Курганская область
Закон от 08 февраля 1995 года № 2

О порядке подготовки, принятия и введении в действие законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти области

Принят
Курганской областной Думой
08 февраля 1995 года
    В редакциях
  • от 02.09.1996 № 31,
  • от 30.04.1997 № 38,
  • от 30.04.1997 № 94,
  • от 26.12.1997 № 101.
  1. Глава I.Общие положения

  2. 1.1.Нормативные акты, принимаемые органами государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, международным договорам, ратифицированным в установленном порядке, конституционным и федеральным законам Российской Федерации, Уставу и законам области.
    1.2.Нормативные акты, принятые органами государственной власти в пределах их полномочий, обладают на территории Курганской области юридической силой и подлежат государственной защите наравне с федеральными законами.
    1.3.До принятия соответствующих законов Российской Федерации по вопросам совместного ведения областная Дума вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При издании в последующем законодательных актов Российской Федерации по данным вопросам акты области приводятся в соответствие с нормами и требованиями федеральных законодательных актов.
    2.1.Устав области - это основной закон области, определяющий систему органов государственной власти и управления области, систему органов местного самоуправления, устанавливающий принципы организации представительной и исполнительной властей. Устав области принимается Курганской областной Думой и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам области и является правовой базой для принятия юридических актов областной Думой и иными нормотворческими органами на территории области.
    2.2.Закон области - это совокупность правовых норм, регулирующих, в пределах компетенции Курганской области определенную сферу общественных отношений, устанавливающих права и обязанности конкретных субъектов этих правоотношений, способы их реализации и определенные юридические последствия.
    2.3.Закон области принимаемый областной Думой, является источником для нормотворчества и деятельности иных органов на территории области.
    2.4.Правовые акты, принятые по вопросам полномочий области в результате областного референдума, обладают высшей юридической силой по сравнению с иными актами области.
    2.5.Решение - это нормативно-правовой акт, содержащий нормы права, принятый областной Думой, определяющий порядок принятия и введения в действие законов области и иных нормативно-правовых актов, а также регулирующий внутреннюю деятельность областной Думы.
    2.6.Исключен
    2.7.Постановление - подзаконный нормативный акт, принимаемый Администрацией области во исполнение указов Президента, постановлений Правительства, Устава и законов области.
    2.8.Распоряжение - нормативно-правовой акт, принимаемый Главой Администрации области (Губернатором), Председателем областной Думы, носящий индивидуальный характер.
  3. Глава II.Законодательная инициатива, проекты нормативных актов, порядок их внесения в областную Думу

  4. 3.1.Законодательная инициатива - это право внесения законодательного предложения на рассмотрение областной Думы.
    3.2.Правом законодательной инициативы в Курганской области обладают:
    3.2.1.Глава Администрации области (Губернатор);
    3.2.2.Депутаты, депутатские объединения, комитеты, комиссии Курганской областной Думы;
    3.2.3.Исключен
    3.2.4.Исключен
    3.2.5.Представительные органы местного самоуправления.
    3.2.6.Избирательная комиссия Курганской области в части избирательного законодательства Курганской области.
    3.3.Законодательная инициатива должна сопровождаться проектом нормативного (правового) акта - законопроектом.
    3.4.1.Необходимым условием внесения законопроекта в областную Думу в порядке законодательной инициативы является представление:
    3.4.1.1.текста законопроекта;
    3.4.1.2.обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;
    3.4.1.3.справки о состоянии законодательства Курганской области в данной сфере правового регулирования;
    3.4.1.4.предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
    3.4.1.5.перечня законов и иных нормативно-правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта; финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных, финансовых и иных затрат).
    Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет областного бюджета, могут быть внесены в областную Думу только при наличии заключения Главы Администрации (Губернатора) области.
    3.4.2.Если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям законодательства Курганской области, касающимся порядка подготовки законопроектов, или не представлены вышеуказанные материалы, такой проект возвращается Председателем областной Думы его инициатору для выполнения им установленных требований к законопроекту.
    3.4.3.Субъекты законодательной инициативы вправе отозвать внесенный ими законопроект в любое время до утверждения повестки дня заседания областной Думы.
    3.4.4.Официальным внесением проекта законодательного акта в областную Думу считается внесение проекта, оформленного в соответствии с вышеизложенными требованиями на имя Председателя областной Думы. Датой официального внесения проекта считается дата его регистрации в областной Думе.
    3.5.Граждане, общественные объединения, организации, предприятия и учреждения реализуют свое право участия в управлении государственными делами через органы и лиц, обладающих законодательной инициативой, либо путем внесения в Думу законодательного предложения.
    3.6.Законодательное предложение может быть основой для законодательной инициативы или разработки проекта правового акта.
    4.1.Законодательная инициатива подлежит обязательному рассмотрению на заседании областной Думы.
    4.2.После рассмотрения обращения по законодательной инициативе областная Дума принимает одно из следующих решений:
    4.2.1.Принять законодательную инициативу и включить ее в план законотворческих работ областной Думы;
    4.2.2.Отклонить законодательную инициативу и возвратить ее автору с указанием мотивов отказа;
    4.2.3.Направить законодательную инициативу на дополнительное исследование либо на экспертизу.
    4.3.Законодательная инициатива, не отвечающая требованиям настоящего Закона, к рассмотрению областной Думой не принимается.
    5.1.Проект плана работы областной Думы формируется заместителем председателя областной Думы на основе предложений председателя областной Думы, комитетов и комиссий, депутатов областной Думы, Главы Администрации (Губернатора) Курганской области и решения областной Думы.
    5.2.План работы областной Думы утверждается областной Думой.
    6.1.Законопроекты, подготовленные в соответствии с планом законодательной деятельности Думы, либо в связи с законодательной инициативой, проходят следующие стадии:
    6.1.1.Разработка текстов законопроектов либо предварительная оценка поступающих текстов законопроектов рабочим органом Думы;
    6.1.2.Обсуждение законопроекта комитетами, комиссиями Думы;
    6.1.3.Согласование с органами и лицами, предусмотренные Регламентом областной Думы;
    6.1.4.Получение заключения Главы Администрации области (Губернатора) по законопроектам;
    6.1.5.Исключен
    6.1.6.При необходимости - направление законопроектов на независимую экспертизу.
    7.1.Законотворческий орган области может поручить или заказать на договорной основе подготовку первоначального проекта нормативно-правового акта государственным органам, научным учреждениям, общественным организациям, отдельным авторским коллективам специалистов и ученых или одному автору.
    7.2.Подготовка нормативно-правовых актов области может осуществляться на альтернативной и конкурсной основе.
    7.3.Договоры на подготовку проектов нормативно-правовых актов заключаются от имени областной Думы ее Председателем или заместителем председателя во время его отсутствия.
    7.4.Исключен
    8.1.В подготовке проектов нормативно - правовых актов в областной Думе по отдельным отраслям экономики, социальной политике, другим сферам управления имеют право участвовать органы администрации области, отвечающие за развитие этих сфер и отраслей.
    8.2.В подготовке проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы конкретных населенных пунктов, могут участвовать органы местного самоуправления.
    9.1.Подготовленный проект вносится в областную Думу, как правило, за 30 дней. Ответственная за подготовку проекта комитет, комиссия дает заключение по проекту, в котором обосновывается необходимость его принятия, дается краткая характеристика, перечень органов, с которыми он согласован, указываются разработчики проекта. За 10 дней до начала заседания, на котором он будет рассматриваться, проект направляется для ознакомления депутатам, не принимавшим участия в его разработке, и другим заинтересованным лицам.
    10.1.Альтернативным признается такой проект закона, который отличается от основного проекта своей концепцией, то есть одну и ту же задачу решает иными правовыми способами или средствами, либо установлением иных правовых предписаний субъектам соответствующих правоотношений.
    10.2.Альтернативный проект закона должен отвечать всем требованиям настоящего Закона и вносится на рассмотрение в областную Думу в том же порядке, как и основные проекты.
    11.1.Каждый областной закон и иной нормативно-правовой акт должны иметь свое название, в котором отражается их смысл. В преамбуле определяются задачи, стоящие перед ними, и способы их разрешения.
    11.2.Текст разбивается на главы, имеющие свое наименование и определяющие его структуру. В главах отражается концепция его, определяются этапы и направления в решении поставленных задач.
    11.3.Главы проекта состоят из статей, которые имеют порядковый номер и свое название.
    11.4.Статьи содержат в себе конкретные правила поведения, последствия их несоблюдения, права и обязанности субъектов правоотношений.
    11.5.Статья состоит из частей, абзацев или пунктов, которые имеют конкретное правовое предписание и представляют собою законченную мысль и часть абзаца и пункты нумеруются.
    11.6.Текст каждой статьи должен быть логичным, язык - точным, кратким и ясным для всеобщего понимания, исключающим двойное толкование статьи.
    11.7.В случае применения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов в акте дается их толкование.
    11.8.В нормативно-правовом акте области или в акте о его введении в действие указываются правовые средства его реализации, источники финансирования, меры стимулирования, поощрения, контроля, порядок разрешения споров и др.
    11.9.Вносимый на рассмотрение областной Думы проект областного закона либо проект решения по своей форме и содержанию должен отвечать требованиям настоящего закона и Регламента Думы.
    11.10.В верхней части титульного листа этих документов помещается слово "проект" и указывается, кто и когда вносит документ на заседание Думы.
    12.1.Согласно Положению о Реестре, областная Дума обязана вести Реестр разработчиков проектов нормативно-правовых актов области.
    13.1.Поправка - это письменное дополнение, изменение либо исключение полностью или частично текста статьи проекта нормативно-правового акта, уже прошедшего стадию подготовки его рабочей группой, либо рассмотрение в комитет, комиссии, либо первое чтение на заседании Думы.
    13.2.Поправки вносятся только лицом, обладающим правом законодательной инициативы.
    13.3.Поправки подлежат регистрации в аппарате Думы и обязательному рассмотрению рабочей группой, разрабатывающей проект нормативно-правового акта.
    13.4.Поправки, не включенные в текст проекта нормативно-правового акта и не отозванные их автором, рассматриваются на заседании областной Думы наряду с проектом этого акта.
    13.5.Устные поправки к рассмотрению не принимаются.
    14.1.Подготовленный проект нормативно-правового акта области и поступившие предложения, замечания по нему могут быть направлены на научную экспертизу (правовую, экономическую, финансовую, экологическую и др.).
    14.2.Предложения о направлении на экспертизу нормативно-правового акта, внесенные одной из комитетов, комиссий или по инициативе не менее одной пятой депутатов областной Думы, Главой Администрации области (Губернатором) являются обязательными.
    15.1.Научная экспертиза в законотворчестве осуществляется научными учреждениями, экспертами или группами экспертов из числа ученых и специалистов, не принимавших ранее участия в подготовке соответствующего проекта.
    15.2.В оценке нормативно-правового акта эксперты независимы и не связаны позицией органа, по поручению которого производится экспертиза.
    15.3.Организации и лица, участвующие в проведении экспертизы, вправе:
    15.3.1.Истребовать от нормотворческого органа или иных органов и организаций материалы и документы, связанные с подготовкой проекта нормативно-правового акта;
    15.3.2.Участвовать с правом совещательного голоса при обсуждении и принятии соответствующего проекта нормативно - правового акта.
    15.4.В качестве экспертов не могут выступать субъекты законодательной инициативы в областную Думу.
    15.5.Заключение эксперта (группы экспертов) дается в письменной форме, подписывается экспертом (группой экспертов) и представляется в нормотворческий орган в двух экземплярах.
    15.6.Заключение эксперта (группы экспертов) по проекту нормативного акта подлежит обязательному рассмотрению при обсуждении последнего на заседании Думы.
  5. Глава III.Рассмотрение проекта нормативно-правового акта и его принятие

  6. 16.1.Рассмотрение и принятие нормативно-правовых актов Главы Администрации области (Губернатора) и Администрации области осуществляется на основании Закона Курганской области, определяющего порядок деятельности Администрации области, и инструкций.
    17.1.Проекты областных законов и иных нормативно-правовых актов принимаются областной Думой в целом после обсуждения либо рассматриваются поэтапно чтениями.
    17.2.Рассмотрение законопроектов в областной Думе осуществляется в двух чтениях, если областной Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое решение.
    17.3.При рассмотрении областной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Второе чтение проекта, проводимое после его принятия в первом чтении, заключается в рассмотрении поправок к проекту и завершается голосованием по вопросу о принятии законодательного акта в целом.
    17.4.Обсуждение проекта нормативно-правового акта осуществляется в соответствии с Регламентом областной Думы.
    17.5.Рассмотрение законопроекта, внесенного Главой Администрации (Губернатором) Курганской области, начинается с обоснования его представителями необходимости принятия законопроекта и заканчивается их заключительным словом с анализом высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.
    Обсуждение в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада ответственного комитета, комиссии областной Думы.
    В начале второго чтения законопроекта с докладом выступает представитель ответственного комитета, комиссии. Он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, комиссии, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают представители Администрации области и представители инициатора законопроекта.
    17.6.Обсуждением по проекту нормативно-правового акта предполагается выяснение мнения всех заинтересованных компетентных лиц, принимающих участие в заседании областной Думы.
    17.7.Высказанные замечания и предложения по проекту нормативно-правового акта, за которые проголосовало более половины от общего числа депутатов областной Думы, вносятся в текст проекта в качестве поправок.
    17.8.После окончания обсуждения проекта нормативно-правового акта докладчик может выступить с заключительным словом.
    18.1.По итогам обсуждения нормативно-правового акта областной Думы может быть принято одно из следующих решений:
    18.2.О принятии нормативно-правового акта и направлении его на подписание Главе Администрации области (Губернатору) и дальнейшем его опубликовании;
    18.3.О доработке проекта и внесении его на рассмотрение одного из следующих (очередного или внеочередного) заседаний Думы;
    18.4.Об опубликовании проекта нормативно-правового акта в печати в целях его обсуждения жителями области и вынесении его на одно из следующих заседаний Думы с учетом поступивших замечаний и предложений;
    18.5.О принятии законопроекта в первом чтении и вынесении его с учетом внесения в текст проекта высказанных замечаний и предложений на следующее заседание областной Думы для окончательного принятия;
    18.6.О направлении проекта на научную экспертизу;
    18.7.Об отклонении нормативно-правового акта.
    (пункты 18.6 и 18.7 введены Законом Курганской области от 30.04.97 N 38)
    19.1.Законы Курганской области и иные нормативно-правовые акты принятые областной Думой, передаются на подпись Главе Администрации Курганской области (Губернатору).
    19.2.Глава Администрации области (Губернатор) подписывает закон или иной нормативно-правовой акт в десятидневный срок со дня его представления и в недельный срок после подписания публикует его в печатном органе, соучредителями или учредителями которого являются областная Дума и Администрация области.
    19.3.Правовые акты, принятые областной Думой, могут быть возвращены до истечения десятидневного срока, установленного для их подписания, Главой Администрации области (Губернатором) для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении правовой акт будет принят не менее чем двумя третями от общего состава депутатов Думы, то Глава Администрации области (Губернатор) обязан подписать его в трехдневный срок после его повторного принятия Думой и опубликовать в печати либо опротестовать.
    19.4.В случае принятия правового акта после повторного рассмотрения в иной редакции, он направляется Главе Администрации области (Губернатору) как принятый вновь.
    19.5.Глава Администрации области (Губернатор) вправе опротестовать правовой акт, принятый областной Думой, после повторного рассмотрения, если таковой противоречит действующему законодательству либо недостаточно обеспечен финансами и материальными ресурсами. Действие опротестованного правового акта приостанавливается с момента его опротестования. В случае отклонения Думой протеста не менее чем двумя третями голосов от общего состава депутатов Думы правовой акт подписывается Главой Администрации области (Губернатором) и вступает в силу в установленный срок.
    19.6.Если правовой акт опротестован в связи с его несоответствием с действующим законодательством, Глава Администрации области (Губернатор) после отклонения Думой протеста вправе обжаловать его в областной суд. До решения суда действие правового акта приостанавливается.
    19.7.Если в течение месяца после возвращения на повторное рассмотрение правовой акт не будет рассмотрен областной Думой, то Глава Администрации области (Губернатор) имеет право правовой акт со своими поправками подписать и опубликовать в печати.
    19.8.Если правовой акт, принятый областной Думой, в течение установленного срока не подписывается Главой Администрации области (Губернатором) и не возвращается Думе на повторное рассмотрение, то правовой акт считается принятым, подписывается Председателем областной Думы и с момента опубликования в печати вступает в силу.
    19.9.Распоряжения областной Думы подписываются председателем областной Думы.
    19.10.Исключен
    19.11.Исключен
  7. Глава IV.Опубликование, вступление в силу и прекращение действия правовых актов

  8. 20.1.Законы и иные нормативные акты областной Думы, а также постановления Администрации области обязательные для всего населения области подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.
    20.2.Официальным признается опубликование нормативных актов в газете, учредителями и соучредителями которой являются органы государственной власти области.
    20.3.Не считается официальным опубликование нормативных актов в иных средствах массовой информации Курганской области, либо опубликование нормативного акта не полностью или в изложении.
    20.4.Неопубликованные нормативные акты юридической силы не имеют и не могут применяться на территории Курганской области.
    20.5.Рассылка нормативных актов исполнителям производится лицом, подписавшим данный нормативный акт.
    20.6.Распоряжения Председателя областной Думы, распоряжения Главы Администрации области (Губернатора), регулирующие внутреннюю деятельность, могут не публиковаться.
    21.1.Постановления Главы Администрации области (Губернатора), затрагивающие права и обязанности граждан, вступают в силу после их опубликования, если иное не оговорено в постановлении.
    21.2.Законы, нормативно-правовые акты областной Думы вступают в силу после опубликования их полного текста, если иное не оговорено в законе, нормативно - правовом акте.
    21.3.Исключен
    22.1.Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы.
    22.2.Придание обратной силы нормативно-правовому акту области допускается, если это улучшает положение заинтересованных лиц.
    23.1.Нормативный акт Курганской области действует бессрочно, если срок его действия не указан в самом акте.
    23.2.Нормативные акты, влияющие на состояние бюджета, действуют до принятия бюджета на следующий год.
    23.3.Нормативный акт Курганской области прекращает свое действие в случаях:
    23.3.1.Истечения срока действия (срочный нормативный акт);
    23.3.2.Принятия нового нормативного акта, отменяющего действующий нормативный акт;
    23.3.3.Признания областной Думой нормативного акта утратившим силу;
    23.3.4.Отмены нормативного акта в соответствии с действующим законодательством;
    23.3.5.Принятия федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которому противоречат нормативные акты Курганской области.
  9. Глава V.Толкование нормативно - правовых актов, учет и систематизация

  10. 24.1.Толкование нормативного акта - это официальное разъяснение всего текста нормативного акта, либо отдельных его частей, вызывающих наибольшие трудности в его понимании и применении. Официальное толкование законов Курганской области принадлежит только Курганской областной Думе.
    24.2.Толкование нормативно-правовых актов Главы Администрации области (Губернатора) дается Главой Администрации области (Губернатором) самостоятельно.
    24.3.Исключен
    24.4.Толкование осуществляется по инициативе правоприменительного органа.
    25.1.С представлением о необходимости толкования соответствующего нормативно-правового акта области в нормотворческий орган области могут обратиться: прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда, комитеты, комиссии областной Думы, Глава Администрации области (Губернатор), органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации.
    25.2.Представление о необходимости официального толкования нормативно-правового акта области рассматривается нормотворческим органом в двухнедельный срок.
    26.1.Областной и арбитражный суды области вправе давать разъяснения по вопросам применения нормативно-правовых актов области, обязательное для соответствующих судов на территории области.
    27.1.Неофициальное толкование - толкование нормативно-правовых актов области, даваемое организациями и лицами, не обладающими правом официального толкования не имеют юридической силы.
    28.1.Нарушение нормативно-правовых актов области влечет за собой административную, гражданско-правовую и иную ответственность, предусмотренную федеральными и областными законами.
    28.2.Прокурорский надзор за точным и единообразным применением законов области по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и области, осуществляется на территории области прокурором области и подчиненными ему прокурорами.
    28.3.Защита нормативно-правовых актов области на ее территории обеспечивается всей системой правоохранительных органов.
    29.1.Нормативные акты Курганской области подлежат государственному учету, который производится путем их регистрации и хранения.
    29.2.Порядок государственного учета законов определяется Положением областной Думы, принятым в соответствии с законами Российской Федерации и действующими государственными стандартами.
    Статья 30. Систематизация законов Курганской области
    30.1.Законы Курганской области подлежат систематизации в областной Думе, то есть распределению их по системе общественных правоотношений, для регулирования которых они были приняты.
    30.2.Систематизация законов осуществляется для более эффективного их изучения и более точного применения их на практике.
  11. Глава VI.Финансирование разработок проектов

  12. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
    31.1.Разработка проектов нормативно-правовых актов и экспертизы по ним подлежит финансированию за счет средств областного бюджета в пределах сумм, предусмотренных на эти цели.
    31.2.Основанием финансирования является план законопроектных работ и договоры с участниками разработки проектов нормативно-правовых актов.
    Глава Администрации
    Курганской области
    В.П.ГЕРАСИМОВ
    8 февраля 1995 года
    N 2