-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Кировская область

Решение от 10 января 2007 года

По делу № 19
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
10 января 2007 года
    Комиссия Кировского управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дел по признакам нарушения законода­тельства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии - Никонова М.Л. - зам. руководителя,
    члены Комиссии: Созинова А.И. - главный специалист - эксперт,
    Рогожкин А.Г. - специалист - эксперт,
    рассмотрев дело № 19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламного проспекта «Артезианская питьевая вода «Краснозатонская Серебряная», в котором проводится сравнение питьевой воды «Краснозатонская Серебряная с водой, продаваемой в розлив в киосках, что содержит признаки на­рушения ч. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», в присутствии представителей:
    заявителя ИП Зонова Василия Васильевича (610000, г. Киров, ул. Москов­ская, д. 3, кв. 3) - Головин Владимир Евгеньевич по доверенности от 11.12.2006 г.
    Суслопарова Юлия Валерьевна по доверенности от 11.12.2006г.
    Бабинцева Ирина Александровна по доверенности от 11.12.2006г лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе индивидуального предпринимателя Костромитинова Евгения Владимировича (г.Киров, ул. Попова, 61) -
    и представителя Костромитинова Е. В. - Агаева Азиза Ага Али-гушат оглы по доверенности от 12.12.2006г.
    В Кировское УФАС России обратился ИП Зонов В.В., который осуществляет реализацию питьевой воды в розлив через сеть киосков «Ключ здоровья». Суть обращения заключалась в том, что ООО «Эколайн» в своем рекламном проспекте «Артезианская питьевая вода «Краснозатонская Серебряная». Пейте на здоровье!» проводит сравнение питьевой воды «Краснозатонская Серебряная» с водой, продаваемой на розлив в киосках, указывая на то, что та и другая является артезианской. При этом отмечается, что артезианская вода, как правило, обладает высокой жесткостью, и это проявляется при кипячении в виде осадка и белесой пленки на поверхности воды, а позднее в организме человека в виде солей в суставах, или камней в печени и почках. Однако в качестве сравнения говорится о том, что «Краснозатонская» изначально менее жесткая и при кипячении практически не дает осадка. Отдельно делается акцент на то, что соли жесткости, которые при кипячении дают осадок (кальций, магний), содержатся в Краснозатонской в количестве, близком к минимально рекомендованным СанПиНом.
    Учитывая то, что данные действия содержат признаки нарушения ч. 2 и ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», который не допускает недобросовестную рекламу, содержащую некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами других изготовителей, а также недостоверную рекламу, содержащую не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других изготовителей, в отношении ООО «Эколайн» было возбуждено производство по делу.
    Рассмотрение дела откладывалось, так как на первом заседании Комиссии было установлено, что ООО «Эколайн», расположенное в г.Кирове, было зарегистрировано только в декабре 2005 г., а рекламный проспект изготовлен индивидуальным предпринимателем Костромитиновым в сентябре 2004 г. и отпечатан в ОАО «Коми республиканская типография». Оплату производило ООО «Эколайн» г. Сыктывкара, которое в своем письме, адресованном предпринимателю Зонову, сообщило, что буклет ими не изготавливался и не распространялся; телефон, указанный в буклете не является телефоном, зарегистрированным на их фирму, а поэтому все претензии следует направлять лицам, причастным к изготовлению и рас­пространению буклета. В качестве стороны по делу был дополнительно привлечен индивидуальный предприниматель Костромитинов Е.С., который в настоящее время является так же директором ООО «Эколайн» г.Кирова.
    На заседании Комиссии лица, участвующие в деле, пояснили следующее:
    Представители индивидуального предпринимателя Зонова, осуществляющего на территории г. Кирова реализацию питьевой воды через сеть киосков «Ключ здоровья», пояснили, что с компанией ООО «Эколайн» они делают одно дело - снабжают г. Киров питьевой водой. Качество воды, продаваемой в розлив, соответствует 1 категории питьевого качества, что подтверждается соответствующими документами - сертификатами Кировского центра стандартизации и качества, протоколами лабораторных испытаний Центра Госсанэпиднадзора. Уровень жесткости воды меняется в зависимости от времени года и времени суток, это незначительные отклонения в пределах норм и они выдерживаются. Поэтому сравнение в рекламном буклете о жесткости нашей воды с бутилированной некорректно. Буклет адресован обычному потребителю, и прочитав его можно буквально понять, что вода, продаваемая в розлив в киосках, приводит к образованию камней в почках и печени.
    Индивидуальный предприниматель и директор ООО «Эколайн» - Костромитинов Е.С. пояснил, что рекламный буклет был изготовлен им и отпечатан по договоренности с ООО «Эколайн» г. Сыктывкар в ОАО «Коми республиканская типография» еще до регистрации на территории г.Кирова Общества с аналогичным названием. Общий тираж данного буклета составлял 10000 экземпляров, и они считали, что все буклеты за такой длительный период времени уже реализованы. Фактически буклет информирует потребителей о свойствах воды и о содержании биогенных элементов в составе воды, соответствии воды критерию физиологической полноценности. Различия, представленные в буклете на его взгляд являются достоверными, так как основаны на нормативных документах и СанПин. Вся информация, приведенная в буклете корректна. Кроме того, в буклете не указывается на то, что вода, продаваемая на розлив в киосках, не соответствует СанПин, и имеется взаимосвязь этой воды с образованием камней в почках.
    Жесткость «Краснозатонской Серебряной» составляет 2,0 мг-экв/л, при нормативе (ПДК) для вод высшей категории 1,5-7,0 мг-экв/л. В то же время жесткость воды, продаваемой на розлив в киосках Зонова В.В. составляет 3,5 мг-экв/л. При этом «Краснозатонская Серебряная» проходит дополнительную очистку с последующей мягкой корректировкой солевого состава. На момент рассмотрения дела оставшиеся в Вятской торгово-промышленной палате семь буклетов переданы Комиссии.
    Изучив имеющиеся документы, выслушав всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия установила, что индивидуальным предпринимателем Костромитиновым Евгением Владимировичем был нарушен п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О рекламе».
    Выводы Комиссии основаны на следующем:
    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама -это распространяемая любым способом, в любой форме, и с использованием любых средств информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Рассматриваемый в данном деле рекламный проспект «Артезианская питьевая вода «Краснозатонская Серебряная». Пейте на здоровье!», полностью соответствует понятию рекламы.
    Информация о времени изготовления рекламного буклета находится за пределами знаний потребителя и воспринимается на текущий момент.
    Представленные на заседание Комиссии протоколы испытаний свидетельствуют о следующем:
    1.Протокол испытаний № 128 проб питьевой воды на соответствие СанПин 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». Испытания проведены испытательной лабораторией ОАО «Коми тепловая компания».
    Заказчик ООО «Эколайн». Продукция - Вода питьевая артезианская очищенная бутилированная, кондиционированная по солевому составу, фторированная высшей категории качества «Краснозатонская Серебряная». Дата испытаний - 04.07.06г.
    Основные показатели, по которым производилось сравнение товаров:
    - Общая жесткость при норме от 1,5 до 7 - факт 2,0.
    - Кальций при норме от 25 до 80 - факт 25,05.
    - Магний при норме от 5( 10) до 50 - факт 9,12.
    2.Протокол лабораторных испытаний № 4475 от 10.08.2006 г. воды питьевой артезианской из скважины № 45461 на соответствие СанПин 2.1.4.1116-02. Испытания проведены ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области». Дата проведения 02.08.06 г.
    Основные показатели, по которым производилось сравнение товаров:
    - Общая жесткость при норме не более 7 - факт 2,28.
    - Кальций при норме не более 130 - факт 27,8.
    - Магний при норме не более 65 - факт 5,7.
    Других документов, по которым можно было бы провести сравнение, представлено не было. Однако, рассмотренные показатели свидетельствуют о том, что вода, реализуемая обоими хозяйствующими субъектами, соответствует установленным нормативам и значительно не отличается по своим показателям.
    Следовательно, приведенная в рекламном буклете сравнительная информация: «Наша вода (по содержанию буклета это вода «Краснозатонская Серебряная»), как и вода, продаваемая на розлив в киосках, является артезианской. Как правило, артезианская вода обладает высокой жесткостью. При кипячении это проявляется в виде осадка и белесой пленки на поверхности воды. Но если осадок в чайнике, то будьте уверены, что со временем он появится и в Вашем организме в виде солей в суставах, или камней в печени и почках. Наша вода изначально менее жесткая и при кипячении практически не дает осадка.» является некорректной и может вве­сти в заблуждение потребителей рекламы, которые не обладают соответст­вующими знаниями.
    Оба хозяйствующих субъекта осуществляют свою деятельность на од­ном товарном рынке - реализация природной питьевой воды, а поэтому являются конкурентами.
    Таким образом, в рекламном проспекте содержится некорректное сравнение качества бутилированной воды «Краснозатонская Серебряная», реализуемой под торговой маркой «Эколайн» и воды, продаваемой в роз­лив, реализацией которой на территории г. Кирова занимается только ИП Зонов В.В. через сеть киосков «Ключ здоровья».
    Недобросовестной по отношению к конкурентам рекламодателя явля­ется реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических и физических лиц. При этом следует учесть, что конкурирующие товары могут и не называться, сравнение может производиться со всеми другими представленными на данном рынке однородными товарами.
    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 года №38 - ФЗ, недобросовестной является реклама, которая: содержит некорректные сравнения (нетактичное, противоречащее правилам этики и приличия) рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, кото­рые произведены другими изготовителями или реализуются другими про­давцами.
    В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О рекламе», реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
    Индивидуальный предприниматель Костромитинов Евгений Сргеевич в данном случае выступает в качестве рекламодателя и рекламо-производителя. Таким образом, нарушение рекламного законодательства произошло по его вине.
    В процессе рассмотрения дела представители заявителя частично изменили свои требования, а именно: отказались от требования обращения в суд с иском о публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
    Учитывая то, что рекламные проспекты были изготовлены в сентябре 2004 года, и на момент рассмотрения дела их осталось семь штук, которые переданы в материалы дела, Комиссия считает, что в данном случае выдавать предписание нецелесообразно.
    Руководствуясь ст. 3, ч. 2 ст. 5, ст. 33, ст. 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
    1.Признать факт нарушения индивидуальным предпринимателем Костромитиновым Евгением Сргеевичем ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ «О рекламе».
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в трехмесяч­ный срок.
    Председатель Комиссии
    М.Л.Никонова
    Члены Комиссии
    А.И. Созинова
    А.Г. Рогожкин