-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Краснодарский край
Информация от 16 декабря 2006 года

НДС: позиция налоговой службы

Принята
Управлением федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
16 декабря 2006 года
    Управление ФНС России по Краснодарскому краю сообщает позицию налоговых органов по следующим вопросам.
    1.Порядок применения статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
    Федеральный закон от 28.02.2006 N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон) внес изменения в пункты 1 и 2 статьи 3 Закона N 119-ФЗ.
    Указанный Федеральный закон на основании пункта 1 статьи 3 вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость. При этом данный Федеральный закон (пункт 2 статьи 3) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
    Учитывая, что Федеральный закон опубликован 2 марта 2006 года в "Российской газете" N 42, то датой вступления его в силу является 1 мая 2006 года (для налогоплательщиков, у которых налоговым периодом является календарный месяц) и 1 июля 2006 года (для налогоплательщиков, у которых налоговым периодом является квартал).
    1) В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
    Согласно пункту 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (зарегистрирован в Минюсте России 21.11.2003 N 5252), допускается объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
    В связи с изложенным для целей применения пункта 1 статьи 3 Закона N 119-ФЗ объекты завершенного капитального строительства считаются принятыми на учет в том налоговом периоде, в котором оформлены первичные учетные документы, подтверждающие дату ввода объекта в эксплуатацию.
    2) Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 119-ФЗ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам.
    Из указанной нормы следует: суммы налога, уплаченные налогоплательщиком подрядным организациям при проведении ими капитального строительства, принимаются к вычету в размере 1/12 (для налогоплательщиков, у которых налоговым периодом является календарный месяц) либо 1/4 (для налогоплательщиков, у которых налоговым периодом является квартал) доли от общей суммы НДС, предъявленной налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками).
    Указанный порядок применения налоговых вычетов предусмотрен только в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при выставлении ими счетов-фактур и уплаченных налогоплательщиком при проведении капитального строительства (то есть по объектам недвижимости, строительство которых не закончено до 01.01.2006).
    Например, сумма НДС, предъявленная подрядчиками при проведении ими капитального строительства с 01.01.2005 по 31.12.2005, составляет 1200;
    сумма НДС, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона 119-ФЗ, составляет 1/12 от 1200, то есть 100 (налоговой период - календарный месяц).
  1. Налоговый период Сумма НДС, фактически уплаченная налогоплательщиком Сумма НДС, подлежащая вычету
    2005 г. 550 -
    2006 г.
    Январь - 100
    Февраль - 100
    Март - 100
    Апрель - 100
    Май - 100
    Июнь - 50
    Июль 150 150
    Август -
    Сентябрь - -
    Октябрь 500 300
    Ноябрь - 100
    Декабрь - 100
    Итого 2005-2006 гг. 1200 1200
  2. В случае если налогоплательщик в налоговых периодах за январь - апрель 2006 г. принял к вычету в размере 1/12 доли сумму налога, предъявленного подрядной организацией с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года, но не уплаченного им подрядной организации, то в книгу покупок за январь - апрель 2006 г. следует внести изменения в порядке, установленном пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 , и приложением N 4 к данным Правилам.
    3) В случае если работы, выполняемые подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) по строительству объекта недвижимости, завершены до 01.01.2006, но объект недвижимости до указанной даты не введен в эксплуатацию, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком подрядным организациям, подлежат вычету в порядке, установленном пунктом 5 статьи 172 НК РФ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 119-ФЗ (то есть до 1 января 2006 года).
    4) Обращаем внимание: особый порядок применения вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику до 1 января 2006 года по товарам, в том числе оборудованию к установке, приобретенным этим налогоплательщиком и использованным для строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями, а также сумм налога, предъявленных ему сторонними организациями по работам (услугам), приобретенным для осуществления строительства объекта (в частности, при проведении экспертизы, приобретении проектной документации, получении разрешений на строительство и т.п.), статьей 3 Закона N 119-ФЗ не установлен, в связи с чем указанные суммы налога подлежат вычетам в порядке, установленном пунктом 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 119-ФЗ (т.е. до 1 января 2006 года).
    2.Налогообложение сумм, перечисленных арендатором арендодателю в порядке компенсации расходов арендодателя по оплате электроэнергии в рамках договоров, согласно которым стоимость услуг по аренде помещения не включает оплату электроэнергии
    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергосберегающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. При этом Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 декабря 1998 г. N 5905/98 предусмотрено, что в указанном случае абонентом является лицо, на балансе которого числится объект, потребляющий электроэнергию.
    Кроме того, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2000 г. N 7349/99 арендодатель не может являться энергосберегающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у энергосберегающей организации.
    Учитывая изложенное, относить операции по поставке электроэнергии, осуществляемые в рамках вышеназванных договоров, к операции по реализации товаров для целей налога на добавленную стоимость оснований не имеется. В связи с этим данные операции объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не являются и, соответственно, счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются.
    На основании норм статьи 170 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в случае их использования для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим по договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии, представленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором.
    Учитывая, что арендатор компенсирует расходы арендодателя на оплату электроэнергии и поэтому не имеет счета-фактуры по потребленной им электроэнергии, права на вычет налога на добавленную стоимость, перечисленного арендатором арендодателю в составе суммы компенсации, у арендатора не возникает.
    Начальник
    отдела косвенных налогов
    Управления ФНС России
    по Краснодарскому краю
    Т.О.НИКИТИНА