Кировская область
Решение от 17 января 2012 года
По делу № 78
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
17 января 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии – <...>– заместителя руководителя управления и членов Комиссии – <...>,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
<...> – главного редактора КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра»;
протокол вел <...>- ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы,
рассмотрев дело № 78 по признакам нарушения КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра» части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
При осуществлении государственного надзора за соблюдением действующего рекламного законодательства печатными СМИ было установлено, что в газете «Кировская искра» от 29.10.2011 года № 130 (12357) на странице 6 был размещен рекламный модуль следующего содержания:
-«4 ноября с 8.00 до 11.00 врачи психиатры – наркологи Адаркин А.Л., Паникаровских В.Н. Большой опыт работы. Лечение: Алкоголизм все виды кодирования, консультативный прием. Уржум, КДЦ. Справки по тел. 2-16-35, 8 -922-661-06-51, 8 -922-667-53-15 с 8.00 до 22.00. Предоставляются скидки. Лицензия ДЗ кировской области от 23.07.2008 ЛО -43-01-000111, ЛО -43-01-000-112 ».
Общероссийский классификатор услуг населению (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163 в ред. от 28.03.2008) относит вышеперечисленные услуги к медицинским услугам.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Предупреждение в печатных средствах массовой информации должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Рекламный модуль «4 ноября с 8.00 до 11.00 врачи психиатры – наркологи Адаркин А.Л., Паникаровских В.Н. Большой опыт работы. Лечение..» размещен без соответствующего предупреждения.
За нарушение требований ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона ответственность несет рекламораспространитель. Рекламораспространителем ненадлежащей рекламы в газете «Кировская искра» является КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра», что подтверждается информацией в выходных данных газеты, поэтому в отношении данного хозяйствующего субъекта было возбуждено производство по делу.
На дату рассмотрения дела документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 78 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, представлены в полном объеме.
На заседании Комиссии, главный редактор «Редакция газеты «Кировская искра» - Бурлаков Андрей Владиленович нарушение признал и пояснил, что данное нарушение произошло из-за неопытности работника – менеджера по рекламе.
Изучив имеющиеся документы и заслушав доводы ответчика, Комиссия установила, что КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра» нарушена часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Выводы Комиссии основаны на следующем:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в газете «Кировская искра» от 29.10.2011 года № 130 (12357) на странице 6 следующего содержания: «4 ноября с 8.00 до 11.00 врачи психиатры – наркологи Адаркин А.Л., Паникаровских В.Н. Большой опыт работы. Лечение: Алкоголизм…» соответствует требованиям статьи 3 ФЗ «О рекламе» и является рекламой.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 22.01.2001 N 12 "О введении в действие отраслевого стандарта "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" (вместе с "ОСТ 91500.01.0005-2001...") медицинская услуга определяется как мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ред. от 01.02.2002) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17) раздел услуги в области здравоохранения и в социальной области лечение алкоголизма, табакокурения (никотиномании), отнесены к услугам, предоставляемым наркологическими амбулаториями, отделениями и кабинетами.
Кроме того, вышеперечисленные услуги в соответствии с «Общероссийским классификатором услуг населению» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 № 163) являются медицинскими услугами.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Данное предупреждение в печатных средствах массовой информации должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
Целью размещения в рекламе предупредительной информации такого рода, является обеспечение правильного приема лекарственных препаратов, получения медицинских услуг и надлежащей эксплуатации медицинской техники.
Таким образом, информация, размещенная в рекламном модуле, не содержала необходимое предупреждение, которое является обязательным в силу части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона несет ответственность рекламораспространитель. Рекламораспространителем спорного рекламного модуля является КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра».
Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствовало документальное подтверждение того, что нарушение устранено, Комиссия решила выдать КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра» предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом газеты «Кировская искра» на основании Устава редакции и приказа от 05 ноября 1999 года № 50 является главный редактор. Главный редактор несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Именно он заключил от имени КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра» договор на размещение спорной рекламы.
Комиссия считает необходимым привлечь главного редактора «Редакция газеты «Кировская искра»<...> к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 3, ст. 24, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
1.Признать ненадлежащей рекламу:
-«4 ноября с 8.00 до 11.00 врачи психиатры – наркологи Адаркин А.Л., Паникаровских В.Н. Большой опыт работы. Лечение: Алкоголизм все виды кодирования, консультативный прием. Уржум, КДЦ. Справки по тел. 2-16-35, 8 -922-661-06-51, 8 -922-667-53-15 с 8.00 до 22.00. Предоставляются скидки. Лицензия ДЗ кировской области от 23.07.2008 ЛО -43-01-000111, ЛО -43-01-000-112», размещенную в газете «Кировская искра» от 29.10.2011 года № 130 (12357) на странице 6, так как она противоречит требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2.Признать КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра» нарушившим часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» при издании и распространении газеты «Кировская искра».
3.Выдать КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4.Передать материалы уполномоченному должностному лицу Кировского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного редактора КОГАУ «Редакция газеты «Кировская искра».
Решение изготовлено в полном объеме 17 января 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.