-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Краснодарский край
Сообщение от 15 сентября 1999 года

Учетная политика организации. что изменилось?

Принято
Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю
15 сентября 1999 года
    Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. N 283, и распоряжения Правительства РФ от 21.03.98 г. N 382-р Минфин РФ своим приказом от 09.12.98 г. N 60н утвердил Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/98). Оно вступило в силу с 1 января 1999 года. При этом отменено действие прежнего положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденного приказом МФ от 28.07.94 г. N 100. Редакция отдельных пунктов нового положения приведена в соответствие с Законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом МФ от 29.07.98 г. N 34н. Пунктом 4 ПБУ 1/98 установлено, что филиалы и представительства иностранных организаций, находящихся на территории РФ, могут формировать учетную политику, исходя из правил, установленных в странах нахождения иностранной организации, если последнее не противоречит международным стандартам финансовой отчетности. Новым Положением право формирования учетной политики предоставляется главному бухгалтеру организации, а утверждает его руководитель организации, что отличается от ранее действовавшего порядка, когда право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю. В пункте 5 ПБУ 1/98 приведен перечень документов, утверждаемых руководителем организации одновременно с учетной политикой. К ним относятся:
    - рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    - формы учетных первичных документов;
    - методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
    - порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
    - правила документооборота и технология обработки учетной информации;
    - порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
    Одним из важнейших вопросов учетно - налоговой политики организаций является выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения.
    В соответствии с пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552; выручка от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли может определяться либо по мере поступления денежных средств, либо по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных документов.
    Согласно статье 8 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" выручка при исчислении этого налога также может определяться либо "по оплате", либо "по отгрузке". Избранный метод определения выручки от реализации распространяется не только на реализацию продукции (работ, услуг), но и на реализацию основных средств и прочих активов. Что касается внереализационных доходов, то они учитываются для целей налогообложения по мере начисления, то есть независимо от факта поступления денежных средств.
    Следует отметить, что моментом формирования для целей налогообложения выручки "по оплате" помимо поступления денежных средств считается исполнение контрактов (других договорных отношений) на основании договора об отступном, с применением векселей, договора новации, переуступки права требования и т.п.
    Необходимо отметить, что при отражении выручки от реализации продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете в первую очередь следует учитывать условия договора: если договором предусмотрен момент перехода права владения, пользования и распоряжения товарами только после их оплаты (зачета взаимных требований) либо после выполнения обязательств обеими сторонами (например, по договору мены), то и выручку следует формировать по моменту выполнения всех договорных условий независимо от содержания приказа об учетной политике (п. 3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 1996 г. N 97). Покупатель, приобретающий продукцию по договору с особыми условиями перехода права собственности, не имеет права приходовать материальные ценности на баланс до их оплаты (зачета взаимных требований, встречного исполнения обязательств по договору мены).
    В пункте 1 статьи 39 части первой Налогового кодекса РФ впервые дается определение реализации товаров (работ, услуг), отсутствовавшее в налоговом законодательстве, действовавшем до 1 января 1999 г. Реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары или результаты выполненных работ одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, и на безвозмездной основе.
    Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) имеет место в момент перехода права собственности на товар (результаты выполненных работ) от одного лица к другому. В соответствии с действующим гражданским законодательством стороны договора своим соглашением могут установить отличный от общеустановленного момент перехода права собственности (например, определить его конкретной датой либо указать на событие). Из этого следует, что с 1 января 1999 года налогоплательщик имеет достаточные основания путем внесения соответствующих условий в договор изменять момент реализации товара (работ) для определения выручки от реализации как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения.
    Метод определения выручки от реализации по оплате или по отгрузке определяет также порядок формирования себестоимости реализованной продукции. Момент учета затрат по производству и реализации продукции в целях налогообложения прибыли должен совпадать с моментом учета выручки от реализации. Налогоплательщик не вправе уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), выручка от реализации которых не включена в доходную часть (то есть не получена). В этом случае необходима соответствующая корректировка себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
    В новом Положении претерпел изменения перечень случаев, когда возможно изменение учетной политики. Так, исключены упоминания о двух таких случаях, содержавшихся в ПБУ 1/94: при реорганизации и при смене собственника организации.
    Пунктом 18 ПБУ 1/98 определено, что изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.
    При определении способов ведения бухгалтерского учета при оценке производственных запасов, товаров необходимо учесть требования ПБУ 5/98 "Учет материально - производственных запасов", утвержденного приказом Минфина РФ от 15.06.98 г. N 25н.
    Отдел налогообложения юридических лиц
    ГНИ по г. Краснодару