Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю
25 августа 1997 года
Государственная налоговая инспекция по городу Краснодару продолжает отвечать на вопросы налогоплательщиков, связанных с применением и использованием контрольно - кассовых машин, подготовленные отделом по контролю за предприятиями, занимающимися производством и реализацией спирта этилового и алкогольной продукции. Вопрос:За то, что предприятие торговало без применения контрольно - кассовой машины, налоговый орган наложил штраф в 350-кратном размере минимальной оплаты труда. Однако сумма штрафа велика, возможно ли предоставить отсрочку по уплате штрафных санкций? Ответ: Согласно п. 30 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" налоговым органам дано право предоставлять отсрочки и рассрочки уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства Российской Федерации в тех случаях, когда применение штрафных санкций может привести к прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
В данном случае это право не может быть использовано, так как Закон Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в соответствии со статьей 7 которого были применены штрафные санкции, к налоговому законодательству не относится, но контроль за выполнением вышеназванного закона был возложен на налоговые органы. Вопрос:Предприятие приобрело контрольно - кассовую машину, но в связи с сокращением объема торговли ее сдали в аренду. Кто же теперь должен регистрировать аппарат? Ответ: В соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Госналогслужбы РФ от 5 мая 1994 года N НИ-6-07/152, в случае аренды контрольно - кассовой машины предприятие - арендатор обязано зарегистрировать контрольно - кассовую машину в налоговом органе и нести ответственность за соблюдение требований законодательства по ее применению. Особое внимание следует обратить на наличие данной модели ККМ в Госреестре контрольно - кассовых машин. Вопрос:Может ли налоговый орган наложить на одно юридическое лицо одновременно два штрафа за нарушение порядка расчетов с ККМ? Ответ: Если юридическое лицо или гражданин - предприниматель совершили одновременно два или несколько нарушений, за которые налагаются санкции, то они будут наложены в тех размерах, которые установлены законом. Например, если организация использовала неисправный кассовый аппарат и не был вывешен ценник на продаваемый товар, то штрафы будут налагаться в 200-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда и в 100-кратном установленном законе размере минимальной месячной оплаты труда. Вопрос:Налоговая инспекция не разрешила торговать без кассового аппарата с прицепных фургонов, хотя фирма имеет стационарную точку торговли. Должны ли эти фургоны иметь ККМ? Ответ: Основным актом, регулирующим порядок использования контрольно - кассовых машин, является Закон РФ от 18 июля 1993 г. "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в соответствии с которым денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся с обязательным применением ККМ. Денежные расчеты с применением кассовых аппаратов должны осуществлять не только юридические лица (их филиалы и обособленные подразделения), но и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей).
В Положении по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением от 30 июля 1993 г. N 745 конкретизируется место применения ККМ, а именно: при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли (в редакции постановления Правительства РФ от 06.01.97 г. N 11).
Кроме названного Положения, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745 был определен Перечень отдельных категорий предприятий и граждан, предпринимателей, которым в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин. Указанный перечень в дальнейшем был частично изменен и дополнен постановлениями Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 1028 и от 6 января 1997 г. N 11.
Например, контрольно - кассовые машины могут не применяться при мелкорозничной торговле с ручных тележек, лотков, из корзин. Следует иметь в виду, что этот перечень имеет исчерпывающий характер, т.е. если в перечне указано, что без применения ККМ может осуществляться торговля из цистерн пивом, квасом или молоком, то реализация на таких условиях, например, бензина, может рассматриваться как нарушение порядка применения ККМ.
Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что выдача продавцом квитанций, счетов или других документов не освобождает его от применения ККМ. Если организация осуществляет реализацию продукции (работ, услуг) с применением бланков строгой отчетности, например, отпускает бензин по талонам, то при реализации населению талонов на приобретение горюче - смазочных материалов необходимо использовать также кассовый аппарат.
В данном случае, требования налоговых органов по применению ККМ при торговле с автофургонов правомерны и являются выполнением требований Постановления Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли". Вопрос:Может ли налоговый орган изменить размер штрафа, налагаемый за неприменение контрольно - кассовых машин? Ответ: Статьей 7 Закона от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" определены нарушения, а также установлены фиксированные размеры штрафа. Исключением является размер штрафа, налагаемый за невыдачу чека лицам, обязанным его выдать покупателю (клиенту), или выдачу чека с указанием суммы менее уплаченной. Штраф налагается в 10-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, но не может быть менее 20% от стоимости покупки. Вопрос:В связи с неисправностью контрольно - кассового аппарата торговая организация не могла его использовать. Налоговая инспекция при проверке отметила это как нарушение и наложила штраф в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Правомерны ли действия налоговой инспекции? Ответ: Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Организация согласно ст. 2 вышеназванного Закона обязана использовать исправные аппараты. В случае нарушения обязанностей, установленных законом, к нарушителям применяются в соответствии со ст. 7 Закона штрафные санкции, в том числе: - за работу без применения ККМ налагается штраф в 350-кратном установленном размере минимальной месячной оплаты труда, на сегодняшний день эта сумма равна 29221500 рублей; - за использование неисправной ККМ налагается штраф в 200-кратном установленном законом размере минимальной оплаты труда, а это равно 16698000 руб. Вопрос:Предприниматель без образования юридического лица имеет одну торговую точку в районе по месту регистрации, а другую в соседнем районе. При проверке налоговой инспекцией торговой точки, расположенной в соседнем районе, были установлены нарушения правил работы с ККМ. Какой налоговый орган должен применять санкции - установивший нарушения или по месту регистрации предпринимателя?
Где должна быть зарегистрирована контрольно - кассовая машина: по месту нахождения предпринимателя или по месту нахождения торговой точки, расположенной в другом районе? Ответ: Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" распространяется не только на предприятия, но и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому при обнаружении нарушений обязанностей, установленных статьей 2 закона, к ним применяются предусмотренные штрафные санкции. В данном случае налоговый орган, обнаруживший нарушения применения контрольно - кассовых машин, составляет акт об этом и направляет материалы проверки в налоговый орган по месту нахождения гражданина - предпринимателя.
По представленным материалам налоговая инспекция выносит решение о санкциях и обеспечивает их своевременное взыскание.
Что же касается регистрации контрольно - кассовых машин, то в соответствии со статьей 4 названного выше закона, контрольно - кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия или предпринимателя. Вопрос:Какие документы являются основанием для проведения проверок правильности применения ККМ и как оформляются результаты этих проверок? Ответ: При проведении проверки работник налоговой инспекции предъявляет служебное удостоверение, а также поручение на проведение проверки, подписанное начальником (заместителем начальника) налоговой инспекции. Оформляются результаты проверки актом. Акты о нарушении порядка расчетов с применением ККМ, составленные другими органами, например, налоговой полицией, не могут быть основанием для штрафа.
Изложенные факты должны быть проверены налоговым органом, на который законодательством возложена обязанность по проверке исполнения Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
При подтверждении фактов, изложенных в документах, составленных другими органами ГНИ на основании акта проверки, применяет к предприятию штрафные санкции в соответствии с действующим законодательством. Вопрос:Налоговый орган при проверке частной нотариальной конторы составил акт о нарушении порядка расчетов с применением кассового аппарата. Правильно ли это? Ответ: Обязанность по использованию кассовых аппаратов при торговле и оказании услуг возложена на организации и граждан - предпринимателей. Однако в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской и частные нотариусы не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, действие Закона о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на частные нотариаты не распространяется. Вопрос:Какой следует порядок регистрации кассового аппарата и какие документы для этого нужны? Ответ: Статье 2 Закона РФ от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что применяемые контрольно - кассовые машины должны быть зарегистрированы. Порядок регистрации утвержден приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36. Для регистрации все пользователи ККМ подают в налоговый орган по месту регистрации заявление, в котором, кроме сведений об организации (предпринимателе) указывают модели ККМ, их количество, место установки, центр технического обслуживания, в котором ККМ поставлены на обслуживание и ремонт. Владелец ККМ не вправе пользоваться услугами других организаций или граждан, кроме ЦТО, которому выдано разрешение на техническое обслуживание ККМ в данном районе. В отдельных случаях договор на обслуживание кассовых машин может быть заключен с заводом - изготовителем ККМ, если он имеет на это соответствующее разрешение.
К заявлению необходимо приложить паспорта ККМ и договор об их техническом обслуживании, которые возвращаются после регистрации. Регистрация производится не позднее пяти дней с даты подачи заявления путем внесения сведений в книгу учета ККМ, которая ведется в налоговом органе.
Владельцу ККМ выдается карточка регистрации контрольно - кассовой машины по установленной форме.
Что касается места регистрации ККМ, то в соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по вопросам применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Госналогслужбой России от 5 мая 1994 г., их регистрация должна проводиться по месту нахождения организации или гражданина - предпринимателя.
При замене ККМ или установке дополнительных аппаратов до ввода их в эксплуатацию необходимо подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета ранее зарегистрированных. Снятие с учета производится в любом случае выбытия аппарата из обращения, например, в результате реорганизации юридического лица, а также по окончании срока применения данной модели ККМ. В этом случае снятие с учета производят налоговые органы и уведомляют об этом организацию за 30 дней до истечения срока их применения.