Вопросы, связанные с порядком индексации несвоевременно выплаченной заработной платы работникам угольной промышленности РФ
Кемеровская область
Информация от 26 ноября 2001 года № 01-19/274
Вопросы, связанные с порядком индексации несвоевременно выплаченной заработной платы работникам угольной промышленности РФ
Принята
Кемеровским областным судом
26 ноября 2001 года
В судебной практике возник вопрос, в каком порядке следует индексировать заработную плату работникам угольной промышленности РФ, не выплаченную работодателем в установленный ст. ст. 96, 98 КзоТ РФ срок: в соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" либо в соответствии с порядком индексации, установленным Отраслевым (тарифным) соглашением по угольной промышленности РФ.
По нашему мнению, при рассмотрении данных споров следует руководствоваться порядком, установленным в угольной отрасли, по следующим основаниям.
Порядок индексации денежных доходов граждан в Российской Федерации в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги установлен Законом РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2288) с целью поддержания покупательской способности денежных доходов и сбережений граждан.
Согласно ст. 1 настоящего Закона индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения, например, пересмотром уровня оплаты труда.
При этом в соответствии со ст. 8 Закона РСФСР от 24.10.91 N 1799-1 источником средств для индексации оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары, являются собственные средства предприятий.
Так, Отраслевым тарифным соглашением по угольной промышленности РФ на 1998 - 2000 г.г. в пункте 6.3.7 установлен порядок индексации минимального уровня оплаты труда, в соответствии с которым по окончании каждого квартала проводится индексация минимального уровня оплаты труда, исходя из фактического изменения потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам на основании данных Госкомитета России и коэффициента 1,0 нарастающим итогом с начала года. Необходимые средства на эти цели предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах соответствующих субъектов Российской Федерации.
Также возможна индексация в порядке, установленном в коллективном договоре, если его условия наиболее выгодны для работников предприятия.
Практически аналогичный порядок индексации минимальных тарифных ставок (окладов) предусмотрен и в пункте 6.3 Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2001 год. Некоторые отличия касаются источника финансирования индексации заработной платы.
Согласно пункту 6.3 действующего в настоящее время Отраслевого тарифного соглашения по угольной промышленности РФ необходимые средства на индексацию изыскиваются за счет себестоимости продукции, а по организациям, не возмещающим свои расходы за счет свободных цен на угольную продукцию, должны предусматриваться в федеральном бюджете Российской Федерации.
Предметом настоящих Соглашений является обеспечение сторонами выполнения взятых на себя обязательств по регулированию социально-трудовых отношений, затрагивающих права и интересы работников организации угольной отрасли, и в силу статьи 22 Федерального закона от 11.03.92 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции Федеральных законов от 24.11.95 N 176-ФЗ, от 01.05.99 N 93-ФЗ) положения Соглашений обязательны для его сторон, то есть как для работодателей и органов исполнительной власти, так и для работников, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
Исходя из изложенного считаем, что при рассмотрении споров о взыскании индексации несвоевременно выплаченной заработной платы следует руководствоваться порядком индексации, установленным Соглашением либо коллективным договором, если условия последнего наиболее благоприятны для работников предприятия.
Поскольку на предприятиях угольной отрасли установлен механизм увеличения денежных доходов работников и поддержания покупательской способности их денежных доходов, положения, содержащиеся в статьях 1, 3 Федерального закона от 19.06.2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в данном случае, по нашему мнению, не применимы.
С учетом изложенного рекомендуем судам при рассмотрении указанных споров предлагать сторонам в соответствии с ч. 3 ст. 14, ч. ч. 2, 3 ст. 50 ГПК РСФСР представлять доказательства, свидетельствующие о росте минимального уровня оплаты труда в соответствии с отраслевыми (тарифными) соглашениями, действующими в период возникновения спорных правоотношений, и умножать сумму задолженности по заработной плате на коэффициенты роста минимального уровня оплаты труда по отрасли за период задолженности.
Судебная коллегия по гражданским делам