Управлением федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
15 августа 2008 года
Вопрос:Каков порядок начисления единого социального налога на выплаты по договорам гражданско-правового характера, заключаемым между органом опеки и попечительства и приемными, родителями в целом и в части суммы, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования? Ответ: Вопрос: Каков порядок начисления единого социального налога на выплаты по договорам гражданско-правового характера, заключаемым между органом опеки и попечительства и приемными, родителями в целом и в части суммы, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования? Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Учитывая изложенное, а также то, что между органом опеки и попечительства и приемными родителями заключены гражданско-правовые договора, согласно которым установлена оплата труда приемным родителям, на сумму оплаты труда приемным родителям начисляется единый социальный налог в общеустановленном порядке по ставкам, определенным пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Вопрос:Каковы особенности исчисления и уплаты единого социального налога крестьянско-фермерскими хозяйствами в 2007 году? Ответ: Минфин России письмом от 25.12.2006 N 03-05-02-03/41 разъясняет.
Положения Закона N 137-ФЗ вступили в силу с 1 января 2007 года. В связи с этим необходимости уточнения форм деклараций по единому социальному налогу (далее - ЕСН), в том числе для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), включая главу КФХ, за налоговый период 2006 года не имеется.
С 2007 года статьей 11 Кодекса к числу налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей отнесены главы КФХ, поэтому при разработке новых форм налоговых деклараций для этой категории налогоплательщиков, начиная с налогового периода 2007 года, будут учтены положения пункта 2 статьи 236 Кодекса, т.е. глава КФХ будет сдавать декларацию в отношении доходов всего хозяйства за вычетом расходов хозяйства, связанных с развитием КФХ.
С учетом изложенного налоговая льгота, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 239 Кодекса, с 2007 года будет применяться в том случае, если сам глава КФХ является инвалидом I, II или III группы, в части доходов всего хозяйства, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода.
Вместе с тем сообщаем, что в настоящее время и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации готовится ко второму чтению законопроект N 29445О-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации. В числе поправок к данному законопроекту предлагаются изменения в абзац второй пункта 2 статьи 236 Кодекса и в подпункт 5 пункта 1 статьи 238 Кодекса, касающиеся исключения положений о членах КФХ. Вопрос:Каким образом осуществляется учет декларационного платежа при проведении налоговыми органами контроля в части ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование? Ответ: Минфин России письмом от 28.05.2007 N 03-04 07-02/18 разъясняет.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" установлено, что физические лица, получившие доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, осуществившие уплату декларационного платежа в соответствии с настоящим Федеральным законом, в части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж, считаются также исполнившими свои обязанности по уплате ЕСН (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды) с полученных доходов, а также по представлению налоговой декларации по ЕСН с полученных ими доходов и иных документов, представление которых было обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при подаче такой декларации.
При этом статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что страхователи - индивидуальные предприниматели, адвокаты и занимающиеся частной практикой нотариусы уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого составляет 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты.
Следовательно, у физических лиц, получивших до 1 января 2006 года доходы от предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой и не уплативших с них своевременно соответствующие налоги, обязанность по уплате ЕСН считается исполненной в части суммы дохода, исходя из которой был рассчитан размер декларационного платежа. Обязанность по уплате страховых взносов в данном случае будет считаться исполненной вне зависимости от суммы дохода, исходя из которой рассчитывается декларационный платеж, т. к. такие взносы уплачиваются указанной категорией плательщиков в виде фиксированного платежа.
Таким образом, если в случае выездной налоговой проверки вышеуказанных лиц выявляются суммы дохода, исходя из которых по данным Налоговых органов не был уплачен ЕСН, но уплачен декларационный платеж, то расчетным путем определяется сумма дохода, по которому обязанность по уплате ЕСН считается исполненной. Затем определяется разница между указанными суммами, на которую налоговыми органами должен быть доначислен ЕСН, а также пени и штрафы. Вопрос:Как уплатить ЕСН с сумм вознаграждений авторам изобретения (полезной модели)? Ответ: Минфин России письмом от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 разъясняет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 2 статьи 8 Патентного Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 (далее - Патентный закон) право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником (автором) в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец), принадлежит работодателю, если договором между ним и работником (автором) не предусмотрено иное.
При этом работник (автор), которому не принадлежит право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения и порядок его выплаты определяется договором между работником (автором) и работодателем.
Договор о выплате вознаграждения автору служебного изобретения является видом гражданско-правового договора, не относящего к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, поэтому данное вознаграждение не является объектом обложения единым социальным налогом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Патентного закона патентообладатель может передать исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец (уступить патент) любому физическому или юридическому лицу.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 236 Кодекса установлено, что не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а, также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Таким образом, выплаты, производимые в пользу физических лиц, как являющихся, так и не являющихся работниками организации по договорам передачи исключительных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец, охраняемых патентом Российской Федерации, не признаются объектом обложения единым социальным налогом. Вопрос:Как уплатить ЕСН организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий? Ответ: Минфин России письмом от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 разъясняет.
Исходя из проведенных расчетов сумм ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате налогоплательщиками - организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, с учетом шкалы ставок ЕСН, установленной для данной категории налогоплательщиков пунктом 6 статьи 241 Кодекса и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных статьями 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", возникает ситуация, при которой с определенной налоговой базы сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет меньше суммы налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В таком случае для налогоплательщиков - российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и выполняющих указанные в пункте 8 статьи 241 Кодекса условия, сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, будет равна нулю.
Если по итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщиками, упомянутыми в пункте 7 статьи 241 Кодекса, не будут соблюдены условия, установленные пунктом 8 статьи 241 Кодекса, такие налогоплательщики считаются утратившими право на применение налоговых ставок, указанных в пункте 6 статьи 241 Кодекса, с начала того налогового периода, в котором было допущено такое несоответствие установленным требованиям. Вопрос:Кто выплачивает единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях профессионального образования? Ответ: Фонд социального страхования Российской Федерации письмом от 19.03.2007 N 02-08/07-580П разъясняет.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, выплачивается по месту учебы за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, и Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 (далее - Инструкция), ответственность за правильность начисления и расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (в данном случае - администрация образовательного учреждения).
При этом названной Инструкцией установлено, что страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога (далее - ЕСН), осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд.
В связи с этим пособия по обязательному социальному страхованию студентам назначаются и выплачиваются в счет единого социального налога, начисленного учебным заведением на заработную плату работников.
В случае недостаточности средств ЕСН, зачисляемых в Фонд на выплату пособий работникам института и студенткам, региональное отделение Фонда возмещает их в порядке, определенном Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22.
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что в соответствии со статьей 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Вопрос:Частный нотариус производит выплаты наемным работникам инвалидам II группы. Распространяются на выплаты нормы статьи 239 НК РФ? Ответ: Частные нотариусы, согласно ст. 11 части I Налогового кодекса РФ, относятся к индивидуальным предпринимателям. Частные нотариусы, заключающие с физическими лицами трудовые либо гражданско-правовые договора, являются плательщиками единого социального налога в соответствии со ст. 235 гл. 24 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) как лица, производящие выплаты физическим лицам.
Согласно ст. 239 гл. 24 НК РФ от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы, освобождаются организации любых организационно-правовых форм.
На основании вышеизложенного, нормы ст. 239 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков - частных нотариусов, производящих выплаты физическим лицам. В то же время, налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ (предприниматели), являющиеся инвалидами I, II или III группы, освобождаются от уплаты налога в части доходов от их предпринимательской деятельности или иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей. Вопрос:Каков размер фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование в 2007 году? Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007 N 156 "О стоимости страхового года на 2007 год" утверждена стоимость страхового года на 2007 год в размере 1848 рублей. В целях единообразного применения положений статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" необходимо руководствоваться следующим. 1.В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 "Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 (далее - Правила), установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12.
Согласно пункту 4 указанных Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.
В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж, подлежащий уплате в текущем году, уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.
В силу пункта 5 Правил, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
В 2007 году страхователи плательщики фиксированного платежа должны уплатить на страховую часть трудовой пенсии - 1232 рублей и на накопительную часть трудовой пенсии - 616 рублей.
В случае неуплаты (несвоевременной уплаты) фиксированного платежа страхователи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, уплачивающих страховые взносы за себя и членов хозяйства, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера за членов общины за 2007 год страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачиваются исходя из утвержденной стоимости страхового года. 2.К страхователям, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа исходя из стоимости страхового года, применяются "Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582.
В соответствии с указанным Постановлением уплата фиксированного платежа может осуществляться единовременно за текущий календарный год в размере, равном годовому размеру платежа, или частями в течение года в размерах, не менее месячного размера платежа.
Если страхователь уплачивает страховые взносы в виде фиксированного платежа ежемесячно, он должен уплачивать их в размере не менее 154 руб., из них 102 руб. 67 коп. - на финансирование страховой части трудовой пенсии и 51 руб. 33 коп. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Считаем целесообразным производить уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную часть трудовой пенсии в рублях, без копеек.
Если страхователь осуществил уплату страховых взносов с указанием копеек, рекомендуем производить разноску платежей с округлением до рубля. Вопрос:Каким образом осуществляется порядок налогообложения единым социальным налогом выплат в размере среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в т.ч. за время прохождения военных сборов? Ответ: Минфин России письмом от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 разъясняет.
Объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам.
Вместе с тем, в отдельных случаях, предусмотренных законодательством, работодатели обязаны начислять и производить выплаты работникам за период исполнения ими государственных (например, прохождение военных сборов) или общественных обязанностей и т.п. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в т.ч. от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или (государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
Учитывая изложенное, данные выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом. Соответственно, организации при направлении в военный комиссариат согласно "Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, сведений о фактических расходах в указанных случаях уведомляют об отсутствии необходимости компенсировать им суммы ЕСН, т.к. каких-либо начислений на фонд оплаты труда в этих случаях производиться не должно.
Что касается других случаев, когда за работником сохраняется средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, в случае простоя по вине работодателя, в случае перерывов для кормления работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет), то в этих ситуациях такие выплаты непосредственно связаны с трудовыми отношениями работника и работодателя и, следовательно, являются объектом налогообложения единым социальным налогом. Вопрос:Как уплатить единый социальный налог организациям - резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны? Ответ: Министерство финансов России письмом от 30.05.2007 N 03-04-07-02/19 в дополнение к письму от 10.10.2006 N 03-05-02-03/36 разъясняет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности.
Нормы, допускающие или запрещающие резидентам особой экономической зоны осуществление какой-либо деятельности за пределами особой экономической зоны, в Законе N 116-ФЗ отсутствуют.
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 116-ФЗ резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны, что позволяет сделать вывод о невозможности создания ими обособленных подразделений и ведения деятельности за пределами такой зоны.
При этом положения статьи 284 Кодекса о раздельном учете доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны позволяют сделать вывод, что организация-резидент особой экономической зоны может осуществлять деятельность за пределами особой экономической зоны.
На основании изложенного и учитывая положения статьи 211 Кодекса, организации-резиденты особой экономической зоны могут применять льготный налоговый режим по единому социальному налогу только к выплатам, осуществляемым физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. Вопрос:Должен ли индивидуальный предприниматель уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в случае подачи заявления в налоговый орган о временном прекращении деятельности? Ответ: Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), который вступил в действие с 20 декабря 2001 года, индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 3 статьи 28 вышеназванного Федерального закона N 167-ФЗ для страхователей - индивидуальных предпринимателей установлен минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц, который является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 года N 582 утверждены Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, согласно которым фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе. Министерство финансов РФ своим письмом от 06.03.2006 N 03-11-02/50 разъясняет, что вышеназванное Постановление применяется с 11 октября 2005 года.
Федеральный закон N 167-ФЗ не связывает обязанность уплаты минимального размера фиксированного платежа индивидуальным предпринимателем с размером дохода, полученного в результате предпринимательской деятельности.
Освобождение индивидуальных предпринимателей (в том числе как пенсионеров, так и инвалидов) от уплаты минимального размера фиксированного платежа также не предусмотрено.
Следует иметь в виду, что согласно п. 9 ст. 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Подача предпринимателями заявлений в налоговые органы о временном прекращении деятельности не является основанием для освобождения от уплаты фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. То есть, предприниматель освобождается от обязанности уплаты фиксированного платежа с момента внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующей записи о прекращении предпринимательской деятельности. Вопрос:Организация ошибочно произвела платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Какой орган уполномочен производить возврат ошибочно перечисленных страховых взносов? Ответ: Министерство финансов РФ письмом от 06.03.2006 N 03-11-02/50 разъяснило, что в настоящее время проведение зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов не представляется возможным по следующим причинам.
В соответствии со статьей 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02; Информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
Согласно статье 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Таким образом, поскольку Законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 78 "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени" Кодекса.
При этом вышеуказанным Законом не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Статья 25 Закона N 167-ФЗ возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В настоящее время по вопросам зачета или возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование имеется арбитражная практика - ВАС РФ в Постановлениях от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06 указал, что в силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Так как администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба (согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в ред. от 23.12.2004 N 174-ФЗ), суд обязал инспекцию произвести возврат ошибочно перечисленных плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Однако Минфин России до настоящего времени свою позицию по данному вопросу не изменил, и до получения соответствующих разъяснений основания для проведения возвратов (зачетов) у налоговых органов по страховым взносам отсутствуют.
Учитывая изложенное, решение данного вопроса возможно посредством обращения в арбитражный суд. Вопрос:Каким образом применяется пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями? Ответ: Министерство финансов России письмом от 30.05.2007 N 03-04-07-02/17 разъясняет.
Согласно пункту 1 статьи 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в частности, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Пунктом 3 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, данное положение распространяется на налогоплательщиков, целью деятельности которых является получение дохода и которые несут расходы, связанные с этой деятельностью, как уменьшающие так и не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
К таким налогоплательщикам, в частности, относятся физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, упомянутые в пунктах 2 и 3 статьи 221 Кодекса.
Следовательно, если выплаты и иные вознаграждения, начисляемые одним физическим лицом в пользу другого физического лица по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, являются расходами, связанными с осуществлением физическим лицом какой-либо деятельности, направленной на получение дохода, то такие выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом с учетом пункта 3 статьи 236 Кодекса.
В случае если выплаты по таким договорам не участвуют у физического лица, производящего эти выплаты, в определении его налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, то пункт 3 статьи 236 Кодекса к ним не применяется. Вопрос:Являются ли объектом налогообложения единым социальным налогом и объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров? Ответ: Минфин России письмом от 26.01.2007 N 03-04-07-02/2 разъясняет.
Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли, то есть чистой прибыли акционерного общества, остающейся после уплаты налога на прибыль, включая возможность направления части нераспределенной прибыли общества на выплату вознаграждений членам советов директоров.
Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров общества.
В соответствии с пунктом 21 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Таким образом, в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, могут приниматься выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций, предоставляемых руководству или работникам, только в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым договорами.
Кроме того, основанием признания в целях налогообложения прибыли расходов на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ являются заключенные с ними договоры гражданско-правового характера (пункт 21 статьи 255 и подпункт 41 пункта 1 статьи 264 Кодекса).
Следует дополнительно учитывать, что согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" непосредственное руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией), компетенция которых определяется уставом общества. В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, что, по мнению Департамента, не может квалифицироваться как управление организацией или отдельными ее подразделениями в смысле подпункта 18 пункта 1 статьи 264 Кодекса.
Таким образом, расходы налогоплательщика акционерного общества на выплату вознаграждений членам совета директоров, производимых не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров с обществом, а на основании устава общества, не могут быть отнесены в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
Что касается вопроса об уплате единого социального налога с выплат вознаграждений членам совета директоров, то следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Кодекса.
Таким образом, учитывая, что взаимоотношения между членами совета директоров и организацией (обществом) строятся не на основании вышеупомянутых договоров, то вознаграждения, выплачиваемые членам совета директоров, не могут являться объектом налогообложения единым социальным налогом и объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании положений пункта 1 статьи 236 Кодекса и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".