-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Краснодарский край
Сообщение от 18 марта 1999 года

Новое в налоговом учете

Принято
Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю
18 марта 1999 года
    С вступлением в законную силу первой части Налогового кодекса произошли некоторые изменения в налоговом учете. На вопросы по этому поводу отвечает начальник отдела учета налогоплательщиков Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю, советник налоговой службы I ранга С.Б. Мишнева.
    Что нового в учете налогоплательщиков предполагается в 1999 году в связи с введением в действие Налогового кодекса РФ?
    В части первой Налогового кодекса РФ более четко сформулированы обязанности налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей - по представлению сведений, связанных с их учетом в Едином государственном реестре налогоплательщиков. Это обязанность по сообщению в налоговый орган по месту учета:
    - об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;
    - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
    - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
    - о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
    - об изменении своего места нахождения - в срок не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
    - об изменениях в уставных и других учредительных документах - в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.
    Какие особенности постановки на налоговый учет организаций, имеющих свои подразделения?
    С введением в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса следует иметь в виду следующее.
    Организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории РФ, а также в собственности которой находится недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
    Как изменения в учете филиалов, представительств других обособленных подразделений юридических лиц отразятся на порядке уплаты ими налогов?
    В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" филиалы и представительства российских юридических лиц, являвшиеся до 1 января 1999 года налогоплательщиками по отдельным налогам и сборам, самостоятельно представляют необходимую отчетность в налоговые органы и уплачивают налоги, сборы, пени и штрафы, подлежащие уплате на 1 января 1999 года.
    Если по состоянию на 1 января 1999 года у филиалов и представительств российских юридических лиц имеются неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то эти обязанности с 1 января 1999 года переходят к юридическим лицам, создавшим эти филиалы и представительства.
    Изменился ли срок, в течение которого налогоплательщики должны явиться в налоговый орган для постановки на налоговый учет?
    Налоговым кодексом более четко определены теперь сроки постановки на налоговый учет и орган, в который налогоплательщику следует обращаться. Кроме того, в связи с обязанностью постановки на учет недвижимого имущества и транспортных средств определены и эти сроки. Напомним их:
    Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя подается в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской Федерации через филиал или представительство - в течение 10 дней после создания филиала или представительства.
    Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
    Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
    Физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, изъявившие желание встать на налоговый учет, получить идентификационный номер налогоплательщика, могут обратиться в налоговый орган по месту жительства и пройти процедуру постановки на учет. Одновременно налоговые органы, начиная с 1999 года, на основе имеющейся информации, предоставляемой им органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимают меры к постановке на учет физических лиц, информация о которых получена, и незамедлительно уведомляют их об этом.
    Как определить, в какой налоговый орган следует обращаться в связи с постановкой на учет недвижимого имущества, транспорта?
    В статье 83 части первой Налогового кодекса РФ определено, что место нахождения имущества признается:
    1) для недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;
    2) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;
    3) для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
    В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом.
    Как долго налоговый орган осуществляет процедуру постановки налогоплательщика на учет?
    Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в этот же срок выдать свидетельство о постановке на налоговый учет установленной формы. Постановка на учет, переучет, снятие с учета осуществляются бесплатно.
    Действительны ли в настоящее время ранее выданные налоговым органом документы, подтверждающие постановку на налоговый учет, и присвоенный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)?
    В течение 1999 года налоговыми органами должна быть произведена замена ранее выданных налогоплательщикам - организациям и налогоплательщикам - физическим лицам информационных писем о постановке на учет на свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. При этом по мере проведения работы по замене информационных писем о постановке на учет на свидетельства ИНН, присвоенные ранее юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством РФ, при постановке на учет в налоговом органе до 1 января 1999 года, сохраняются. Кроме того, им также присваиваются коды причины постановки на учет ИНН, присвоенные до 1 января 1999 года филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям юридического лица, являвшимся самостоятельным плательщиком хотя бы одного вида налога или иного обязательного платежа в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, признаются недействительными и повторно не присваиваются.
    Ранее выданные информационные письма о постановке на налоговый учет налогоплательщиков - организаций и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке предпринимательской деятельностью или частной практикой, недействительны с 31 декабря 1999 года.
    Существует ли теперь у налогоплательщика ответственность за неисполнение требований Налогового кодекса РФ в части постановки на учет?
    Налоговым кодексом определена достаточно серьезная ответственность за налоговые правонарушения, связанные с учетом налогоплательщиков. Так, нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
    За уклонение от постановки на учет, выразившееся в осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
    Наряду с этим Налоговым кодексом предусмотрена и ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока представления документов и иных сведений, за отказ должностному лицу налогового органа представить документы и (или) иные сведения, необходимые для проведения проверки, а также уклонение от их представления. Данные налоговые правонарушения влекут за собой штраф в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ.
    Возможно ли в связи с какими-либо обстоятельствами увеличивать или уменьшать размер штрафа, применяемого к налогоплательщику?
    Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 114 Налогового кодекса при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
    При совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
    Однако при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса за совершение налогового правонарушения.
    Какие жизненные ситуации могут смягчить ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения?
    Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
    - совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;
    - совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    - иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
    Изменилась ли ответственность налогоплательщика за открытие счета без сообщения налоговому органу?
    Да, с 1 января 1999 года за нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии им счета в каком-либо банке, если это не повлекло за собой неуплату налогов, налагается штраф в размере пяти тысяч рублей. В случае, если данное нарушение повлекло за собой неуплату налогов, взыскивается штраф в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или непредставления сведений об открытии этого счета.
    Что бы вы хотели посоветовать или пожелать читателям, которые наверняка являются налогоплательщиками?
    Для руководителей организации и предпринимателей неплохо более подробно ознакомиться с содержанием части первой Налогового кодекса РФ Кроме того, в "Российской газете" за 14 января 1999 года опубликован полный текст приказа Госналогслужбы РФ от 27.11.98, которым утвержден порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых в учете юридических и физических лиц. Данный документ также будет весьма полезен.
    Для налогоплательщиков, уже состоящих на учете, будет нелишним и визит к налоговому инспектору для уточнения сведений в ранее представленных учредительных документах, связанных с их постановкой на учет, открытием (закрытием) счетов.
    Принятые вами заблаговременно меры, знание и выполнение требований Налогового кодекса избавят вас от необходимости оплаты столь значительных сумм штрафов и хождения по судебным инстанциям.
    Начальник отдела учета налогоплательщиков
    Государственной налоговой инспекции по
    Краснодарскому краю, советник
    налоговой службы I ранга
    С.Б.МИШНЕВА