-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Краснодарский край
Сообщение от 27 января 1998 года

Налоговая инспекция отвечает

Принято
Государственной налоговой инспекцией по Краснодарскому краю
27 января 1998 года
    Вопрос:Информационные сообщения о деятельности фирмы являются ли ее рекламой?
    Существует ли четкое определение, что следует относить к публикациям рекламного характера?
    Ответ: Действующим законодательством понятие "публикация рекламного характера" специально не выделено и не дано его четкого определения. Однако совокупность положений законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, и отношения, возникающие в процессе производства и распространения рекламы, позволяют достаточно однозначно определить, что представляют собой те или иные опубликованные в СМИ материалы.
    Подобная классификация необходима с целью определения, имеют ли стороны дополнительные права или обязанности, возникающие по публикациям рекламного характера в соответствии с Федеральным законом от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе", а также в целях применения к рекламораспространителям адекватного режима налогообложения.
    Действительно, практически любые сообщения в СМИ о деятельности каких-либо предприятий на основании ст. 2 Федерального закона от 18.07.95 г. N 108-ФЗ "О рекламе" можно считать их рекламой, поскольку они представляют собой предназначенную для неопределенного круга потребителей информацию о юридических лицах и так или иначе формируют (или поддерживают) интерес к этим предприятиям, что в конечном счете способствует реализации их товаров (идей, начинаний).
    При этом Законом "О рекламе" ограничена и выделена сфера его применения, что позволяет из всех материалов средств массовой информации выделить те, которые следует рассматривать как публикации рекламного характера на основании их соответствия одному из следующих критериев:
    - сообщения, распознаваемые без специальных знаний и без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления, относятся к рекламным материалам независимо от того предъявлены ли счета (взимается ли плата в любой форме) за размещение этой рекламы к предприятию, информация о котором содержится в материале.
    К таким публикациям рекламного характера относятся прежде всего информация, содержащаяся в специализированных рекламных средствах массовой информации (если иной статус материала специально не указан), а также выделенные надлежащим дополнительным сообщением материалы (в частности, путем пометки "на правах рекламы") в печатной продукции нерекламного характера (ст. 5 Федерального закона "О рекламе");
    - информация, публикуемая средствами массовой информации по инициативе какого-либо предприятия о его деятельности, с взиманием с него платы за размещение данного материала (ст. 5 Федерального закона "О рекламе" и ст. 36 Закона РФ от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"), в том числе в виде спонсорских взносов (ст. 19 Федерального закона "О рекламе").
    Информационные сообщения о деятельности предприятий можно отнести к категории редакционного, информационного или авторского материала и не рассматривать как публикации рекламного характера лишь в случае, если они заявлены таковыми (или не объявлены рекламными) в средстве массовой информации и при условии их бесплатного размещения.
    Вопрос:Должна ли российская компания уплачивать НДС в бюджет при оплате зарубежной газете стоимости рекламного объявления, размещенного за пределами России, если эта газета не имеет представительства на территории России и объем рекламы в ней не превышает 40 процентов?
    Если такая реклама облагается у нас налогом на добавленную стоимость и он уплачивается в бюджет, просим разъяснить, как должна зарубежная газета оформлять счета российским рекламодателям, поскольку зарубежный бухгалтерский учет не предусматривает указание НДС, взимаемого другим государством?
    Ответ: Для решения данного вопроса о наличии или отсутствии налогооблагаемого оборота в Российской Федерации в тех случаях, когда продавец и покупатель работ (услуг) имеют местонахождение в разных государствах, одним из которых является Россия, необходимо определить место реализации независимо от того, на территории какого государства эти услуги оказаны (это предусмотрено пунктом 5 статьи 4 Закона РФ от 06.12.91 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость").
    В отношении рекламных услуг действует положение подпункта "г" вышеуказанного пункта Закона, согласно которому место их реализации определяется как место экономической деятельности покупателя таких услуг.
    В связи с этим, поскольку местом экономической деятельности российского предприятия - рекламодателя является Российская Федерация, местом реализации услуг по размещению рекламы в зарубежных изданиях, оказываемых иностранными фирмами, следует признать территорию России. За исключением случаев, когда указанные услуги предоставляются российскому предприятию, имеющему постоянное представительство в том государстве, в котором имеет местонахождение продавец услуг, или такие услуги связаны с коммерческой либо другой деятельностью их покупателя в иностранном государстве.
    Таким образом, при отсутствии вышеуказанных исключительных обязательств обороты по реализации рекламных услуг, предоставляемых иностранными изданиями российским рекламодателям, облагаются НДС в Российской Федерации. При этом НДС должно удерживать и перечислять в бюджет российское предприятие - источник выплаты за счет средств, перечисляемых иностранным предприятиям.
    Если же НДС не выделен отдельной строкой в расчетных и первичных документах, предъявляемых к оплате иностранным предприятием, налог на добавленную стоимость исчисляется с полной суммы выручки, причитающейся иностранному предприятию за оказанные услуги, с применением расчетной ставки 16,67%.
    Вопрос:Предприятие с рекламной целью участвовало в выставках в течение года, расходы по которым были отнесены на счет 31 и в последующем списывались на счет 26 в пределах норм.
    Если в конце года объем реализации будет недостаточен для отнесения на себестоимость этих расходов в размере 2%, можно ли остаток по счету 31 перенести на следующий год и учесть его при исчислении расходов на рекламу в следующем году?
    Ответ: Расходы на рекламу для целей налогообложения включаются в себестоимость продукции в пределах норм, утвержденных в установленном порядке (п. 2 "у" "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552).
    Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли, установлены в процентном отношении к объему выручки от реализации продукции (работ, услуг) (включая НДС) (Письмо Минфина РФ от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламы и на подготовку и переподготовку кадров..."; далее - Письмо Минфина). Так, в частности, при объеме выручки до 2 млрд. руб. норматив установлен в размере двух процентов.
    В бухгалтерском учете расходы на рекламу подлежат отражению по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" в корреспонденции по счетам производимых расходов без учета НДС (п. 5 Письмо Минфина).
    Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете произведенных расходов вся сумма затрат подлежит отнесению в состав коммерческих расходов, независимо от установленных норм, а для целей налогообложения - корректируется с учетом установленных нормативов.
    Отражение затрат на рекламу по счету 31 "Расходы будущих периодов" возможно только в случае, если предприятием были произведены расходы, относящиеся к будущим отчетным периодам (например, оплата за участие в выставке, которая состоится в будущем). Эти расходы будут относится на себестоимость в течение срока, к которому они относятся (п. 56 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. N 170; п. 12 Положения о составе затрат). При осуществлении рекламных расходов, относящихся к текущему отчетному периоду, их стоимость отражается по счету 43.
    Таким образом, предприятие вправе отразить фактически произведенные рекламные расходы по счету 31 на конец года и в будущем году учесть их для целей налогообложения в пределах установленных нормативов при отнесении на себестоимость только в том случае, если они относятся к будущему году.