-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Кировская область
Постановление от 18 января 2012 года
О наложении штрафа по делу об административном правонарушении
По делу № 64 р -67-11
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
18 января 2012 года
Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области <...>,
рассмотрев протокол об административном правонарушении № 64 р от 20.12.2011, составленный <...> – специалистом 2 разряда отдела финансовых рынков и рекламы в отношении ООО «Русский капитал»
Юридический адрес: 610000, Кировская область, город Киров, переулок Гостиный, д. 5/1, офис 217.
Фактический адрес: 610000, Кировская область, город Киров, переулок Гостиный, д. 5/1, офис 217.
<...>
Фамилия, имя, отчество законного представителя юридического лица – генеральный директор ООО «Русский капитал» <...>, по нарушению части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ,
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела № 67 по признакам нарушения законодательства о рекламе, был установлен факт нарушения ООО «Русский капитал», как рекламодателем, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ.
Нарушение заключалось в следующем:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства был установлен факт размещения в газете «Источник новостей» от 24 июня 2011 года № 25 (225) рекламного модуля следующего содержания:
-«Русский капитал центр микрофинансирования. Только паспорт. Русский капитал – правильный выбор! Займ за 5 минут. Сумма займа до 25000 рублей. Низкие процентные ставки. Досрочное погашение займа с перерасчетом процентов. 555-575 г. Киров, пер. Гостиный, 5/1, оф.217 (р-н Центральной гостиницы).www.RusskiyKapital.ru» .
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как было установлено в ходе рассмотрения дела рекламный модуль «Русский капитал центр микрофинансирования...» был размещен в газете «Источник новостей» от 24 июня 2011 года № 25 (225). При подготовке к рассмотрению дела было установлено, что аналогичная реклама размещалась также в газете «Источник новостей» от 05 августа 2011 года № 31 (231).
Вышеуказанная информация, размещенная в газетах «Источник новостей», полностью соответствует понятию статьи 3 Закона и является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке. Кроме того, она содержит указание на финансовую услугу – займ.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Ненадлежащей признается реклама не соответствующая требованиям законодательства РФ (статья 3 Закона).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой услугой является услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Финансовые услуги могут оказываться не только специализированными финансовыми организациями, но также и иными организациями.
Нормативные требования к рекламе финансовых услуг закреплены в статье 28 Закона «О рекламе». В частности, согласно части 1 вышеуказанной статьи, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Согласно статье 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица.
Учитывая изложенное, рекламные модули «Русский капитал центр микрофинансирования...» были размещены в газетах «Источник новостей» без указания полного наименования лица, оказывающего эти услуги и соответственно с нарушением требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
В части 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно информации, размещенной на сайте www.RusskiyKapital.ru, ООО «Русский капитал» является микрофинансовой организацией и осуществляет свою деятельность по представлению микрозаймов (микрофинансирование) в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона № 151-ФЗ для осуществления деятельности по выдаче микрозаймов микрофинансовая организация должна разработать и утвердить правила предоставления микрозаймов.
На основании п. 5 ст. 8 Закона № 151 –ФЗ права и обязанности сторон определяются договором микрозайма. Микрозаем (заем) может быть предоставлен заемщику на условиях, предусмотренных договором займа.
Согласно ч. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
В случае, когда займодавцем является юридическое лицо, договор займа должен быть заключен в письменной форме (статья 808 ГК РФ).
В силу статьи 809 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.
Учитывая информацию, размещенную на сайте www.RusskiyKapital.ru, ООО «Русский капитал» предоставляет займы: «Стандарт», «На доверие», «Премиум».
1.Займ «Стандарт» выдается на следующих условиях:
- процентная ставка 2% в день;
-принятие решения за 10 минут;
- без справок о доходах и поручителей;
- максимальная сумма займа до 5.000 рублей;
- займ выдается на срок до 15 дней.
2.Займ «На доверие»:
- процентная ставка 1,5 % в день;
- принятие решения за 10 минут;
- без справок о доходах и поручителей;
- максимальная сумма займа до 10.000 рублей;
- займ выдается на срок до 15 дней.
3.Займ «Премиум»:
- процентная ставка 1% в день;
- принятие решения за 10 минут;
- без справок о доходах и поручителей;
- максимальная сумма займа до 25.000 рублей;
- займ выдается на срок до 30 дней.
Также представлена следующая информация:
- отсутствие комиссии при получении экспресс-займа, возможность досрочного погашения экспресс-займа с перерасчетом процентов, участие в последующих льготных программах с процентной ставкой до 1%, строгая конфиденциальность информации о ваших займах.
С учетом информации на сайте, реклама, размещенная в газетах «Источник новостей», содержала только часть условий предоставления займа, а именно: сумму займа (до 25000 рублей), наличие паспорта, возможность досрочного погашение займа с перерасчетом процентов, предоставление займа за 5 минут.
При этом указание на сумму займа, свидетельствует об одном из видов займа «Премиум».
Другие условия, которые могут повлиять на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица в рекламе не указаны: размер суммы займа (для каждого вида займа он различный), процентная ставка, которая также различна для всех видов займа, и рассчитывается на каждый день, срок займа, наличие штрафных санкций за просрочку возврата займа.
Кроме того, недостоверной является информация о времени принятия решения о предоставлении займа (согласно информации в Интернете, она для всех видов займа составляет 10 минут).
Отсутствие вышеуказанной информации об условиях предоставления займа может ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.
Данные нормы являются одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и приняты в интересах потребителя с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге.
Таким образом, информация, размещенная в газетах «Источник новостей», не содержала сведений, которые являются обязательными в силу Закона, а именно: наименование хозяйствующего субъекта, который предоставляет финансовую услугу (займ); при сообщении отдельный условий оказания финансовой услуги, отсутствие других условий, которые могут повлиять на фактическую стоимость займа и расходы заемщика (срок займа, процентная ставка, условия досрочного погашения займа, порядок уплаты процентов, штрафные санкции), и соответственно была размещена с нарушением требований части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона «О рекламе».
Согласно статье 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона несет рекламодатель.
На основании договора на размещение рекламной продукции № 9/22 от 11 апреля 2011 года, заключенного между ООО «Русский капитал» (Заказчик) с одной стороны и ООО «Карат» с другой стороны, рекламодателем ненадлежащей рекламы в газетах «Источник новостей» является ООО «Русский капитал».
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламодателя - ООО «Русский капитал».
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность ООО «Русский капитал» при размещении ненадлежащей рекламы финансовой услуги (займа) выразилась в том, что Общество должно было знать требования рекламного законодательства, но им не были предприняты меры по их соблюдению. Кроме того каких - либо доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом мер по соблюдению требований для надлежащего исполнения обязательств в сфере рекламного законодательства, недопущения правонарушения или невозможностью его предотвращения, представлено не было.
В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в том, что отсутствие в спорной рекламе наименования лица, оказывающего финансовую услугу - предоставление денежных займов и всех существенных условий предоставления рекламируемого займа, искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение.
На основании изложенного, антимонопольный орган не видит оснований для применения статьи 2.9. КоАП РФ и признания его малозначительным.
Протокол рассмотрен в отсутствие законного представителя ООО «Русский капитал» - генерального директора Никулина Романа Юрьевича. О дате, месте и времени рассмотрения протокола ООО «Русский капитал» извещено надлежащим образом, о чем имеется отметка в уведомлении о вручении почтового отправления (уведомление вручено адресату 29.12.2011), ходатайств об отложении представлено не было.
В ходе рассмотрения дела были исследованы все обстоятельства совершенного нарушения рекламного законодательства. Факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются в полном объеме материалами дела № 67.
При принятии решения о назначении размера административного штрафа финансовое положение ООО «Русский капитал» учтено. Смягчающих и отягчающих обстоятельств не установлено.
Руководствуясь статьями 3, 5, 28 ФЗ «О рекламе», статьями 2.1, 2.10, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
1.Признать ООО «Русский капитал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.3 КоАП РФ.
2.Применить к ООО «Русский капитал» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
<...>
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО «Русский капитал» надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области копии платежных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<...>