-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Краснодарский край
Сообщение от 19 марта 1998 года
Налоги: определение перспективы
- Принято
- Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю
19 марта 1998 года
Как мы уже сообщили, состоялась расширенная коллегия Государственной налоговой инспекции по Краснодарскому краю. На повестке дня состоялся вопрос: "Об итогах работы налоговых органов Краснодарского края в 1997 году и о задачах по увеличению поступлений налогов и других платежей в бюджет в 1998 году".
С докладом перед присутствующими выступил начальник краевой ГНИ, государственный советник налоговой службы 2 ранга И.А. Перонко.
Условия оставались сложными
В 1997 году, отметил он, сбор налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществлялся в сложных экономических и социально - политических условиях. Спад производства, увеличение взаимных неплатежей, низкая платежная дисциплина, рост цен на энергоносители - эти и другие факторы отрицательно повлияли на финансовые результаты большинства предприятий края. В этой ситуации основная задача налоговых органов заключалась в изыскании дополнительных резервов увеличения облагаемой базы, расширении налогового поля и вовлечении в него новых объектов и субъектов налогообложения, повышении эффективности контрольной работы. И надо сказать, что в основном с этой задачей налоговые органы края справились.
Уже в январе 1997 года Государственная налоговая инспекция по Краснодарскому краю совместно с департаментами по экономике и прогнозированию, финансам, бюджету и контролю, УФСНП и другими контролирующими органами разработали и начали реализовывать первоочередные меры по наполняемости доходной части бюджета (постановление главы администрации края от 13.02.97 г. N 43). В июне эти мероприятия были конкретизированы и дополнены. Их реализация позволила увеличить поступление налогов и других платежей в бюджет.
Заключительному усилению взаимодействия налоговых органов с органами налоговой полиции, внутренних дел, таможни и другими контролирующими органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений способствовало выполнение мероприятий, намеченных межведомственным планом первоочередных мероприятий по пополнению доходной части федерального и территориальных бюджетов.
Однако ситуация с поступлением налогов в течение года была неоднозначной. В первом квартале 1997 года сбор налогов значительно отставал от бюджетных назначений и был ниже уровня 1996 года. Лишь в июле - августе удалось преодолеть это отставание. Но в ноябре произошел новый спад поступлений (почти на 40%). В связи с чем в декабре пришлось принять целый комплекс неординарных мер, чтобы переломить ситуацию к лучшему. И это благодаря напряженному и кропотливому труду большинства работников налоговых органов края удалось решить.
В итоге в 1997 году во все уровни бюджетов в крае поступило 9,3 трлн. руб. обязательных платежей, что на 9,2% больше, чем в 1996 году. При этом рост налогов в бюджеты территорий составил 116,4%. Более 70% всех поступлений обеспечено в виде "живых" денег. В то же время платежи в федеральный бюджет сократились на 2,8%.
Спад поступлений в федеральный бюджет имеет место в 27 инспекциях. Наибольшее недопоступление допущено в городах: Армавире, Белореченске, Краснодаре; в районах: Белоглинском, Ейском, Успенском и ряде других. По 8 налоговым органам сократились платежи в бюджеты территорий.
Состояние уплачиваемости налогов (89%) сказалось на выполнении бюджетных назначений 1997 года. Так, по федеральному бюджету они выполнены на 71%, что ниже общероссийского показателя. Причем снижение допущено в большинстве налоговых органов края, а в ГНИ по городу Краснодару, Апшеронскому, Белоглинскому и Северскому районам этот показатель менее 60%. В то же время ГНИ по городу Туапсе, Выселковскому, Крыловскому, Мостовскому, Новопокровскому, Новокубанскому и Павловскому районам справились со своими заданиями.
Ситуация с выполнением доходной части бюджета края изменилась к лучшему: 96,8% против 75% в 1996 году.
Несмотря на отдельные рывки, как в декабре, не удается коренным образом переломить ситуацию с поступлением налогов и платежей. Так, в январе 1998 года платежи в федеральный бюджет вновь сократились на 15,9% по сравнению с январем 1997 года. И в феврале также наблюдается отставание от установленного задания. В бюджеты территорий налоговые поступления также сократились, в том числе "живыми" деньгами - на 4,0 млн. деноминированных рублей.
Сохраняется проблема "живых" денег
Мобилизация налоговых поступлений, в соответствии с установленными на 1998 год заданиями, требует от налоговых органов неординарных, экстренных мер. Причем они, в условиях отмены денежных зачетов по платежам в федеральный бюджет и ограничения безденежных зачетов в территориальные бюджеты, должны быть направлены на поиск новых возможностей по взысканию с налогоплательщиков "живых" денег. В условиях кризиса платежей эта задача очень сложна, но находить решение надо. Прежде всего следует менять приоритеты в деятельности налоговых органов: сосредоточить усилия на крупных плательщиках, эффективно проводить мероприятия по взысканию недоимки, обеспечить текущие платежи.
На конечные результаты по сбору налогов и платежей в значительной мере влияет организация работы налоговых органов по учету и обслуживанию налогоплательщиков, а также качества налоговой отчетности. К сожалению, в ряде инспекций эту работу считают второстепенной.
Нередко нарушаются требования Порядка закрытия лицевых счетов. Вносятся изменения в закрытые лицевые счета за прошедшие годы - без оформления в установленном порядке, без приложения подтверждающих документов. Проверки баз данных по лицевым счетам непосредственно в краевой инспекции, что проделано в ноябре - декабре в порядке эксперимента, необходимо перевести на постоянную основу. Предстоит также совершенствовать программы учета платежей. В этой связи версия программы "Учет платежей", переданная для введения в эксплуатацию с 1 января 1998 года, позволит вести учет по уровням бюджетов. Требуют неослабного внимания прием и камеральная проверка отчетности. Тем более что в отчетном году по краю в целом допущено снижение результативности камеральных проверок на 0,4% по сравнению с 1996 годом. Значительно ниже среднекраевого показателя результат в ряде инспекций (в городах: Белореченск, Горячий ключ; в районах: Новокубанский, Белоглинский, Кавказский, Каневский, Красноармейский, Крыловский).
Положительное влияние на работу налоговых органов края по усилению контроля за соблюдением налогового законодательства оказало создание в них отделов (секторов) по приему, обработке и камеральной проверке отчетности юридических лиц. Заметное влияние на эффективность камеральных проверок оказывает применение автоматизированной программы "Камеральная проверка". Этот наш опыт одобрен коллегией Госналогслужбы Российской Федерации.
С целью повышения эффективности и качества работы по камеральным проверкам, отчетов и расчетов по налогам необходимо и далее более требовательно подходить к использованию тех возможностей, которыми располагаем, - стандартов, форм актов, уведомлений. Особое внимание должно быть уделено программному обеспечению комплексного анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков в целях их более качественного предварительного отбора для проведения документальных проверок.
Недоимка, к сожалению, растет
В отчетном году все более обостряющейся проблемой оставалась недоимка. На 1 января 1998 г. она составила 2,5 млрд. руб. За 1997 год задолженность в федеральный бюджет возросла на 86%, в территориальный - на 45%. Наибольший рост недоимки в ГНИ по городам: Армавир, Тихорецк, Анапа, Краснодар и по Темрюкскому району. А всего в должниках - более 21 тыс. предприятий, на 6% больше прошлогоднего. В том числе на долю 427 крупных налогоплательщиков приходится 46% долгов.
Налоговые органы края применяют весь комплекс предусмотренных законодательством мер по взысканию недоимки. В результате в 1997 году в бюджет в погашение задолженности поступило 1,9 трлн. руб. Таким образом, каждый третий "живой" рубль мобилизован в бюджет в результате принятия налоговыми органами мер принудительного взыскания.
Однако эффективность взыскания недоимки остается еще незначительной. С расчетных счетов она составила 4,9% (в РФ - 5,5), со счетов дебиторов - 8,1% (в РФ - 5,4). Лишь 3,2% арестованного имущества реализовано в счет погашения недоимки.
Для выхода из создавшейся ситуации остается в силе "План экстренных мер по обеспечению своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, вовлечению денежных средств предприятий - должников в погашение недоимки и выполнение бюджетного назначения". То есть следует более полно и решительно использовать свои права и возможности. В том числе настойчиво обращать недоимку на имущество должников, жестче контролировать исполнение банками и другими кредитными учреждениями поручений налогоплательщиков по перечислению средств в бюджеты всех уровней, а также принимать другие экстренные меры, вытекающие из законодательства и решений исполнительных органов власти, в т.ч. изъятие наличности при соблюдении жесткого контроля за ее сдачей в банки.
Особое внимание данной проблеме должно уделяться со стороны краевой ГНИ. В этой связи наряду с действующими просматриваются и новые подходы. Среди них - учреждение в коммерческих организациях представительств ГНИ, изменение стандарта документальной проверки. Предполагается обязательно отражать в акте проверки конкретные имущественные и денежные источники, за счет которых и погашать допричисленные суммы, штрафные санкции и пени.
Помимо налоговой службы к недоимке должно быть приковано внимание всех контролирующих органов края.
Причем краевая инспекция должна смелее, напористее инициировать совместные мероприятия. Ведя поиск новых возможностей, необходимо добиваться и выполнения уже принятых решений. В частности, совместной коллегии ГНИ, ГУВД и УФСНП по Краснодарскому краю, состоявшейся в прошлом году.
Практика показывает, что задолженность по налогам и платежам все более обрастает разного рода "тайнами". Нередко от налогового инспектора требуются специфические знания, которыми он, к сожалению, не всегда обладает. То есть назрела задача целевого обучения кадров, применительно к особенностям недоимки. Этот вопрос требуется детально проработать и в связи с тем, что отдельные меры принудительного взыскания задолженности отменены. Для этого необходимо разработать соответствующую целевую программу, в которой должны быть задействованы все подразделения краевой инспекции.
При этом в программе необходимо предусмотреть отдельный раздел по работе с крупными предприятиями - должниками. Важны индивидуальный подход, конкретность, неординарность. Анализ их деятельности необходимо проводить по широкому спектру показателей, учитывая отраслевой характер, градообразующий, жизнеобеспеченность и занятость населения. Эту работу надо проводить совместно с администрациями городов и районов, бухгалтерскими и экономическими службами предприятий.
Надежда на резервы
Очень существенной представляется работа по увеличению налогооблагаемой базы, расширению налогового поля и вовлечению в него налогоплательщиков.
Налоговым органам края при взаимодействии с органами государственной власти, правоохранительными органами необходимо и дальше проводить работу по выявлению уклоняющихся от постановки на учет налогоплательщиков, по привлечению к налогообложению предприятий, не представляющих вовсе или представляющих "нулевую" отчетность. По состоянию на 01.01.98 г. у нас числится более 32 тыс. таких предприятий. Это огромный резерв увеличения поступления налогов. Только в прошлом году выявлено более 1600 таких предприятий и 814 из них доначислено налогов и штрафных санкций на 62 млрд. руб.
Нас не может удовлетворять то, что в крае появилось множество филиалов, подчиненных московским и другим экономическим структурам. Они уводят от налогообложения значительную часть доходов, нанося колоссальный ущерб экономике и бюджету края. Например, подчинение нефтеперерабатывающего производственного потенциала таким структурам, как ОАО "Роснефть", ЗАО "Атлас", и "НИТЭК" и других аналогичных организаций, расположенных за пределами края, приводит к многомиллиардным потерям налоговых платежей. Конкретный пример: из-за передачи в 1997 году функции по реализации газа от ПО "Кубаньгазпром" обществу с ограниченной ответственностью "Межрегионгаз" (Московская область) потеряно около 800 млрд. руб. налогов.
Вызывают озабоченность потери в налогооблагаемой базе на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. На многих из них укоренилась практика его переработки на давальческих условиях - полная зависимость от диктата давальцев. Так, в 1997 году 79% от общего объема сахара - сырца поставлено давальцами, состоящими на налоговом учете за пределами края. Аналогичное положение на предприятиях, занимающихся переработкой семян подсолнечника, и некоторых других.
В 1998 году нам предстоит взять под особый контроль регистрацию создаваемых структур, всякого рода филиалов и иных подразделений, не являющихся по реализуемой продукции налогоплательщиками края. Информация о них должна незамедлительно доводиться до сведения исполнительной власти городов и районов - для принятия соответствующих мер. Всем ГНИ надо установить правило: в обязательном порядке проводить встречные проверки всех давальцев - для полноты налогообложения.
Краю экономически выгодно заинтересовать давальцев, расположенных за пределами Кубани, в открытии и регистрации самостоятельных филиалов в нашем регионе. ГНИ должны активно способствовать этому процессу.
Повышенный интерес для ГНИ - иностранные юридические лица, совместные предприятия и имеющие сделки с инопартнерами. Из-за сокрытия ими объектов налогообложения недопоступают крупные налоговые суммы. С целью увеличения налогооблагаемой базы необходимо, в первую очередь, подвергать документальным проверкам предприятия, у которых по данным баланса имеется рост инокредиторской задолженности.
Огромные потери в сборе налогов несем из-за несвоевременной постановки на налоговый учет иностранных юридических лиц, а также растягивания сроков их проверок. По этим причинам недопоступило в бюджет НДС свыше 100 млрд. руб. с фирм "Протонэкс", "Враница", - Сочи, "Гамма" - Геленджик, "Кнауф" - Мостовский район.
Значительные резервы по увеличению налогооблагаемой базы связаны с деятельностью не только конкретных отраслей, но и отдельных предприятий. Так, "Кубань - электросвязь" наращивает объемы - идет массовая телефонизация населенных пунктов, вводятся новые подстанции. А налоги за счет этого не поступают. ГНИ по городам: Новороссийск, Горячий Ключ, Ейск, по районам: Брюховецкому, Темрюкскому, Ейскому и Славянскому ослабили работу с "Геолкомом". Это привело к недопоступлению значительных сумм ресурсных платежей во все уровни бюджетов.
Немалые возможности для увеличения налоговых платежей имеют банки и страховые компании. Однако из-за слабой контрольной работы с ними многие резервы остаются сокрытыми.
Говоря о налогооблагаемой базе, следует вернуться к информации Госналогинспекции по Краснодарскому краю, связанной с ходом поступлений в 1997 году налогов и других платежей в бюджетную систему края, которая в середине отчетного года была направлена в департаменты, комитеты края, администрации городов и районов - всем заинтересованным ведомствам. В специальном разделе того документа - проблемы по расширению налогооблагаемой базы и перспективы совершенствования работы налоговых органов - подробно обоснованы резервы. Удалось ли их привести в действие?
Далеко нет. Поэтому отдельные наши обоснования не утратили своей значимости. По-прежнему сдерживает налогообложение и расширение налоговой базы большое количество имеющихся банковских счетов и юридических адресов. Не сокращаются объемы бартерных операций, что ведет к недопоступлению в бюджет значительных сумм. Многие санаторно - курортные учреждения, как и прежде, являясь юридическими лицами, не уплачивают полностью налоги.
Большая проблема - производство, реализация и оборот алкогольной продукции. На краевом уровне не доведена до конца работа по определению механизма и Порядка реализации изъятой алкогольной продукции с целью перечисления доходов от ее реализации в бюджет края. В этой связи потери бюджета - многомиллиардные.
Огромные резервы по увеличению налогооблагаемой базы связаны с налогоплательщиками - физическими лицами. Перечень резервов, связанных с увеличением налогооблагаемой базы, можно продолжать. Но и названного вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: сумеем приводить в действие то, что остается сокрытым от налогообложения, - реально сможем рассчитывать на наращивание объемов налогов и других платежей. И иного выбора у налоговых органов не существует.
Контроль и еще контроль
В 1997 году налоговые органы края принимали экстренные меры по усилению контроля за соблюдением налогового законодательства. Сложившаяся в стране ситуация со сбором налогов, рост масштабов уклонения налогоплательщиков от их уплаты, усложнение форм и способов ухода от налогов требуют от налоговых органов повышения эффективности контрольной работы, совершенствования приемов и методов контрольных проверок.
Анализ данных периодической отчетности свидетельствует об устойчивой тенденции повышения эффективности контрольной работы. За 1997 год по результатам контрольной работы по краю доначислено 3,6 млрд. руб. - 39% к общим фактическим поступлениям. В 1996 году этот показатель равнялся 32%. Документальными проверками доначислено 1,2 млрд. руб., что на 28,9% больше, чем в 1996 году; в 1,2 раза увеличились доначисления на одну проверку. Результативность документальных проверок составила 74%, в РФ - 58%.
Налоговые органы края проделали определенную контрольную и организационную работу по выполнению межведомственного плана первоочередных мероприятий по пополнению доходной части федерального и краевого бюджетов. По ее итогам в правоохранительные органы направлено более 10 тысяч материалов - на организации, не предоставляющие отчетности о своей деятельности. Четверть "беженцев" разыскана. Однако из них документально проверено только 590, что крайне недостаточно. А в ГНИ по Динскому, Северскому, Тбилисскому и Успенскому районам не проверено ни одного из таких предприятий.
Отдельный пункт - совместная контрольная работа ГНИ и органов налоговой полиции. Объединенными усилиями проверено 519 юридических лиц и по всем видам налогов доначислено 420 млрд. руб. Этот результат хотя и заметный, но недостаточный: число грубейших нарушений налогового законодательства, а то и его прямого игнорирования, не снижается.
Из года в год уменьшается процент взыскания доначисленной суммы. В 1997 году он составил 14,5, что на 2,8 пункта ниже, чем в 1996 году. Многие показатели контрольной работы у нас ниже, чем в среднем по России. И если прошлые годы мы это оправдывали большим, чем в РФ охватом документальными проверками предприятий, то в прошлом году и этот показатель у нас оказался ниже среднероссийского (в крае 22,9%, а в РФ - 25%).
Вклад физических лиц
В 1997 году достаточно много изменений, которые коснулись налогоплательщиков - физических лиц. Число зарегистрированных превысило 234 тысячи (за год рост более чем на 28 тысяч). В том числе свыше 182 тысяч физических лиц занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (1-е место в РФ). Налоги от данной категории плательщиков составили более 152 млрд. руб. (рост за год - в 1,4 раза).
Это стало возможным в результате работы, проделанной госналогинспекциями края, по декларированию гражданами своих доходов, по переводу предпринимателей на патенты, и по другим направлениям. Наиболее целенаправленно работали с физическими лицами ГНИ по городам Краснодару, Сочи, Анапе, Гулькевичскому и Динскому районам. И серьезные претензии к ГНИ по Ейскому, Отрадненскому и Кущевскому районам, где самые низкие показатели поступления налогов от предпринимателей.
В 1998 году необходимо более целенаправленно проводить организационную, массово - разъяснительную работу с целью перевода предпринимателей на патентную форму оплаты налогов - в соответствии с принятым в январе Законодательным Собранием Законом Краснодарского края о внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края N 74-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края". Учитывая, что поступления по платежам от 10 тысяч предпринимателей составляют 25% от общей суммы платежей предпринимателей, сложная задача стоит перед налоговыми органами края по обеспечению полноты, своевременности приема деклараций о совокупном годовом доходе налогоплательщиков. На этот счет детально спланированы мероприятия, утвержденные приказом краевой инспекции, и надо добиться безусловного их выполнения в каждом городе и районе. Предстоит уделить особое внимание подготовительной работе, связанной с изменением порядка декларирования по доходам за 1998 год - на основании внесенных изменений и дополнений в Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 31 декабря 1997 г.
В истекшем году поступления подоходного налога, удержанного юридическими лицами, составили 17% от объема всех налогов и платежей в крае. Однако нельзя сказать, что налоговые органы максимально реализовали возможности по его мобилизации. Это подтверждается соответствующими проверками, в результате которых доначислено 245 млрд. руб. подоходного налога, однако взыскано лишь 16%. Крайне низкие результаты работы в ГНИ по Крыловскому, Тихорецкому и Усть-Лабинскому районам.
Нельзя не учитывать резервы в части дополнительного поступления подоходного налога в бюджет доходов от иностранных граждан, которые составили за истекший год 4,2 млрд. руб. И в среднем на одну поданную декларацию достигли 2,6 млн. руб.
Один из реальных резервов пополнения местного бюджета - имущественные налоги с граждан. Благодаря проведенной в 1997 году работе обозначилась система по обеспечению полноты учета собственников, объектов обложения налогами, их исчисления и сбора. В этом направлении несколько повысилась эффективность работы налоговых органов: в бюджет от граждан поступило 46 млрд. руб. - на 17 млрд. больше, чем в 1996 году. Наибольший вклад за ГНИ по городам: Краснодару, Сочи, Анапе, Армавиру; по районам: Абинскому, Гулькевичскому, Курганинскому, Темрюкскому, Тимашевскому и Усть-Лабинскому.
Неудовлетворительно состояние уплаты земельного налога. Например, в Новороссийске его недопоступление вызвано нарушением властями города налогового законодательства - переносом сроков уплаты налога.
Отношение к этому налогу надо кардинально менять. Разве ГНИ не способны учесть Кубанскую землю - до последнего клочка? Такая задача стоит - и в 1998 году ее надо реализовать.
Одновременно предстоит усиливать контроль за госпошлиной, налогами на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, за полнотой расчетов арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Следует выявить всех собственников водно - воздушных транспортных средств и добиться, чтобы они в полном объеме рассчитывались с бюджетом.
Направлений деятельности у налоговых подразделений, курирующих физических лиц, - множество. И требуется рационально распределить силы, чтобы влиять на все категории плательщиков, добиваясь от них максимальной отдачи.
Иные направления
В 1997 году предприняты определенные усилия в правовой защите деятельности налоговых органов. Работать пришлось в более напряженных правовых условиях: по сравнению с 1996 годом число жалоб и претензий налогоплательщиков к ГНИ возросло до 714. Причем повысилась и удовлетворяемость исков судами - на 6%. Денежное выражение отмененных доначисленных платежей и финансовых санкций - более 56 млрд. руб. Наибольшее число оспоренных актов проверок по Новороссийску - 18 и по Краснодару - 39 исков.
Сложились три основные причины, по которым суды удовлетворяют иски налогоплательщиков: некачественное проведение документальных проверок, в том числе необъективный подход к проверкам; неотработанность законами ряда ситуаций хозяйственной деятельности предприятий и организаций; несоответствие положений налогового законодательства другим отраслям права. Зачастую неверная оценка допущенных налогоплательщиками нарушений влечет и неправильное применение финансовых санкций: например, иск АООЗТ "Павловский сахарный завод".
В 1997 году почти в 3 раза возросло количество исков, предъявленных налоговыми органами к физическим лицам. В результате в бюджет дополнительно мобилизовано 12 млрд. руб. - в 2 раза больше, чем в 1996 году.
Немалые усилия потрачены на ликвидацию предприятий в судебном порядке - за нарушения налогового законодательства. Таких исков свыше 1200, их удовлетворенность - 94%.
Если говорить о правовом обеспечении деятельности ГНИ, то назрело такое требование: все налоговые органы обязаны профессионально владеть судебной практикой, касающейся применения налогового законодательства. Актуальность этого требования возрастает в связи с постановлением Конституционного суда РФ N 20-П от 17 декабря 1997 года и письма ГНС РФ о том, что финансовые санкции, предусмотренные статьей 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", необходимо взыскивать с нарушителей налогового законодательства, юридических лиц, только в судебном порядке.
Чтобы свести на нет ошибки, надо еще теснее взаимодействовать с налоговой полицией и со всеми правоохранительными органами. Конечно, требуется усиление и собственной правовой службы, и повышение юридической грамотности всех работников ГНИ, причастных к контролю за соблюдением налогового законодательства.
В докладе И.А. Перонко был отмечен еще ряд аспектов. В том числе - необходимость последовательной твердой кадровой политики, которая во многом определяет результаты всей налоговой практики.
Начальник краевой ГНИ выразил также сердечную благодарность в адрес средств массовой информации. Благодаря их поддержке с налогоплательщиками Кубани ведется методическая разъяснительная работа по популяризации и грамотному толкованию налогового законодательства, формированию в крае цивилизованного отношения к налогам.
В докладе и в выступлениях, в том числе в речи председателя правительства Краснодарского края В.А. Мельникова, особо прозвучала тема увеличения налогооблагаемой базы, и были названы многочисленные резервы. Если их использовать в полной мере (а это зависит не только от налоговиков, но и от всех ветвей власти), то доведенные на 1998 год задания по доходной части бюджета всех уровней удастся выполнить.
Пресс-служба ГНИ
по Краснодарскому краю