Карельская АССР
Закон от 17 апреля 1991 года № XII-6/163

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

Принят
Верховным Советом Карельской АССР
17 апреля 1991 года
    Настоящий закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории Карельской АССР.
    Закон гарантирует гражданам Карельской АССР право на создание крестьянских хозяйств на территории Карельской АССР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов.
  1. I.Общие положения

  2. 1.Крестьянское (фермерское) <*> хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющих сельскохозяйственное товарное производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
    2.Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
    3.Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие лица, совместно ведущие хозяйство. Граждане, работающие в крестьянском хозяйстве по трудовому соглашению, не являются членами крестьянского хозяйства.
    4.Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. На главу хозяйства оформляется государственный акт на право пожизненного наследуемого владения или собственности на землю, выдаваемый районным (городским) Советом народных депутатов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы перед предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
       -------------------------------- 

    <*>) В дальнейшем - крестьянское хозяйство
    1.Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы хозяйствования наряду с государственными, кооперативными, акционерными, арендными и иными предприятиями и организациями. Оно самостоятельно в определении направления своей деятельности, структуры и объемов производства, способов реализации продукции, выборе партнеров для совместной деятельности, в том числе зарубежных.
    2.Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается за исключением случаев нарушения законодательства. Экономические отношения с государственными, кооперативными и иными предприятиями и организациями, отдельными гражданами, органами государственного управления осуществляются на основе действующего законодательства и договоров.
    Убытки, причиненные крестьянскому хозяйству в результате прямого или косвенного принуждения его к выполнению указаний государственных, кооперативных и общественных органов, а также невыполнения ими своих обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, предусмотренных законодательством, возмещаются этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом.
    Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экономических нормативов и др.
  3. II.Создание крестьянского хозяйства

  4. 1.Право на создание крестьянского хозяйства на территории Карельской АССР и получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин Карельской АССР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку.
    2.Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит Советам народных депутатов, в ведении которых находятся земельные участки.
    3.При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решение об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
    1.Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства предоставляется гражданину на основании его заявления.
    Решение о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение или собственность принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более одного месяца со дня подачи заявления с учетом мнения сельского, поселкового Совета народных депутатов, на территории которого находится участок.
    Гражданин может получить земельный участок в пользование (аренду) у собственника или землевладельца на основании договора, регистрируемого Советом народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.
    За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме.
    2.Земельный участок крестьянскому хозяйству может выделяться единым массивом с расположенными на нем лесами и водоемами или разрозненными участками. Не допускается выделение участков на землях, используемых под огороды и усадьбы населения, и землях общественного пользования (занятых под выпасы скота, водоемы, парки, спортивные сооружения, дороги), а также на особо охраняемых территориях.
    3.Право получения земли во временное пользование на условиях аренды с целью создания крестьянского хозяйства имеют иностранные юридические лица и граждане.
    Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. При этом аренда земли должна носить, как правило, долгосрочный характер - от 5 лет и на более длительный срок.
    4.Размер земельного участка для крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае Советом народных депутатов, в ведении которого он находится, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации.
    Передача в пожизненное наследуемое владение или собственность земельного участка для ведения крестьянского хозяйства производится районным (городским) Советом народных депутатов в пределах установленных норм бесплатно с выдачей государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, свыше установленных норм - за плату.
    При продаже или ином отчуждении земельного участка, кроме передачи по наследству, государство в лице Совета народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок, обладает преимущественным правом его приобретения.
    Правом собственности на земельные участки на территории Карельской АССР обладают только граждане Карельской АССР. В течение 10 лет с момента приобретения земельного участка у государства собственник не вправе его продать, либо произвести иное отчуждение, кроме передачи по наследству.
    5.Затраты крестьянских хозяйств по ведению земельно - кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, мелиорации земель, агрохимическому обследованию почв, строительству дорог, линий электропередач и связи осуществляются за счет государственного бюджета. Выделение бюджетных ассигнований на первоначальное обустройство крестьянского хозяйства производится его главе.
    6.Для организации крестьянского хозяйства районные, городские Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также из изымаемых у сельскохозяйственных предприятий и других землевладельцев и землепользователей за счет: сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли; земель всех категорий, используемых не по целевому назначению; земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом или покрытых малоценными насаждениями и кустарниками, пригодных для сельскохозяйственного использования и освоения; земель колхозов и совхозов, изымаемых в связи с выходом их работников с целью организации крестьянских хозяйств; а также других источников, предусмотренных Земельным Кодексом Карельской АССР.
    7.При организации крестьянского хозяйства местные Советы народных депутатов оказывают помощь в возведении производственных объектов и жилья, строительстве дорог и линий электропередач, водообеспечения, телефонизации, землеустройстве, мелиорации земель, приобретении необходимых материалов.
    1.Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на землю при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза, работника совхоза определяется по решению коллектива.
    Земельный пай может передаваться по наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли.
    2.Каждый член колхоза, работник совхоза, в том числе ушедший на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 10 лет, имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля члена колхоза, работника совхоза определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста суммы непогашенных долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд) распределяется между членами колхоза, работниками совхоза, что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза, совхоза. Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций.
    3.Член колхоза, работник совхоза имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет покупки. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При согласии претендента этот массив может распределяться на приусадебный и производственный земельные участки. Участок выделяется по возможности ближе к дому гражданина, создающего хозяйство, без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза, совхоза.
    Владелец доли в фондах (владелец акций) имеет право передать их по наследству. Колхоз, совхоз обязан по желанию работника выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до пяти лет при выходе на пенсию. Работник, выходящий на пенсию, имеет право продать долю (акции) другим членам хозяйства.
    Работнику, выходящему из колхоза, совхоза с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз, совхоз должен выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз, совхоз не имеет такой возможности, то он обязан выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими.
    4.Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз, совхоз или другое сельскохозяйственное предприятие в двухнедельный срок рассматривает заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передает материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут персональную ответственность в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей. При отказе в выделении колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный (городской) Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка. Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в судебном порядке.
    1.Крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта главе хозяйства на право пожизненного наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора аренды земельного участка.
    После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.
    2.Исполком районного (городского) Совета народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, направляет сообщение о регистрации крестьянского хозяйства в Совет Министров Карельской АССР; сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.
  5. III.Права и обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство по использованию земли

  6. 1.Собственники земли имеют право:
    а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
    б) собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
    в) использовать в установленном порядке только для нужд хозяйств, имеющиеся на земельном участке лесные угодья, общераспространенные полезные ископаемые, торф, глину, песок, гравий, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли;
    г) возводить по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов жилье, производственные и иные строения и сооружения;
    д) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы с учетом природоохранных требований;
    е) в течение десяти лет продать или возвратить земельный участок Совету народных депутатов, в ведении которого он находится;
    ж) обменять земельный участок через Совет народных депутатов;
    з) передать земельный участок по наследству;
    и) заложить земельный участок в Земельный банк;
    к) сдавать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу;
    л) передавать в аренду земельный участок или его часть в случаях болезни или длительного отсутствия части членов крестьянского хозяйства по уважительной причине;
    м) в случае изъятия земельного участка получать полную компенсацию затрат на приобретение земли и повышение ее плодородия, а также возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
    н) огораживать предоставленный или приобретенный в собственность земельный участок при условии сохранения проходов, проездов для транспорта по дорогам к местам общего пользования, перемещения диких животных.
    2.Землевладельцы обладают всеми правами собственников земли, кроме права ее продажи, залога в банк, получения компенсации в связи с затратами на приобретение земли.
    3.Арендаторы имеют те же права, что и землевладельцы, кроме права обмена, наследования и вторичной аренды.
    4.Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему собственнику их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства.
    5.Действия предприятий, организаций и граждан, которые могут причинить материальный ущерб или неудобства крестьянскому хозяйству на его землях, осуществляются только с согласия главы крестьянского хозяйства.
    6.Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство:
    а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории;
    б) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;
    в) своевременно вносить земельный налог или арендную плату за землю;
    г) не нарушать права других собственников земли, землевладельцев, арендаторов;
    д) своевременно представлять в районный (городской) Совет
    народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель;
    е) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, которое произошло по вине собственника, землевладельца и арендатора.
    7.Предоставленный в пожизненное наследуемое владение или аренду проданный либо переданный в собственность земельный участок для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит.
    В случае нарушения закрепленных в данной статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству.
    1.Сбор лекарственных растений и трав, технического сырья (ивовой коры, смолы и т.п.), лозы для плетения, веток для метел и веников, ягод и грибов на землях и в лесах крестьянских хозяйств производится с согласия главы хозяйства.
    Порядок пользования отведенными крестьянскому хозяйству лесными угодьями устанавливается лесным законодательством.
    2.Члены крестьянского хозяйства могут вести охоту на своей земле на общих основаниях, если они являются членами общества охотников. Условия ведения охоты устанавливаются договором, заключаемым между Советом народных депутатов, на территории которого находится крестьянское хозяйство, и главой крестьянского хозяйства.
    3.Крестьянское хозяйство имеет право пользования водоемами, находящимися в пределах землевладения. Порядок содержания и хозяйственного использования водоемов устанавливается договором, заключаемым между главой крестьянского хозяйства и Советом народных депутатов, на территории которого расположено данное хозяйство. Если владелец хозяйства отказывается от пользования водоемом, Совет народных депутатов может заключить договор с каким-либо другим пользователем. Если водоем окружен землями крестьянского хозяйства, для заключения договора требуется согласие главы крестьянского хозяйства.
    1.Землевладение, землепользование и аренда земли в Карельской АССР являются платными.
    Плата за землю взимается в формах земельного налога и арендной платы, определяемых в зависимости от качества и местоположения земельного участка с учетом кадастровой оценки.
    За земельный участок, находящийся во владении и собственности, взимается земельный налог, за находящийся в аренде - арендная плата.
    2.Цена, ставки и порядок налогообложения устанавливаются законодательными актами Верховного Совета Карельской АССР.
    3.Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставок земельного налога.
    Земельный налог и арендная плата за земельные участки не взимаются: с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство; за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков.
    4.Платежи за землю и лес поступают в бюджеты местных Советов народных депутатов и используются на развитие инфраструктуры села, охрану земель, повышение их плодородия, на землеустройство, материальное стимулирование собственников, землевладельцев и арендаторов за осуществление этих мероприятий.
    Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют Советы народных депутатов и специально уполномоченные органы в соответствии с действующим законодательством.
  7. IV.Имущество крестьянского хозяйства

  8. 1.Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые дома, хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, внутрихозяйственные дороги, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности.
    2.Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются:
    - денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства;
    - доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг и других видов трудовой деятельности;
    - доходы от ценных бумаг;
    - кредиты банков и других кредиторов;
    - дотации из бюджета;
    - безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан;
    - иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
    1.Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.
    2.Крестьянское хозяйство имеет право брать в аренду имущество у государственных, кооперативных и иных предприятий и организаций, а также сдавать свое имущество в аренду.
    3.При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Причитающаяся часть (доля) имущества может компенсироваться денежными средствами. Срок выплаты компенсации не должен превышать 5 лет. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства.
    4.Имущественные отношения крестьянского хозяйства регулируются законодательством СССР, РСФСР, Карельской АССР.
    5.Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством.
    6.Имущественные споры между членами крестьянского хозяйства разрешаются в судебном порядке.
  9. V.Деятельность крестьянского хозяйства

  10. Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направление своей производственной деятельности, структуру и объемы производства исходя из собственных интересов. При условии сохранения в качестве ведущего вида деятельности сельскохозяйственного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, оно может заниматься любыми другими видами деятельности, не запрещенными законодательством.
    1.Крестьянскому хозяйству принадлежит исключительное право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным, кооперативным, заготовительным организациям и на рынке. На продукцию крестьянского двора распространяются все нормативы по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам.
    2.Крестьянское хозяйство реализует свою продукцию по договорным ценам.
    3.Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также расчеты с зарубежными партнерами осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
    4.Государство в лице уполномоченных им органов обязано принимать всю предъявляемую крестьянским хозяйством продукцию, пользующуюся спросом, соответствующую стандартам качества, с оплатой согласно заключенным договорам.
    1.Крестьянское хозяйство может принимать на работу граждан, обеспечивая при этом соблюдение законодательства о труде.
    Оплата труда работающих по трудовому соглашению производится за счет текущих затрат крестьянского хозяйства.
    Трудовые споры между главой крестьянского хозяйства и его членами, гражданами, заключившими договоры об использовании их труда, решаются судом.
    2.Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и работников, привлеченных по трудовому соглашению.
    3.Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются Советом народных депутатов.
    Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства.
    4.Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и работниками, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом.
    1.Крестьянское хозяйство приобретает (покупает, меняет, нанимает, берет на прокат) необходимые для нужд хозяйства материально - технические ресурсы у государственных и кооперативных предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, в государственной и кооперативной розничной торговой сети.
    2.Крестьянское хозяйство вправе приобретать: тракторы, грузовые автомобили, другую технику и запасные части к ним, минеральные удобрения, химические средства защиты растений, концентрированные корма, инвентарь, строительные материалы, газ, электроэнергию для производственных целей и иную продукцию через систему материально - технического снабжения по розничным ценам. Скот и птицу, сортовые семена и посадочный материал приобретает на государственных предприятиях по ценам договоренности.
    3.Ремонт и обслуживание техники и оборудования крестьянского хозяйства, строительно - монтажные и иные работы осуществляются государственными, кооперативными и иными предприятиями и организациями, а также наемными рабочими на условиях договора.
    1.Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других источников.
    2.Крестьянское хозяйство использует наличные, безналичные и другие разрешенные виды расчетов. Вправе открывать в учреждениях банка расчетный и другие счета и свободно ими распоряжаться.
    3.Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступления сроков платежей).
    4.Списание средств со счета может производиться только с согласия главы хозяйства или по решению суда.
    Банковские учреждения на основе договора предоставляют крестьянскому хозяйству долгосрочные и краткосрочные ссуды. Государственные и кооперативные организации вправе кредитовать крестьянские хозяйства в соответствии с заключенными с ними договорами. Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств государственного бюджета для погашения расходов на развитие хозяйства.
    1.Порядок исчисления и внесения налогов членами крестьянского хозяйства, а также санкции за нарушение установленного порядка регламентируются налоговым законодательством СССР, РСФСР и Карельской АССР.
    2.Налог на доход с крестьянского хозяйства взимается в расчете на один гектар постоянно используемых земель сельскохозяйственного назначения, приведенных в соизмеримый вид на основе балльной оценки ее продуктивности. Ставка налога на доход вместе с платой за землю составляет единый сельскохозяйственный налог, взимаемый с каждого гектара, и поступает в бюджет местного Совета народных депутатов.
    3.Подоходный налог с граждан, заключивших договор об использовании их труда в крестьянском хозяйстве, удерживается при выплате им заработной платы главой крестьянского хозяйства.
    1.Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы.
    Государственные органы, наделенные правом контроля, осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землевладения, собственности на землю, использования кредитов, уплаты налогов, охраны труда, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей растений, соблюдения законодательства об охране природы и лесного законодательства.
    За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РСФСР и Карельской АССР.
    За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского хозяйства несет финансовую и уголовную ответственность.
  11. VI.Социальное обеспечение членов крестьянского хозяйства

  12. 1.Глава и другие члены крестьянского хозяйства, наемные работники подлежат в обязательном порядке государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.
    2.Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях РСФСР".
    3.Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.
    4.Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях РСФСР". При этом в их общий трудовой стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве.
    5.Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин.
    6.Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.
    7.Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.
    8.За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере.
    9.Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членам, гражданам, заключившим договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
    Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства.
    При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с требованием пункта 1 статьи 3 настоящего Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе Советом народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. Споры о преимущественном праве наследования земельного участка рассматриваются в суде.
    При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства.
    Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании земельного участка.
    1.В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.
    2.Наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством.
  13. VII.Ассоциация крестьянских хозяйств

  14. Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов, кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями.
    1.Ассоциация может создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств, либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов.
    2.Ассоциация действует на основе устава, утвержденного ее участниками, имеет право юридического лица и подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий.
    3.Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и право юридического лица, на них распространяется действие настоящего Закона.
    4.Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи, продажи земельных участков гражданам в порядке, установленном настоящим Законом.
    5.Действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскими хозяйствами, запрещаются.
    6.Главной целью ассоциации является увеличение доходов ее участников и рост уровня их социально - экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
    7.Задачами фермерской ассоциации являются:
    коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений;
    внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности;
    формирование сбалансированной материально - технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования;
    коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями.
    Высшим органом управления фермерской ассоциации является общее собрание глав крестьянских хозяйств - ее участников.
    Общее собрание ассоциации избирает координационный совет ассоциации, осуществляющий исполнительные функции и повседневную координацию деятельности ассоциации.
    Координационный совет, при необходимости, нанимает рабочий аппарат управления ассоциации.
    1.Для реализации своих целей и задач фермерская ассоциация вправе:
    осуществлять согласованные между ее участниками общие действия в области коммерции, финансов и кредитов, технического развития;
    создавать ассоциированные финансовые средства и материальные ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные производственно - хозяйственные функции;
    регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью расчетных цен, тарифов и расценок.
    2.Стоимость имущества, находящегося в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, или пакета акций, принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников или стоимости всех акций ассоциации.
    3.Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе финансовых средств не может превышать десяти процентов совокупных доходов ее участников в среднегодовом исчислении за последние три года.
    4.Фермерская ассоциация не отвечает по обязательствам ее участников, а участники не отвечают по обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом, а также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом.
    1.Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в соответствии с заключенными договорами.
    2.Ассоциация ликвидируется по решению ее участников. Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для ликвидации предприятия. Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности ассоциации, остающееся после ликвидации ассоциации, распределяется между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации.
  15. VIII.Заключительные положения

  16. 1.Деятельность крестьянского хозяйства может быть прекращена по личной инициативе его главы или по решению районного (городского) Совета народных депутатов по причине прекращения права собственности, права владения, права аренды земельным участком в следующих случаях:
    а) добровольного отказа главы крестьянского хозяйства от земельного участка или его смерти и отсутствия наследников, желающих продолжить деятельность хозяйства;
    б) истечения срока аренды земли и непродления его, если крестьянское хозяйство было организовано на земельном участке на условиях аренды;
    в) использование земли не по целевому назначению, то есть не в сельскохозяйственных целях;
    г) нерационального использования земельного участка (исключая период организации хозяйства не более 3 лет), выражающегося для сельскохозяйственных угодий в уровне урожайности ниже нормативного, установленного по кадастровой оценке земель;
    д) использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому загрязнению, ухудшению экологической обстановки;
    е) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, исключая периоды организации хозяйства не более 3 лет и мелиоративного освоения, но не свыше срока, установленного на освоение проектной документацией или существующими нормативами;
    ж) систематического невнесения налогов в течение сроков, установленных законодательством Карельской АССР, а также арендной платы в сроки, установленные договором об аренде земли.
    2.Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов.
    Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются судом.
    3.Изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка в установленном порядке для государственных и общественных нужд может производиться после выделения ему по его желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых, возмещения в полном объеме затрат и убытков, включая упущенную выгоду.
    4.При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности либо делятся.
    Председатель
    Верховного Совета
    Карельской АССР
    В.Н.СТЕПАНОВ
    г. Петрозаводск
    17 апреля 1991 года
    N XII-6/163