-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Кировская область
Письмо от 25 апреля 2002 года № 5-18-М
О порядке применения действующего законодательства при назначении государственных пособий на детей
- Принято
- Департаментом социального развития Кировской обл.
25 апреля 2002 года
Отделом социальных выплат департамента социального развития Кировской области осуществляется контроль за правильностью применения районными (городскими) отделами (управлениями) социальной защиты населения действующего законодательства при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей. Контроль осуществляется в виде проверки личных дел получателей государственных пособий, а также в процессе подготовки ответов на запросы РОСЗН, консультаций, работы с письменными обращениями граждан.
В целях предотвращения необоснованного назначения государственных пособий гражданам, имеющих детей, а также в связи с вопросами, возникающими у органов социальной защиты населения по порядку применения действующего законодательства при назначении государственных пособий, разъясняем следующее.
1.Назначение государственных пособий по месту регистрации
1.1.Многочисленные вопросы у отделов (управлений) соцзащиты населения возникают при определении права на государственные пособия на детей тех граждан, которые имеют регистрацию по месту пребывания.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 N 81-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, проживающих на территории Российской Федерации.
При решении вопроса о том, какой именно гражданин может рассматриваться в качестве лица, постоянно проживающего на территории того или иного государства, следует исходить из правового статуса гражданина. Постоянно проживающим в Российской Федерации может быть признан российский гражданин, иностранный гражданин или лицо без гражданства, зарегистрированное по месту жительства на территории Российской Федерации.
До 1 октября 2000 года на граждан бывшего СССР, прибывших из государств - участников СНГ, было распространено действие Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713.
Подтверждением проживания граждан в Российской Федерации является отметка в паспорте о прописке (регистрации) по месту жительства либо свидетельство о регистрации по месту жительства.
С 1 октября 2000 года в соответствии с изменившимся порядком граждане бывших союзных республик приравниваются к иностранным гражданам и могут постоянно проживать на территории нашей страны, если имеют "вид на жительство", который выдается органами внутренних дел гражданам или лицам без гражданства
"Вид на жительство" - это документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства и выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание в РФ.
Вкладные талоны к паспортам выдаются для проставления штампов регистрации только в случае временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ.
В соответствии с п. 1 Указаний Министерства социальной защиты населения от 29.10.92 N 1-91-У лицам, прибывшим в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами.
На практике часто встречаются случаи регистрации граждан на территории Кировской области по месту пребывания, независимо от факта выписки с постоянного места жительства.
Пример N 1. Гражданка А постоянно зарегистрирована по месту жительства в Нагорском районе Кировской области (имеется отметка о регистрации в паспорте) и одновременно имеет свидетельство о регистрации по месту пребывания в Первомайском районе города Кирова.
Обращается за назначением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка в Первомайское управление социальной защиты населения, представляя справку из Нагорского РОСЗН о неполучении пособия на этого ребенка. Специалисты Первомайского управления соцзащиты населения должны отказать в приеме документов гражданке А, а единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие должно быть назначено по постоянному месту жительства, т.е. в Нагорском районе.
Пример N 2. Семья из трех человек (мать, отец, ребенок) прибыли в Россию из республики Молдова (сняты с регистрационного учета в Молдове). На территории Кировской области в Подосиновском районе зарегистрированы по месту пребывания на срок 6 месяцев (имеется свидетельство о регистрации по месту пребывания). Обращаются в районный отдел социальной защиты населения за ежемесячным пособием на ребенка.
В данном случае ежемесячное пособие на ребенка не может быть назначено по месту пребывания в Подосиновском районе до решения вопроса о регистрации по месту жительства данной семьи.
С учетом вышеизложенного, во всех вышеперечисленных случаях, в органах социальной защиты населения государственные пособия назначаются и выплачиваются только при условии регистрации граждан по месту жительства. По месту пребывания назначение государственных пособий не производится.
Исключение составляют граждане, временно выехавшие вместе с детьми за пределы Чеченской Республики. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 12.12.95 N 1219 "О выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы" назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка производятся органами социальной защиты населения по месту жительства (по месту пребывания). При этом, обращающиеся за назначением пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка, должны предъявить удостоверение вынужденного переселенца, в котором в случае назначения указанных пособий производится соответствующая отметка.
2.Единовременное пособие при рождении ребенка
Несмотря на разъяснения, данные департаментом социального развития (сводка текущих разъяснений за II квартал 2001 г.) по вопросам назначения единовременного пособия при рождении ребенка отдельной категории граждан, продолжают поступать на проверку личные дела с недооформлениями. В этой связи еще раз обращаем Ваше внимание на следующее:
2.1.В соответствии с письмом Минтруда России от 15.03.2001 N 425-13 в случаях, когда мать не работает, а отец ребенка проходит службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федерального Агентства Правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны России, Службы внешней разведки РФ, в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка производится в органах социальной защиты населения по месту жительства родителей с детьми аналогично с порядком, установленным для лиц, проходящим службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в том числе проходящим службу в органах вневедомственной охраны.
Тем не менее, в личных делах имеются справки, содержащие сведения о том, что отец ребенка работает в каком-либо из вышеперечисленных учреждений, а не проходит службу. В том случае, если отец ребенка работает, то единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы отца.
2.2.В соответствии со ст. 19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883 (далее - Положение), право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.
Пример N 1. Женщина родила ребенка в местах лишения свободы. Ребенок зарегистрирован в органах ЗАГСа и матери выдана справка формы N 24 для получения единовременного пособия при рождении ребенка. До четырех месяцев ребенок находился вместе с матерью в ИТУ. В четыре с половиной месяца мать от ребенка отказалась и ребенка усыновляют другие родители. До исполнения ребенку шести месяцев мать освобождается из мест лишения свободы и обращается в органы социальной защиты населения за назначением единовременного пособия при рождении ребенка, представляя справку формы N 24. Одновременно обращаются за этим же пособием усыновители с дубликатом справки формы N 24.
Возникает вопрос: кому производится назначение единовременного пособия при рождении ребенка: матери или усыновителю?
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 N 81-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на граждан РФ, дети которых находятся на полном государственном обеспечении. Ребенок, находясь с матерью в местах лишения свободы до 4 месяцев, был на полном государственном обеспечении. На момент обращения в органы соцзащиты населения ребенок усыновлен. Следовательно, право на назначение единовременного пособия при рождении ребенка мать не имеет. Также не имеет право на данный вид пособия и усыновитель, поскольку ребенок усыновлен в возрасте 4 месяцев.
2.3.Назначение единовременного пособия при рождении
ребенка гражданам, работающим у частного предпринимателя
В соответствии с главой 24 Налогового кодекса РФ единый социальный налог (в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ) не начисляется на вознаграждения, выплачиваемые работникам юридическими и физическими лицами по договорам гражданско - правового характера.
Частные предприниматели, заключившие трудовые договоры с работниками и переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, также не являются плательщиками единого социального налога и регистрируются в региональном отделении только в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Поскольку указанные категории предпринимателей не уплачивают единый социальный налог (взнос) в Фонд социального страхования РФ, у регионального отделения отсутствуют основания для выделения им средств на выплату пособий по государственному социальному страхованию.
В то же время статьей 11 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено право на единовременное пособие при рождении ребенка одному из родителей вне зависимости от уплаты ими или за них страховых взносов.
На основании изложенного, гражданам, заключившим гражданско - правовой договор с юридическим или физическим лицом, либо трудовой договор с частным предпринимателем, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органами социальной защиты населения. Поэтому для назначения единовременного пособия при рождении ребенка в органах соцзащиты населения, кроме документов, указанных в пункте 50 Положения, предъявляется копия договора, по которому работает заявитель у частного предпринимателя, а также справка ИМНС о том, что частный предприниматель - работодатель не является плательщиком единого социального налога (письмо Кировского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 12.09.2001 N 01-16/04-2545).
3.Ежемесячное пособие на ребенка
3.1.Состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода
В соответствии с п. 37 Положения ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.09.99 N 1096, в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
Пример N 1. Семья: супруги, их совместный ребенок и ребенок жены от первого брака (не усыновлен).
В ряде районов области при назначении ежемесячного пособия учитывается следующий состав семьи: супруги и их совместный ребенок.
Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а часть 1 статьи 89 определяет, что супруги обязаны материально поддерживать друг друга.
Поэтому в приведенном примере в состав семьи для назначения ежемесячного пособия должны быть учтены мать, двое ее родных детей, а также муж матери, учитывая, что один ребенок у них общий, т.е. состоящие в браке родители и их несовершеннолетние дети.
Пример N 2. Семья: супруги и ребенок жены, рожденный вне брака (не усыновлен). Совместных детей нет.
В данном примере в состав семьи для назначения ежемесячного пособия должны быть учтены мать и совместно проживающий с ней несовершеннолетний ребенок.
3.2.Исчисление дохода семьи для определения величины среднедушевого дохода
В соответствии с п. 11 Порядка учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.99 N 1096 (с изменениями от 05.05.2000 N 385) доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, исходя из состава семьи на дату подачи заявления о назначении пособия.
По сложившейся практике, на территории Кировской области действует порядок исчисления величины среднедушевого дохода семьи при назначении ежемесячного пособия на ребенка за прошлое время, исходя из доходов семьи за 3 - 6 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия. Данные рекомендации были доведены до глав администраций районов и городов области письмом Администрации Кировской области от 09.02.2000 N 404-06-01 и были вызваны мерами организационного характера.
В настоящее время этот порядок утратил свою актуальность. В целях приведения в соответствие порядка исчисления величины среднедушевого дохода семьи действующему Порядку учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.09.99 N 1096, считаем необходимым при определении права семьи на получение ежемесячного пособия на ребенка исходить из доходов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении пособия, т.е. строго руководствоваться п. 11 вышеназванного Порядка.
Указанный Порядок следует применять при назначении ежемесячного пособия на ребенка начиная с 1 мая 2002 года.
3.3.Назначение ежемесячного пособия на ребенка опекунам (попечителям)
Рассмотрим несколько вопросов и примеров, касающихся назначения ежемесячного пособия на ребенка опекунам (попечителям).
Пример N 1. Родители лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Дети в январе 2001 года помещены в школу - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. У родителей имеется задолженность по выплате ежемесячного пособия на детей за 1998 - 1999 - 2000 годы. Директором школы - интерната ставится вопрос о выплате задолженности по ежемесячным детским пособиям на детей, находящихся на полном государственном обеспечении в школе - интернате путем перечисления денежных средств на лицевой счет школы - интерната, являющейся опекуном этих детей, либо на лицевые счета самих несовершеннолетних детей.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).
Таким образом, при назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка определен получатель пособия, ребенок получателем пособия не является.
Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения (п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ).
Учитывая, что задолженность по выплате ежемесячного пособия образовалась в период, когда родители не были лишены родительских прав, т.е. исполняли свои родительские обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, а назначение пособия соответственно производилось именно одному из родителей, задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка до момента лишения родителей родительских прав может быть выплачена только одному из родителей, кто до лишения родительских прав являлся получателем пособия. (Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 12.02.2002 N 188-13).
Пример N 2. 10 января 2002 года умирает одинокая мать и опекуном над несовершеннолетним ребенком назначается бабушка. У матери осталась задолженность по ежемесячному пособию на ребенка за 1998 - 1999 годы. Опекуну назначено денежное содержание, по линии органов управления образования с 1 марта 2002 года. Опекун 10 марта 2002 года обращается в органы социальной защиты населения за назначением ежемесячного пособия на ребенка за период до момента установления ему денежных средств по линии РУО на содержание опекаемого, а также за получением задолженности по детским пособиям за 1998 - 1999 годы.
Подпунктом "а" и "б" пункта 47 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883, предусмотрено, что ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случае, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или если ребенок находится под опекой (попечительством) и опекуны (попечители) получают денежные средства на его содержание.
Поскольку на момент обращения в органы социальной защиты населения опекуну уже назначены денежные средства по линии РУО, право на назначение ежемесячного пособия на ребенка по Федеральному закону от 19.05.95 N 81-ФЗ опекун не имеет.
Что касается выплаты задолженности, то в соответствии со статьей 532 Гражданского кодекса РСФСР дети являются наследниками первой очереди по закону имущества, переходящего им по наследству после смерти родителей.
Статьей 128 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Кроме того, Конституция РФ (ст. 35) гарантирует охрану частной собственности и право наследования.
Таким образом, ежемесячное пособие на ребенка (задолженность, образовавшаяся при жизни родителей (одного из них) ребенка) является законным имуществом (частной собственностью родителей) и подлежит наследованию ребенком.
Поэтому в том случае, когда умирает одинокая мать и опекуном над несовершеннолетним ребенком назначается бабушка, которой выплачиваются средства на содержание ребенка в соответствии с законодательством РФ, задолженность по выплате пособия, образовавшаяся за 1998 - 1999 годы должна быть выплачена опекуну, как законному представителю ребенка, на которого назначалось ежемесячное пособие.
Пример N 3. Умирает одинокая мать, у которой также осталась задолженность по ежемесячному пособию на ребенка за 1998 год. Ежемесячное пособие на ребенка не получала, поскольку на момент смерти матери ребенку уже исполнилось 18 лет. В соответствии со ст. 145 Семейного кодекса РФ попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку ребенку уже исполнилось 18 лет, над ним не установлено попечительство.
Ребенок получателем пособия не является и у него нет законного представителя, которому могла бы быть выплачена задолженность по детским пособиям. Возникает вопрос: кому выплачивать образовавшуюся задолженность?
В данной ситуации ребенок также является наследником первой очереди по закону имущества, переходящего им по наследству после смерти родителей (ст. 532 Гражданского кодекса РФ). Поэтому совершеннолетний ребенок вправе просить нотариальную контору по месту открытия наследства выдать свидетельство о праве на наследство. После оформления в нотариальной конторе свидетельства о праве на наследство, органы социальной защиты населения производят перечисление сумм задолженности по детским пособиям на лицевой счет совершеннолетнего ребенка в сберегательный банк.
При назначении ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой очень часто специалистами РОСЗН неверно определяется состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода.
В соответствии с п. 5 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на которого не выплачиваются в соответствии с законодательством РФ денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), учитываются его родители (родитель), несовершеннолетние братья и сестры независимо от места их проживания (пребывания) и сам ребенок.
Пример N 1. Мать уклоняется от уплаты алиментов и местонахождение ее не установлено (родительских прав мать не лишена). Бабушка над одним ребенком установила опекунство. Двое других детей проживают с отцом.
При назначении ежемесячного пособия на ребенка опекуну в состав семьи включаются: мать, отец, сам ребенок и два его несовершеннолетних брата, т.е. состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, составляет 5 человек. Бабушка (опекун) в данном случае не учитывается, не учитываются также и ее доходы.
3.4.Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей
Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей назначается и выплачивается, если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери (п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.95 N 883 (далее - Положение)).
В соответствии с п. п "а" п. 51 вышеназванного Положения лицо, обратившееся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, дополнительно представляет на детей одиноких матерей справку из органов ЗАГСа об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка. Данным документом является справка формы N 25 (ранее форма N 4), выданная органами ЗАГСа.
Пример N 1. Встречаются такие ситуации, когда при регистрации рождения ребенка в органах ЗАГСа мать отказывается указывать имя и отчество отца ребенка для внесения этих сведений в свидетельство о рождении ребенка. В таких случаях в свидетельстве о рождении ребенка в графе "отец" ставится прочерк и справка формы N 25 органами ЗАГСа не выдается, т.к. справка формы N 25 содержит сведения об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка. Поэтому в случае обращения женщины в органы соцзащиты населения за назначением ежемесячного пособия в повышенном размере без предоставления справки формы N 25 и при отсутствии в свидетельстве о рождении ребенка записи об отце ребенка (прочерк), ежемесячное пособие назначается в повышенном размере как на детей одинокой матери.
Пример N 2. Женщина родила ребенка 20 февраля 2002 года как одинокая мать. 28 марта 2002 года вступает в брак с лицом, который согласно документам не является отцом ребенка. В апреле 2002 года регистрирует ребенка в органах ЗАГСа с получением справки формы N 25. Над ребенком не установлено отцовство и ребенок не усыновлен. В апреле же обращается в органы социальной защиты населения за назначением ежемесячного пособия в повышенном размере.
В соответствии с п. 42 Положения ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак. Отсюда следует, что если над ребенком не установлено отцовство и он не усыновлен при вступлении матери в брак, то ежемесячное пособие на ребенка назначается в повышенном размере.
3.5.Изменение размера пособия
У органов соцзащиты населения нередко возникают вопросы по выплате ежемесячного пособия на детей при подтверждении права на повышенный размер после реализации права на пособие в обычном размере.
Пример N 1. Мать является получателем ежемесячного пособия на ребенка в обычном размере с 1 июля 2001 года (ребенок родился 16 июля 2001 года). Обращается в органы социальной защиты населения в феврале 2002 года с заявлением о назначении ежемесячного пособия в повышенном размере с подлинником справки формы N 25, мотивируя несвоевременность предоставления справки ф. N 25 тем, что она была утеряна.
Согласно п. 57 Положения выплата ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере производится с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства. Поэтому за период, в котором выплата пособия была произведена в обычном размере, а следовало в повышенном, необходимо сделать перерасчет, т.е. доплатить разницу между повышенным и обычным размером. В приведенном примере перерасчет следует произвести с 1 июля 2001 года с доплатой разницы между повышенным и обычным размером, поскольку обстоятельством в данном случае следует считать дату рождения ребенка (16.07.2001) и своевременность выдачи справки ф. N 25 органами ЗАГСа.
4.Случаи прекращения выплаты ежемесячного пособия
В соответствии с п. 47 Положения ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается:
а) если ребенок находится на полном государственном обеспечении;
б) если ребенок находится под опекой (попечительством) и опекуны (попечители) получают денежные средства на его содержание;
в) родителям на ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав;
г) если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.
Пример N 1. Ребенок, 1986 г. р., на которого выплачивается ежемесячное государственное пособие арестован 18.01.2002 и находится в следственном изоляторе. Возможно ли прекращение выплаты назначенного пособия в данном случае?
Лица, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу, содержатся в следственных изоляторах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Порядок содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей, режим содержания под стражей и иные вопросы регулируются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.95 N 103-ФЗ. В соответствии со ст. 22 вышеназванного Закона лица, содержащиеся в следственных изоляторах, полностью обеспечиваются питанием, обмундированием, т.е. находятся на полном государственном обеспечении.
При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячного пособия на ребенка, выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается, начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 57 Положения). В данном случае обстоятельством является арест ребенка (18.01.2002), избрание меры пресечения - заключение ребенка под стражу, а также отсутствие факта совместного проживания ребенка с родителем, что также является необходимым условием назначения и выплаты государственного ежемесячного пособия (ст. 37 Положения).
С учетом вышеизложенного, выплата ранее назначенного пособия на ребенка должна быть приостановлена с 1 февраля 2002 года, т.е. с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Пример N 2. Семья: супруги и трое их несовершеннолетних детей (12, 14 и 17 лет). На троих детей в органах соцзащиты назначено ежемесячное пособие. Старшая дочь (17 лет) в марте 2002 года выходит замуж, однако продолжает обучаться в общеобразовательном учреждении. Через 2 месяца брак расторгает.
В соответствии с п. 2 статьи 21 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
В данном примере ежемесячное пособие на старшего ребенка прекращается с апреля 2002 года, т.е. с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (обстоятельства наступили в марте 2002 года). Также в данном случае необходимо проверить право на ежемесячное пособие на двоих детей (12 и 14 лет), поскольку в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, не включаются в том числе и дети в возрасте до 18 лет при приобретении ими полной дееспособности.
5.Заключительные положения
В целях обеспечения единообразного применения действующего законодательства в области просим Вас внести в Инструкцию о порядке оформления личных дел и ведения делопроизводства при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденную главой департамента социального развития Кировской области от 18.10.2001, следующие дополнения и изменения:
1.Пункт 3.5 (последний абзац) Инструкции изложить в следующей редакции:
"Например, в случаях когда при назначении ежемесячного пособия на двоих детей в свидетельстве о рождении старшего ребенка запись о матери иная, чем в свидетельстве о рождении младшего ребенка (у заявительницы второй брак и соответственно изменена фамилия). В таком случае свидетельство о браке (копия) может являться таким дополнительным документом".
2.Пункт 4.9 абзац 2 Инструкции изложить в следующей редакции:
"Прекращение выплаты государственного пособия оформляется распоряжением начальника (заведующего) РОСЗН".
В необходимых случаях выносится решение Комиссии по назначению и выплате социальных выплат, которое оформляется протоколом в соответствии с письмом департамента от 20.10.99 N 5-60. Распоряжение (протокол) об отказе в продолжении выплаты назначенного государственного пособия подлежит регистрации в "Журнале регистрации решений РОСЗН о перерасчетах государственных пособий гражданам, имеющим детей".
3.Пункт 4.10 Инструкции изложить в следующей редакции:
"В случае отказа в назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, письменное уведомление об этом направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения, а в случае отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка - не позднее чем через 10 дней после его обращения в РОСЗН за назначением пособия с указанием причины отказа (п. 61 Положения)."
4.В связи с вышеизложенным, с 1 мая 2002 года в практической работе не следует руководствоваться методическими письмами департамента в части:
Письмо департамента от 19.10.2000 N 5-62-М (п. 2 раздела "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей");
Письмо департамента от 10.01.2001 N 5-2-М (п. 6 раздела "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей");
Письмо департамента от 19.03.2001 N 5-20-М (п. 6 абз. 3).
Заместитель главы
департамента социального развития
Кировской области
Е.В.МАЛЬЦЕВА