Курганская область
Закон от 08 декабря 1997 года № 92

О недрах

Принят
Курганской областной Думой
08 декабря 1997 года
    В редакциях
  • от 04.03.1998 № 104,
  • от 29.08.2000 № 371,
  • от 04.01.2001 № 11,
  • от 02.07.2001 № 61,
  • от 31.10.2001 № 103,
  • от 02.10.2002 № 232,
  • от 03.12.2004 № 841,
  • от 04.03.2005 № 33,
  • от 09.03.2007 № 229.
    Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при пользовании недрами на территории Курганской области в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Законом Российской Федерации "О недрах".
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.1.Закон Курганской области "О недрах" основывается на Конституции Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Курганской области и является составной частью законодательства Российской Федерации о недрах.
    1.2.Настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Курганской области о недрах, принятые в пределах ее полномочий, действуют на всей территории Курганской области.
    1.3.В случае противоречия нормативных правовых актов органов государственной власти Курганской области и органов местного самоуправления положениям настоящего Закона, регулирующего отношения недропользования, действует настоящий Закон.
    2.1.Недра в границах территории Курганской области, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические, водные и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
    2.2.Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами на территории Курганской области находятся в совместном ведении Российской Федерации и Курганской области.
    2.3.Администрация (Правительство) Курганской области в соответствии с порядком, устанавливаемым настоящим Законом, под контролем Курганской областной Думы, принимает решения по вопросам недропользования и охраны недр, в отношении которых регулирование вопросов недропользования относится к полномочиям Курганской области.
    2.4.Участки недр, в отношении которых регулирование вопросов недропользования относится к полномочиям Курганской области, не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
    2.5.Добытые из недр Курганской области полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности Курганской области, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
  3. Глава II.Предоставление права пользования участками недр, в отношении которых регулирование вопросов недропользования относится к полномочиям Курганской области

  4. 3.1.Перечень общераспространенных полезных ископаемых Курганской области определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    3.2.Основные положения порядка предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых соответствуют действующему порядку предоставления недр по другим полезным ископаемым, предусмотренному Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решение о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, принимает Администрация (Правительство) Курганской области по результатам конкурса или на бесконкурсной основе.
    3.3.Исключен
    3.4.Исключен
    3.5.На бесконкурсной основе участки недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых предоставляются при подтверждении права пользования недрами, при наличии одного претендента, а также в случаях, когда претендентом выступает собственник, владелец земельного участка, в пределах которого расположено месторождение общераспространенных полезных ископаемых.
    3.6.Исключен
    3.6.1.Если в пределах района предполагаемого объекта органами государственной власти Российской Федерации и Курганской области принято решение о запрете или ограничении пользованием недрами;
    3.6.2.Если заявитель не выполняет условия недропользования по ранее выданным лицензиям.
    3.7.Решение о предоставлении лицензий на пользование недрами по впервые вводимым в эксплуатацию месторождениям принимается при наличии документально оформленного предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельных участков в окончательных границах и оформление земельных прав пользователей недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
    3.8.В случае отказа органа управления земельными ресурсами или собственника, владельца земли предоставить земельный участок после получения их предварительного согласия, они обязаны возместить владельцу лицензии понесенные им расходы, связанные с подготовкой к пользованию недрами и получением лицензии.
    3.9.Исключен
    3.10.Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, устанавливается Администрацией (Правительством) Курганской области.
    3.11.При разработке участков недр, в отношении которых регулирование вопросов недропользования относится к полномочиям Курганской области, пользователи недр кроме предусмотренных законодательством требований обязаны обеспечить:
    3.11.1.Представление в органы лицензирования годовых отчетов о выполнении условий недропользования не позднее 1 февраля последующего года;
    3.11.2.Информирование в 2-недельный срок органов, выдавших лицензию, об изменении организационно-правовой формы предприятия, реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, разделении, преобразовании) предприятия-пользователя недрами, а также об изменении фирменного наименования или адреса.
    Решение о предоставлении права пользования участками недр местного значения принимает Администрация (Правительство) Курганской области.
    Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается Администрацией (Правительством) Курганской области.
    6.1.К объектам различного назначения, размещаемым в недрах, не связанным с добычей полезных ископаемых, относятся:
    6.1.1.Производства высокой точности, в том числе обеспечивающие научные исследования;
    6.1.2.Объекты транспортного, энергетического назначения (путепроводы глубокого заложения, электростанции различных типов, трансформаторные станции);
    6.1.3.Объекты специального назначения, включая защитные сооружения гражданской обороны;
    6.1.4.Хранилища нефтепродуктов, химических веществ;
    6.1.5.Склады длительного хранения продуктов, промышленных товаров и иной продукции и материалов.
    6.2.Исключен
    6.3.Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливает Администрация (Правительство) Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
    6.4.Исключен
    6.5.Исключен
    Изменение условий пользования недрами допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
    10.1.Право пользования участками недр переходит к другому
    субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях:
    10.1.1 реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы;
    10.1.2 реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с федеральным законодательством;
    10.1.3 реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с федеральным законодательством, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр;
    10.1.4 юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с федеральным законодательством и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица;
    10.1.5 приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном федеральным законом, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с федеральным законодательством, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к недропользователю законодательством о недрах.
    10.1.6 прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с федеральным законодательством при условии, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ;
    10.1.7.передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий.
    10.2 - 10.4.Исключены
    10.2.При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
    10.3.Лицензии на пользование участками недр подлежат переоформлению также при изменении наименований юридических лиц - пользователей недр.
    10.4.Лицензии на пользование участками недр переоформляются в порядке, установленном в соответствии с действующим законодательством.
  5. Глава III.Рациональное использование, охрана недр и окружающей природной среды

  6. 11.1.Разработка месторождений полезных ископаемых, переработка минерального сырья, а также пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами, составленными на основе технико-экономических показателей, утвержденных при проведении государственной экспертизы результатов разведки месторождения, а также в соответствии с условиями недропользования, предусмотренными в лицензии.
    11.2.Изменение способа добычи полезного ископаемого, технологической схемы переработки сырья требует изменения технического проекта и его согласования в соответствующих органах специальной компетенции в установленном порядке.
    12.1.Проектирование и строительство всех без исключения объектов разрешаются только после получения заключения территориального органа управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
    12.2.Застройка площадей залегания полезных ископаемых, размещение в местах их залегания подземных сооружений, а также застройка земной поверхности над отработанными месторождениями полезных ископаемых допускаются с разрешения территориального органа управления государственным фондом недр и органа государственного горного надзора в соответствии с установленным порядком.
    12.3.Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
    13.1.Виды и объемы рекультивации земель, нарушенных в процессе пользования недрами, определяются проектом рекультивации, который подлежит обязательной экологической экспертизе.
    13.2.В случае досрочного прекращения пользования недрами недропользователь возвращает земли прежнему землепользователю, а при его отсутствии или отказе государству или муниципальному образованию рекультивированными либо возмещает стоимость рекультивационных работ в соответствии с проектом и сметой с учетом индексации цен.
    13.3.Исключен
    14.1.Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заказниками либо памятниками природы регионального значения.
    14.2.Исключен
    14.3.В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию.
  7. Глава IV.Государственное регулирование отношений недропользования

  8. 15.1.Курганская областная Дума:
    15.1.1.Устанавливает полномочия в сфере регулирования отношений недропользования органов государственной власти Курганской области;
    15.1.2.Предусматривает выделение средств на финансирование территориальных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр при принятии закона об областном бюджете;
    15.1.3.Исключен
    15.1.3.Утверждает территориальные программы развития и использования минерально-сырьевой базы.
    15.1.4.Исключен
    15.1.5.Исключен
    15.2.Администрация (Правительство) Курганской области:
    15.2.1.Разрабатывает и утверждает территориальные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр и обеспечивает их финансирование;
    15.2.2.Участвует в разработке и реализации федеральных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы;
    15.2.3.Создает комиссию по недропользованию на территории Курганской области, определяет положением ее права, обязанности и порядок работы;
    15.2.4.устанавливает порядок пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанными с добычей полезных ископаемых, и осуществляет распоряжение данными участками недр;
    15.2.5.Осуществляет создание и ведение территориального фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета и соответствующих местных бюджетов;
    15.2.6 Устанавливает порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
    15.2.7.Осуществляет государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр Курганской области;
    15.2.8.Обеспечивает защиту прав пользователей недр и интересов граждан, разрешает споры по вопросам недропользования;
    15.2.9.Исключен
    15.2.10.В пределах своих полномочий устанавливает порядок выплаты и размеры поощрительного и государственного денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых;
    15.2.11.Осуществляет иные полномочия в сфере государственного регулирования отношений недропользования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Курганской области.
    15.3 Территориальный орган управления государственным фондом недр:
    15.3.1.Создается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с Администрацией (Правительством) Курганской области;
    15.3.2.Действует на основании Положения, утверждаемого федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с Администрацией (Правительством) Курганской области;
    15.3.3.Осуществляет управление участками недр, в отношении которых регулирование вопросов недропользования относится к полномочиям Курганской области.
    16.1.Территориальный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального и комплексного использования недр, а также в других народнохозяйственных целях.
    16.2.Территориальный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
    16.3.Территориальный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых составляется и ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    16.4.На основе данных кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых периодически выполняется оценка прогнозных ресурсов основных полезных ископаемых территории области и апробация их в органах государственной экспертизы геологической информации о недрах.
    16.5.Территориальный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется по единой системе, установленной в Российской Федерации, и является составной частью государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых Российской Федерации, а также частью комплексного территориального кадастра природных ресурсов Курганской области.
    16.6.Геологическая информация по территориальному кадастру месторождений и проявлении полезных ископаемых предоставляется органам государственной власти для ведения комплексного территориального кадастра природных ресурсов на безвозмездной основе.
    17.1.С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется территориальный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых, месторождений, имеющих промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности отраслей горнопромышленного комплекса области и отдельных предприятий разведанными запасами полезных ископаемых.
    17.2.Территориальный баланс запасов полезных ископаемых ведется на основании государственной отчетности предприятий, осуществляющих оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в территориальный фонд геологической информации. Постановка запасов полезных ископаемых на территориальный баланс и их списание с территориального баланса осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    17.3.Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является составной частью государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации.
  9. Глава V.Геологическое изучение недр

  10. Государственный контроль за геологическим изучением недр на территории Курганской области осуществляется Администрацией (Правительством) Курганской области в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
    19.1.Информация о геологическом строении недр Курганской области, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащихся в геологических отчетах, картах, геологических разрезах и иных материалах, может находиться в государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности Курганской области или собственности пользователя недр.
    19.2.Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет средств федерального или областного бюджета, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    19.3.Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением условии ее пользования, в том числе в коммерческих целях.
    Уполномоченный орган государственной власти Курганской области в сфере недропользования проводит государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  11. Глава VI.Платежи при пользовании недрами Курганской области

  12. Исключена
  13. Глава VII.Ответственность за нарушение настоящего закона

  14. 28.1.Лица, нарушившие настоящий Закон, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    28.2.Исключен
  15. Глава VIII.Порядок вступления в силу настоящего закона

  16. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава Администрации (Губернатор)
    Курганской области
    О.А.БОГОМОЛОВ
    Курган
    8 декабря 1997 года
    N 92