Карельская АССР
Закон от 28 ноября 1990 года № XII-4/113

О занятости населения

Принят
Верховным Советом Карельской АССР
28 ноября 1990 года
    Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Карелия регулирует отношения занятости в Республике Карелия, определяет организационные, правовые и социально - экономические гарантии граждан республики на труд и выбор вида занятости в условиях регулируемой рыночной экономики и различных форм собственности.
  1. ГЛАВА I.Общие положения

  2. Граждане, проживающие на территории Республики Карелия, имеют право на труд и право на выбор любого вида занятости.
    Совет Министров Республики Карелия утверждает республиканскую программу занятости, структуру государственных органов занятости и определяет их компетенцию.
    Государственную политику занятости в городах и районах республики осуществляют местные Советы народных депутатов.
    Республика Карелия в лице своих органов государственной власти и управления гарантирует гражданам республики:
    1.общеобразовательную и профессиональную подготовку;
    2.право выбора вида занятости;
    3.бесплатные услуги государственной службы занятости;
    4.получение информации о свободных рабочих местах и вакансиях для специалистов;
    5.помощь в трудоустройстве;
    6.пособие по безработице;
    7.материальную помощь безработным и их семьям в размере и порядке, устанавливаемых правительством республики;
    8.предоставление работодателями, в соответствии с их заранее поданными заявками, подходящей работы на период не менее трех лет выпускникам учебных заведений.
    Совет Министров Республики Карелия разрабатывает и осуществляет мероприятия, обеспечивающие занятость отдельных категорий граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
    В Республике Карелия дополнительные гарантии реализации права на труд устанавливаются следующим категориям граждан:
    1.несовершеннолетним;
    2.впервые поступающим на работу;
    3.женщинам, воспитывающим детей до 14 лет, детей - инвалидов, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей;
    4.инвалидам с ограниченной трудоспособностью;
    5.лицам предпенсионного возраста;
    6.высвобожденным в результате сокращения численности или штатов, реорганизации или ликвидации предприятия;
    7.высвобожденным из Вооруженных Сил, органов государственной безопасности и внутренних дел в связи с мероприятиями по их сокращению и увольнению в запас по окончании сроков службы;
    8.гражданам республики после отбытия наказания в исправительно - трудовых учреждениях или лечения в лечебно - трудовых профилакториях.
    Верховный Совет Республики Карелия, местные Советы народных депутатов за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот, других источников устанавливают предприятиям минимальное количество рабочих мест для приема на работу граждан, перечисленных в настоящей статье.
  3. ГЛАВА II.Права и обязанности граждан, связанные с занятостью

  4. В Республике Карелия признаются равнозначными следующие виды занятости:
    1.на государственных предприятиях, в организациях, учреждениях, хозяйствах;
    2.в арендных, кооперативных, акционерных, общественных и совместных с иностранным капиталом предприятиях и организациях;
    3.работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными, инвалидами и престарелыми гражданами;
    4.выполнение работ по договору, индивидуальная трудовая деятельность;
    5.работа граждан за рубежом;
    6.служба в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;
    7.очное обучение в общеобразовательных школах, профтехучилищах, высших учебных заведениях, другие виды очного обучения;
    8.профессиональная подготовка и повышение квалификации;
    9.избрание, назначение или утверждение на оплачиваемую должность.
    Законодательством Республики Карелия могут предусматриваться другие виды занятости.
    Гражданин, имея занятость, предусмотренную п. 3 настоящей статьи, вправе претендовать на получение с помощью службы занятости работы на предприятии, в организации, учреждении, кооперативе <*>, а также на пособие по безработице и другие компенсации, предусмотренные ст. 9, 9-1, 10 настоящего Закона.
    Добровольная незанятость трудоспособных граждан допускается при наличии у них иных, не противоречащих законодательству источников доходов.
       -------------------------------- 

    <*> предприятие, организация, учреждение, кооператив - в дальнейшем именуются предприятие.
    Граждане Республики Карелия могут заключать через государственную службу занятости контрактные договоры о трудоустройстве с предприятиями, расположенными на территории других республик и регионов, а также за границей на срок до 3 лет.
    На весь срок действия контрактного договора о трудоустройстве за гражданином бронируется жилая площадь по прежнему месту жительства.
  5. ГЛАВА III.Социальные гарантии и компенсации для безработных

  6. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (за исключением оплаты за выполнение общественных работ по направлению государственной службы занятости населения), зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. Регистрация безработных осуществляется в органах службы занятости по месту постоянного жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки и других документов, предусмотренных законодательством.
    Статус безработного гражданин приобретает на 11-й день с момента его регистрации в службе занятости.
    Правительство республики содействует незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности. С этой целью оно гарантирует им выплату в установленном порядке следующих видов компенсаций:
    1.пособие по безработице;
    2.материальная помощь безработному с учетом наличия иждивенцев;
    3.оплата расходов на переезд семьи и провоз имущества к новому месту работы и жительства, а также выдача единовременного пособия в размерах, установленных по сельскохозяйственному переселению;
    4.сохранение за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией предприятий, на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, непрерывного трудового стажа и средней заработной платы по прежнему месту работы, с учетом выходного пособия за счет средств предприятий, высвобождающих работников;
    5.сохранение за работниками, высвобождаемыми с предприятий по сокращению численности или штата, на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев, непрерывного трудового стажа и средней заработной платы по прежнему месту работы с учетом выходного пособия за счет средств предприятий, высвобождающих работников.
    За работниками, высвобождаемыми в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи, средняя заработная плата на период поиска работы сохраняется при условии регистрации в службе занятости в течение двух недель с момента увольнения.
    Выплата среднего заработка за третий и последующие месяцы производится на основании решения, принимаемого службой занятости.
    1.Право на получение пособия по безработице имеет каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста, получивший согласно настоящему Закону статус безработного. По достижении гражданином пенсионного возраста это право утрачивается.
    Гражданам, имеющим право на получение пособия по безработице, гарантируется его выплата в размере:
    а) 75 процентов средней заработной платы за первые три месяца, 60 процентов - в течение следующих четырех месяцев, 45 процентов - в дальнейшем. Расчет среднемесячной заработной платы производится за последние 12 месяцев работы по последнему месту работы.
    Указанное пособие выплачивается при условии, что гражданин в течение одного года, предшествующего регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу не менее трех месяцев.
    В случае потери работы в результате несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания выплата пособия в указанном размере производится независимо от трудового стажа.
    Размер пособия по безработице не должен быть ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством с учетом районного коэффициента, но не выше средней заработной платы, сложившейся в республике;
    б) минимальной заработной платы - во всех иных случаях, включая граждан, ищущих работу впервые;
    в) при наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10 процентов на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы;
    г) не ниже выплачиваемой во время учебы стипендии гражданам, завершившим профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости.
    2.Пособие по безработице выплачивается со дня приобретения гражданином статуса безработного до его трудоустройства, но не более 12 месяцев.
    3.Уволенные за нарушения трудовой дисциплины, в связи с утратой доверия, совершение аморального проступка, правонарушения или преступления, а также уволившиеся более одного раза в году по собственному желанию, регистрируются государственной службой занятости, помощь в трудоустройстве им оказывается, но пособие по безработице не выплачивается.
    4.Выплата пособия приостанавливается на срок до трех месяцев в случаях:
    - трудоустройства на временную работу без уведомления государственной службы занятости;
    - получения стипендии;
    - нарушения порядка перерегистрации;
    - отказов в приеме на работу, если они стимулируются самим безработным.
    В случае приостановления выплаты пособия по безработице общий срок выплаты пособия не продлевается.
    5.Выплата пособия прекращается в случаях:
    - отказа безработного от двух предложений подходящей работы или переобучения на другую профессию, гарантирующую занятость;
    - получения пособия обманным путем;
    - осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы.
    6.Период получения пособия по безработице, но не более 12 месяцев, включается в общий и непрерывный трудовой стаж.
    7.Если срок выплаты пособия закончился, а гражданину по независящим от него причинам не была предоставлена подходящая работа, ему может оказываться материальная и иная помощь, включая оплату пользования коммунальными услугами, общественным транспортом, погашение квартплаты и т.п.
    8.Пособие по безработице выплачивается два раза в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации не реже одного раза в неделю.
    1.Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу и имеющих статус безработных, может осуществляться по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда в случаях, если:
    - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
    - необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
    - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
    2.Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляется в учебном центре службы занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами.
    3.Право в приоритетном порядке пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют безработные граждане по истечении срока выплаты пособия.
    4.Учебные заведения, осуществляющие обучение и переподготовку граждан по договорам со службой занятости, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, а также государственных и таможенных пошлин.
    5.На период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки граждан по направлению службы занятости им выплачивается стипендия в следующих размерах:
    - для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, предусмотренной законодательством, с учетом районного коэффициента, и не выше среднего заработка в Республике Карелия;
    - для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан;
    - для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, за счет средств соответствующих предприятий - в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, установленной законодательством, с учетом районного коэффициента, и не выше среднего заработка в Республике Карелия.
    Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
    Общественные работы организуются для временной занятости безработных и незанятого населения предприятиями и местными Советами народных депутатов при участии органов государственной службы занятости.
    На граждан, занятых общественными работами, распространяются социальные гарантии, в том числе право на пенсионное обеспечение, оплату больничного листа и пособия по безработице.
    Финансирование общественных работ производится предприятиями, для которых выполняются эти работы, а также за счет соответствующего местного бюджета и привлечения средств фонда занятости.
    Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке работника, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт прежней работы, транспортную доступность нового рабочего места.
    Подходящей не может считаться работа, если:
    - она значительно удалена от постоянного места жительства;
    - заработная плата не соответствует среднереспубликанскому уровню по данной специальности (профессии);
    - отказ от нее обоснован другими основаниями, в частности, личным или семейным положением трудящихся.
    1.Работодатели, высвобождающие в связи с сокращением численности или штатов работников, нуждающихся в дополнительной социальной защите (несовершеннолетних; женщин, воспитывающих детей до 14 лет, детей - инвалидов; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; инвалидов с ограниченной трудоспособностью; лиц предпенсионного возраста), обязаны уведомлять их о предстоящем увольнении не менее, чем за три месяца.
    2.При сокращении численности работникам, высвобождаемым за 2 года до достижения ими пенсионного возраста, невозможности их трудоустройства и при наличии необходимого трудового стажа для назначения пенсии, предприятием выплачивается 75 процентов средней заработной платы.
    При ликвидации или реорганизации предприятия высвобождаемым работникам за 2 года до достижения ими пенсионного возраста предоставляется право выхода на пенсию досрочно или получение пособия по безработице в течение 24 месяцев при невозможности их трудоустройства.
    Гражданам, высвобожденным с предприятий, гарантируется в течение пяти лет после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий), а также возможности проживания в общежитиях и пользования детскими дошкольными учреждениями их детям по прежнему месту работы.
    3.При прочих равных условиях работодатели в первую очередь принимают на работу лиц, зарегистрированных в государственной службе занятости.
    4.Работодатели обязаны представлять в государственную службу занятости сведения о свободных рабочих местах и вакансиях не позднее 5 дней с момента их образования.
    5.Работодатели для приглашения на временную работу граждан других стран, а также из других регионов страны обязаны получить соответствующие лицензии в государственной службе занятости.
    Порядок контрактной миграции на работу за границу определяется государственной службой занятости.
    6.Предприятие согласовывает свои планы использования трудовых ресурсов с местными Советами народных депутатов, а также создает специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью.
  7. ГЛАВА IV.Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения

  8. Мероприятия по обеспечению занятости населения финансируются из республиканского фонда занятости. Республиканский фонд занятости формируется за счет:
    - обязательных отчислений работодателей;
    - обязательных страховых взносов с заработка работников;
    - средств республиканского и местных бюджетов;
    - дотаций, субсидий и субвенций из республиканского (Российской Федерации) фонда занятости;
    - добровольных взносов советских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан;
    - доходов от оказания платных услуг органами государственной службы занятости;
    - других поступлений.
    Размеры отчислений из бюджетов в фонд занятости определяются при утверждении годовых бюджетов. Средства фонда занятости изъятию не подлежат. Фонд занятости освобождается от уплаты налогов по доходам, вносимым в фонд занятости, а также государственных и таможенных пошлин.
    Средства республиканского фонда занятости расходуются:
    1.на выплату пособий по безработице;
    2.на обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;
    3.на создание и содержание центров социально - трудовой реабилитации инвалидов, граждан, освобожденных после отбытия уголовного наказания и потерявших трудовые навыки;
    4.на создание рабочих мест с нежесткими режимами труда для социально малозащищенных категорий населения;
    5.на материальную помощь по окончании срока выплаты пособия по безработице;
    6.на содержание и развитие службы занятости населения.
  9. ГЛАВА V.Профсоюзы и занятость

  10. 1.Профессиональные союзы участвуют в разработке государственной политики занятости, соответствующих законодательных актов республики и решений местных Советов народных депутатов.
    2.Органы государственного управления, хозяйственные органы и профессиональные союзы регулярно проводят совместные консультации по проблемам занятости, заключают коллективные договоры (соглашения), направленные на обеспечение занятости и социальную защиту высвобождаемых работников и других категорий трудящихся.
  11. ГЛАВА VI.Контроль и ответственность за нарушение законодательства о занятости населения

  12. Контроль за соблюдением законодательства о занятости населения осуществляется Советами народных депутатов, соответствующими государственными органами, профессиональными союзами и инспекцией государственной службы занятости.
    Нарушение настоящего Закона влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
    Граждане вправе обжаловать действия должностных лиц органов службы занятости населения в вышестоящий орган системы службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством.
    Первый заместитель
    Председателя
    Верховного Совета
    Карельской АССР
    И.П.АЛЕКСАНДРОВ
    г. Петрозаводск
    28 ноября 1990 года
    N XII-4/113