-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Костромская область
Закон от 07 июля 2003 года № 131-ЗКО

О региональной целевой программе "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"

Принят
Костромской областной Думой
07 июля 2003 года
    Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области образования в Костромской области.
    Губернатор
    Костромской области
    В.А.ШЕРШУНОВ
    7 июля 2003 года
    N 131-ЗКО
    ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ"
    Наименование программы Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"
    Государственный заказчик Программы Администрация Костромской области
    Основания для разработки Программы 1. Закон Российской Федерации "Об обра- зовании" от 10.07.1992 N 3266-1 2. Постановление Правительства Россий- ской Федерации от 17.12.2001 N 871 "О реструктуризации сети общеобразователь- ных учреждений, расположенных в сель- ской местности" 3. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 N 1756-р 4. Приказ Министерства образования Рос- сийской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего об- разования"
    Разработчик Программы Департамент образования и науки админи- страции Костромской области
    Основные исполнители Программы - Департамент образования и науки адми- нистрации Костромской области; - департамент здравоохранения админист- рации Костромской области; - департамент культуры и туризма адми- нистрации Костромской области.
    Координатор Программы Департамент образования и науки админи- страции Костромской области
    Основная цель Программы Реализация первоочередных мер по форми- рованию эффективной модели регионально- го образования
    Основные задачи Программы 1. Определение подходов к созданию сов- ременной модели региональной системы образования. 2. Поддержка и сопровождение инноваци- онной деятельности образовательных уч- реждений; оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их соци- альной и педагогической эффективности. 3. Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оптимизации баланса подготовки кадров в соответствии с зап- росами регионального рынка труда. 4. Повышение эффективности использова- ния потенциала вузовской науки в инте- ресах региона. 5. Реализация мер по информатизации об- разования, созданию единой информацион- ной образовательной среды. 6. Оптимизация сети образовательных уч- реждений.
    Основные мероприятия Программы 1. Формирование эффективной региональ- ной модели образования. 2. Оптимизация кадрового обеспечения. 3. Повышение эффективности управления образованием.
    Сроки реализации Программы Программа рассчитана на 2003-2005 годы. I этап - 2003 год. 1. Отработка организационных основ реа- лизации Программы. 2. Разработка органами управления обра- зованием муниципальных программ. 3. Поддержка и сопровождение деятельно- сти федеральных и региональных экспери- ментальных площадок по реализации инно- вационных проектов. II этап - 2004-2005 годы. Реализация основных мероприятий Прог- раммы.
    Объем и источники финансирования Общий объем финансирования Программы составляет 31416,7 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 23737,7 тыс. рублей; 3200 тыс. рублей за счет областного бюджета финансирования региональных программ, в том числе: 2004 г. - 1850 тыс. рублей; 2005 г. - 1350 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 4479 тыс. рублей. Финансирование Программы осуществляется также за счет средств областного бюдже- та, выделенных департаменту образования и науки на текущие расходы, в т.ч. для софинансирования программных проектов.
    Ожидаемые результаты Выполнение мероприятий Программы позво- лит создать предпосылки для повышения доступности и качества предоставляемых социальным заказчикам образовательных услуг, обновить ресурсный потенциал системы образования.
    Организация контроля за исполнением Программы Контроль за исполнением Программы осу- ществляется Координационным советом по модернизации образования при админист- рации Костромской области.

    ПРОГРАММА
  1. I.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

  2. Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" разработана в целях реализации государственной Концепции модернизации образования на период до 2010 года.
    Актуальной задачей для региона на первом (2003 год) и втором (2004-2005 годы) этапах модернизации российского образования является формирование эффективной региональной модели образования, поддержка позитивных тенденций роста, развития системы образования.
    Сущность проблемы состоит в несоответствии качества образования выпускников образовательных учреждений требованиям социума и рыночной экономики, в невозможности без обновления действующей модели обучения в полной мере реализовать заказ на современные образовательные услуги. Развитие системы образования в Костромской области в последние годы сдерживалось рядом неблагоприятных социально-экономических факторов, недостатком ресурсного обеспечения.
    Росту доступности и качества предоставляемых отраслью образовательных услуг будут способствовать реализация пилотных проектов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена как формы независимого контроля качества образования.
    Востребованы временем освоение государственно-общественной модели управления образованием; отработка механизмов интеграции образовательных учреждений.
    Приоритетным является опережающее развитие начального и среднего профессионального образования для обеспечения оптимального баланса подготовки специалистов и рабочих высокой квалификации в соответствии с запросами регионального рынка труда.
    В качестве стратегического подхода к реализации программы выбран эволюционный путь с опорой на имеющийся позитивный опыт развития системы, кадровый, интеллектуальный и ресурсный потенциал.
    Механизм решения задач модернизации и развития системы образования изложен в виде комплекса системных мероприятий.
    Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.
    Программа предусматривает согласование совместных действий участников, управление и контроль за ходом решения принятых задач по модернизации образования.
    Программа будет способствовать реализации государственной политики по созданию современной модели образования для удовлетворения потребностей социальных заказчиков на образовательные услуги в Костромской области.
  3. II.Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации

  4. Основной целью Программы является реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования.
    Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
    - определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования;
    - поддержка и сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях, оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их социальной и педагогической эффективности;
    - обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оптимизации баланса подготовки кадров в соответствии с запросами регионального рынка труда;
    - повышение эффективности использования потенциала вузовской науки в интересах региона;
    - реализация мер по информатизации образования, создание единой информационной образовательной среды;
    - оптимизация сети образовательных учреждений.
    Реализация Программы будет осуществляться в течение 2003-2005 гг. в два этапа.
    Первый этап: 2003 год.
    На первом этапе предусматривается:
    - отработка организационных основ реализации программы,
    - разработка органами управления образованием муниципальных программ;
    - поддержка и сопровождение деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок по реализации инновационных проектов.
    Второй этап: 2004-2005 годы.
    На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
  5. III.Система программных мероприятий

  6. 1.Определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования
    Предусмотрены меры по организации межведомственного взаимодействия для отбора и согласования приоритетных направлений модернизации регионального образования с учетом потребностей личности, социума, рынка труда.
    Создается региональная структура управления процессами модернизации посредством деятельности координационных советов. Определены формы взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием по планированию и реализации проекта, в том числе создание муниципальных программ развития системы образования в соответствии с региональной Программой.
    2.Поддержка и сопровождение инновационных процессов в системе образования
    Создаются условия для развития вариативных форм дошкольного образования, расширения возможностей семьи на выбор дошкольного учреждения.
    Началась экспериментальная отработка нового содержания общего и профессионального образования на базе учреждений - федеральных и региональных экспериментальных площадок; осуществляется переход к единому государственному экзамену как форме независимого контроля качества образования. Определены подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
    Спланирована структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усилена его ориентация на региональный рынок труда, определены способы взаимодействия системы профессионального образования с общеобразовательной школой по развитию допрофессиональной подготовки.
    Подлежит совершенствованию система целевой контрактной подготовки специалистов. Определены мероприятия по поддержке высших учебных заведений и ведущих научных школ.
    3.Оптимизация кадрового обеспечения
    Предусмотрены мероприятия по модернизации региональной системы педагогического образования, методической службы, системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также по обновлению ее научно-методического обеспечения.
    Планируется организация мониторинга эффективности системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и управленческих работников образования.
    4.Повышение эффективности управления образованием
    Наряду с административными методами управления образовательными учреждениями предусматривается использование нормативных и экономических методов, постепенное возрастание их роли в общей структуре управленческой деятельности. Создается система мониторинга результатов образования.
    Намечены подходы к формированию финансово-хозяйственного менеджмента в учреждениях системы образования. Разработаны меры по реализации ресурсосберегающих технологий в сфере образования.
    Обозначены приоритеты в обеспечении материально-технической базы учреждений образования: информатизация и создание единой информационной образовательной среды Костромской области, оснащение общеобразовательных школ спортивным оборудованием и инвентарем.
    Предполагается апробация новой модели государственно-общественного управления в рамках создаваемого университетского округа, на базе которого станет возможной реализация многоуровневого профессионального образования.
    Предусмотрены меры, направленные на развитие образования как открытой государственно-общественной системы, обеспечивающие эффективное распределение ответственности между субъектами образовательной политики, участниками образовательного процесса (приложение N 1).
  7. IV.Механизм реализации программы

  8. Программа модернизации и развития системы образования Костромской области будет реализована через систему планирования, которая включает в себя стратегический и оперативный планы, а также мониторинг состояния системы и качества образования.
    Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Координационный совет по модернизации образования при администрации Костромской области (далее - Совет).
    Совет:
    - обеспечивает контроль за целевым использованием финансовых средств;
    - регулярно рассматривает результаты реализации исполнителями программы мероприятий, уточняет и координирует решение задач модернизации системы образования;
    - координирует взаимодействие исполнителей Программы.
    Основными исполнителями мероприятий программы являются департамент образования и науки администрации Костромской области, департамент здравоохранения администрации Костромской области, департамент культуры и туризма администрации Костромской области.
    Основные исполнители обеспечивают реализацию Программы, несут финансовые затраты на проведение мероприятий, определяют источники их финансирования по согласованию с департаментом финансов администрации области.
  9. V.Ресурсное обеспечение программы

  10. 1.Финансовое обеспечение
    Ориентировочный общий объем финансирования Программы составляет 31416,7 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета финансирования региональных программ - 3200 тыс. рублей:
    - 2004 год - 1850 тыс. рублей
    - 2005 год - 1350 тыс. рублей;
    за счет федерального финансирования - 23737,7,7 тысяч рублей
    - 2003 год - 11778,2 тыс. рублей
    - 2004 год - 7176,5 тыс. рублей
    - 2005 год - 4783 тыс. рублей за счет внебюджетных источников - 4479 тыс. рублей
    - 2003 г. - 1868 тыс. рублей
    - 2004 г. - 2558 тыс. рублей
    - 2005 г. - 53 тыс. рублей.
    Финансирование Программы осуществляется также за счет средств областного бюджета, выделенных департаменту образования и науки администрации Костромской области на текущие расходы.
    Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год.
  11. VI.Оценка эффективности реализации программы

  12. В результате осуществления настоящей Программы повысится доступность дошкольного образования.
    Региональная система общего образования осуществит переход на новый образовательный стандарт общего образования; будет освоена процедура итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена; определены подходы к профильному обучению.
    Система начального профессионального образования обеспечит рост объемов подготовки квалифицированных кадров рабочих массовых профессий в соответствии с потребностями регионального рынка труда; повышение качества подготовки выпускников за счет освоения образовательного стандарта нового поколения; укрепление социальных связей между образовательными учреждениями и работодателями.
    В системе среднего профессионального образования определится оптимальный перечень специальностей, востребованных региональным рынком труда; получит развитие целевая контрактная подготовка специалистов; повысится качество образования за счет внедрения второго поколения государственного образовательного стандарта.
    В системе высшего профессионального образования повышение качества подготовки специалистов достигается за счет внедрения современных технологий обучения, повышения научного потенциала высших учебных заведений.
    Результаты реализации Программы будут отслеживаться в ходе мониторинга функционирования региональной системы образования.