Верховным Советом Карельской АССР
24 апреля 1991 года
Глава I.Общие положения
В соответствии с Конституцией Карельской АССР наиболее важные вопросы республиканского (Карельской АССР) и местного значения могут решаться путем всенародного голосования (референдума).
На референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные к ведению РСФСР и СССР, о бюджете, налогах, чрезвычайных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности граждан. Путем местного референдума разрешаются вопросы, отнесенные законодательством к ведению местного самоуправления.
В референдуме имеют право участвовать граждане Карельской АССР, достигшие 18 лет и постоянно проживающие (прописанные) на территории соответствующего Совета народных депутатов.
В референдуме не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично. Участие в референдуме является свободным.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане Карельской АССР участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного или временного проживания.
Каждый гражданин имеет один голос.
Вопросы подготовки и проведения референдума регулируются настоящим Законом.
Контроль за соблюдением законодательства о референдуме осуществляют Верховный Совет Карельской АССР и местные Советы народных депутатов, комиссии по проведению референдума, органы прокуратуры. В осуществлении контроля за соблюдением законодательства о референдуме имеют право участвовать представители трудовых коллективов, средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных объединений, зарегистрированных в установленном законом порядке.
Карельская АССР гарантирует политическим партиям, профсоюзам, другим общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам Карельской АССР право беспрепятственной агитации за или против предложения об объявлении референдума, за или против проекта закона или решения, выносимого на референдум.
Для проведения агитации указанные лица и организации могут использовать собственные средства.
В день голосования по вопросам, вынесенным на референдум, и участию в нем агитация запрещается.
Деятельность государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума. Их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с референдумом, и получение соответствующей информации.
Комиссии референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Все решения государственных органов, касающиеся проведения референдума, текст закона или иного решения, вынесенного на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, а также принятое по ним решение публикуются на государственном языке, а в национальных районах, сельских и поселковых Советах также на языке, используемом в делопроизводстве.
Статьи 8. Материальное обеспечение референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума с момента принятия решения о его проведении производятся за счет республиканского (Карельской АССР) бюджета или бюджетов местных Советов народных депутатов.
Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдумов помещения и оборудование, необходимое для подготовки и проведения референдума. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями референдума.
Глава II.Объявление референдума в карельской асср
Право принятия решения о проведении республиканского референдума принадлежит Верховному Совету Карельской АССР, местного референдума - соответствующему Совету народных депутатов. Решение о проведении местного референдума направляется незамедлительно в Президиум Верховного Совета Карельской АССР.
Верховный Совет Карельской АССР обязан рассмотреть вопрос о проведении республиканского референдума по требованию: - не менее чем 25 тысяч граждан, имеющих право на участие в республиканском референдуме; - не менее 1/3 народных депутатов Верховного Совета Карельской АССР;
Соответствующий Совет народных депутатов обязан рассмотреть вопрос о проведении местного референдума по требованию: - не менее чем 15 процентов граждан, постоянно проживающих на территории Совета и имеющих право на участие в местном референдуме; - не менее 1/3 народных депутатов соответствующего Совета.
Решение о проведении республиканского референдума по требованию не менее чем 1/3 народных депутатов может быть принято путем голосования на сессии Верховного Совета Карельской АССР, местного референдума - соответственно на сессии районного, городского, сельского или поселкового Совета народных депутатов, либо путем сбора подписей народных депутатов. Подписи народных депутатов под требованием о проведении референдума удостоверяются Президиумом соответствующего Совета народных депутатов, а там, где они в соответствии с законом не создаются - исполкомом Совета.
Право инициативы в сборе подписей под требованием о проведении референдума принадлежит гражданам Карельской АССР или группе граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане Карельской АССР реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно.
Сбор подписей организуется и осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Гражданин или группа граждан, выступивших с инициативой о проведении республиканского референдума, заявление о регистрации направляют в Президиум Верховного Совета Карельской АССР, о проведении местного референдума - в соответствующий местный Совет народных депутатов. Одновременно с заявлением предоставляется проект Закона или решения, выносимого на референдум. Решение о регистрации должно быть вынесено Президиумом, а там, где в соответствии с законом Президиум не создается, - исполкомом, не позднее двух недель с момента получения заявления.
С момента получения свидетельства о регистрации гражданин или инициативная группа референдума вправе организовать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении референдума.
Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства о регистрации.
В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается. С требованием о проведении референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее, чем по истечении одного года.
Президиум Верховного Совета Карельской АССР, местного Совета народных депутатов может отказать в регистрации гражданину или группе граждан, выступивших с инициативой о проведении референдума в случаях: а) Если заявление подано гражданином или гражданами, не имеющими права участвовать в референдуме в соответствии со ст. 2 настоящего Закона; б) Если на референдум выносятся вопросы, по которым референдум не может проводиться в соответствии со ст. 1 настоящего Закона; в) Если не истек годичный срок после окончания сбора подписей для проведения референдума по этому же вопросу, когда нужного количества подписей не было собрано, либо трехгодичный срок после предыдущего референдума, на котором данное решение не было принято.
Отказ в регистрации, либо решение Президиума Верховного Совета Карельской АССР, местного Совета народных депутатов о регистрации могут быть обжалованы заинтересованными лицами соответственно в Верховный Суд Карельской АССР, районные (городские) народный суды. Сбор подписей до вынесения решения судом запрещается, а выданные свидетельства за нарушение этого требования аннулируются. Срок для сбора подписей исчисляется в подобных случаях с момента вступления судебного решения в законную силу.
Листы для сбора подписей граждан Карельской АССР под требованием о проведении референдума должны содержать полный текст требования или законопроекта, а также данные соответствующей инициативной группы или гражданина.
Гражданин Карельской АССР, поддерживающий требование о проведении референдума, подписывает подписной лист, указывая при этом: фамилию, имя, отчество, дату и год рождения, место жительства, номер и серию своего паспорта или военного билета и дату подписания. Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей.
По окончании сбора подписей инициативная группа или гражданин составляют итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
Итоговый протокол вместе с требованием о проведении референдума и подписными листами передается в Президиум Верховного Совета Карельской АССР или в президиум местного Совета народных депутатов, а там, где в соответствии с законом он не создается - в исполком, которые обеспечивают регистрацию и хранение полученных материалов, обобщение содержащихся в них сведений, а при необходимости проверку достоверности полученных документов.
Президиум (исполком) обеспечивает включение вопроса о назначении референдума в повестку дня текущей или ближайшей сессии и сообщает об этом гражданину или инициативной группе.
Статьи 16. Принятие решения по требованию о проведении референдума
Сессия Верховного Совета Карельской АССР, местного Совета соответствующего уровня по требованию о проведении референдума вправе принять одно из следующих решений: а) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению; б) об отклонении требования о назначении референдума в случае нарушения настоящего Закона инициаторами референдума; в) о принятии предлагаемого в требованиях о проведении референдума закона или иного решения без последующего проведения референдума.
Принятое решение в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Не позднее десяти дней после обнародования постановления о проведении референдума публикуется проект выносимого на референдум закона или иного решения.
Референдум не может проводиться ранее одного месяца и позднее двух месяцев со дня принятия постановления о его проведении.
Этот срок может быть продлен, если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума.
Не допускается проведение референдума в день выборов народных депутатов.
Глава III.Подготовка к референдуму
а) Центральная комиссия референдума; б) окружные комиссии референдума; в) участковые комиссии референдума.
Полномочия комиссий референдума возникают в момент их образования и прекращаются по истечении десяти дней с момента опубликования результатов референдума.
Центральная комиссия республиканского референдума образуется Верховным Советом Карельской АССР одновременно с принятием решения о назначении референдума. Функции Центральной комиссии референдума могут быть возложены на Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Верховного Совета Карельской АССР, а окружных - на районные, городские комиссии, образованные для проведения выборов народных депутатов местных Советов народных депутатов.
Окружные и участковые комиссии референдума образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов или их президиумами в течение двух недель со дня принятия постановления о назначении референдума. Порядок образования и численный состав окружных и участковых комиссий референдума определяются Советом народных депутатов или его президиумом.
Центральная, окружные и участковые комиссии референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссий референдума, месте и времени их работы, телефонах, расположении участков для голосования и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения референдума.
Центральная комиссия по проведению референдума в Карельской АССР: а) осуществляет на всей территории Карельской АССР контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение, дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и входит в случае необходимости в Верховный Совет Карельской АССР с представлениями о его толковании; б) направляет деятельность комиссий референдума; в) образует избирательные округа; г) распределяет денежные средства по окружным комиссиям; контролирует обеспечение окружных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения референдума; д) устанавливает формы бюллетеней референдума, протоколов заседаний комиссий референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдума, порядок хранения документации референдума; е) заслушивает сообщения министерств и ведомств Карельской АССР, руководителей предприятий, учреждений, организаций и общественных органов, находящихся на территории Карелии, по вопросам подготовки и проведения референдума; ж) подводит итоги и устанавливает результаты проведения референдума, публикует в печати результаты референдума; з) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий референдума.
Окружная комиссия референдума: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории округа; б) направляет деятельность участковых комиссий референдума; устанавливает единую нумерацию участков для голосования по округу; в) заслушивает сообщения исполнительных и распорядительных органов местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий, учреждений, организаций и общественных органов по вопросам подготовки и проведения референдума; г) обеспечивает своевременное издание материалов референдума; д) содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение проекта закона или иного решения, вынесенного на референдум; е) обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий референдума; ж) устанавливает результаты референдума в округе, передает их в Центральную комиссию референдума, публикует результаты референдума в печати; з) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий референдума и принимает по ним решения.
Участковая комиссия референдума: а) составляет список участников референдума; б) проводит ознакомление граждан со списками участников референдума, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списках и решает вопрос о внесении в них соответствующих изменений; в) оповещает население о дне и времени проведения референдума; г) обеспечивает подготовку помещений для голосования и их надлежащее оборудование; д) организует на участке голосование в день проведения референдума; е) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования и передает их в окружную комиссию; ж) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним необходимые решения.
Комиссии референдума должны провести свои первые заседания не позднее, чем в течение трех дней с момента их образования. Заседания комиссий референдума являются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей состава комиссий. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить свое особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии.
При проведении местного референдума функции комиссии определяют Советы народных депутатов при принятии решения о проведении референдума.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
Решения и действия комиссии референдума могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.
Член комиссии референдума, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Лица, входящие в состав комиссии референдума, могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии по личному заявлению, а также по решению органа, образовавшего комиссию.
Для проведения голосования и подсчета голосов территория районов, городов, входящих в избирательные округа, делится на участки.
Участки по проведению референдума образуются также в воинских частях и входят в округа по месту расположения частей.
В больницах, санаториях и домах отдыха, а также на судах, находящихся в день голосования в плавании, могут находиться участки референдума, которые входят в округа референдума в соответствии с местом их расположения или же по месту приписки судна. Участки референдума при учреждениях Карельской АССР, расположенных за пределами Карельской АССР, образуются в порядке, определяемом Президиумом Верховного Совета Карельской АССР.
Каждый участок для референдума должен иметь помещения, где в момент опечатывания ящиков для голосования и подсчета голосов должны свободно размещаться члены участковой комиссии, представители общественности, средств массовой информации и наблюдатели. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками граждан, голосующих на данном участке, и другой информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Каждый участок не может иметь более одного переносного ящика для голосования.
Вход и выход из помещения для голосования должны быть отдельными и расположены таким образом, чтобы каждый голосующий проходил только через кабину для тайного голосования, которая должна быть оснащена столиком и авторучкой. Применение карандашей не допускается.
Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляются по каждому участку референдума участковой комиссией референдума и подписываются ее председателем и секретарем.
Списки составляются на основе данных, представляемых исполкомом соответствующего местного Совета народных депутатов. Список по участку референдума, образованному в войсковой части, составляется на основе данных, представляемых командиром войсковой части, а по участку, образованному за пределами Карельской АССР, на основе данных, представляемых руководителем находящегося за пределами Карельской АССР учреждения.
Гражданин Карельской АССР, имеющий право участвовать в референдуме, включается в список по месту своего постоянного или временного проживания. Гражданин Карельской АССР может быть включен не более чем в один список.
Списки предоставляются для всеобщего ознакомления в помещениях участковых комиссий референдума не позднее, чем за 15 дней до референдума, а на участках, образованных в стационарных лечебных учреждениях, - за 2 дня до референдума.
Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списках неточности. Заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией референдума, которая обязана не позднее, чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума - немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд не позднее, чем за пять дней до референдума, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного (городского) народного суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится участковой комиссией референдума немедленно.
Граждане Карельской АССР, имеющие право участвовать в референдуме, прибывшие к новому месту жительства после представления списка для всеобщего ознакомления, либо в силу различных обстоятельств не включенные в основной список, включаются в день голосования по их просьбе и по предъявлению паспорта или иного удостоверения личности в дополнительный список на участие по месту их нахождения.
Дополнительный список составляется участковой комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
Форма и тексты бюллетеней для голосования утверждаются Центральной комиссией референдума не позднее, чем за 20 дней до дня референдума.
Окружные комиссии обеспечивают бюллетенями для голосования участковые комиссии не позднее, чем за 10 дней до дня референдума.
Глава IV.Проведение референдума
Время проведения референдума определяется Центральной комиссией референдума. Участковые комиссии обязаны оповестить граждан о времени и месте голосования не позднее, чем за 15 дней до дня референдума.
Голосование может быть закончено ранее установленного времени на участках, когда проголосовали все внесенные в списки граждане.
При проведении республиканского референдума с разрешения Президиума Верховного Совета Карельской АССР в отдаленных и труднодоступных районах, за пределами Карельской АССР голосование может проводиться досрочно, но не ранее чем за 7 дней до общего голосования.
В день проведения референдума председатель участковой комиссии за полчаса до начала голосования в присутствии членов комиссии, наблюдателей и иных представителей общественности проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений, а затем опечатывает их.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлению паспорта или иного удостоверения личности. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия на основании их заявления поручает 2 членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этих граждан.
Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования. Гражданин, который не может это сделать сам, вправе по своему выбору предложить это сделать другому лицу, не являющемуся членом участковой комиссии или общественным наблюдателем.
Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против".
Если одновременно проводятся несколько референдумов, голосующие заполняют бюллетень по каждому из них.
После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени. Подсчетом бюллетеней, находящихся в ящиках для голосования бюллетеней, комиссия устанавливает:
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Недействительными признаются бюллетени, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, либо вычеркнуты оба, а также бюллетени неутвержденного образца. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия, фиксируя количество таких случаев в протоколе.
Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов по каждому из них осуществляется отдельно.
Итоги подсчета голосов проверяются, обсуждаются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах.
Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками и подписываются всеми членами участковой комиссии.
Если проводилось несколько референдумов, то по каждому из них составляется отдельный протокол.
Первый экземпляр протокола доставляется в окружную комиссию, второй - остается на хранении в участковой комиссии.
Окружная комиссия на основании протоколов участковых комиссий суммирует полученные данные, проверяет их и после обсуждения составляет и подписывает итоговый протокол в двух экземплярах, первый из которых немедленно доставляется в Центральную комиссию референдума. Окружные и участковые комиссии референдума сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде, в том числе и погашенные, в районные (городские) Советы народных депутатов, где они хранятся в течение года, а затем уничтожаются.
Президиумы соответствующих Советов народных депутатов обязаны обеспечить необходимые условия для сохранности документов.
Протоколы окружных и Центральной комиссии референдума хранятся в Верховном Совете Карельской АССР в течение срока, определенного Верховным Советом, но не менее года.
Глава V.Установление результатов референдума
Центральная комиссия референдума на основании протоколов всех окружных комиссий референдума определяет:
число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени;
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вынесенный на референдум проект закона или решения;
число голосов, поданных против;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан Карельской АССР, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее, чем через два года.
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее, чем через три года. Это же правило распространяется и на случаи, если проект закона или решения, вынесенного на референдум, не получил необходимого количества голосов.
Результаты референдума могут быть признаны недействительными Верховным Советом Карельской АССР из-за допущенных в ходе референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования.
В случае признания результатов референдума на какой-либо территории недействительными, республиканская комиссия по референдуму может поручить соответствующей комиссии провести на данной территории повторное голосование в срок до пятнадцати дней, которое организуется и проводится с соблюдением требований настоящего Закона.
Итоги референдума доводятся до сведения населения Карельской АССР через средства массовой информации Центральной комиссией референдума не позднее пяти дней со дня окончания голосования.
Решения Центральной комиссии референдума могут быть обжалованы в Верховный Совет Карельской АССР в течение недели со дня их принятия.
Принятый на референдуме проект закона или решения вступает в силу в день опубликования, если в самом решении референдума не предусмотрен иной срок.
Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются.
Решения местного референдума обязательны для соответствующих Советов народных депутатов, органов территориального и общественного самоуправления, всех предприятий, учреждений, организаций и граждан на данной территории.
Статьи 33. Изменение и отмена решения, принятого референдумом
Изменение или отмена решения, принятого референдумом, производится только на референдуме.
Глава VI.Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан Карельской АССР их права участвовать в референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий референдума, должностные лица государственных или общественных органов, организаций, совершившие подлог документов референдума, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Председатель Верховного
Совета Карельской АССР
В.Н.СТЕПАНОВ
г. Петрозаводск
24 апреля 1991 года
N XII-6/179