Курганская область
Закон от 08 октября 2004 года № 444

О нормативных правовых актах Курганской области

Принят
Курганской областной Думой
08 сентября 2004 года
    В редакциях
  • от 07.09.2005 № 69,
  • от 03.07.2006 № 165,
  • от 03.04.2007 № 239,
  • от 06.06.2007 № 255,
  • от 30.11.2007 № 310,
  • от 03.03.2008 № 333,
  • от 03.06.2008 № 364,
  • от 10.11.2008 № 402,
  • от 29.12.2008 № 430,
  • от 02.11.2009 № 489,
  • от 02.03.2010 № 527,
  • от 04.05.2010 № 10,
  • от 05.04.2011 № 12,
  • от 28.04.2011 № 18,
  • от 01.11.2011 № 74,
  • от 02.07.2012 № 40.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. 1.Настоящий Закон на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и Устава Курганской области устанавливает общие положения о нормативных правовых актах и правотворчестве органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области, определяет виды нормативных правовых актов, регулирует вопросы разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области, определяет порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, действия, изменения, признания утратившими силу и отмены, а также общие требования к нормативным правовым актам органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области, их учету и систематизации.
    2.Настоящему Закону должны соответствовать иные законы Курганской области и нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы правотворчества, если иное не установлено настоящим Законом. В случае противоречия настоящему Закону нормативных правовых актов органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области подлежит применению настоящий Закон.
    В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
    1) нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом государственной власти Курганской области или высшим должностным лицом Курганской области в пределах их компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение;
    2) правотворчество (правотворческая деятельность) - урегулированная Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом и законами Курганской области, иными нормативными правовыми актами Курганской области деятельность по подготовке, принятию (изданию), изменению, введению в действие, признанию утратившими силу и отмене нормативных правовых актов;
    3) органы государственной власти Курганской области - Курганская областная Дума, Правительство Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области;
    4) высшее должностное лицо Курганской области - Губернатор Курганской области;
    5) правила юридической техники - совокупная связь определенных приемов (юридическая терминология, юридические конструкции, способ построения нормативных правовых актов), применяемых при разработке содержания и структуры нормативных правовых актов.
    1.При осуществлении правотворческой деятельности органы государственной власти Курганской области и высшее должностное лицо Курганской области должны соблюдать следующие основные принципы:
    1) обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;
    2) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
    3) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Курганской области;
    4) самостоятельного осуществления органами государственной власти Курганской области принадлежащих им полномочий;
    5) закрепления в правовых актах прав и законных интересов населения Курганской области;
    6) демократизма и гласности в процессе разработки и принятия правовых актов;
    7) единства, полноты и непротиворечивости системы нормативных правовых актов;
    8) планомерности и оперативности правотворчества;
    9) соблюдения правил юридической техники;
    10) обязательности создания механизмов реализации нормативных правовых актов;
    11) открытости и доступности информации о принятых нормативных правовых актах, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
    2.Законы Курганской области, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    3.Органы государственной власти Курганской области и высшее должностное лицо Курганской области вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы Курганской области, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в сроки, установленные федеральным законом.
    4.Если орган государственной власти Курганской области или высшее должностное лицо Курганской области полагает, что федеральный закон не соответствует Конституции Российской Федерации, нормативный правовой акт федерального органа государственной власти не соответствует положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, устанавливающим разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то до вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о разграничении полномочий принятие законов и иных нормативных правовых актов Курганской области, противоречащих соответствующим положениям федерального закона, нормативного правового акта федерального органа государственной власти, не допускается.
    5.Нормативные правовые акты органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области принимаются (издаются) в соответствии с их компетенцией.
  3. Глава 2.Виды нормативных правовых актов Курганской области и их государственный учет

  4. 1.Действующие в Курганской области нормативные правовые акты органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области образуют единую систему, основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов с большей юридической силой.
    2.В систему нормативных правовых актов органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области входят:
    1) Устав Курганской области и законы Курганской области;
    2) иные нормативные правовые акты Курганской области:
    постановления Курганской областной Думы, указы Губернатора Курганской области, постановления Правительства Курганской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области.
    1.Устав Курганской области является Основным законом Курганской области и имеет прямое действие на всей территории Курганской области.
    2.Устав Курганской области имеет высшую юридическую силу по отношению к законам Курганской области, нормативным правовым актам органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области. Законы Курганской области, постановления Курганской областной Думы, указы Губернатора Курганской области, постановления Правительства Курганской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области не должны противоречить Уставу Курганской области. В случае их противоречия действует Устав Курганской области.
    1.Законы Курганской области (далее также - областные законы) - принятые Курганской областной Думой в соответствии с процедурой, определенной федеральным законодательством, Уставом Курганской области и областным законом, нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные общественные отношения, обладающие высшей юридической силой по отношению к нормативным правовым актам органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области.
    2.Законом Курганской области:
    1) утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором Курганской области;
    2) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Курганской области;
    3) утверждаются программы социально-экономического развития Курганской области, представленные Губернатором Курганской области;
    4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Курганской области, а также порядок их взимания;
    5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов Курганской области и отчеты об их исполнении;
    6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью Курганской области, в том числе долями (паями, акциями) Курганской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
    7) утверждаются заключение и расторжение договоров Курганской области;
    8) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Курганской области;
    9) устанавливается порядок проведения выборов в Курганскую областную Думу;
    10) устанавливается административно-территориальное устройство Курганской области и порядок его изменения;
    11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти Курганской области;
    12) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами Курганской области к ведению и полномочиям Курганской области.
    3.Областной закон может быть принят в форме кодекса как систематизированного нормативного правового акта, содержащего всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
    4.Законы Курганской области имеют более высокую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам Курганской областной Думы, а также нормативным правовым актам Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области. В случае противоречия между ними действует областной закон.
    5.Законы Курганской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу Курганской области.
    1.Курганская областная Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает постановления нормативного характера. Курганская областная Дума может принимать постановления ненормативного характера.
    2.Порядок принятия постановлений Курганской областной Думы определяется федеральным законодательством, Уставом Курганской области, настоящим Законом, иными областными законами и Регламентом Курганской областной Думы.
    3.Постановления Курганской областной Думы не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу и законам Курганской области.
    1.Губернатор Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, издает нормативные правовые акты в форме указов.
    2.Указы Губернатора Курганской области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства Курганской области, нормативным правовым актам органов исполнительной власти Курганской области. В случае противоречия между ними действуют указы Губернатора Курганской области.
    3.Нормативные правовые акты Губернатора Курганской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Курганской области.
    1.Правительство Курганской области по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
    2.Постановления Правительства Курганской области имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам органов исполнительной власти Курганской области. В случае противоречия между ними действуют постановления Правительства Курганской области.
    3.Нормативные правовые акты Правительства Курганской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу и законам Курганской области, указам Губернатора Курганской области.
    1.Органы исполнительной власти Курганской области по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают нормативные правовые акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
    2.Нормативный правовой акт органов исполнительной власти Курганской области может быть издан совместно несколькими органами исполнительной власти Курганской области или одним из них по согласованию с другими. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями нескольких органов исполнительной власти Курганской области.
    Структурные подразделения органов исполнительной власти Курганской области, исполнительно-распорядительные (территориальные) органы государственной власти в городах Курган и Шадринск, районах области и их должностные лица не вправе издавать нормативные правовые акты.
    3.Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу и законам Курганской области, указам Губернатора Курганской области, постановлениям Правительства Курганской области.
    1.Нормативные правовые акты органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области должны соответствовать надлежаще заключенным договорам о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Курганской области, а также соглашениям о передаче осуществления части полномочий от федерального органа исполнительной власти исполнительному органу государственной власти Курганской области. В случае противоречия между ними действуют соответствующие договоры (соглашения).
    2.Соглашения о передаче осуществления части полномочий от исполнительных органов государственной власти Курганской области федеральным органам исполнительной власти должны соответствовать нормативным правовым актам органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области. В случае противоречия между ними действуют соответствующие нормативные правовые акты Курганской области.
    1.Нормативные правовые акты органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области подлежат государственному систематизированному учету.
    2.Государственный систематизированный учет включает в себя сбор и регистрацию нормативных правовых актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление информации об этих актах.
    3.Порядок государственного систематизированного учета областных законов и постановлений Курганской областной Думы, включая формирование эталонной электронной базы данных, определяется Курганской областной Думой.
    4.Порядок государственного систематизированного учета нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области, включая формирование эталонной электронной базы данных, определяется Губернатором Курганской области.
    5 - 6.Исключены
  5. Глава 3.Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов Курганской области

  6. 1.Правотворческая деятельность органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области осуществляется на основе ее планирования.
    2.Планы подготовки проектов нормативных правовых актов органов государственной власти Курганской области и высшего должностного лица Курганской области могут быть текущими (на срок не более одного года) и перспективными (на срок более одного года). Положения, включенные в перспективные планы подготовки проектов нормативных правовых актов, учитываются и конкретизируются при подготовке текущих планов.
    1.План законопроектных работ Курганской областной Думы разрабатывается с учетом предложений депутатов, комитетов и комиссий Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителей от Курганской областной Думы и Правительства Курганской области, Избирательной комиссии Курганской области, прокурора Курганской области, представительных органов муниципальных образований Курганской области, Контрольно-счетной палаты Курганской области, Курганского областного суда и утверждается постановлением Курганской областной Думы. К разработке плана законопроектных работ Курганской областной Думы могут привлекаться научные организации, ученые и специалисты.
    Порядок разработки, рассмотрения и утверждения плана законопроектных работ Курганской областной Думы, внесения в него изменений определяется Регламентом Курганской областной Думы.
    Курганская областная Дума направляет Губернатору Курганской области планы законопроектных работ.
    2.План законопроектных работ Правительства Курганской области разрабатывается в порядке, определенном Губернатором Курганской области, утверждается Правительством Курганской области и направляется в Курганскую областную Думу.
    3.Утвержденные планы законопроектных работ не препятствуют разработке и внесению на рассмотрение Курганской областной Думы проектов областных законов, не предусмотренных в плане.
    4.Если в ходе реализации планов законопроектных работ Курганской областной Думы соответствующие субъекты права законодательной инициативы придут к выводу о нецелесообразности подготовки проекта областного закона, включенного в план по их инициативе, они представляют мотивированное обоснование в Курганскую областную Думу.
    На основании письма субъекта права законодательной инициативы, содержащего указанное мотивированное обоснование, Курганская областная Дума может принять одно из следующих решений:
    1) исключить из плана законопроектных работ проект областного закона;
    2) направить в соответствующие органы обращение о необходимости подготовки данного проекта областного закона;
    3) после повторного направления в соответствующие органы обращения о необходимости подготовки данного проекта областного закона и получения от них письма с обоснованием нецелесообразности разработки данного законопроекта, оставить проект областного закона в плане законопроектных работ и самостоятельно продолжить работу по подготовке данного проекта областного закона.
    1.Порядок разработки, рассмотрения и утверждения планов подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области определяется Регламентом Правительства Курганской области.
    2.Планы подготовки проектов нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти Курганской области подготавливаются и утверждаются соответствующими органами в установленном ими порядке.
    3.Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области может осуществляться также в рамках утверждаемых в установленном порядке планов действий органов исполнительной власти Курганской области.
  7. Глава 4.Правотворческий процесс и основы подготовки проектов нормативных правовых актов Курганской области

  8. Основными видами правотворческого процесса в Курганской области являются:
    1) законодательный процесс - процесс принятия законов Курганской области;
    2) процесс принятия иных нормативных правовых актов (постановлений Курганской областной Думы, указов Губернатора Курганской области, постановлений Правительства Курганской области, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курганской области).
    1.Стадии правотворческого процесса - ряд последовательных этапов принятия (издания) нормативного правового акта, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.
    2.Основными стадиями правотворческого процесса являются:
    1) подготовка и внесение проекта нормативного правового акта в орган государственной власти Курганской области и (или) высшему должностному лицу Курганской области;
    2) рассмотрение проекта нормативного правового акта и его принятие (отклонение);
    3) подписание и официальное опубликование нормативного правового акта;
    4) вступление в силу нормативного правового акта.
    Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное количество основных стадий.
    1.Сроки в правотворческом процессе определяются календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется месяцами, неделями или днями либо связан с моментом совершения конкретного действия (наступления события).
    2.Срок, определенный календарной датой, истекает при наступлении указанной календарной даты.
    3.Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после наступления календарной даты или совершения действия (наступления события), которыми определено его начало.
    Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока, срок, исчисляемый неделями, - в соответствующий день последней недели срока.
    4.Срок, исчисляемый днями, подлежит исчислению в календарных днях, если иное не указано в устанавливающем его нормативном правовом акте.
    5.Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, если иное не установлено действующим законодательством либо не указано в устанавливающем его нормативном правовом акте.
    6.Если действие, срок совершения которого определен, может быть совершено только на заседании Курганской областной Думы, ее комитетов и комиссий, на заседании Правительства Курганской области или иного коллегиального органа, то срок совершения такого действия увеличивается на период перерыва между заседаниями, установленного в соответствии с актами органов государственной власти Курганской области.
    1.Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется на основе предварительного изучения федерального и областного законодательства, состояния соответствующих общественных отношений, иных факторов.
    2.В подготовке проекта нормативного правового акта обязательное участие принимают юридические службы органов государственной власти Курганской области.
    3.По решению органа государственной власти Курганской области для подготовки проекта нормативного правового акта в установленном порядке может быть создана рабочая группа из представителей органов государственной власти Курганской области, иных заинтересованных организаций, ученых и специалистов.
    1.Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется органами государственной власти Курганской области и субъектами права законодательной инициативы, как правило, самостоятельно.
    2.Подготовка проектов нормативных правовых актов может осуществляться научными учреждениями, отдельными учеными, специалистами, их коллективами на основе договора.
    3.Орган государственной власти Курганской области вправе объявлять конкурсы на лучшие проекты нормативных правовых актов.
    4.Конкурс на разработку проекта областного закона может быть объявлен субъектом права законодательной инициативы или Курганской областной Думой. Порядок проведения конкурса определяется организатором конкурса.
    5.Порядок проведения конкурсов на лучшие проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курганской области определяется Губернатором Курганской области.
    6.Проекты нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курганской области, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
    7.Исключен
    8.Финансирование мероприятий по проведению конкурса на лучший проект нормативного правового акта и его подготовку на основе договора осуществляется за счет средств областного бюджета.
    1.В целях обеспечения учета общественного мнения при подготовке проектов областных законов субъекты права законодательной инициативы вправе вынести на общественное обсуждение проекты областных законов до внесения их в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы.
    2.Вынесение проекта областного закона на общественное обсуждение осуществляется субъектом права законодательной инициативы на основании его решения путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) следующей информации:
    1) текста законопроекта, пояснительной записки;
    2) информации о порядке направления гражданами замечаний и предложений по законопроекту;
    3) информации о времени, в течение которого будет проводиться общественное обсуждение законопроекта.
    3.Губернатор Курганской области в случае вынесения проекта областного закона на общественное обсуждение размещает его на официальном сайте Правительства Курганской области.
    Комитет, комиссия Курганской областной Думы в случае вынесения проекта областного закона на общественное обсуждение размещают его на официальном сайте Курганской областной Думы.
    4.Иные субъекты права законодательной инициативы, не имеющие своего официального сайта, вправе обратиться в Курганскую областную Думу для размещения на официальном сайте Курганской областной Думы информации, установленной пунктом 2 настоящей статьи, а также адресов электронной почты и почтовых адресов, по которым могут быть направлены замечания и предложения граждан по проекту областного закона, вынесенному на общественное обсуждение. Решение о размещении указанной информации на официальном сайте Курганской областной Думы принимает Председатель Курганской областной Думы. Данная информация размещается на срок, указанный в обращении, но не более одного месяца.
    5.Замечания и предложения граждан по проекту областного закона, вынесенному на общественное обсуждение, носят рекомендательный характер и рассматриваются субъектами права законодательной инициативы самостоятельно.
    1.Проект нормативного правового акта Курганской области может быть направлен соответствующим органом государственной власти Курганской области или высшим должностным лицом Курганской области в уполномоченный территориальный орган федерального органа исполнительной власти для проведения юридической экспертизы.
    2.Экспертное заключение рассматривается, как правило, до принятия проекта нормативного правового акта.
    3.О результатах рассмотрения экспертного заключения соответствующий орган государственной власти Курганской области, высшее должностное лицо Курганской области уведомляет уполномоченный территориальный орган федерального органа исполнительной власти в письменной форме.
    1.Проект областного закона может быть направлен на научную экспертизу по решению Курганской областной Думы.
    2.Предложения о направлении проекта областного закона на научную экспертизу могут быть внесены субъектами права законодательной инициативы и подлежат обязательному рассмотрению Курганской областной Думой.
    3.Научная экспертиза проекта областного закона проводится в целях:
    1) обеспечения высокого качества, обоснованности проекта областного закона, его соответствия федеральному и областному законодательству;
    2) создания научно обоснованной системы законодательства Курганской области;
    3) выявления социально-экономических последствий действия областного закона.
    4.Научная экспертиза проекта областного закона может быть в зависимости от предмета исследования и конкретных задач правовой, экономической, финансовой, экологической, технической и иной.
    5.В качестве экспертов привлекаются организации и лица, не принимавшие ранее непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта областного закона. В качестве экспертов не могут выступать депутаты Курганской областной Думы, разработчики проекта областного закона. В оценке проектов областных законов эксперты независимы и не связаны позицией органов государственной власти Курганской области.
    6.Эксперты вправе:
    1) истребовать от органов государственной власти Курганской области материалы и документы, связанные с подготовкой проекта областного закона;
    2) участвовать с правом совещательного голоса в обсуждении и принятии комитетами (комиссиями) и Курганской областной Думой прошедших экспертизу проектов областных законов.
    7.Научная экспертиза может проводиться на договорной основе с соблюдением требований, установленных настоящим Законом. Финансирование мероприятий по проведению научной экспертизы проектов областных законов осуществляется за счет средств областного бюджета.
    8.При назначении научной экспертизы формулируются соответствующие вопросы эксперту (экспертам) и устанавливается срок проведения экспертизы.
    9.Экспертное заключение дается в письменной форме, подписывается всеми экспертами и представляется в Курганскую областную Думу. Экспертное заключение подлежит обязательному рассмотрению Курганской областной Думой. В случае несогласия одного из экспертов с экспертным заключением он вправе выразить свое особое мнение, которое также рассматривается Курганской областной Думой.
    10.В экспертном заключении должны быть указаны:
    1) дата и место подготовки экспертного заключения;
    2) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность эксперта и стаж работы по специальности;
    3) основание проведения экспертизы;
    4) информация о проведенных экспертных исследованиях;
    5) вопросы, поставленные перед экспертом (группой экспертов), мотивированные ответы и выводы.
  9. Глава 5.Правила юридической техники

  10. 1.Нормативные правовые акты излагаются на русском языке. Использование в нормативных правовых актах новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
    2.Изложение нормативного правового акта должно быть логичным, кратким и ясным, обеспечивающим простоту, понятность и доступность понимания, исключающим двоякое толкование. Текст нормативного правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.
    3.В нормативном правовом акте должны быть даны определения используемых юридических, технических, научных и иных специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание. Слова и выражения в нормативном правовом акте используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве. Не допускается обозначение в нормативном правовом акте разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в самом нормативном правовом акте.
    4.Нормативный правовой акт должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.
    1.Структура нормативного правового акта может состоять из следующих основных элементов: преамбула, раздел, глава, параграф, статья, пункт, пункт статьи, подпункт, абзац.
    2.Преамбула нормативного правового акта содержит разъяснение его целей, мотивов, оснований его принятия и может состоять из абзацев. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. Нормативные правовые акты могут не иметь преамбулы, если разъяснение целей, мотивов и оснований принятия нормативного правового акта не требуется.
    3.В областных законах нормативные предписания излагаются в виде статей, обозначаемых словами "Статья", имеющих название без точки и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой. В законах о внесении изменений в законы, о признании утратившими силу законов, а также в иных исключительных случаях статья может не иметь названия.
    Близкие по содержанию статьи значительных по объему законов объединяются в главы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы.
    4.Постановления Курганской областной Думы, нормативные правовые акты Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области подразделяются на пункты, которые при необходимости объединяются в параграфы, главы, разделы.
    5.Разделы нормативных правовых актов должны иметь нумерацию римскими цифрами с точкой. Главы, параграфы нормативных правовых актов должны иметь нумерацию арабскими цифрами с точкой.
    Разделы, главы, параграфы нормативных правовых актов обозначаются соответственно словами "Раздел", "Глава", символом "§" и, как правило, должны иметь названия без точки, которые выравниваются по центру.
    6.Статья может состоять из пунктов. Пункты статьи областного закона, пункты иных нормативных правовых актов должны иметь нумерацию арабскими цифрами с точкой и названий не имеют. Пункт может состоять из подпунктов, пронумерованных в пределах данного пункта арабскими цифрами со скобкой без точки. Подпункты следуют после двоеточия через точку с запятой. В конце последнего подпункта ставится точка. Статья, пункт, пункт статьи, подпункт, абзац начинаются с абзацного отступа. Пункт, подпункт включают один или несколько абзацев, не имеющих названия.
    В исключительных случаях статья может делиться на пункты, нумеруемые арабскими цифрами со скобкой без точки. При этом деление пунктов на подпункты не допускается.
    Допускается нумерация подпунктов, за исключением нумерации в областных законах, буквами русского алфавита со скобкой без точки (за исключением букв "ё", "й", "ь", "ъ").
    Абзацы, за исключением абзацев в областных законах, могут обозначаться дефисами и заканчиваются точкой с запятой, за исключением последнего абзаца, заканчивающегося точкой. Обозначение абзацев любыми символами, кроме дефисов, не допускается.
    7.Разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты нормативных правовых актов должны иметь единую сквозную нумерацию.
    Не допускается отдельная нумерация статей и пунктов каждого раздела, главы или параграфа. Пункты каждой статьи и подпункты каждого пункта нумеруются отдельно.
    8.Нормативные правовые акты должны иметь название, отражающее предмет правового регулирования. Название может обозначать изменения в ранее принятом нормативном правовом акте либо признание его утратившим силу или его отмену.
    1.Изложение нормативного правового акта должно обеспечивать последовательное раскрытие его положений.
    2.В нормативные правовые акты могут включаться индивидуальные предписания.
    3.В нормативных правовых актах используются полные официальные наименования органов государственной власти Курганской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, должностей, организаций или дается обобщающее определение соответствующего уполномоченного органа, организации, должностного лица.
    4.При ссылке на иные нормативные правовые акты указываются форма соответствующего нормативного правового акта, дата его подписания, номер и его наименование или дается обобщающее определение соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Ссылки в областных законах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы в областных законах не допускаются.
    При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании указываются форма соответствующего нормативного правового акта, дата его подписания, номер и его наименование, далее в скобках указывается сокращенный вариант его дальнейшего упоминания - без даты его подписания и номера.
    При ссылке на Конституцию Российской Федерации дата ее принятия не указывается.
    При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
    При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
    При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу, сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
    5.Даты в областных законах оформляются только словесно-цифровым способом в следующей последовательности - число (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже, без сокращения. Даты в иных нормативных правовых актах могут оформляться словесно-цифровым способом либо цифровым способом в следующей последовательности - число (с добавлением нуля в однозначном числе перед цифрой), месяц (обозначается двумя цифрами с заменой в необходимых случаях отсутствующей цифры нулем), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова "год" с сокращением до первой буквы с точкой.
    6.В нормативных правовых актах не допускается содержание следующих коррупциогенных факторов:
    1) устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
    2) содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
    1.Положения нормативного правового акта могут оформляться в виде приложений к такому нормативному правовому акту, являющихся его неотъемлемой частью.
    В нормативном правовом акте приводится положение об утверждении соответствующего приложения или ссылка на него.
    Если нормативным правовым актом предусматривается утверждение нескольких приложений, они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак "N" также не указывается.
    2.На первом листе в верхнем правом углу приложения указываются: слово "Приложение", номер приложения (если их несколько), форма, дата, номер и название нормативного правового акта.
    3.Приложения к нормативному правовому акту должны иметь названия, включающие указание на их форму.
    1.Все изменения, вносимые в нормативный правовой акт, должны соответствовать его структуре.
    2.При внесении изменений в нормативные правовые акты разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, предложения, приложения к нормативным правовым актам исключаются, излагаются в новой редакции, признаются утратившими силу, а слова, символы исключаются или заменяются, нормативный правовой акт дополняется новыми положениями (разделами, главами, параграфами, статьями, пунктами, подпунктами, абзацами, предложениями, словами и т.д.).
    Если подлежащий признанию утратившим силу подпункт, пункт или статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то признается утратившим силу только этот подпункт, пункт или эта статья, а приложение считается утратившим силу.
    3.Вновь дополняемые разделы, главы, параграфы, статьи, пункты, подпункты, абзацы, предложения располагаются там, где находятся близкие по содержанию положения нормативного правового акта.
    4.Отсчет абзацев ведется с первой красной строки статьи, пункта, подпункта нормативного правового акта, при этом название или нумерацию статьи в подсчете абзацев не учитывают. В случае исключения или признания утратившим силу пункта, подпункта, абзаца отсчет абзацев ведется без учета исключенных пункта, подпункта, абзаца.
    5.Если нормативным правовым актом предусматривается прекращение действия какого-либо нормативного правового акта, то такой нормативный правовой акт признается утратившим силу.
    При этом отдельными позициями указывается как сам нормативный правовой акт, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст основного нормативного правового акта ранее вносились изменения.
    В перечни нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются нормативные правовые акты временного характера, срок действия которых истек.
    Если нормативный правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
    6.Если нормативный правовой акт предусматривает существенные изменения какого-либо нормативного правового акта, то изменения такого нормативного правового акта должны предусматривать, как правило, его изложение в новой редакции.
    7.Вновь включаемым в текст нормативного правового акта структурным элементам присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с добавлением к указанным номерам верхним индексом дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
    Новым структурным элементам, включаемым в текст нормативного правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
    8.При исключении из нормативного правового акта разделов, глав, параграфов, статей, пунктов и подпунктов, а также при дополнении нормативного правового акта разделами, главами, параграфами, статьями, пунктами и подпунктами изменение нумерации последующих разделов, глав, статей, пунктов и подпунктов не производится, за исключением объединения нескольких пунктов или подпунктов.
    1.Для областных законов устанавливаются следующие реквизиты:
    1) в верхней части по центру помещается герб Курганской области, ниже отдельной строкой указываются слова "Курганская область", ниже данной строки указывается слово "Закон";
    2) ниже по центру располагается название областного закона;
    3) под названием областного закона слева указываются слова "Принят Курганской областной Думой" и дата его принятия Курганской областной Думой;
    4) под основным текстом областного закона указываются должность, инициалы имени, отчества и фамилия Губернатора Курганской области: слева указываются слова "Губернатор Курганской области", справа - инициалы имени, отчества и фамилия Губернатора Курганской области;
    5) под реквизитом подписи областного закона указывается место его принятия - город Курган, дата подписания областного закона Губернатором Курганской области, номер.
    2.Для постановлений Курганской областной Думы устанавливаются следующие реквизиты:
    1) в верхней части по центру помещается герб Курганской области;
    2) ниже по центру отдельной строкой указываются слова "Курганская областная Дума";
    3) ниже по центру указывается слово "Постановление";
    4) ниже слева указываются дата и номер постановления;
    5) ниже слева располагается название постановления;
    6) под основным текстом постановления указываются должность, инициалы имени, отчества и фамилия лица, уполномоченного подписать постановление, место принятия.
    3.Реквизиты нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области устанавливаются Губернатором Курганской области.
  11. Глава 6.Законодательный процесс в Курганской области

  12. 1.Законодательный процесс в Курганской области включает следующие основные стадии:
    1) внесение проекта областного закона в Курганскую областную Думу (реализация права законодательной инициативы);
    2) представление Губернатором Курганской области заключения на проекты областных законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Курганской области, другие проекты областных законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета;
    3) подготовка проекта областного закона для рассмотрения в первом чтении;
    4) рассмотрение Курганской областной Думой проекта областного закона в первом чтении;
    5) подготовка проекта областного закона для рассмотрения во втором чтении;
    6) рассмотрение Курганской областной Думой проекта областного закона во втором чтении (последующем чтении);
    7) принятие закона Курганской областной Думой;
    8) обнародование областного закона Губернатором Курганской области;
    9) вступление областного закона в силу.
    2.Законы Курганской области принимаются не менее чем в двух чтениях. Курганской областной Думой может быть принято решение о принятии закона более чем в двух чтениях.
    3.Законодательный процесс в части, не установленной настоящим Законом, регулируется Регламентом Курганской областной Думы.
    4.Особенности рассмотрения, принятия, подписания и опубликования закона об областном бюджете и иных видов законов Курганской области устанавливаются отдельными законами Курганской области.
    1.Право законодательной инициативы реализуется путем внесения в Курганскую областную Думу проектов областных законов, в том числе о внесении изменений в законы Курганской области, об их отмене или о признании их утратившими силу.
    2.Право законодательной инициативы в Курганской областной Думе принадлежит только субъектам законодательной инициативы, определенным в Уставе Курганской области.
    3.Законопроекты, внесенные в Курганскую областную Думу Губернатором Курганской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
    4.Субъект права законодательной инициативы может внести одновременно несколько связанных между собой законопроектов для их совместного рассмотрения.
    Один и тот же законопроект может быть внесен в Курганскую областную Думу совместно двумя и более субъектами права законодательной инициативы.
    5.Субъекты права законодательной инициативы вправе отозвать внесенный ими проект закона в любое время до утверждения повестки дня заседания Курганской областной Думы. При внесении законопроекта двумя и более субъектами права законодательной инициативы, законопроект может быть отозван при письменном согласии всех субъектов.
    Альтернативными законопроектами признаются два или более внесенных в Курганскую областную Думу и не рассмотренных законопроекта, из которых может быть принят только один в связи с тем, что их предмет правового регулирования полностью или в основном совпадает.
    Абзац исключен
    1.Проект областного закона, а также материалы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 7 пункта 2, пунктом 2-2 настоящей статьи, представляются в Курганскую областную Думу на бумажном и электронном носителях (USB флэш-накопители и оптические диски).
    2.Необходимым условием внесения законопроекта в Курганскую областную Думу в порядке законодательной инициативы, если иное не установлено областным законом, является представление:
    1) текста законопроекта;
    2) пояснительной записки, в которой излагается предмет правового регулирования, обоснование необходимости принятия областного закона, содержащей развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства;
    3) исключен
    4) перечня законов, признания утратившими силу, отмены, изменения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;
    5) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных, финансовых и иных затрат за счет средств областного бюджета);
    6) решения представительного органа муниципального образования, коллегии Контрольно-счетной палаты Курганской области, Избирательной комиссии Курганской области о внесении законопроекта, решения комитета или комиссии - для комитетов и комиссий Курганской областной Думы, письменного обращения в Курганскую областную Думу - для Губернатора Курганской области, депутата (депутатов) Курганской областной Думы, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителей от Курганской областной Думы и Правительства Курганской области, председателя Курганского областного суда, прокурора Курганской области;
    7) сведений о разработчике проекта областного закона с указанием субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, а также фамилии, имени, отчества, должности и телефона разработчика (фамилий, имен, отчеств, должностей и телефонов разработчиков) законопроекта.
    2-1.В случае внесения законопроекта по вопросам изменения границ, преобразования муниципальных образований помимо материалов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в Курганскую областную Думу должны быть представлены соответственно следующие материалы:
    1) копия постановления избирательной комиссии муниципального образования о соответствии порядка выдвижения инициативы проведения голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования требованиям законодательства либо копия решения органа местного самоуправления, органа государственной власти об инициативе соответствующего органа об изменении границ, преобразовании муниципального образования;
    2) копия решения представительного органа муниципального образования (копии решений представительных органов муниципальных образований) о назначении голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования;
    3) копия протокола соответствующей избирательной комиссии муниципального образования (копии протоколов соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований) об итогах голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования с указанием следующих данных:
    количества жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом;
    количества жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом, принявших участие в голосовании;
    количества жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом, проголосовавших за изменение границ, преобразование муниципального образования;
    результатов голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования;
    принятого решения;
    даты и источника официального опубликования (обнародования) итогов голосования по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования и принятого решения;
    4) документ, подтверждающий проведение схода граждан (документы, подтверждающие проведение сходов граждан) по вопросу изменения границ, преобразования поселения с указанием следующих данных:
    количества жителей поселения или части поселения, обладающих избирательным правом;
    количества жителей поселения или части поселения, обладающих избирательным правом, принявших участие в сходе граждан;
    количества участников схода граждан, проголосовавших за изменение границ, преобразование поселения;
    решения, принятого на сходе граждан;
    даты и источника официального опубликования (обнародования) решения, принятого на сходе граждан;
    5) копии решений соответствующих представительных органов муниципальных образований, выражающих мнение по вопросу изменения границ муниципального образования;
    6) копии решений соответствующих представительных органов муниципальных образований, выражающих (копия решения представительного органа муниципального образования, выражающего) соответственно мнение населения, согласие населения по вопросу изменения границ, преобразования муниципального образования. При этом формы учета соответственно мнения населения, согласия населения, в том числе формы прямого волеизъявления граждан, определяются уставами муниципальных образований;
    7) копия решения представительного органа муниципального образования (копии решений представительных органов муниципальных образований) о наименовании муниципального образования, а также с указанием рекомендуемого места нахождения представительного органа муниципального образования (для муниципального района, сельского поселения).
    Материалы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 3, 5, 7 настоящего пункта, представляются в Курганскую областную Думу в случаях, установленных частями 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Материалы, предусмотренные подпунктами 1, 4, 5, 7 настоящего пункта, представляются в Курганскую областную Думу в случаях, установленных частями 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при проведении схода граждан.
    Материалы, предусмотренные подпунктами 1, 6, 7 настоящего пункта, представляются в Курганскую областную Думу в случаях, установленных частями 2.1 и 4 статьи 12, частями 3, 3.1, 4 и 6 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Материалы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 3, 7 настоящего пункта, представляются в Курганскую областную Думу в случаях, установленных частями 5 и 7 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Материалы, предусмотренные подпунктами 1, 4, 7 настоящего пункта, представляются в Курганскую областную Думу в случае, установленном частью 5 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при проведении сходов граждан.
    2-2.В случае внесения законопроекта по вопросу преобразования муниципальных образований одновременно представляется законопроект (законопроекты) об установлении границ соответствующего муниципального образования (соответствующих муниципальных образований) с материалами, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи.
    2-3.В случае внесения Губернатором Курганской области законопроекта по вопросам изменения границ, преобразования муниципальных образований в Курганскую областную Думу должны быть представлены документы, предусмотренные Законом Курганской области от 30 марта 2004 года N 397 "О порядке реализации полномочий органов государственной власти Курганской области по установлению, изменению границ муниципальных образований Курганской области". Иные субъекты права законодательной инициативы данные документы не прилагают.
    3.При внесении законопроекта в правом верхнем углу первой страницы проекта закона указывается субъект (субъекты) права законодательной инициативы.
    4.Субъект права законодательной инициативы, внесший в Курганскую областную Думу проект областного закона, обязан назначить лицо, которому поручается представление проекта областного закона в Курганской областной Думе.
    5.Если форма внесенных в порядке законодательной инициативы законопроектов и прилагаемых к ним сопроводительных документов не отвечает требованиям настоящего Закона или представлены не все материалы, указанные в настоящей статье, то такие законопроекты возвращаются Председателем Курганской областной Думы внесшему их субъекту законодательной инициативы для устранения выявленных недостатков.
    Не допускается возвращение законопроектов по мотивам необоснованности их положений или нецелесообразности их принятия.
    6.В случае, если в Курганскую областную Думу после принятия законопроекта в первом чтении поступит законопроект по тому же вопросу, такой законопроект Курганской областной Думой не рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта в первом чтении.
    1.В соответствии с федеральным законодательством, Уставом Курганской области проекты областных законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Курганской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются Курганской областной Думой по представлению Губернатора Курганской области либо при наличии его заключения, которое представляется в Курганскую областную Думу в срок, установленный Уставом Курганской области.
    2.До получения заключения Губернатора Курганской области проект областного закона не может быть рассмотрен на заседании Курганской областной Думы.
    1.При подготовке проекта закона для рассмотрения в первом чтении законопроект со всеми документами, представленными вместе с ним, направляется Председателем Курганской областной Думы в соответствующий комитет, комиссию, которые назначаются ответственными за подготовку проекта закона для рассмотрения на заседании Курганской областной Думы. Проекты законов, внесенные в Курганскую областную Думу субъектами права законодательной инициативы, за исключением Губернатора Курганской области, со всеми документами, представленными вместе с проектом закона, также направляются Губернатору Курганской области.
    2.Рассмотрение законопроекта в комитете, комиссии осуществляется в порядке, установленном Регламентом Курганской областной Думы.
    3.Субъекты права законодательной инициативы, внесшие проект закона, или их представители в обязательном порядке приглашаются на заседание ответственного комитета, комиссии при подготовке проекта закона для рассмотрения в первом чтении.
    4.При наличии письменного согласия субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, в законопроект до вынесения его на первое чтение ответственным комитетом, комиссией могут вноситься изменения.
    5.При подготовке проекта закона для рассмотрения в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта закона Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Курганской области и областному законодательству, его актуальности и практической значимости.
    1.Порядок рассмотрения проекта закона в первом чтении устанавливается Регламентом Курганской областной Думы.
    2.По результатам рассмотрения проекта закона в первом чтении Курганская областная Дума принимает одно из следующих решений:
    1) о принятии проекта закона в первом чтении;
    2) об отклонении проекта закона;
    3) об отложении рассмотрения законопроекта;
    4) о направлении законопроекта на научную экспертизу либо иную экспертизу в соответствии с действующим законодательством;
    5) о принятии проекта закона в первом чтении и о его опубликовании для обсуждения населением Курганской области;
    6) о направлении законопроекта на доработку.
    Если по итогам голосования не принято ни одно из предложенных решений, то законопроект снимается с дальнейшего рассмотрения.
    3.Голосование за принятие законопроекта в первом чтении осуществляется в целом по всему законопроекту. При наличии альтернативных законопроектов первым рассматривается тот, который рекомендует принять ответственный комитет. В остальных случаях альтернативные законопроекты рассматриваются в порядке их поступления в Курганскую областную Думу.
    4.Устав Курганской области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы Курганской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
    Решение по результатам рассмотрения проекта закона в первом чтении оформляется постановлением Курганской областной Думы. Постановление считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
    5.В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных законопроектов другие законопроекты по данному вопросу считаются отклоненными в течение семи дней со дня принятия соответствующего решения Курганской областной Думой возвращаются внесшим их субъектам права законодательной инициативы.
    6.Заверенная копия постановления Курганской областной Думы с текстом законопроекта, принятого в первом чтении, направляются Губернатору Курганской области, а также могут направляться субъектам права законодательной инициативы.
    7.Законопроекты по вопросам изменения границ, преобразования муниципальных образований, принятые в первом чтении, с необходимыми материалами направляются Губернатору Курганской области для проведения процедур, предусмотренных Законом Курганской области от 30 марта 2004 года N 397 "О порядке реализации полномочий органов государственной власти Курганской области по установлению, изменению границ муниципальных образований Курганской области". Если субъектом права законодательной инициативы является Губернатор Курганской области, то указанные документы ему не направляются.
    1.Порядок подготовки проекта закона для рассмотрения во втором чтении (последующем чтении), внесения поправок к проекту закона, принятому в первом чтении, втором чтении (последующем чтении), и их рассмотрения устанавливается Регламентом Курганской областной Думы.
    2.Поправки к проекту закона, принятому в первом чтении, втором чтении (последующем чтении) вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет, комиссию Курганской областной Думы в письменном виде, как правило, не позднее чем за 20 дней до начала рассмотрения проекта закона во втором чтении (последующем чтении).
    Ответственный комитет, комиссия Курганской областной Думы дорабатывает проект закона с учетом поступивших поправок, замечаний и предложений.
    3.При подготовке проекта закона для рассмотрения во втором чтении проводится лингвистическая экспертиза текста проекта закона на предмет соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов.
    4.После рассмотрения проекта закона ответственным комитетом и его лингвистической экспертизы доработанный проект закона рассматривается Курганской областной Думой во втором чтении (последующем чтении).
    1.Порядок рассмотрения проекта закона во втором чтении (последующем чтении) устанавливается Регламентом Курганской областной Думы.
    2.По результатам рассмотрения проекта закона во втором чтении (последующем чтении) Курганская областная Дума принимает одно из следующих решений:
    1) о принятии закона;
    2) о принятии проекта закона во втором чтении (последующем чтении);
    3) об отклонении проекта закона;
    4) об отложении рассмотрения законопроекта;
    5) о направлении законопроекта на доработку.
    3.Устав Курганской области, поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Законы Курганской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
    Решение по результатам рассмотрения проекта закона во втором чтении (последующем чтении) оформляется постановлением Курганской областной Думы. Постановление считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
    4.Если по итогам голосования не принято ни одно из предложенных решений, то для разрешения возникших разногласий и принятия проекта закона во втором чтении (последующем чтении) может создаваться согласительная комиссия из числа депутатов на паритетной основе от каждого комитета, комиссии Курганской областной Думы. Порядок деятельности согласительной комиссии устанавливается Регламентом Курганской областной Думы.
    5.Если по итогам голосования по проекту закона, внесенному Губернатором Курганской области, не принято ни одно из предложенных решений, то для разрешения возникших разногласий и принятия проекта закона во втором чтении (последующем чтении) может создаваться согласительная комиссия на срок не более двух месяцев. Порядок создания согласительной комиссии и ее деятельности устанавливается Регламентом Курганской областной Думы.
    1.Закон Курганской области, принятый Курганской областной Думой, направляется для обнародования Губернатору Курганской области в десятидневный срок со дня его принятия.
    2.Губернатор Курганской области обязан обнародовать Устав Курганской области, закон Курганской области, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в десятидневный срок с момента его поступления. В случае отклонения закона Губернатором Курганской области отклоненный закон возвращается в Курганскую областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.
    3.Губернатор Курганской области подписывает закон Курганской области собственноручно, применение факсимиле не допускается.
    4.После подписания закона Курганской области и его регистрации в Курганской областной Думе заверенная копия закона Курганской области в течение пяти дней с момента его подписания направляется Губернатором Курганской области для официального опубликования.
    5.Подлинники текста закона Курганской области, имеющие равную юридическую силу, в количестве двух экземпляров хранятся соответственно в Курганской областной Думе и Правительстве Курганской области.
    1.В случае отклонения областного закона Губернатором Курганской области Курганская областная Дума принимает одно из следующих решений:
    1) о признании утратившим силу постановления Курганской областной Думы о принятии областного закона и создании согласительной комиссии по доработке проекта областного закона;
    2) о признании утратившим силу постановления Курганской областной Думы о принятии областного закона и снятии проекта областного закона с рассмотрения;
    3) о повторном рассмотрении областного закона в прежней редакции;
    4) о принятии закона в редакции, предложенной Губернатором Курганской области.
    2.Решение по результатам рассмотрения областного закона, отклоненного Губернатором Курганской области, оформляется постановлением Курганской областной Думы. Постановление считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
    3.Порядок рассмотрения областного закона в случае его отклонения Губернатором Курганской области, а также повторного рассмотрения областного закона в прежней редакции устанавливается Регламентом Курганской областной Думы.
    1.В случае отклонения Губернатором Курганской области закона Курганской области указанный закон при повторном его рассмотрении Курганской областной Думой может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
    2.Закон Курганской области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором Курганской области и подлежит обнародованию в пятидневный срок со дня его поступления Губернатору Курганской области.
  13. Глава 7.Порядок принятия постановлений Курганской областной Думы, нормативных правовых Актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области

  14. 1.Постановления Курганской областной Думы принимаются на заседаниях Курганской областной Думы.
    2.Постановления принимаются в целом либо по пунктам.
    3.Постановления Курганской областной Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено федеральным законодательством.
    4.Губернатор Курганской области вправе обратиться в Курганскую областную Думу с предложением о внесении изменений в постановления Курганской областной Думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
    Курганская областная Дума вправе принять решение о рассмотрении проекта постановления Курганской областной Думы нормативного характера в нескольких чтениях. В этом случае проект постановления рассматривается в порядке, установленном настоящим законом, для рассмотрения проектов областных законов.
    1.Нормативные правовые акты Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области принимаются в порядке, установленном федеральным законодательством, Уставом Курганской области, настоящим законом, иными областными законами и нормативным правовым актом Правительства Курганской области.
    2.Нормативные правовые акты Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области в пятидневный срок со дня их принятия направляются в Курганскую областную Думу.
    3.Курганская областная Дума вправе обратиться к Губернатору Курганской области, в Правительство Курганской области или органы исполнительной власти Курганской области с предложением о внесении изменений в акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
    4.В период действия указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов Губернатора Курганской области и (или) органа исполнительной власти Курганской области, Губернатором Курганской области и (или) органом исполнительной власти Курганской области не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения.
    1.Подлинники текстов законов Курганской области и постановлений Курганской областной Думы до их передачи на хранение в архив хранятся в Курганской областной Думе.
    2.Подлинники текстов указов Губернатора Курганской области, постановлений Правительства Курганской области хранятся в Правительстве Курганской области.
    3.Подлинники текстов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Курганской области хранятся в соответствующих органах исполнительной власти Курганской области.
    4.Подлинники текстов нормативных правовых актов Курганской области подлежат постоянному хранению. Руководители органов государственной власти Курганской области и высшее должностное лицо Курганской области обязаны обеспечить сохранность подлинников текстов нормативных правовых актов, их государственный систематизированный учет.
  15. Глава 8.Опубликование нормативных правовых актов Курганской области

  16. 1.Нормативные правовые акты Курганской области должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
    Нормативные правовые акты либо их отдельные положения, не подлежащие официальному опубликованию в соответствии с настоящей статьей, в обязательном порядке доводятся до сведения органов государственной власти Курганской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, их должностных лиц, а также организаций, на которых распространяется действие этих нормативных правовых актов.
    1-1.Правовые акты ненормативного характера могут быть официально опубликованы в случае принятия соответствующего решения.
    2.Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
    3.Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области, органов исполнительной власти Курганской области и сроки их опубликования определяются Правительством Курганской области в соответствии с настоящим Законом.
    4.Финансирование мероприятий по официальному опубликованию нормативных правовых актов, в том числе изданию их официальных сборников, осуществляется за счет средств областного бюджета.
    1.Законы Курганской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их подписания Губернатором Курганской области.
    2.Постановление Курганской областной Думы в течение пяти дней с момента его принятия направляется для официального опубликования.
    Абзац исключен
    Постановления Курганской областной Думы подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их принятия.
    В случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Курганской области, применяются иные сроки.
    1.Областные законы направляются для официального опубликования Губернатором Курганской области.
    Постановления Курганской областной Думы направляются для официального опубликования Председателем Курганской областной Думы.
    Указы Губернатора Курганской области, постановления Правительства Курганской области направляются для официального опубликования Губернатором Курганской области.
    Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области направляются для официального опубликования руководителями соответствующих органов исполнительной власти Курганской области.
    Для официального опубликования направляется заверенная копия нормативного правового акта на бумажном носителе.
    2.Официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир" (в основном номере и (или) в приложении к нему).
    Нормативный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального издания. Если значительный по объему нормативный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован полностью в одном номере официального издания, то такой нормативный правовой акт публикуется в нескольких номерах подряд. В этом случае днем официального опубликования нормативного правового акта является день выхода номера, в котором завершена публикация его полного текста.
    Договоры Курганской области, подлежащие утверждению Курганской областной Думой, публикуются одновременно с областными законами об их утверждении.
    Официальное опубликование нормативных правовых актов Курганской области в сокращенном виде, а также в изложении не допускается.
    3.При публикации областного закона указываются название закона, дата его принятия Курганской областной Думой, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
    4.При публикации постановлений Курганской областной Думы указываются их название, должностное лицо, их подписавшее, место и дата их принятия, номер.
    5.При публикации нормативных правовых актов Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области и органов исполнительной власти Курганской области указываются их название, должностное лицо, их подписавшее, место и дата их принятия, номер.
    6.Нормативные правовые акты, в которые были внесены изменения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме с учетом всех изменений.
    7.При официальном опубликовании текст нормативного правового акта излагается в точном соответствии с заверенной копией подлинника нормативного правового акта.
    В случае если при официальном опубликовании нормативного правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником нормативного правового акта, то в десятидневный срок со дня обнаружения ошибки, опечатки, иной неточности в том же издании должны быть опубликованы официальное извещение органа государственной власти Курганской области или высшего должностного лица Курганской области, принявшего нормативный правовой акт (в отношении областных законов - Губернатора Курганской области), об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.
    8.Исправление ошибок, опечаток и иных неточностей в подлинниках текстов нормативных правовых актов осуществляется исключительно путем внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт.
    1.Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
    2.Нормативные правовые акты могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
    3.При неофициальном опубликовании нормативных правовых актов должны быть указаны реквизиты, установленные для нормативных правовых актов данного вида, а также источники официального опубликования соответствующих нормативных правовых актов.
    При неофициальном опубликовании могут публиковаться отдельные фрагменты нормативных правовых актов, нормативные правовые акты могут публиковаться в изложении.
    4.Закон Курганской области, в который внесены многочисленные изменения, может быть опубликован в последней (полной) редакции для всеобщего сведения по решению Курганской областной Думы.
    При неофициальном опубликовании нормативных правовых актов обязательно указание на неофициальный характер публикации.
    5.Финансирование мероприятий по неофициальному опубликованию нормативных правовых актов и иных форм обнародования осуществляется за счет средств областного бюджета, если опубликование осуществляется по инициативе органов государственной власти Курганской области или высшего должностного лица Курганской области.
  17. Глава 9.Действие нормативных правовых актов Курганской области во времени, в пространстве и по кругу лиц

  18. 1.Действие нормативных правовых актов начинается, как правило, со дня их вступления в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы. Нормативным правовым актом может быть предусмотрен сложный порядок его действия, в том числе, если момент вступления в силу и момент начала действия нормативного правового акта не совпадают.
    2.Нормативные правовые акты действуют, как правило, бессрочно. Нормативные правовые акты могут приниматься на определенный период. Определенным временем может быть ограничено действие отдельных положений нормативных правовых актов.
    1.Областные законы, постановления Курганской областной Думы вступают в силу со дня их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответственно областным законом, постановлением Курганской областной Думы (но не ранее дня их официального опубликования).
    2.Порядок вступления в силу областных законов о налогах и сборах определяется законодательством о налогах и сборах.
    Порядок вступления в силу областного закона об областном бюджете определяется бюджетным законодательством.
    3.Указы Губернатора Курганской области, постановления Правительства Курганской области и нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области, органа исполнительной власти Курганской области (но не ранее дня их официального опубликования).
    4.Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, если более поздний срок вступления их в силу не определен соответствующим нормативным правовым актом.
    1.Действие нормативного правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок, до наступления определенного события или на неопределенный срок.
    2.Действие областного закона приостанавливается областным законом. Действие иного нормативного правового акта приостанавливается актом той же формы органом, должностным лицом его издавшим.
    3.Действие нормативного правового акта может быть также приостановлено актом, изданным иным органом государственной власти, наделенным таким полномочием в соответствии с федеральным и областным законом.
    4.Если действие нормативного правового акта или его отдельных положений было приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события, то нормативный правовой акт или его отдельные положения вводятся в действие на следующий день после окончания определенного срока, после наступления определенного события.
    Если действие нормативного правового акта или его отдельных положений было приостановлено на неопределенный срок, то нормативный правовой акт или его отдельные положения вводятся в действие путем издания соответствующего нормативного правового акта.
    5.В случае приостановления действия акта Губернатора Курганской области и (или) органа исполнительной власти Курганской области Президентом Российской Федерации в установленном федеральным законодательством порядке, Губернатор Курганской области вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти Курганской области акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.
    1.Нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:
    1) истечения срока действия нормативного правового акта или его отдельных положений;
    2) признания нормативного правового акта или его отдельных положений утратившими силу;
    3) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
    2.В случае принятия решения суда о признании нормативного правового акта (или его отдельного положения) недействующим и не подлежащим применению, такой нормативный правовой акт подлежит приведению в соответствие с федеральным и областным законодательством или признанию утратившим силу.
    1.Действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если самим нормативным правовым актом не установлено иное.
    2.Придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается:
    1) если нормативный правовой акт устанавливает или усиливает юридическую ответственность;
    2) если нормативный правовой акт устанавливает обязанности граждан и юридических лиц;
    3) в случаях, установленных федеральным или областным законом.
    1.Действие нормативных правовых актов распространяется на всю территорию Курганской области, если самим актом или в акте о введении его в действие либо федеральным и (или) областным законодательством не установлено иное.
    2.Действие нормативных правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих и пребывающих на территории Курганской области, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными и областными законами.
    1.В случаях, когда отношения, находящиеся в сфере действия нормативных правовых актов Курганской области, прямо не урегулированы областным законодательством, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным или областным законом, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, федеральному и областному закону, по аналогии применяются нормативные правовые акты Курганской области, регулирующие сходные общественные отношения. Если не могут быть применены по аналогии нормативные правовые акты Курганской области, то по аналогии могут применяться соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
    2.При невозможности применения нормативных правовых актов в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи права и обязанности участников общественных отношений определяются исходя из общих начал и смысла федерального и областного законодательства.
  19. Глава 10.Официальное толкование нормативных правовых актов Курганской области

  20. Исключена
  21. Глава 11.Заключительные положения

  22. Устав Курганской области, законы Курганской области и иные нормативные правовые акты Курганской области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Курганской области органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
    Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами Курганской области.
    В случае принятия органами государственной власти Курганской области нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти Курганской области несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
    1.Нормативные правовые акты Курганской области должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
    2.Регламент Курганской областной Думы и Регламент Правительства Курганской области до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 5, 6 статьи 12, пункта 8 статьи 20, пункта 7 статьи 22, статьи 49.
    Пункты 5, 6 статьи 12, пункт 8 статьи 20, пункт 7 статьи 22, статья 49 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2005 года.
    Губернатор Курганской области
    О.А.БОГОМОЛОВ
    Курган
    8 октября 2004 года
    N 444