-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Краснодарский край
Сообщение от 29 декабря 1997 года
Ответственность перед налогами
- Принято
- Государственной налоговой инспекцией по г. Краснодару (Краснодарский край)
29 декабря 1997 года
Это известие настораживает любого руководителя или бухгалтерского работника.
Даже если они исключительно законопослушны. А уж если ловчили, "спасаясь" от налогов, то их тревоги тем более обоснованны. И желание у всех общее: "Лучше бы не проверяли".
А в идеале - лучше бы и налогов не платить. Однако объективной необходимостью сегодняшнего дня и ближайшего будущего является упорядочение отношений между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами, укрепление связей между бухгалтерским учетом на предприятиях и учетом налоговых платежей, которые ведутся в инспекциях. Без слаженной работы бухгалтерий предприятий, организаций, учреждений и налоговых инспекторов невозможно нормальное функционирование экономики. Но если к вам пришли с налоговой проверкой, каждому руководителю и главному бухгалтеру необходимо знать об установленных законом порядке проведения проверок, обследований и их оформлении и также о правах, обязанностях и ответственности налоговых органов.
В соответствии с действующим законодательством для выполнения задачи по обеспечению поступления налоговых платежей в бюджет в установленных размерах налоговые органы наделены правами проверять как у физических, так и у юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы, денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, декларации и другие документы, связанные с начислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках.
Пунктом 19 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.91 г. N 340, установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций должностными лицами Госналогслужбы России оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет, и факты невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.
Следует отметить, что должностные лица налоговых органов осуществляют проверки и обследования на основании письменного поручения руководителя налоговой инспекции на право проведения проверки конкретного налогоплательщика при предъявлении служебного удостоверения и при необходимости - соответствующего допуска.
Временными указаниями о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, утвержденными письмами Госналогслужбы РФ от 28.08.92 г. N ИЛ-6-01/284, N ВГ-6-01/160 установлен предельный срок документальной проверки, который составляет 30 дней. При необходимости этот срок может быть с разрешения руководителя налоговой инспекции или его заместителя продлен. Как правило, проверка проводится одним составом проверяющих, но в некоторых случаях руководитель налоговой инспекции вправе заменить состав проверяющих. Но при этом акт проверки, составляемый по ее результатам, подписывается всеми участниками проверки.
По результатам проверки должностные лица налоговых инспекций составляют акт, в котором отражаются все выявленные нарушения налогового законодательства. Если при проведении проверок имели место факты невыполнения должностных лиц налоговых инспекций, это также отражается в акте, кроме ого в нем даются указания об устранении выявленных нарушений и о вынесении причитающихся сумм в бюджет. Акт составляется в 2-х экземплярах со всеми приложениями, в том числе протоколом об изъятии документов, если такое проводилось.
Если в ходе проверки установлены факты грубых нарушений налогового законодательства или злоупотреблений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, акт составляется в 3-х экземплярах со всеми приложениями. При этом третий экземпляр при условии, что по одному экземпляру составленного акта передается в налоговый орган и проверяемому предприятию, направляется в правоохранительные органы и налоговую полицию.
Акт проверки подписывает должностное лицо Государственной налоговой инспекции, другие участники проверки, а также главный бухгалтер проверяемого предприятия. В том случае, если представители проверяемой стороны не согласны с фактами, изложенными в акте, они все таки обязаны подписать акт, им предоставлено право сделать запись о возражениях и дать письменные пояснения с приложением документов, подтверждающих возражения.
В том случае, если при проверке не установлены нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета, проверяющие составляют справку с указанием проверенных вопросов и данных о соблюдении налогового законодательства, правильности исчисления, о полноте и своевременности внесения в бюджет сумм налогов.
Справка также подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.
Итак, акт составлен и направлен в налоговый орган. Руководителем государственной налоговой инспекции (или его заместителем) в 10-дневный срок со дня получения акта и всех прилагаемых к нему материалов рассматриваются и принимаются решения по акту.
В том случае, если по акту предоставлены возражения проверяемой стороной, материалы рассматриваются с приглашенными должностными лицами предприятия, а в случае неявки - без них. В любом случае о принятом решении проверяемой стороне сообщается в письменной форме и до наступления срока платежа доначисленных сумм налоговых платежей и финансовых санкций.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафа за нарушение налогового законодательства. На основании ст. 8 Закона "О государственной налоговой службе Российской Федерации" это право предоставляется начальникам госналогинспекций и их заместителям. В том случае, если в ходе проверки выявлено нарушение, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, то помимо акта проверки составляется протокол об административном правонарушении в отношении виновного лица.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. В случае отказа от подписания протокола виновной стороной, в нем делается отметка об этом, при этом лицу, в отношении которого составляется протокол, предоставляет право дать соответствующие объяснения по содержанию протокола и изложить мотивы отказа в его подписании.
По представленному протоколу и приложенным к нему материалам руководители государственных налоговых инспекций (или их заместители) принимают постановление о наложении административного штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в административном правонарушении. Принятие решения по протоколу и обжалование принятых решений о наложении административных взысканий производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
При проведении проверок и получении решений налоговых органов по результатам проверок налогоплательщики не должны забывать о правах, которые предоставлены им законодательством для защиты их интересов. Так, в частности, ст. 12 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации установлено, что налогоплательщик имеет право знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами, представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок, а также в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц.
Порядок обжалования определен ст. 14 Закона о государственной налоговой службе Российской Федерации. В соответствии с установленным порядком жалобы предприятий на действия должностных лиц налоговых органов подаются в те государственные налоговые инспекции, которым подчинены лица, чьи действия обжалуются. Налоговый орган рассматривает жалобу, и в срок не позднее одного месяца со дня поступления жалобы по ней должно быть вынесено решение, о котором сообщается заинтересованной стороне. При этом необходимо уведомить сторону о ее праве в месячный срок обжаловать это решение в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик не согласен с решением Государственной налоговой службы Российской Федерации (если рассмотрение жалобы дойдет до этого уровня), то он вправе защищать свои интересы в арбитражном суде.
Вместе с тем, предприятие, не согласное с решением налоговой инспекции, может не проходить все инстанции обжалования (т.е. все налоговые органы различных уровней), а сразу обратиться в арбитражный суд, так как в соответствии со ст. 17 Закона об основах налоговой системы в Российской Федерации предусмотрена судебная защита прав и интересов налогоплательщиков.
Отбирающему, конечно, не радуются
А налоговые инспекции, как утверждает общественное мнение, в основном отбирают. Отсюда и отношение к налоговой инспекции, которое активно формируется теми, кто по части уплаты налогов не слишком законопослушен.
Поэтому, безусловно, одна из главных задач в работе налоговых органов - это установление нормальных, доверительных, деловых отношений и воспитание законопослушных налогоплательщиков, которые добровольно, точно и своевременно исполняют свои налоговые обязательства.
Честно и своевременно платить налоги намного выгоднее, чем потом со штрафами.
Начальник ГОСНИ по г. Краснодару, советник налоговой службы I ранга
В.В.Грудин