедлительного проведения аварийно-восстановительных работ. Для категории "В" и "Б" ликвидация нарушений может быть сопряжена с проведением тех или иных ремонтных работ по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации. 6.Исчисление финансовых санкций производится по каждому отдельному объекту и юридическому лицу, ответственному за выявленные нарушения жилищных нормативов и технических требований: - в предписаниях - исходя из объемных элементов зданий, в которых выявлены один и более фактов нарушений. При этом по объектам, для которых предусматриваются ремонтно-восстановительные мероприятия (работы) длительностью свыше 6 месяцев (180 суток), финансовые санкции за неудовлетворительное техническое состояние не начисляются; - в актах проверки исполнения предписаний - исходя из величины задержки исполнения конкретного мероприятия (работы) после установленного срока, но не более чем за 45 суток. 7.Исчисленные поэлементно коэффициенты суммируются по предписанию в целом и умножением на действующий размер минимальной заработной платы (МЗП) определяется итоговая сумма финансовых санкций. 8.При проведении первичных проверок исполнения предписаний инспектор применяет финансовые санкции в одинарном размере, а при повторных проверках и в случае повторного невыполнения нарушителем требований предписаний возможно применение коэффициента 2,0 к установленному размеру финансовых санкций. 9.При длительности задержки исполнения предписанного мероприятия (работы) свыше сорока пяти суток взимание финансовых санкций прекращается, после чего применяются административные и иные меры воздействия в соответствии с федеральным и областным законодательством. 10.Финансовые санкции за нарушение нормативов в жилищном фонде, а также за несвоевременное исполнение мероприятий, взыскиваемые с юридических лиц, зачисляются в соответствующие бюджеты с последующим использованием их на устранение аварийных ситуаций, капитальный и текущий ремонт жилого фонда предприятий, не обеспеченных финансированием.
Финансовые санкции за противоправное использование жилых/нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий применяются к нарушителям - юридическим лицам: - собственникам/владельцам (балансодержателям) жилищного фонда, придомовых территорий, управляющим или собственными силами; - управляющим (организациям и частным компаниям) жилищным фондом в части их обязательства по договорам и лицензиям; - арендаторам жилых/нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий в части их обязательств по договорам аренды.
Финансовые санкции за неудовлетворительное техническое состояние жилищного фонда применяются к нарушителям - юридическим лицам: - собственникам/владельцам (балансодержателям) жилищного фонда, придомовых территорий, управляющим ими собственными силами (без заключения договоров); - управляющим (организациям и частным компаниям) жилищным фондом в части их обязательств по договорам и лицензиям; - арендаторам жилых/нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий в части их обязательств по договорам аренды.
Финансовые санкции за неудовлетворительную эксплуатацию жилищного фонда применяются к нарушителям - юридическим лицам: - собственникам/владельцам (балансодержателям) жилищного фонда, придомовых территорий и связанных с ними объектов коммунального назначения, осуществляющим их содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт собственными силами (без заключения договоров); - управляющим (организациям и частным компаниям) жилищным фондом в части их обязательств по договорам и лицензиям; - арендаторам жилых/нежилых помещений в жилых домах и придомовых территорий в части их обязательств по договорам аренды; - подрядным организациям по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту жилых домов, придомовых территорий и связанных с ними (на одном балансе с жилыми домами) объектов коммунального назначения соответственно их обязательствам по договорам и лицензиям.
Финансовые санкции за несоблюдение режимов поставки ресурсов для коммунального обеспечения жилых домов применяются к нарушителям - юридическим лицам: - предприятиям - поставщикам коммунальных ресурсов (воды, газа, тепловой и электрической энергии) в части их обязательств по договорам и лицензиям, связанным с соблюдением режимов поставки указанных ресурсов, их параметров, а также сроков проведения профилактических и ремонтных/аварийных работ на обслуживаемых ими инженерных сетях и сооружениях; - собственникам/владельцам (балансодержателям) жилищного фонда, придомовых территорий и связанных с ними объектов коммунального назначения, осуществляющим коммунальное обеспечение своими силами (без заключения договоров); - управляющим (организациям и частным компаниям) жилищным фондом в части их обязательств по договорам и лицензиям, связанным с жилищно-коммунальным обеспечением.
Перечень нарушений, при выявлении которых применяются финансовые санкции, устанавливается в соответствии с приложением N 3 (не приводится) к настоящему Закону.
Финансовые санкции за прочие нарушения жилищных нормативов применяются к нарушителям - юридическим лицам в соответствии с нормами, предусмотренными в разделе V приложения N 3 (не приводится) к настоящему Закону.
Неправомерные действия должностных лиц Курганоблжилинспекции и инспекций органов местного самоуправления могут быть обжалованы в соответствии с федеральными и областными законами.
Подача жалобы не отменяет обязательность исполнения требований, предъявленных должностными лицами.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Курганской области
А.Н.СОБОЛЕВ
Курган
12 ноября 1996 года
N 110