Красноярский край
Сообщение от 01 июня 2001 года

Применение налогового законодательства в учреждениях санаторно - курортного комплекса

Принято
Управлением МНС России по Красноярскому краю
01 июня 2001 года
    В последние годы значительно укрепился санаторно - курортный комплекс Краснодарского края. В основном этому способствует приток инвестиций крупных организаций России, имеющих здесь санатории и базы отдыха.
    Вопреки ожиданиям, связанным с введением части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положения которой вступили в силу с 1 января 2001 г., изменений в порядке исчисления налога на прибыль предприятий не произошло, так как указанная часть Кодекса не содержит главы "Налог на доходы организаций". Поэтому в текущем году при расчетах с бюджетом по налогу на прибыль применяется Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
    При этом за последний год произошли изменения в порядке исчисления налога на прибыль для организаций, имеющих филиалы и представительства. Согласно ст. 83 Кодекса организация, в составе которой есть обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также имеющая в собственности подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом организации, в состав которых входят обособленные подразделения, исчисление и уплату налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации должны производить как по месту регистрации самой организации, так и по месту регистрации обособленных подразделений в порядке, определенном п. 1.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
    Вместе с тем ст. 19 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые настоящим Кодексом возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов. Таким образом с момента введения в действие Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций по их поручению исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.
    В связи с разъяснениями, доведенными письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 29 февраля 2000 г. N ВГ-6-02/158@, начиная с 1 января 2000 г. организации, в состав которых входят санатории, пансионаты, дома отдыха и т.п., имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, ранее являвшиеся налогоплательщиками, должны перечислять налог на прибыль в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 660. Следовательно, организации, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом и расчетным (текущим, корреспондентским) счетом, относящиеся к санаторно - курортной сфере и являвшиеся ранее самостоятельными плательщиками налога на прибыль, должны перечислять налог на прибыль в части, приходящейся на эти структурные подразделения, в краевой и местный бюджеты независимо от того, финансируются они за счет прибыли головной организации или нет.
    При исчислении и уплате налога на прибыль по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ, необходимо руководствоваться письмом МНС России и Минфина России от 19 марта 2001 г. N ВГ-6-02/214; 04-02-01/1/01. Указанным письмом установлен порядок, в соответствии с которым предприятие определяет долю прибыли, являющуюся налоговой базой для расчета налога на прибыль, подлежащего зачислению в местные бюджеты:
    - для предприятий без находящихся на территориях других муниципальных образований, чем само предприятие, филиалов и иных обособленных подразделений, непосредственно подчиненных предприятию или входящих в состав филиалов и представительств;
    - для филиалов и представительств без входящих в них обособленных подразделений, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования чем филиал и представительство;
    - для обособленных подразделений, подчиненных предприятию или входящих в состав филиалов, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования чем предприятие или филиал.
    Исчисление налога на прибыль, подлежащего зачислению в местные бюджеты, производится исходя из налоговой базы, определенной предприятием в указанном выше порядке, по установленным органами местного самоуправления ставкам по месту нахождения соответственно предприятий, филиалов и иных обособленных подразделений в размере не свыше 5%.
    Следует отметить изменения, касающиеся расширения налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятий. Начиная с расчетов за I квартал 2001 г. в расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество принимаются отраженные в активе баланса остатки по счету 08 "Капитальные вложения" (за исключением расходов на приобретение земельных участков, объектов природопользования и расходов, не увеличивающих стоимость основных средств). Таким образом, незавершенные строительством объекты, находящиеся на балансе заказчиков - застройщиков, по которым на 1 января 2001 г. истек срок строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно - сметной документацией, начиная с расчетов за I квартал 2001 г., обязаны включать для целей налогообложения в расчет среднегодовой стоимости имущества остатки по счету 08 "Капитальные вложения" в общеустановленном порядке.
    Организации, имеющие на балансе объекты санаторно - курортной сферы, могут использовать льготы, предусмотренные Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Так, организации независимо от организационно - правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество предприятий, находящееся у них на балансе, такие объекты как санатории, дома отдыха, оздоровительные лагеря для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов. Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения, т.е. основные средства, нематериальные активы, запасы, затраты.
    Имущество, не относящееся к объектам социально - культурной сферы, облагается налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
    При определении состава не облагаемого налогом имущества, следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, а также Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
    Единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом в случае если объект состоит из нескольких частей, имеющих различный срок полезного использования или предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
    Для организации раздельного учета льготируемых объектов в обязательном порядке ведется соответствующий список, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его остаточной восстановительной стоимости, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта. При отсутствии раздельного учета для целей налогообложения налогом на имущество предприятий указанных объектов или нецелевом их использовании, стоимость этих объектов включается в налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.
    Значительные изменения в последние два года произошли в законодательстве в части налогообложения сферы обслуживания санаторно - курортного комплекса края: торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании отдыхающих, оказании услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей, прокате водных мотоциклов, гидровелосипедов, яхт и прочих плавсредств. Все указанные сферы деятельности с 1 января 1999 г. были переведены на уплату единого налога на вмененный доход. При этом в данном случае в выигрыше остались обе стороны - как государство, так и представители данной сферы бизнеса. В последние два года значительно увеличилось число объектов и мест осуществления предпринимательской деятельности в сфере обслуживания. При этом возросли в 2,5 - 3 раза налоговые поступления от указанных плательщиков единого налога.
    Отметим некоторые особенности указанных выше сфер деятельности, имеющих значение для исчисления единого налога на вмененный доход. При оказании услуг физическим лицам по прокату автомобилей и плавсредств для расчета единого налога учитывается каждое используемое транспортное или плавсредство.
    В случае если объектами розничной торговли используется для расширения своей деятельности нестационарная площадь (например, территория, на которой находятся выносные столы со стульями), то указанная площадь подлежит включению в расчет единого налога того периода, в котором налогоплательщик предполагает ее использование в хозяйственной деятельности. Похожая ситуация часто складывается в объектах общественного питания (кафе, рестораны, закусочные и т.п.), использующих в летнее время дополнительные посадочные места (столики) вне своих залов для приема посетителей. По указанным дополнительным местам налогоплательщики должны подать расчеты и уплатить единый налог.
    При оказании услуг по предоставлению стоянок в расчет единого налога включается вся используемая площадь по периметру ограждения. Учитывая, что представители указанных сфер деятельности довольно часто не включают в расчеты единого налога дополнительно используемые физические показатели, необходимо обратить их внимание на требование Закона Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" по данному вопросу.
    Согласно ст. 5 указанного Закона при увеличении подлежащей уплате в данном налоговом периоде суммы единого налога налогоплательщик до момента указанного изменения доплачивает сумму налога с начала месяца, в котором произошло это увеличение, и получает новое свидетельство. При этом ранее выданное свидетельство подлежит возврату в налоговую инспекцию.
    Таким образом порядок исчисления налогов, применяемый налогоплательщиками санаторно - курортной сферы в 2001 г., не претерпел значительных изменений.
    Начальник отдела налогов на прибыль
    (доходы) и имущество юридических лиц
    УМНС России по Краснодарскому краю
    А.И.КОСТИНА