Карачаево-Черкесская Республика

Решение от 19 февраля 2010 года

По делу № 1
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
19 февраля 2010 года
    Оглашено: 16 февраля 2010 г.
    Изготовлено в полном объеме: 19 февраля 2010 г.
    Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии <...>,
    Членов Комиссии:
    - <...> рассмотрев дело № 1 по признакам нарушения Правительством Карачаево-Черкесской Республики <...> статьи 20 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
    Основанием для возбуждения дела № 1 послужило обнаружение нарушения при получении 31.12 2009 г. от ОАО Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (далее - «Сбербанк») уведомлений о соглашении финансовой организации, которое финансовая организация обязана предоставлять в антимонопольный орган в соответствии с частью 9 статьи 35 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Указанные уведомления свидетельствовали о том, что во исполнение постановления Правительства КЧР от 25.12.2009 г. № 497 «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты» (далее - Постановление № 497) 25.12.2009 г. были заключены трехсторонние договоры между кредитором («Сбербанком»), заемщиками (получателями кредита) и третьим лицом (Министерством экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, далее – Минэкономразвития КЧР) и заемщики в результате получили государственные преференции в виде оплаты из бюджета части процентной ставки за пользование кредитом по кредитному договору в размере ¾ ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России. Статьей 20 Закона № 135-ФЗ установлен порядок предоставления государственной преференции, который был нарушен при предоставлении в соответствии с Постановлением № 497 государственных преференций шестнадцати субъектам малого и среднего предпринимательства.
    По ходатайству представителя Правительства КЧР определением от 26.01.2010 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Минэкономразвития КЧР и получатели государственных преференций (16 хозяйствующих субъектов).
    В Карачаево-Черкесской Республике 25 июля 2008 г. принят закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево - Черкесской Республике" N 58-РЗ
    (далее по тексту – Закон № 58-РЗ), положения Закона № 58-РЗ действуют на территории Карачаево-Черкесской Республики и распространяются на все субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность на территории Карачаево-Черкесской Республики (ст.2). Законом № 58-РЗ установлено, что Правительство КЧР уполномочено принимать нормативные правовые акты по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (ст.5), а уполномоченным органом исполнительной власти КЧР в области развития малого и среднего предпринимательства является Минэкономразвития КЧР, в компетенции которого находится, в том числе, предоставление субсидий, оказание иных форм финансовой поддержки физическим и юридическим лицам в рамках реализации республиканских программ развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.5. ст.6).
    В пределах своей компетенции Правительство КЧР своим постановлением от 26.08.2009 г. № 307 утвердило республиканскую целевую программу "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы", аналогичная программа на 2006-2008 годы была утверждена постановлением Правительства КЧР от 27.10.2005 г. № 332. Раздел «Финансовая и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» предусматривает, что в рамках направления будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие систему погашения процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства кредитными организациями.
    Порядок субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков был установлен постановлениями Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.08.2006 г. № 312 (действовало до 25.08.2009 г.) и от 26 августа 2009 г. N 305.
    При рассмотрении дела установлено.
    09.12.2009 г. под председательством Первого заместителя Председателя Правительства КЧР <...> состоялось заседание экспертного совета по инвестиционной деятельности при Правительстве КЧР, на котором рассмотрен вопрос о предоставлении государственных преференций в виде субсидирования в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.08.2009 г. № 305 «О порядке субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков» (далее – Постановление № 305), республиканской целевой программой «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в КЧР на 2009-2011 годы», Соглашением от 23.10.2009 г. № 138-ПРОГР-09 между Минэкономразвития России и Правительством КЧР.
    Экспертным советом принято решение о предоставлении в первоочередном порядке государственных преференций четырем субъектам предпринимательства, которые получили государственные преференции в виде субсидии в 2008 г. в соответствии с постановлениями Правительства КЧР от 20.02.2008 г. № 50, от 20.06.2008 № 231, от 22.07.2008 г. № 298 «О субсидировании организаций, реализующих инвестиционные проекты», но по причине отсутствия в республиканском бюджете средств на эти цели субсидирование было прекращено. По этим субъектам инвестиционные проекты на заседании Экспертного совета 09.12.2009 г. не рассматривались. Экспертным советом рассмотрены 15 новых инвестиционных проектов и из них признаны победителями 12, трем претендентам отказано в предоставлении государственной преференции. Из 12-ти субъектов предпринимательства, признанных победителями, 2 инвестиционных проекта (индивидуального предпринимателя <...>. и ООО «Инвестиционно - строительная компания «Кубанское») вообще не описаны. Протокол заседания экспертного совета подписан Зам руководителя УФАС по КЧР <...>с оговоркой: «согласовать проекты постановлений о субсидировании с УФАС по КЧР». Проект Постановления № 497 не был согласован в установленном порядке с УФАС по КЧР.
    Анализ представленных в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела документов показал, что имеются и иные нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении государственных преференций.
    1.В соответствии с постановлениями Правительства КЧР от 20.02.2008 г. № 50, от 20.06.2008 № 231, от 22.07.2008 г. № 298 «О субсидировании организаций, реализующих инвестиционные проекты» оказаны государственные преференции ООО «Квест-А» (постановление № 50), ООО «Фирма «Наль» » (постановление № 231), ЗАО ПТШФ «Ине» и индивидуальному предпринимателю – Типография «Бланкиздат» (постановление № 298) в виде субсидий на оплату ¾ ставки рефинансирования в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства КЧР от 30.08.206 г. № 312 «О порядке субсидирования за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков» (далее – постановление Правительства КЧР № 312). При этом в постановлении № 298 не указана фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя.
    При предоставлении государственных преференций в соответствии с постановлениями №№ 50, 231, 298 установленный Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 209-ФЗ) порядок (п.4 ч.1 ст.14) оказания поддержки был нарушен, т.к заявление о даче согласия на оказание государственной преференции в УФАС по КЧР не подавалось.
    2.Порядок субсидирования, установленный постановлением Правительства КЧР № 312 не соответствовал требованиям части 2 статьи 20 Закона №135-ФЗ в действовавшей на тот момент редакции, т.к. из всех перечисленных в указанной статье документов предусматривал только предоставление бухгалтерского баланса за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, а для предпринимателей – налоговую декларацию за последний отчетный период.
    3.Постановлением № 305 утвержден новый порядок субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства, вступивший в силу 26.08.2009. И этот Порядок (п.6) также не предусматривает предоставление заемщиком, претендующим на получение субсидии, документов, предусмотренных частью 2 статьи 20 Закона № 135-ФЗ. При этом Порядком предусмотрено (п.14), что субсидирование производится на основании решения Правительства, а не на основании Закона КЧР о бюджете, следовательно, Порядок должен предусматривать предварительное согласование предоставления преференций с антимонопольным органом.
    4.Хозяйствующие субъекты, которым предоставлены государственные преференции в соответствии с Постановлением № 497, не представили документы, подтверждающие регистрацию в Статрегистре видов деятельности, по которым предоставлены государственные преференции (индивидуальный предприниматель <...>, ООО «Фирма «Наль»), не представлены бухгалтерские балансы (формы 1 и 2) за последний финансовый год и на последнюю дату текущего года юридическими лицами (ЗАО ПТШФ «Ине», ООО «Джанат», ООО «Фирма «Наль»).
    Статьей 14 Закона № 209-ФЗ установлено, что одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Частью 1 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что государственные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п.п.13), при этом государственная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Статьей 20 Федерального закона № 135-ФЗ определен порядок предоставления государственной преференции, который предусматривает, что орган государственной власти субъекта РФ, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции. К заявлению прилагается проект акта, которым предусматривается предоставление государственной преференции, и иные документы и материалы, прямо поименованные в части 1 указанной статьи.
    Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении Правительством Карачаево-Черкесской Республики норм, установленных статьей 20 Федерального закона № 135-ФЗ:
    - преференции 16-ти хозяйствующим субъектам в соответствии с постановление Правительства КЧР № 497 предоставлены с нарушением антимонопольного законодательства;
    - преференции хозяйствующим субъектам в соответствии с постановлениями Правительства КЧР от 20.02.2008 г. № 50, от 20.06.2008 № 231, от 22.07.2008 г. № 298 предоставлены с нарушением антимонопольного законодательства;
    - постановление Правительства КЧР от 26.08.2009 г. № 305 не соответствует требованиям Закона № 209-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ;
    - государственные преференции предоставляются без приложения к заявлению о предоставлении преференции необходимых документов.
    29.12.2009 г. Президентом Карачаево-Черкесской Республики подписан Закон Карачаево-Черкесской Республики № 89-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2009 год». Этим законом внесены дополнения: приложение № 25 «Распределение субсидий субъектам малого предпринимательства для погашения части процентной ставки по полученным кредитам», в котором указаны все субъекты предпринимательства из постановления Правительства КЧР № 497, указаны виды деятельности получателя и сумма оказываемой государственной преференции. В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ государственная преференция предоставляется без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа в случае, если такая преференция предоставляется на основании закона субъекта Российской Федерации о бюджете, содержащего либо устанавливающего порядок определения размера государственной преференции и ее конкретного получателя. Однако, Закон КЧР № 89-РЗ вступил в силу 21.01.2010 г., а постановление Правительства КЧР № 497 – с момента принятия (25.12.2009 г.). Несмотря на то, что по поступившей информации в соответствии с постановлением Правительства КЧР № 497 фактически деньги получателям государственных преференций не перечислялись, 25.12.2009 г. между кредиторами (кредитными организациями), заемщиками (получателями государственной преференции) и третьим лицом (Минэкономразвития КЧР) были заключены трехсторонние договоры, в соответствии с которыми третье лицо взяло на себя обязательства оплачивать заемщику ¾ части процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России за пользование кредитом. Следовательно, с момента принятия постановления Правительства КЧР № 497 до 21.01.2010 г. до момента вступления в силу Закона Карачаево-Черкесской Республики № 89-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2009 год» (21.01.2010) совершалось нарушение антимонопольного законодательства.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 (статьи 19-21) Закона № 135-ФЗ.
    Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о том, что Правительством КЧР нарушены нормы главы 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает дело о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. Нарушение на момент принятия Комиссией решения по данному делу добровольно устранено, последствий нарушения не наступило.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать Правительство Карачаево-Черкесской Республики нарушившим часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Дело № 1 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Карачаево-Черкесской Республики», прекратить в связи с вступлением в силу Закона Карачаево-Черкесской Республики № 89-РЗ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2009 год».
    Председатель Комиссии
    <...>
    Члены Комиссии
    <...>

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.