Краснодарский край
Разъяснение от 23 декабря 2006 года

О контрольно-кассовой технике

Принято
Управлением федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
23 декабря 2006 года
    В практической работе по применению требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" возникает ряд вопросов, требующих разъяснений.
    Одним из них является порядок использования компанией-агентом контрольно-кассовой техники, зарегистрированной компанией-принципалом, при доставке продукции розничным продавцам.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
    При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
    Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
    До принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации применяются ранее изданные нормативные акты, действующие в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Согласно Приказу Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах" (зарегистрирован в Минюсте России 03.07.1995 N 894) во всех случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения в организации, он подлежит снятию с учета.
    Соответствующие данные о владельце и адресе установки контрольно-кассовой техники указываются в карточке регистрации контрольно-кассовой техники.
    Из вышеназванных норм следует, что применение одной организацией контрольно-кассовой техники, зарегистрированной другой организацией, неправомерно.
    В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
    С учетом Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104) и положений трудового законодательства работа на контрольно-кассовой технике является трудовой функцией.
    Таким образом, к работе на контрольно-кассовой технике, зарегистрированной в организации, могут быть допущены лица, состоящие в трудовых отношениях с данной организацией. Указанная позиция является официальной позицией Минфина России и изложена в письме от 25.05.2006 N 03-01-15/4-114.
    Постоянно актуальным остается вопрос привлечения к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. ФНС России письмом от 13.06.2006 N ММ-6-06/597@ по данному вопросу довела до нижестоящих налоговых органов следующее.
    В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники, влечет наложение административного штрафа.
    Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) установлено, что контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
    Обязанность применять ККТ физическими лицами, которыми являются кассиры-операционисты (продавцы), Федеральным законом не установлена. Эта обязанность на них возлагается владельцами ККТ на основании трудового договора, на условиях, поименованных статьями 15, 20 Трудового кодекса Российской Федерации.
    В соответствии со статьей 7 Федерального закона налоговые органы налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
    По смыслу абзаца 5 данной статьи, к ответственности за неприменение ККТ привлекается не продавец, а организация (индивидуальный предприниматель).
    Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О установлено, что к ответственности привлекается не продавец, а организация, поскольку продавец в данном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени организации, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно организация. В случае неприменения ККТ штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только факт совершения правонарушения, но и вина организации или индивидуального предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени организации и допустивших неприменение ККТ.
    Возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.
    Данная позиция находит отражение в ряде Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.08.2004 N 4554/04, от 23.11.2004 N 8688/04, от 28.06.2005 N 480/05 и др., в которых также определено, что неприменение юридическим лицом ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа.
    Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, должны привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
    Хочу также обратить внимание должностных лиц юридического лица на позицию Верховного Суда Российской Федерации, указанную в Постановлении Верховного Суда РФ от 14.03.2006 N 29-АД06-1.
    В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
    К обстоятельствам, связанным с данными признаками, повлекшими неприменение продавцом торговой точки, принадлежащей указанному лицу, контрольно-кассовой машины при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, не относятся:
    - наличие в торговой точке зарегистрированной в налоговом органе ККТ;
    - наличие заключенного трудового договора с продавцом;
    - продавец ознакомлен с положениями должностной инструкции "продавца" о необходимости применения контрольно-кассовых машин при продаже товаров;
    - продавец прошел инструктаж (в том числе - обучение) по работе на контрольно-кассовой машине соответствующей модели.
    При таких обстоятельствах оснований для привлечения должностного лица юридического лица к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ нет - в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях указанного должностного лица.
    Одним из важных вопросов применения ККТ является порядок ее регистрации.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
    В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Следовательно, при исключении модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра ее дальнейшая эксплуатация в пределах нормативного срока амортизации является правомерной.
    При этом имеется ряд особенностей использования и регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, но с не истекшим нормативным сроком амортизации.
    Министерство финансов Российской Федерации письмом от 07.07.2006 N 03-01-15/4-124 по данному вопросу сообщает, в частности, следующее.
    В настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ, применяется Приказ Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах" (зарегистрирован в Минюсте России 03.07.1995 N 894).
    Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
    - осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
    - применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
    Продолжительность срока амортизации определяется с учетом утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.
    Контрольно-кассовая техника является средством механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда и отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).
    В случае исключения модели контрольно-кассовой техники из Государственного реестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода в эксплуатацию (первичной регистрации в налоговых органах) контрольно-кассовой техники, в том числе при ее модернизации.
    Таким образом, перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с не истекшим нормативным сроком амортизации допускается исключительно для контрольно-кассовой техники, ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) этой организацией и индивидуальным предпринимателем, в следующих случаях:
    - при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя,
    - при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя,
    - при реорганизации организации,
    - при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена,
    - при внесении в уставный капитал (уставный фонд) организации,
    - при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована контрольно-кассовая техника.
    Налоговым органам при проведении работы по регистрации рекомендовано обращать особое внимание на проверку достоверности данных, указываемых в заявлении и документах, прилагаемых к соответствующему заявлению о регистрации контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с не истекшим нормативным сроком амортизации.