Карачаево-Черкесская Республика

Решение от 08 апреля 2011 года

По делу № 14
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
08 апреля 2011 года
    Оглашено: 05 апреля 2011 г.
    Изготовлено в полном объеме: 08 апреля 2011 г.
    Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии - < >– руководителя управления,
    Членов Комиссии - < > – заместителя руководителя управления;
    - < > – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
    - < > – главного специалиста-эксперта защиты конкуренции и контроля органов власти,
    - < > - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,-
    рассмотрев в присутствии начальника отдела организационной, правовой работы и кадров Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике < > (доверенность от 24.03.2011 г. № 09-д), а так же < > – главного юрисконсульта юридического отдела Карачаево-Черкесского отделения № 8585 – Северо-Кавказского банка - филиала ОАО «Сбербанк России» (доверенность от 09.11.2010 г.), дело N 14 по признакам нарушения Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской Республике (< >) статьи 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении договора №60 КL 0162 от 04.03.2008 г. с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, от имени которого выступает Карачаево-Черкесское отделение №8585 Северо-Кавказского банка – филиала ОАО «Сбербанк России» по зачислению денежных средств (заработной платы, премий, материальной помощи) на банковские карты без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
    Карачаево-Черкесским УФАС России в инициативном порядке запрошена информация о территориальных органах исполнительной власти, расположенных в Карачаево-Черкесской Республике, заработная плата которых перечисляется на банковские карты. Перечень данных субъектов включает 21 территориальный орган федеральных органов исполнительной власти.
    У Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской республике (далее по тексту – Роскомнадзор по КЧР) запрошены договоры с банками, в которых открыты лицевые счета сотрудников для зачисления заработной платы на банковские карты. В соответствии с письмом от 21.02.2011 г. № 0314-03/09 Управлением Роскомнадзора по КЧР представлена информация о том, что им заключен договор №60 КL 0162 от 04.03.2008 г. с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, от имени которого выступает Карачаево-Черкесское отделение № 8585 Северо-Кавказского банка – филиала ОАО «Сбербанк России» (далее по тексту - Сбербанк).
    Карачаево-Черкесским УФАС России были проанализированы и обобщены к материалам дела следующие документы:
    - договор № 60 КL 0162 от 04.03.2008 г.;
    - выписка из протокола заседания сотрудников Управления Роскомнадзора по КЧР по выбору банка для открытия «зарплатных карт» сотрудников;
    - письмо Сбербанка № 01-1010 от 22.03.2011 г. Роскомнадзору по КЧР о корреспондентском счете;
    - заявления сотрудников Роскомнадзора по КЧР о перечислении заработной платы на пластиковые карты;
    - отзыв Роскомнадзора по КЧР по делу № 14;
    - акты приема-передачи реестров на зачисление денежных средств на счета физических лиц.
    По существу Карачаево-Черкесским УФАС России установлены следующие обстоятельства дела.
    Договор № 60 КL 0162 от 04.03.2008 г. со Сбербанком по сути - это соглашение о предоставлении финансовой услуги. Данный договор имеет признаки договора банковского счета. Банковский счёт — счёт, открываемый банком юридическим или физическим лицам для их участия в безналичном денежном обороте и аккумулировании на счёте безналичных денежных средств для целевого использования. В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса РФ (договор банковского счета) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
    Договор № 60 КL 0162 от 04.03.2008 г. является смешанным, что соответствует п. 3 ст. 421 ГК РФ. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, однако, в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Таким законом, ограничивающим права органов исполнительной власти является Закон «О защите конкуренции», устанавливающий, что отбор финансовых организаций органами исполнительной власти осуществляется в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
    Анализ представленного договора показал, что в связи с реализацией «зарплатного проекта» с использованием безналичной системы оплаты труда Сбербанк оказывает территориальному органу исполнительной власти, а именно Роскомнадзору по КЧР финансовую услугу по открытию и ведению счетов сотрудников. Сторонами по договору являются Роскомнадзор по КЧР и Карачаево-Черкесское отделение № 8585. Для осуществления данной процедуры Роскомнадзору по КЧР в соответствии с требованиями ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции» необходимо было произвести отбор финансовой организации посредством конкурса. Денежные средства до их зачисления на специальные карточные счета работников либо счета до востребования являются бюджетными средствами, в отношении которых осуществляются финансовые услуги в виде банковских операций по перечислению. В рассматриваемом случае фактическим заказчиком услуг кредитной организации является Роскомнадзор по КЧР. В случае заказа этих услуг сотрудниками – физическими лицами - должны быть заключены договоры непосредственно между ними и отделением Сбербанка. Согласно представленным материалам сотрудниками оформлены заявления в бухгалтерию своей организации о перечислении их зарплаты на счета в Сбербанке. Отдельные договоры с сотрудниками управления отсутствуют. По технологии взаимодействия Роскомнадзор по КЧР (с лицевого счета Роскомнадзора по КЧР, открытого в Управлении федерального казначейства по КЧР) сначала перечисляет общую сумму по зарплате на счет Сбербанка (корреспондентский счет), которая затем распределяется на счета физических лиц, т.е. совершается банковская операция по перечислению, осуществление которого должно производиться в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.
    На заседании Комиссии представитель Роскомнадзора по КЧР пояснила, что главная причина заключения договора – упорядочение взаимоотношений и упрощение процедуры перечисления денежных средств (оформление одним платежным поручением). Оплату за открытие карточных счетов производят непосредственно держатели карт (сотрудники Роскомнадзора по КЧР). Представителем Сбербанка на заседании Комиссии высказана позиция, заключающаяся в том, что для перечисления заработной платы у Роскомнадзора по КЧР не было обязанности заключать договор, так как каждый сотрудник Роскомнадзора по КЧР является клиентом Сбербанка. Сотрудники Роскомнадзора по КЧР на основании заключенного договора №60 КL 0162 от 04.03.2008 г. заполнили заявление на получение дебетовой карты и ознакомились с условиями использования международных карт Сбербанка России. Кроме того, у некоторых сотрудников Роскомнадзора по КЧР еще до заключения договора имелись кредитные взаимоотношения со Сбербанком, некоторые уже имели пластиковые карточки, посредством которых клиентам удобно погашать кредиты, пополнять карты и производить другие действия. Однако в данном случае действуют нормы публичного договора, то есть для установления взаимоотношений с остальными сотрудниками Роскомнадзора по КЧР (не имевшими пластиковые карточки до заключения договора с учреждением) не требовалось заключения дополнительных соглашений с органом исполнительной власти - Роскомнадзором по КЧР. Договор же с юридическим лицом в соответствии с утверждениями сторон заключен для упорядочения отношений, так как по одному платежному поручению невозможно перечислять денежные средства каждому сотруднику (в соответствии с Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"), необходимо было изготавливать множество платежных поручений. По мнению представителя Сбербанка Роскомнадзор по КЧР перечисляет денежные средства (заработную плату) на корреспондентский консолидированный счет, который, по сути, является транзитным и не принадлежит конкретному учреждению, в том числе и Роскомнадзору по КЧР. Однако корреспондентский и консолидированный счет понятия по сути разные. Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого на основе корреспондентского договора. Консолидированный счет — счет, отражающий деятельность нескольких, многих взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и аккумулирующий операции, проводимые ими между собой (наряду с внешними операциями).
    В материалах дела имеется копия протокола собрания сотрудников Роскомнадзора по КЧР по вопросу выбора банка для открытия «зарплатных карт». Представитель Сбербанка настаивал на том, что протокол собрания сотрудников Роскомнадзора по КЧР не имеет юридической силы. Однако протокол является официальным документом Роскомнадзора по КЧР, который подписан руководителем В.А. Петровым. Кроме того, данное решение удерживает сотрудников Роскомнадзора по КЧР от сотрудничества с другими банками. Заработная плата сотрудников должна перечисляться на счета в тех кредитных организациях, которые выбраны самими сотрудниками и в которых открыт счет каждым сотрудником.
    Сторонами по договору № 60 КL 0162 от 04.03.2008 г. по сути, предоставляющему финансовые услуги, являются Роскомнадзор по КЧР и Карачаево-Черкесское отделение № 8585 Северо-Кавказского банка – филиала Сбербанка России. В соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять отбор финансовых организаций посредством конкурсов и аукционов.
    Таким образом, Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской республике (369000, г. Черкесск, ул. Кавказская, 19) нарушило ст. 18 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении договора № 60 КL 0162 от 04.03.2008 г. с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, от имени которого выступает Карачаево-Черкесское отделение № 8585 Северо-Кавказского банка – филиала ОАО «Сбербанк России» по зачислению денежных средств (заработной платы, премий, материальной помощи) на банковские карты без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской республике нарушившим п. 2 ч. 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения договора № 60 КL 0162 от 04.03.2008 г. с Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации, от имени которого выступает Карачаево-Черкесское отделение № 8585 Северо-Кавказского банка – филиала ОАО «Сбербанк России» по зачислению денежных средств (заработной платы, премий, материальной помощи) на банковские карты без проведения открытого конкурса или открытого аукциона.
    2.Выдать Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Карачаево-Черкесской республике предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
    - произвести отбор финансовой организации, осуществляющей услуги по перечислению заработной платы сотрудников организации, посредством проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    3.Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9. КоАП РФ.
    Председатель Комиссии
    < >
    Члены Комиссии
    < >
    < >
    < >
    < >

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


    Примечание:
    За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.