Кировская область
Решение от 03 апреля 2012 года
По делу № 22
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
03 апреля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии – Молчанова А.В. – и.о. руководителя управления и членов Комиссии – Созиновой А.И. – начальника отдела финансовых рынков и рекламы, Овчинникова А.Е. – ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы;
в присутствии:
- <...> – руководителя Кировского филиала ООО «Пронто-НН»;
протокол вела Новикова А.Н. – специалист 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы;
рассмотрев дело № 22 по признакам нарушения ООО «Пронто-НН» (юридический адрес: 603022, г. Н.Новгород, Окский съезд 2А, почтовый адрес: 610020, г. Киров, ул. Володарского, д. 69) ст. 8, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.,
При осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области было установлено, что в пивном пабе «ПАН Розливан», расположенном по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, 62, распространяется полиграфическая продукция – визитки, собранные на одну белую пружину сбоку под названием: «Ночной Киров. Из рук в руки», с рекламной информацией следующего содержания:
- «Пивной Паб «ПАН Разливан», Октябрьский пр-т, 62 с 10.00 до 22.00. Живое разливное пиво из кег более 20 сортов: Чешское, Немецкое, Мюнхенское, Бархатное, Ирландский эль…Доставка пива на дом 45-40-04 Эксклюзивное пиво для нашего города! Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью!
- «Служба доставки японских блюд на дом. Японская кухня. Закажи прямо сейчас! Мы работаем для Вас! Хочешь суши? Звони и кушай! 44-66-69, 44-46-55. Наш адрес: Солнечный пр-д, 4. Наш сайт: www.roll43.ru. Наша группа ВК: www.vk.ru.roll43». На оборотной стороне визитки размещена информация: «Инь-Янь» 160г./185р., «Амо ролл» (сладкий ролл) 16-г./195р., «Филадельфия» 190г./150р., «Якитори» 350г./205р., «Калифорния» 200г./170р., «Весна» 190г./140р. Ежедневно! С 10-00 до 24-00 час! Доставим в течении часа! Указанная информация сопровождается изображением роллов.
- «Ломбард 24 часа. Сотовые, золото, ноутбуки – купим дорого. Киров, Воровского, 50 44-45-40, 20-54-43». Указанная информация сопровождается изображением золотых слитков, денежных купюр, золотых цепочек, ноутбука, автомобиля.
- «Семь трактиров. Доставка: пицца, роллы, напитки, салаты и др. Время работы с 12 до 23 ч. 732-602 e-mail: ko-meta@bk.ru www.cafeyabloko.com@». Указанная информация сопровождается изображением пиццы и роллов.
- «Кафе «BEERЛОГА». Японская, итальянская, украинская и европейская кухня. Три зала. Отдельный зал для некурящих. Шоу-программа, танцпол, кальян. Организация банкетов, свадеб, корпоративных вечеринок. Время работы: 12-03 Вс-Чт, 12-04 Пт-Сб, г. Киров, ул. Свободы 69, 64-29-19 (заказ столиков). Указанная информация сопровождается изображением приготовленных блюд.
На основании статьи 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Информация в рекламных модулях: «Пивной Паб «ПАН разливан», «Служба доставки японских блюд на дом», «Семь трактиров» относится к дистанционному способу продажи товаров и размещена с нарушением требований ст. 8 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 3 ст. 23 ФЗ «О рекламе» Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В визитке «Кафе «BEERЛОГА» рекламируется в том числе и кальян, но предупреждение, предусмотренное ч. 3 ст. 23 Закона «О рекламе» отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги, относятся, в том числе ломбарды. В рекламном модуле «Ломбард 24 часа» отсутствует наименование лица, оказывающего такие финансовые услуги, то есть содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем вышеуказанных рекламных визиток является ООО «Пронто-НН». Учитывая тот факт, что реклама содержит признаки нарушения ст. 8, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», ответственность за которые в соответствии со ст. 38 закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель, необходимо возбудить производство по делу в отношении ООО «Пронто-НН».
К заседанию Комиссии, назначенному на 20.03.2012 года, документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 22 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, поступили в полном объеме.
В письменных пояснениях директора по производству ООО «Пронто-НН» <...> сообщается следующее:
«1. В отношении нарушения ст. 8 ФЗ «О рекламе», касающегося размещения в буклете информации: «Пивной паб «Пан разливан», «Служба доставки японских блюд на дом», «Семь трактиров» сообщаем следующее.
Указанные в буклете услуги по доставке готовой продукции и напитков оказываются организациями общественного питания. Доставка готовых блюд и напитков не является продажей товаров дистанционным способом, поскольку в силу положений Правил продажи товаров дистанционным способом ей признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи. При этом согласно п. 2 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель (организация независимо от своей организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель) оказывает потребителю услуги общественного питания по возмездному договору. Соответственно, на отношения по представлению услуг общественного питания Правила продажи товаров дистанционным способом не распространяются. Ввиду вышеуказанного, считаем, что ООО «Пронто-НН» не нарушило требований ст. 8 ФЗ « о рекламе».
2. В отношении информации, касающейся рекламы «Ломбард 24» поясняем.
В результате проведенного служебного расследования было установлено, что данная информация отсутствовала по причине того, что выпускающий редактор Кировского филиала ООО «Пронто-НН» <...> не потребовала у рекламодателя внести соответствующие коррективы в текст объявления с указанием наименования юридического лица и его организационно-правовой формы. Администрацией ООО «Пронто-НН» в отношении виновного сотрудника будут приняты меры дисциплинарного воздействия.
3. По существу возможных нарушений рекламы кафе «BEERЛОГА» сообщаем следующее.
Объектом указанной рекламы является кафе «BEERЛОГА». Упоминание в макете слово «кальян» является информацией о сопутствующих услугах, поскольку сигареты, напитки, в том числе алкогольные, предлагаются в меню любого заведения, оказывающего услуги общепита в силу специфики деятельности таких организаций. Полагаем, что никаких признаков, свидетельствующих о привлечении внимания к кальяну как к объекту рекламирования, направленных на формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, в буклете не имеется.
ООО «Пронто-НН» дополнительно сообщает, что буклеты были выпущены в конце прошлого года единожды, в настоящее время их выпуск не осуществляется. В части нарушения законодательства к требованию рекламы финансовых услуг (реклама ломбарда) просим возложить ответственность на должностное лицо ООО «Пронто-НН» <...>.
На заседании Комиссии руководитель Кировского филиала ООО «Пронто-НН» <...> факт нарушения рекламного законодательства признала и пояснила, что в настоящее время спорная реклама не распространяется.
Изучив имеющиеся материалы и выслушав всех лиц участвующих в деле, Комиссия установила, что ООО «Пронто-НН» нарушило ст. 8, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Выводы комиссии основаны на следующем:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Спорная информация, размещенная на визитках, собранных на одну белую пружину сбоку под названием: «Ночной Киров. Из рук в руки», распространяемых в пивном пабе «ПАН Розливан», расположенном по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, 62, является рекламной, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования и поддержанию интереса к ним, их продвижению на рынке, по своему характеру разовым предложением не является.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (ст. 3 Закона).
Согласно Правил продажи дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612, продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
На основании ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Информация, содержащаяся в рекламных модулях: «Пивной Паб «Пан разливан», «Семь трактиров», «Служба доставки японских блюд на дом» относится к дистанционному способу продажи товаров, потому что исключается возможность для потребителя непосредственно ознакомиться с товарами.
В рекламном модуле «Служба доставки японских блюд на дом» не содержатся сведения о наименовании, месте нахождения и ОГРН хозяйствующего субъекта, осуществляющего доставку японских блюд. В рекламных модулях: «Пивной Паб «Пан разливан», «Семь трактиров» отсутствуют сведения о наименовании и ОГРН хозяйствующих субъектов, осуществляющих доставку разливного пива («ПАН Розливан») и готовых блюд («Семь трактиров»). Поэтому вышеуказанные рекламные модули размещены с нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе».
Довод Общества о том, что дистанционный способ продажи товаров не распространяется на услуги общественного питания, Комиссией не применяется в виду следующего.
Согласно Правилам оказания услуг общественного питания, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г., услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания. Наряду с услугами общественного питания широкое распространение имеет изготовление и продажа полуфабрикатов продуктов питания, а также готовых блюд. В этих случаях к отношениям, возникающим между исполнителем и заказчиком, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Согласно ч. 3 ст. 23 ФЗ «О рекламе» реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Требование части 3 ст. 23 Закона распространяется в том числе и на рекламу кальяна. В рекламном модуле «Кафе «BEERЛОГА» рекламируется кальян, но предупреждение, предусмотренное ч. 3 ст. 23 Закона «О рекламе» отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» к финансовым организациям, оказывающим финансовые услуги, относятся, в том числе ломбарды. В рекламном модуле «Ломбард 24 часа» отсутствует наименование лица, оказывающего услуги ломбарда, что является нарушением ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Согласно ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ст. 8, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель, которым является ООО «Пронто-НН». Нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.
Учитывая то, что на момент рассмотрения дела отсутствовало документальное подтверждение устранения нарушения, Комиссия решила выдать ООО «Пронто-НН», как рекламораспространителю, предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
Кроме того, для обеспечения соблюдения требований рекламного законодательства, Комиссия также решила выдать предписания ООО «Ко-Мета», ООО «Мария», ИП Тетенину Н.Ю., ООО «Японская кухня», <...> как рекламодателям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом ООО «Пронто-НН» является руководитель Кировского филиала Общества, которая заключила договоры от имени Общества на размещение рекламы.
Комиссия считает необходимым привлечь руководителя Кировского филиала ООО «Пронто-НН» <...>. к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 3, ст. 5, ст. 8, ст. 23, ст. 28, ст. 33, ст. 36, ст. 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
- «Пивной Паб «ПАН Разливан», Октябрьский пр-т, 62 с 10.00 до 22.00. Живое разливное пиво из кег более 20 сортов: Чешское, Немецкое, Мюнхенское, Бархатное, Ирландский эль…Доставка пива на дом 45-40-04 Эксклюзивное пиво для нашего города! Чрезмерное употребление пива вредит Вашему здоровью!
- «Служба доставки японских блюд на дом. Японская кухня. Закажи прямо сейчас! Мы работаем для Вас! Хочешь суши? Звони и кушай! 44-66-69, 44-46-55. Наш адрес: Солнечный пр-д, 4. Наш сайт: www.roll43.ru. Наша группа ВК: www.vk.ru.roll43». «Инь-Янь» 160г./185р., «Амо ролл» (сладкий ролл) 16-г./195р., «Филадельфия» 190г./150р., «Якитори» 350г./205р., «Калифорния» 200г./170р., «Весна» 190г./140р. Ежедневно! С 10-00 до 24-00 час! Доставим в течении часа!
- «Ломбард 24 часа. Сотовые, золото, ноутбуки – купим дорого. Киров, Воровского, 50 44-45-40, 20-54-43».
- «Семь трактиров. Доставка: пицца, роллы, напитки, салаты и др. Время работы с 12 до 23 ч. 732-602 e-mail: ko-meta@bk.ru www.cafeyabloko.com@».
- «Кафе «BEERЛОГА». Японская, итальянская, украинская и европейская кухня. Три зала. Отдельный зал для некурящих. Шоу-программа, танцпол, кальян. Организация банкетов, свадеб, корпоративных вечеринок. Время работы: 12-03 Вс-Чт, 12-04 Пт-Сб, г. Киров, ул. Свободы 69, 64-29-19 (заказ столиков)», размещенную в визитках, собранных на одну белую пружину сбоку под названием: «Ночной Киров. Из рук в руки», распространяемую в пивном пабе «ПАН Розливан», расположенном по адресу: г. Киров, Октябрьский пр-т, 62, так как она противоречит требованиям ст. 8, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
2.Признать ООО «Пронто-НН», нарушившим ст. 8, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
3.ООО «Пронто-НН» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
4.ООО «Ко-Мета» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
5.ООО «Мария» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
6.ИП Тетенину Н.Ю. выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
7.ООО «Японская кухня» выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
8.<...> выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства.
9.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ, в отношении руководителя Кировского филиала ООО «Пронто-НН» <...>.
Решение изготовлено в полном объеме 03 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии
А.В.Молчанов
Члены Комиссии
А.И.Созинова
А.Е.Овчиннико