-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Краснодарский край
Информация от 23 июня 2007 года
Обзор ответов на актуальные вопросы по исчислению и уплате земельного, водного налога, налога на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых
- Принята
- Управлением федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
23 июня 2007 года
Налог на добычу полезных ископаемых
Особенности применения налоговой ставки 0% в части нормативных потерь. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых налогообложение производится по налоговой ставке в размере 0%. При этом нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" определило порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых для целей налогообложения только в отношении твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья.
В соответствии с указанным Постановлением основанием применения налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь является:
- по твердым полезным ископаемым - ежегодно принимаемое решение МПР России (Федерального агентства по недропользованию), согласованное с Госгортехнадзором России (преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору);
- по углеводородному сырью - ежегодно принимаемое решение Минэнерго России, согласованное с МПР России и Госгортехнадзором России.
Сведения об утвержденных нормативных потерях в десятидневный срок со дня их утверждения МПР России и Минэнерго России, соответственно, направляются в ФНС России для применения их налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщиков.
Следует иметь в виду, что норматив потерь, утвержденный недропользователю по конкретному участку недр, не может применяться в целях налогообложения другим недропользователем, получившим право пользования указанным участком недр.
В отношении полезных ископаемых, по которым утверждение нормативных потерь полезных ископаемых Правительством Российской Федерации не предусмотрено (например, по минеральной воде), налоговая ставка 0% в части нормативных потерь не применяется.
В связи с вступлением в силу с 01.01.2007 Федерального закона от 27.07.2006 N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в ст. 342 Кодекса. Так, согласно действующим положениям пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса установлено, что если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, то впредь до утверждения указанных нормативов потерь он применяет нормативы потерь, ранее утвержденные в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом. В этой связи законодательство не предусматривает перерасчет по НДПИ в случае утверждения нормативов потерь, имеющих отличие от прежних нормативов.
Необходимо обратить внимание, что, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 151-ФЗ, данный нормативный акт вступил в силу с 1 января 2007 года, при этом положения пп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года (письмо Минфина РФ от 30.01.2007 N 03-06-06-01/3).
С учетом положений п. 3 статьи 339 Кодекса предел нормативов потерь определяется по итогам налогового периода, в котором производилось измерение фактических потерь полезных ископаемых. Определение указанного предела по итогам календарного года (несмотря на то, что нормативы потерь полезных ископаемых утверждаются на календарный год) Кодексом не предусмотрено.
Таким образом, сверхнормативные потери, допущенные в отдельном налоговом периоде, не могут быть учтены в другом налоговом периоде того же календарного года.
В случае переоформления лицензии на право пользования недрами нормативы потерь полезных ископаемых, которые были утверждены в отношении ранее выданной лицензии, в целях налогообложения применены быть не могут.
Особенности применения коэффициента 0,7.
В соответствии с п. 2 ст. 342 Кодекса право на уплату налога с применением коэффициента 0,7 имеют только те налогоплательщики, у которых одновременно соблюдается два условия:
- поиск и разведка разрабатываемых месторождений полезных ископаемых осуществлена налогоплательщиком за счет собственных средств или налогоплательщик полностью возместил соответствующие расходы государства;
- наличие освобождения по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке соответствующих месторождений полезных ископаемых.
Подтверждением выполнения первого условия применения понижающего коэффициента 0,7 к сумме налога может являться пакет следующих документов:
- договор на выполнение геолого-разведочных работ с организацией, имеющей лицензию на проведение разведочных работ;
- справка об объемах и затратах геологоразведочных работ (приложение к договору);
- акт территориального органа по охране и надзору в сфере природопользования по приемке-передаче месторождения для дальнейшей разработки;
- первичные документы на оплату (счет-фактура, платежное поручение, расшифровка движения денежных средств по расчетному счету, иные сведения).
Второе условие применения коэффициента 0,7 означает необходимость наличия в лицензии на право пользования недрами данных об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, внесенных в лицензию до 01.07.2001 (включительно). Это вытекает из статей 9, 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - ПБУ 6/01), его нормы применяются также в отношении доходных вложений в материальные ценности.
Поскольку основные средства - это активы организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности, имущество, приобретаемое для лизинга, отвечает требованиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.
Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. При этом амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга (ст. 31 Закона 164-ФЗ).
Следовательно, основные средства, приобретенные организацией по договору лизинга, учитываемые на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций.
Особенности включения в налогооблагаемую базу основных средств, учитываемых на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), предусмотрено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в эксплуатацию. Допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Данная норма во взаимодействии с пунктом 38 Методических указаний определяет, что объект недвижимого имущества уже сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств (окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), что является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средства" и, следовательно, для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Таким образом, если учитываемые на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" объекты недвижимого имущества (построенные или приобретенные по договору купли-продажи) фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, то указанное имущество должно подлежать налогообложению в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса.
Начальник отдела ресурсных,
имущественных и прочих налогов
Управления ФНС России по
Краснодарскому краю
Л.Ф.КАНАРЕВА