Костромская область
Решение от 21 апреля 2005 года № 264

О ходе выполнения Программы "Развитие и модернизация системы образования Чухломского района на 2003-2005 годы"

Принято
Собранием депутатов Чухломского района Костромской обл.
21 апреля 2005 года
    Рассмотрев информацию заведующей отделом образования Дурягиной Т.И. о ходе выполнения программы "Развитие и модернизация системы образования Чухломского района на 2003-2005 годы", Собрание депутатов отмечает, что отделом образования проделана определенная работа по созданию механизма устойчивого развития системы образования: действует координационный совет по модернизации образования при администрации Чухломского района, идет поддержка и сопровождение инновационных процессов в системе образования, проведена реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, модернизируется система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
    На основании вышеизложенного Собрание депутатов решило:
    1.Информацию о ходе выполнения программы "Развитие и модернизация системы образования Чухломского района на 2003-2005 годы" принять к сведению.
    2.Отделу образования администрации района (Дурягиной Т.И.) продолжить работу по выполнению мероприятий программы.
    Председатель
    Собрания депутатов
    Чухломского района
    Костромской области
    Н.В.НИКОЛАЕВ
    О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЧУХЛОМСКОГО РАЙОНА НА 2003-2005 гг."
    Апрель 2005 г.
    В районе в 16 общеобразовательных учреждениях обучается 1427 учащихся, из них в школе райцентра г. Чухломе 703 учащихся, в 15 сельских - 724 учащихся, 12 из этих школ являются малочисленными, с числом учащихся менее 100 человек. По этой причине в 2003-2004 учебном году две основные школы: Серебрянобродская и Коровская реорганизованы в начальные. В районе 2 учреждения дополнительного образования, 5 детских дошкольных учреждений, в них 405 воспитанников, Судайская специальная коррекционная школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПТЛ-23.
    При Судайской и Чухломской средних школах функционируют пришкольные интернаты. Подвоз школьников сел и деревень обеспечивается школьными автобусами, транспортом районной администрации, рейсовыми автобусами. Район принимает участие в программе "Школьный автобус".
    Повышение качества знаний учащихся - основная задача школы, но в условиях сельской малочисленной школы она сдерживается материально-технической базой, требующей обновления учебного оборудования, инвентаря, ТСО, спортивного инвентаря.
    В целях доступности и качества предоставляемых образовательных услуг в районе действует разработанная отделом образования и принятая районным собранием депутатов Программа "Развитие и модернизация системы образования Чухломского района на 2003-2005 гг.", в рамках которой проведена реструктуризация сети сельских школ. Учитывая особенности района и сложившиеся традиционно взаимоотношения между близлежащими школами, потребности населения в районе созданы условия для работы таких моделей реструктуризации как: ассоциация школ с образовательным центром: Тормановская, Нагорская основные, Судайская средняя общеобразовательная школа, осуществляющая образовательную деятельность по специальности "трактор", является образовательным центром. Традиционно их этих основных школ выпускники продолжают образование в Судайской средней общеобразовательной школе.
    Модель Федоровская начальная школа - филиал Жаровской средней школы. Это дает возможность использования в совместной деятельности ресурсов школ (материальную базу, кадровый потенциал, свободное общение, распространение педагогического опыта). Составляется совместная учебная и воспитательная деятельность, организуются выезды учащихся, учителя, имеющие более высокую квалификацию, дают уроки в школах ассоциации и филиала. С середины 90-х годов оправдал свое существование Шартановский комплекс "Начальная школа-детский сад". Педколлектив работает по единому плану, решая совместные задачи: укрепление здоровья учащихся и воспитанников и вовлечение их в здоровый образ жизни, развитие интеллектуальных способностей, воспитание отзывчивости, доброжелательности, взаимопонимания.
    Кадровое обеспечение образовательного процесса осуществляется специалистами, имеющими педагогическое образование. Из 176 педагогов 112 имеют высшее педагогическое образование, 64 - среднее специальное, заочно получают высшее образование три человека. С высшей категорией - 7 человек, 1 категория - 86 человек, 2 категория - 85 человек. Возрастной ценз: 70 человек стаж более 20 лет, 74 человека до 20 лет, 21 - до 10 лет, 11 человек до 5 лет.
    Но уход с педагогической работы учителей иностранного языка, физики, математики (причины: смена места жительства, болезнь, выслуга лет) добавляют % учителей сельской школы, осуществляющих учебный процесс по 2 и 3 предметам - 44,6%.
    Несмотря на имеющиеся кадровые и материальные проблемы, отдел образования изыскивает возможности для перевода системы образования из режима функционирования в режим развития. Резерв руководящих кадров проучиваем за счет муниципальных средств по специальности "Менеджмент в образовании" в КОИПКРО. В течение 2-х лет специалисты КОИПКРО выезжают в район ежемесячно для обучения руководителей образовательных учреждений. Тема курсовой подготовки для руководителей школ "Повышение профессиональной компетентности руководителей школ". На базе Чухломской средней общеобразовательной школы с представительством Судайской средней школы открыт в марте 2005 года муниципальный ресурсный центр дистанционного обучения. МРЦ проводит работу по организации системы дистанционного обучения для педагогических работников Чухломского района в области освоения современных информационных технологий и их применения в учебном процессе. В перспективе МРЦ должен решать следующие задачи: оказание консультативно-методической помощи педагогам района в организации учебно-воспитательного процесса и самообразования.
    По результатам ЕГЭ в 2004 году показатели среднего балла по району выше областных показателей по географии, истории, биологии. При сравнении результатов двух последних лет по району показатели среднего балла по русскому языку, физике, химии, биологии, истории, географии выше в 2004 году.
    Значительное внимание в районе уделяется воспитанию социальной активности, развитию социального опыта учащихся. В школах составлены воспитательные программы, такие как "Древо памяти" (Нагорская основная школа), "Самоуправление" (Вигская средняя школа), "Патриот" (Беловская основная школа) и др.
    Район при поддержке департамента образования и науки администрации Костромской области участвует в пилотном проекте "Внедрение информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс посредством создания информационной среды г. Галича и Чухломского района". Это дает нам возможность поднять качество предоставляемых учреждениями района образовательных услуг и получить бесплатно по областной программе компьютеризации школ 15 компьютеров и 3 принтера.
    В районе уже 2 год открыт профильный информационно-технологический класс на базе старшей ступени Чухломской средней школы. Методическое сопровождение данного эксперимента обеспечивает преподаватель кафедры инноваций КОИПКРО Осипова Л.Г.
    В 11 школах, отделе образования, ДТЮ имеется компьютерная техника. Три школы, отдел образования подключены к сети "Интернет". В 2004 году в школы района поступило 12 компьютеров, 4 принтера по программе долевого участия в формировании единой образовательной информационной среды Костромской области на 2003-2005 годы. В 3-х средних школах функционирует спутниковая связь (Вигская, Судайская, Введенская средние школы). 49% учителей владеют компьютерной грамотностью. Показатель обеспеченности учащихся компьютерной техникой - 51 ученик на 1 компьютер. В районе созданы локальные информационные сети, которые позволяют школам расширить возможность получения информации, взаимодействуя с другими образовательными учреждениями. По созданию сети заключен договор на сервисное обслуживание с КОИПКРО.
    Район принял активное участие в работе областного образовательного форума "Школа-2004". Нагорская общеобразовательная школа стала призером областного форума в номинации "Школа - этнокультурный компонент" и участвовала во Всероссийском образовательном форуме. В 2005 году школа получила статус областной экспериментальной площадки "Школа-центр эколого-краеведческого образования".
    В 2004 году в районе был проведен первый образовательный форум "Школа-2004" "Модернизация образования как фактор социального развития района", что позволило провести демонстрацию достижений системы образования в сфере дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования, выявить наиболее успешно творчески работающие коллективы. По итогам форума победителями вышли Чухломская средняя общеобразовательная школа, Беловская основная общеобразовательная школа, Чухломский детский сад "Родничок", ДТЮ г. Чухломы, которые приняли участие в областном образовательном форуме "Школа-2005". Дом творчества юных стал призером форума. Форум позволил выявить проблемное поле в развитии системы образования, что определило дальнейшую стратегию развития системы образования в условиях модернизации образования.
    В настоящее время отдел образования совместно с педагогическими коллективами проводит работу по подготовке и проведению в сентябре 2005 года областного семинара "Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс посредством создания корпоративной информационной среды". Цель семинара - представить опыт работы муниципального органа управления образованием, школ района по реализации внедрения информационных технологий в практику обучения.
    Зав. отделом образования
    Чухломского района
    Костромской области
    Т.И.ДУРЯГИНА