-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Костромская область
Постановление от 25 октября 2001 года № 284
О региональной целевой Программе «Обеспечение населения Костромской области питьевой водой» на период 1999-2010 годы
- Принято
- Костромской областной Думой
25 октября 2001 года
В редакции
c изменениями
-
от 30.12.2009 № 4436.
Рассмотрев представленную губернатором Костромской области региональную целевую программу "Обеспечение населения Костромской области питьевой водой" на период 1999-2010 годы, Костромская областная Дума отмечает, что указанная Программа утверждена постановлением главы администрации Костромской области N 400 от 8 сентября 1999 г., имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы N 219 от 17.09.1999 и внесена на утверждение в областную Думу на основании ст. 32 Устава Костромской области.
Общий объем финансирования Программы за счет различных источников определен в сумме 1,266 млрд. рублей. Объем финансирования за счет средств областного бюджета установлен в сумме 466,8006 млн. рублей.
Для решения проблемы улучшения питьевого водоснабжения и восстановления качества источников представленная Программа предусматривает комплекс взаимосвязанных работ, проектов и мероприятий по всем районам, населенным пунктам и в целом по области.
В целях улучшения качества питьевого водоснабжения необходимо по области заменить 66,5 км коммунальных канализационных сетей, построить и ввести в эксплуатацию водопроводов мощностью 125,8 тыс. м куб./сутки, бурить ежегодно по 30 артезианских скважин и заменить ветхих и аварийных водопроводных сетей около 300 км, по канализации ввести мощности на 17 тыс. м куб./сутки.
Выполнение мероприятий Программы позволит оперативно и эффективно снизить напряженную водохозяйственную обстановку и обеспечить население области доброкачественной питьевой водой, улучшить санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку.
При этом следует отметить, что в Программе не разработаны мероприятия по переводу систем дезинфекции питьевой и сточных вод на альтернативные жидкому хлору технологии, по сокращению использования воды питьевого качества на производственные нужды.
Реализация Программы осуществляется с 1999 года. На 01.08.2001 из предусмотренных Программой объемов финансирования всех уровней 185,4 млн. рублей выполнено работ всего на 63,8 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 26,2 млн. рублей, областного бюджета - 14,3 млн. рублей, бюджетов муниципальных образований - 20,5 млн. рублей, внебюджетных средств - 2,8 млн. рублей, что свидетельствует о неудовлетворительном ее исполнении.
На основании изложенного и в целях улучшения обеспечения населения качественной питьевой водой Костромская областная Дума постановила:
1.Утвердить региональную целевую программу "Обеспечение населения Костромской области питьевой водой" на период 1999-2010 годы.
2.Предложить администрации Костромской области и органам местного самоуправления муниципальных образований:
- при формировании областного бюджета на 2002 и последующие годы в проекте закона Костромской области "Об областном бюджете" предусмотреть финансирование планируемых расходов на реализацию Программы;
- с целью дополнительного финансирования Программы изыскать возможность частичного использования целевых денежных средств водного налога;
- в рамках Программы предусмотреть финансирование в полном объеме демонстрационного проекта по Красносельскому району;
- разработать мероприятия:
- по сокращению использования воды питьевого качества на производственные нужды;
- по сокращению водопотребления и водоотведения за счет внедрения систем оборотного и повторного водопользования;
- по использованию локальных очистных фильтров на водоподводящей системе в здания, где размещаются детские учреждения, больницы, учебные заведения;
- по переходу на подземные источники водоснабжения во всех районах, где имеются разведанные месторождения подземных вод;
- по ускорению установки счетчиков в квартирах для контроля за количеством используемой воды населением.
3.Рекомендовать Государственному центру санитарно-эпидемиологического надзора Костромской области (Сосидко В.К.):
- ежеквартально через средства массовой информации сообщать населению результаты гидрохимического и бактериологического контроля качества питьевой воды.
4.Рекомендовать комитету природных ресурсов по Костромской области (Коновалов А.Н.) при составлении "Государственной территориальной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на территории Костромской области на 2002 год" выделить средства на инвентаризацию разведанных месторождений пресных подземных вод, на резервирование участков месторождений с утвержденными эксплуатационными запасами пресных подземных вод и отнесение их в категорию особо охраняемых объектов, а также на инвентаризацию родников, вода которых может быть использована для хозяйственно-питьевых нужд, и на составление гидрогеологических кондиционных карт по экологическому состоянию Костромской области.
5.Рекомендовать главе самоуправления г. Костромы:
- предусмотреть строительство водопроводных колонок в г. Костроме, где возможна подача питьевой воды из подземных источников;
- разработать план мероприятий и сроки перехода г. Костромы на питьевое водоснабжение из подземных источников.
6.Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Костромской областной Думы.
7.Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель
Костромской областной Думы
В.П.ИЖИЦКИЙ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ
1.Основные цели и задачи программы
Питьевая вода - это единственный, ничем незаменимый продукт и средство гигиены человека и его жилища. Каждый человек должен иметь возможность удовлетворения жизненно-необходимых потребностей в безопасной для здоровья и эстетически приемлемой питьевой воде. Вода по централизованным системам должна подаваться в населенные пункты, в каждый дом, в каждую квартиру. При этом качество воды должно соответствовать гигиеническим стандартам.
Для решения проблемы улучшения питьевого водоснабжения и восстановления качества источников Программа предусматривает комплекс взаимоувязанных работ, проектов, мер и мероприятий по всем районам, населенным пунктам и в целом по области. Реализация этих мер позволит оперативно и эффективно снизить напряженную водохозяйственную обстановку и решить проблему обеспечения населения области доброкачественной питьевой водой, улучшить санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку.
Программа разработана в целях:
- Гарантированного обеспечения не менее 95% населения области услугами централизованного водоснабжения и отведения сточных вод;
- Рационального использования, охраны и восстановления источников питьевого водоснабжения;
- Внедрения прогрессивных методов и средств водозабора, подготовки и транспортировки воды потребителям, обеспечения отведения и очистки коммунальных стоков на уровне не ниже вторичной (биологической) очистки;
- Снижения затрат на производство питьевой воды и отведение стоков, обеспечение доступности услуг всем слоям населения в объеме, удовлетворяющем жизненные потребности;
- Обеспечения экономической эффективности и финансовой самоокупаемости муниципальных систем водоснабжения и водоотведения;
- Обеспечения притока инвестиций и требуемых потоков финансирования для дальнейшего развития существующих и строительства новых систем водоснабжения и водоотведения.
Достижение целей предусматривается за счет поэтапного решения основных задач Программы, при этом задачи условно разделяются на:
инженерно-технические
организационно-правовые
финансово-экономические.
К числу инженерно-технических задач относятся:
- Сокращение сбросов неочищенных сточных вод в источники хозпитьевого водоснабжения за счет строительства, ремонта, реконструкции и модернизации сооружений по очистке сточных вод;
- Модернизация, строительство и расширение станций по подготовке питьевой воды;
- Ремонт, восстановление, строительство водопроводных и канализационных сетей;
- Сокращение потерь воды в системах водоснабжения, включая внутридомовые сети и сантехоборудование;
- Организация учета воды на всех звеньях от водозабора до потребителя;
- Внедрение энергосберегающего оборудования и технологий, средств автоматизации управления технологическими процессами с целью сокращения затрат;
- Перевод систем дезинфекции питьевой и сточных вод на альтернативные жидкому хлору технологии;
- Обеспечение социально значимых объектов питьевой водой гарантированного качества на основе использования систем доочистки;
- Разведка месторождений подземных вод (включая прирусловые), освоение разведанных при наличии экономических и экологических предпосылок;
- Создание системы аварийного водоснабжения населения в случае чрезвычайных происшествий и форс-мажорных обстоятельств;
- Освоение и внедрение современных методов бестраншейной реконструкции и восстановления водопроводных и канализационных сетей;
Основными организационно-правовыми задачами являются:
- Институциональные преобразования организаций водоснабжения с целью повышения эффективности их деятельности;
- Законодательное усиление ответственности участвующих сторон;
- Улучшение системы контроля и нормирования качества питьевой и сточной воды;
- Внедрение системы сертификации технологий водоподготовки, оборудования, материалов и реагентов, применяемых в сфере хозпитьевого водоснабжения;
- Создание общедоступной информационной системы по качеству воды в источниках и системах водоснабжения;
- Усиление роли общественности и населения в разработке программных мероприятий и принятии решений, улучшение работы с населением по вопросам экономии воды, необходимости учета и информирования его о реальном качестве воды;
- Внедрение концессионных и арендных отношений, привлечение частных предприятий и кампаний для эксплуатации муниципальных сооружений, внедрение методов конкуренции при передачи прав на эксплуатацию;
- Законодательное обеспечение финансирования программных мероприятий, в том числе за счет создания инвестиционного благоприятного климата;
- Повышение ответственности муниципалитетов в развитии систем водоснабжения и организации обеспечения населения питьевой водой;
- Разграничение полномочий специально уполномоченных Государственных органов, повышение эффективности их деятельности.
Экономические задачи. Критерии эффективности
Оценка эффективности реализации программы будет производится по:
- своевременному выполнению мероприятий;
- сокращению утечек и непроизводительных потерь воды, снижению за счет этого общего водопотребления;
- улучшение качества питьевой воды;
- сокращению показателей заболеваемости, связываемых с употреблением некачественной воды (в первую очередь - заболеваемости, вызванной вирусным гепатитом А);
- сокращению бюджетной зависимости водохозяйственного сектора.
Этапы и сроки выполнения Программы
Реализация Программы намечается в три этапа. Временные рамки этих этапов охватывают периоды 1999-2000, 2001-2005 и 2006-2010 годы.
На первом этапе в 1999-2000 году предусматриваются, в основном, организационные мероприятия:
- Подготовка правовой и нормативной базы, обеспечивающей повышение эффективности организаций водоснабжения и перехода его на самоокупаемость, проведение необходимых институциональных преобразований;
- Обеспечение инструментального учета забора воды и подачи в сеть на существующих сооружениях, обеспечение учета потребления воды в бюджетной сфере;
- Формирование и реализация пилотных (демонстрационных) проектов первоочередных мероприятий;
- Осуществление неотложных мероприятий, в первую очередь, не требующих крупных капитальных затрат, реализация которых может дать существенное улучшение водообеспечения населения, объектов бюджетной сферы;
- Выполнение комплекса проектных работ и инженерных изысканий для последующего развития систем хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- Завершение начатых ранее работ по строительству и реконструкции объектов;
- Проведение финансового аудита организаций водоснабжения, разработка мероприятий по снижению затрат и повышению эффективности производства и транспортировки воды.
Основной целью первого этапа является институциональное усовершенствование и внедрение нормативно-правового обеспечения, необходимого для успешной реализации программы, отработка механизмов реализации основных направлений на базе пилотных объектов;
На втором этапе (2001-2005 гг.) необходимо:
- Обеспечение учета холодного и горячего водопотребления на уровне отдельных домов и подъездов, внедрение институционально-правовой базы для обеспечения населения индивидуальными средствами учета и установка водомерных счетчиков для учета потребления населением холодной воды;
- Обеспечение микробиологической безопасности питьевой и сточной воды, замена технологий хлорирования на альтернативные методы;
- Выполнение программ по сокращению потерь и ликвидации утечек;
- Выполнение программы обеспечения социальных объектов питьевой водой нормативного качества и альтернативного водоснабжения населения;
- Восстановление и ремонт главных водоводов;
- Восстановление и ремонт существующих водозаборных сооружений, сооружений водоочистки и очистных сооружений сточных вод, внедрение энергосберегающих технологий;
- Обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества;
- Организацию системы мониторинга и информационного обеспечения;
- Тампонаж скважин, обустройство зон санитарной охраны;
- Проведение капиталоемких работ по внедрению современного энергосберегающего оборудования для снижения затрат и эксплуатационных расходов;
- Перевод оплаты услуг водоснабжения и канализации для населения на экономически оправданные тарифы с внедрением системы адресной социальной поддержки малообеспеченных категорий населения, перевод на полную самоокупаемость сектора;
- Строительство промежуточых резервуаров, повысительных станций и напорных узлов, с целью обеспечения устойчивого водоснабжения;
- Создание акционерных компаний по водоснабжению и водоотведению. И привлечение частных предприятий и кампаний к эксплуатации сооружений ВКХ.
Основной целью второго этапа является обеспечение микробиологической безопасности питьевой воды, обеспечение населения питьевой водой нормативного качества в достаточных объемах, организация учета потребления воды, сокращение эксплуатационных расходов и повышение эффективности организации водоснабжения. На данном этапе предполагается переход на оплату населением услуг ВКХ по экономически оправданным тарифам с внедрением принципов адресной поддержки малоимущего населения.
На третьем этапе (2006-2010 гг.) предполагается завершение наиболее дорогостоящих и трудоемких задач:
- Восстановление, реконструкция и строительство водопроводных сетей городских и сельских поселений;
- Реконструкция существующих и строительство новых систем водопроводных и канализационных очистных сооружений с внедрением современных технологий;
- Реконструкция и строительство канализационных сетей;
- Перевод на подземные источники водоснабжения;
- Обеспечение учета потребления горячей и холодной воды всеми категориями потребителей, полный переход на оплату по показаниям приборов учета.
Основной задачей третьего этапа будет обеспечение не менее 95% населения услугами централизованного водоснабжения, при этом - не менее 75% - домовыми вводами, соблюдение устойчивости водоподачи и нормативов качества, при обязательной оплате услуг по полной стоимости на основании показаний водомерных счетчиков.
По области Программой предусмотрено:
- бурение артезианских скважин в 12 райцентрах, в т.ч. в п. Антропово, Вохма, Кадый, Островское, Чухлома, Солигалич и др., а также в крупных населенных пунктах;
- строительство ОС водопровода в г. Мантурово, водоочистной станции п. Поназырево, станции обезжелезивания и реконструкция водопровода в г. Солигаличе, строительство станции ультрафиолетового облучения в г. Галиче;
- строительство сетей водопровода в п. Антропово, г. Буе, п. Вохма, Кадый, Нерехта, Боговарово и др. райцентрах и населенных пунктах. В состав мероприятий по г. Костроме входят развитие Башутинского водозабора, строительство станции обезжелезивания на очистных сооружениях водопровода (ОСВ) в д. Башутино, восстановление жизненно-важных магистральных водоводов, восстановление и обновление городских сетей канализации, реконструкция очистных сооружений и хлорного хозяйства на Коркинских ОСК, строительство дюкера через р. Волга и др.
В целом по области планируется заменить 66,5 км коммунальных канализационных сетей, построить и ввести в эксплуатацию водопроводов мощностью 125.8 тыс. м куб./сутки, бурить ежегодно по 30 артскважин и заменить ветхих и аварийных водопроводных сетей около 300 км, по канализации ввести мощности на 17 тыс. м куб./сутки, реконструкция насосно-фильтровальных станций (НФС) и хлорного хозяйства на 71 фильтровальных станциях (ФС).
Потребность в финансовых ресурсах по этапам реализации региональной Программы
Таблица 21
Источники финан- сирования | 1999 год млн. р./% | 2000 год млн. р./% | 2001-2005 гг. млн. р./% | 2006-2010 гг. млн. р./% | Всего 1999-2010 гг. (млн. р.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Федеральный бюджет | - | 8,884 ---- 9 | 57,9874 ------- 9 | 44,702 ------ 9 | 110,9334 |
Бюджет субъекта Федерации | 12,48 ----- 47 | 32,452 ----- 32,9 | 238,3926 ------- 37 | 183,775 ------- 37 | 466,8006 |
Бюджет муници- пальных образований | 5,210 ----- 19,6 | 28,169 ----- 28,5 | 161,0761 -------- 25 | 119,205 ------- 24 | 314,7031 |
Собственные средства предприятия | 7,96 ---- 29,9 | 26,293 ----- 26,6 | 161,0761 -------- 25 | 124,172 ------- 25 | 319,3971 |
Средства населения | 0,94 ---- 3,5 | 2,34 ---- 2,4 | 12,8861 ------- 2 | 9,934 ----- 2 | 26,1001 |
Отечествен- ные инвесторы | - | - | - | - | - |
Иностранные инвесторы | - | - | - | 4,967 ----- 1 | 4,967 |
Прочие источники (вне- бюджетные) | - | 0,576 ----- 0,6 | 12,8861 ------- 2 | 9,934 ----- 2 | 23,3961 |
Всего: | 26,59 ----- 100 | 98,714 ----- 100 | 644,3044 -------- 100 | 496,689 ------- 100 | 1266,2974 |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, положенные в основу разработки программы
Федеральный уровень
Федеральные законы
1.Федеральный закон от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".
2.Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ.
3.Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".
4.Федеральный закон от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
5.Федеральный закон от 22.02.99 "О Федеральном бюджете на 1999 г.".
6.Закон РФ "О недрах".
7.Закон РСФСР от 19.04.91 N 1034-1 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
8.Закон РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды".
9.Закон РФ от 02.06.93 N 5076-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".
10.Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
11.Закон РФ от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указы
1.Указ Президента РФ от 28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ".
2.Указ от 27.05.97 N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства РФ".
Постановления
1.Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
2.Постановление Правительства РФ от 17.05.96 N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождение пользователей недр от указанных отчислений".
3.Постановление Правительства РФ от 14.03.97 N 307 "Об утверждении Положения о введении государственного мониторинга водных объектов".
4.Постановление Правительства РФ от 03.04.97 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии".
5.Постановление Правительства РФ от 06.06.97 N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов".
6.Постановление Правительства РФ от 06.03.98 N 292 "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществление первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения".
7.Постановление Правительства РФ от 22.07.98 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам".
8.Постановление Правительства РФ от 03.08.92 N 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экономических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов".
9.Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 (изм. от 27.12.94 N 1428) "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Нормативные документы Госкомэкологии России
Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплектов.
Утверждено Минприроды России 01.01.92.
Региональный уровень
Законы
1.Закон Костромской области от 30.03.99 "Об Областном бюджете Костромской области на 1999 г.".
Постановления Костромской областной Думы
1.Постановление Костромской областной Думы от 31.10.96 N 386"О порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами при геологическом изучении и добыче подземных вод на территории Костромской области".
2.Постановление Костромской областной Думы от 07.10.97 "О Законе Костромской области "Об инвестиционной деятельности в Костромской области".
3.Постановление Костромской областной Думы от 29.12.98 N 494 "Об утверждении ставок платы за пользование водными объектами в Костромской области.
4.Постановление Костромской областной Думы от 21.01.99 N 524 "О порядке зачисления в областной бюджет, бюджеты муниципальных образований платы за пользование водными объектами".
Постановления главы администрации Костромской области
1.Постановление главы администрации Костромской области от 12.08.94 N 567 "О проблемах рационального использования и охраны подземных вод Костромской области".
2.Постановление главы администрации Костромской области от 30.08.95 N 488 "О ходе выполнения постановления главы администрации области N 567 от 12.06.94 "О проблемах рационального использования и охраны подземных вод Костромской области".
3.Постановление главы администрации Костромской области от 27.11.97 N 793 "О мероприятиях по развитию лизинга в Костромской области на 1997-2000 гг.".
4.Постановление главы администрации Костромской области от 08.06.98 N 359 "Об утверждении Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства".