Карачаево-Черкесская Республика

Решение от 23 августа 2010 года

По делу № 32
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
23 августа 2010 года
    Оглашено: 10 августа 2010 г.
    Изготовлено в полном объеме: 23 августа 2010 г.
    Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии <*> - руководителя управления,
    Членов Комиссии:
    - <*> – заместителя руководителя управления,
    - <*> – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,
    - <*> – специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,-
    рассмотрев в присутствии представителя ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» <*> (доверенность от 10.08.2010 № 47/15), - дело N 32 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Карачаево-Черкесский сахарный завод» (369341, Карачаево-Черкесская Республика, пос. Эркин-Шахар, ул.Академика Б.Агайгельдиева, д.8) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
    25 июня 2010 года завершена плановая выездная проверка ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод», Инспекцией УФАС по КЧР установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» внесено в Статрегистр, имеет зарегистрированный код ОКВЭД 15.83 (производство сахара). Приказом от 27.11.1996 года № 183 ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» по ОКВЭД 15.83 включен в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признании доминирующего положения хозяйствующих субъектов», его доля на рынке производства сахара составляет более 50 %. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» на рынке производства сахара является доминирующим. Обстоятельства, свидетельствующие о том, что положение ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» не является доминирующим, комиссией не установлены.
    В пункте 3.1. договоров переработки сахарной свеклы урожая 2008 года на давальческой основе установлена дифференциация размера гарцевого сбора (от 30,5 % до 28,5 % от зачетного веса) в зависимости от согласованного объема поставки, при этом при фактической поставке корнеплодов сахарной свеклы от 0 до 5 тысяч тонн величина гарцевого сбора должна составлять 30,5 % от зачетного веса сырья. Однако, в пункте 3.2. договоров с согласованными объемами поставки до 5 тысяч тонн сырья: № 04-189 от 18.08.2008 г. с <*>, № 05-189 от 19.08.2008 г. с <*>., № 06-189 от 22.08.2008 г. с <*>, № 07-189 от 21.08.2008 г. с <*>, № 09- 189 от 04.09.2008 г. с <*>, № 10-189 от 17.09.2008 г. с <*>., № 11-189 от 19.08.2008 г. с <*>, № 12-189 от 06.10.2008г с <*>,- установлены размеры гарцевого сбора: со сроком сдачи до 01.11.2008 г. – 30,5 %, с 01.11.2008 г. – 31,5 %, в данном интервале объема поставки сахарной свеклы гарцевый сбор в размере 31,5 % не обоснован.
    В соответствии с пунктом 3.1. в договорах с объемом поставки от 5 001 тн. до 10 тысяч тонн размер гарцевого сбора должен быть установлен в размере 30 % от зачетного веса. Фактически в договорах с объемом поставки от 5 001 тн. до 10 000 тн.: № 1-189 от 30.07.2008 г. с <*> гарцевый сбор до 01.11.2008 г. установлен в размере 29,5 %, с 01.11.2008 г. – 30,5 %; в договоре № 08-189 от 21.08.2008 г. с <*>и в договоре № 13-189 от 24.10.2008 г. с <*> гарцевый сбор до 01.11.2008 г. установлен в размере 30,0 %, с 01.11.2008 г. – 31,0 %. Для свеклосдатчиков установлен размер гарцевого сбора, не предусмотренный пунктом 3.1.договора, при одинаковых и находящихся в одном интервале согласованных объемах подлежащей поставке сахарной свеклы установлен разный размер гарцевого сбора.
    В соответствии с пунктом 3.1. в договорах с объемом поставки от 10 001 тн. до 30 тысяч тонн размер гарцевого сбора должен быть установлен в размере - 29,5 % от зачетного веса. В договоре № 03-189 от 20.08.2008 г с <*>с объемом поставки 10 001 тн. до 01.11.2008 г. гарцевый сбор – 29, 5 % , с 01.11.2008г. - 30,5 %. В данном интервале объема поставки сахарной свеклы гарцевый сбор в размере 30,5 % не обоснован.
    Во всех вышеуказанных договорах установлен срок сдачи сырья – до 10.11.2008 года.
    В соответствии с пунктом 3.1. при объеме поставки от 30 001 тн. до 50 тысяч тонн размер гарцевого сбора должен быть установлен в размере 29 %. В договоре № 02-189 от 05.08.2008 г. с <*> с объемом поставки 40 тысяч тонн и сроком поставки до 20.11.2008 г. установлен размер гарцевого сбора до 01.11.2008 г. - 28,5 %, с 01.11.2008 г. – прочерк. Размер гарцевого сбора в размере 28,5 % ставит <*> в более выгодные условия по сравнению с другими свеклосдатчиками, т.к. ему необоснованно занижен размер гарцевого сбора.
    Из вышеуказанного следует, что в пункте 3.2 установлены дискриминационные условия переработки сахарной свеклы урожая 2008 года на давальческой основе: размер гарцевого сбора, установленный пунктом 3.2. вышеуказанных договоров, ущемляет права свеклосдатчиков, т.к. устанавливает необоснованное увеличение размера гарцевого сбора с 01.11.2008 года; для <*> предоставлено преимущество в виде установления необоснованно низкого размера гарцевого сбора; для свеклосдатчиков с объемами поставки в одном интервале от 5 001 тн. до 10 000 тн. установлен разный размер гарцевого сбора. Гарцевый сбор является формой оплаты услуг переработки сахарной свеклы, он передается в соб-ственность переработчику (п.3.2. договора) и стоимость гарцевого сбора равна стоимости услуг переработки, следовательно, установлена разная не обоснованная цена услуг по переработке, установлена необоснованно завышенная цена переработки, что ущемляет интересы свеклосдатчиков.
    В дополнительных соглашениях к договорам за 2008 год произвольно устанавливалась стоимость услуг по переработке, которая также не отражает установленный в пункте 3.2. договора размер гарцевого сбора. При этом по договорам № 07-189 от 21.08.2008 г. и № 10-189 от 17.09.2008 г. при одинаковых размерах дигестии и гарцевого сбора цена переработки установлена соответственно 346,50 руб. и 527,47 руб. за 1 тонну. Разная цена услуг переработки установлена также в договорах переработки сахарной свеклы урожая 2009 года на давальческой основе: 558,24 руб. за 1 тн. и 614,06 руб. за 1 тн. Не выявляется зависимость стоимости услуг переработки ни от объема подлежащего переработке сырья, ни от даты заключения договора и соответственно - от сложившихся цен. Согласно справки от 11.06.2010 г. за подписью заместителя генерального директора по сырью ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» <*> при заключении договора на переработку давальческой сахарной свеклы ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» определяет в договоре процент услуги за переработку (исходя из условий договоров процент услуги за переработку – это гарцевый сбор). Каждый свеклосдатчик согласно договора отписывает сахарную свеклу по цене, сложившейся на данную дату. На основании товарных накладных от хозяйств ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» на эту же сумму выставляет услуги по переработке.
    В соответствии с пунктом 3.3. договора расчеты между сдатчиком свеклы и ОАО «КЧСЗ» производятся путем зачета встречных требований ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» к сдатчику свеклы об оплате услуг по переработке на требования сдатчика свеклы к ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» об оплате сырья, передаваемого ему в качестве гарцевого сбора. Зачет этих встречных требований производится на сумму, равную стоимости услуг по переработке. В справке не конкретизировано, у кого из сторон договора сложилась определенная цена на сахарную свеклу (у свеклосдатчика или переработчика) и на какую дату (заключения договора или на момент отписывания сахарной свеклы свеклосдатчиком). Если при заключении договора указывается цена, сложившаяся у переработчика, почему она при заключении договора в один и тот же день разная (по договору № 07-189 от 21.08.2008 г -346,50 руб., по договору № 08-189 от 21.08.2008 г - 349,27руб.), а если эта цена сложилась у свеклосдатчика, то почему она одинаковая, ведь себестоимость у каждого свеклосдатчика своя, отличающаяся от себестоимости его конкурента (по договорам № 05-189 от 19.08.2008 г., № 06-189 от 22.08.2008 г., № 07-189 от 21.08.2008г., № 09-189 от 04.09.2008 г., цена установлена в размере 346,50 руб., по договорам № 40-189 от 08.10.2009 г., № 52-189 от 02.11.2009г., № 51-189 от 20.10.2009 г. цена установлена в размере 558,24 руб. за 1 тонну). При этом услуги по переработке сахарной свеклы – это услуги, которые оказываются ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод», а цена устанавливается исполнителем услуги, а не заказчиком. Из вышеприведенных примеров следует, что стоимость услуг переработки устанавливалась ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» и условие дополнительных соглашений к договорам о том, что стороны пришли к соглашению об установлении конкретной стоимости услуг по переработке не что иное как навязывание свеклосдатчикам со стороны ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» цены этой услуги, невыгодной для свеклосдатчика, экономически, технологически и иным образом не обоснованно установлена в разных размерах, это условие договора носит дискриминационный характер.
    Еще одно условие договоров на 2008 год установлено с дифференциацией по разным свеклосдатчикам. В нарушение ГОСТ Р 52647-2006 «Свекла сахарная. Технические условия.», предусматривающего минимальный процент сахаристости сахарной свеклы в размере 14 %, в договорах: №№ 04-189 от 19.08.2008 г., 05-189 от 19.08.2008 г., 06-189 от 22.08.2008 г., 07-189 от 21.08.2008 г., 08-189 от 21.08.2008 г., 09-189 от 04.09.2008 г.,10-189 от 17.09.2008 г., 11-189 от 19.08.2008 г., 12-189 от 06.10.2008 г., 13-189 от 24.10.2008 г.,- установлен размер дигестии (сахаристости) не менее 14,5 %, в договорах №№ 01-189 от 30.07.2008, 02-189 от 05.08.2008, 03-189 от 20.08.2008 – 14 %, т.е. в соответствии с ГОСТом, в договоре от 07.09.2009 г. № 371-189/15 с ООО <*> дигестия установлена в размере 14,7 %, в договоре от 04.09.2009 г. № 304/607-09 с ООО <*> (агент) базовая дигестия установлена не менее 14,75 %.
    Исходя из вышеуказанного Комиссия установила, что в 2008 и 2009 годах свеклосдатчикам навязывались невыгодные для них условия договоров (установлена повышенная по сравнению со стандартами дигестия), договоры содержат дискриминационные условия передачи сахарной свеклы в переработку, в результате которых хозяйствующие субъекты – свеклосдатчики поставлены в неравное положение.
    Со сдатчиками свеклы не применяется схема расчета за поставляемое сырье путем закупки у них этого сырья. Закупка сырья со свеклосеющими хозяйствами осуществляется только у ООО <*>, являющегося аффилированным лицом ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» (договор от 07.09.2009 г. № 371-189/15). При применении в расчетах одного эквивалента – денежного – исключается произвольное установление размера гарцевого сбора, в этом случае цена будет зависеть от сахаристости и иных объективных качественных показателей корнеплодов сахарной свеклы, предусмотренных ГОСТ 17421-82. Отсутствие таких договоров представитель ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» объясняет тем, что свеклосеющие хозяйства не выбрали иную схему расчетов как не выгодную для них, потому что сахарный песок дорожает, а деньги обесцениваются. Комиссия не согласна с таким доводом ответчика, т.к. на протяжении ряда лет роста цен на сахар после окончания сезона переработки сахарной свеклы до июля-августа следующего года не наблюдается, а хранение сахара в течение нескольких месяцев до повышения его цены сопряжено с риском снижения его качества и веса. Кроме этого, свеклосдатчикам необходимо выбрать кроме сахара жом свекловичный и патоку-мелассу свекловичную, что невыгодно свеклосдатчикам, у которых нет животных, которым можно скармливать эти продукты переработки. Это создает для свеклосдатчиков дополнительные проблемы: необходимо найти покупателей на продукты переработки, либо соглашаться на реализацию их самим ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» и получить за это хоть какие-то денежные средства. Свеклосдатчик не может проконтролировать, соблюдены ли ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» при реализации жома и патоки требования статьи 992 ГК РФ.
    Пунктом 4.12. договоров на 2008 и 2009 годы предусмотрено, что в случае нарушения свеклосдатчиком сроков выборки продуктов переработки (сахара – песка, мелассы свекловичной, жома свекловичного) и при отсутствии письменной просьбы свеклосдатчика о продлении сроков выборки, ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» приобретает право реализовать продукты переработки третьим лицам с последующей передачей свеклосдатчику денежных средств, вырученных от реализации продуктов переработки, далее в скобках предусмотрено, что должно быть указано либо цена, либо порядок определения цены, либо иные условия , однако, в договорах эти условия не заполнены, что позволяет по усмотрению только ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» выполнять условие договора, несмотря на предусмотренное регулирование взаимоотношения сторон нормами главы 51 ГК РФ.
    В договорах установлены такие невыгодные условия как потери сахара при хранении, транспортировке и переработке в размере 4,5 %. После приемки сахарной свеклы она идет в переработку, следовательно, потери сахара в процессе переработки обоснованы, сахар до момента отпуска свеклосдатчикам также хранится незначительное время (в соответствии с пунктом 2.1.7 свеклосдатчик 60 % от объема, причитающегося к выдаче выбирает равномерно ежедекадно, 20 % - после подписания актов о выполненных услугах, которые подписываются ежемесячно и 20 % - после подписания акта сверки расчетов, который подписывается по окончании сезона переработки). Сахар отпускается непосредственно самим ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод», следовательно, потери при транспортировке возлагаются на свеклосдатчиков не обоснованно. По данным Союзроссахара потери сахара в производстве в среднем по России в 2008-2009 годах колеблются от 0,5 % до 0,8 %. Размер потерь сахара в размере 4,5 % ответчиком не обоснован. Установление такого процента потерь без экономического или иного обоснования ущемляет права свеклосдатчиков.
    Переработка сахарной свеклы – это составляющая часть процесса производства сахара на ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод».
    В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; установление в договорах дискриминационных условий, в результате которых свеклосдатчики поставлены в неравное положение.
    Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод»:
    - навязывались условия договора, невыгодные для свеклосдатчиков, а именно: размер гарцевого сбора устанавливался в 2008 году не в соответствии с согласованными объемами подлежащего сдаче сырья; после 01.11.2008 г. размер гарцевого сбора увеличивался необоснованно; без обоснования установлены потери сахара в размере 4,5 % при хранении, транспортировке и переработке; со свеклосдатчиками, не являющимися аффилированными лицами, заключались только договоры переработки сахарной свеклы на давальческой основе, не предусматривающие закупку сырья за деньги; в договорах на 2008 год установлен необоснованно высокий размер минимальной дигестии;
    - в договорах переработки сахарной свеклы на давальческой основе в 2008 и 2009 годах без обоснования установлена разная стоимость услуг по переработке;
    - в договорах переработки сахарной свеклы на давальческой основе за 2008 и 2009 годы содержатся дискриминационные условии для свеклосдатчиков: при установлении в договорах на 2008 год одинакового или находящегося в одном интервале согласованного объема подлежащего сдаче сырья гарцевый сбор для разных свеклосдатчиков установлен в не одинаковом размере; необоснованно заниженный размер гарцевого сбора ставит <*> в более выгодные условия по сравнению с другими свеклосдатчиками; установлен разный размер минимальной дигестии для разных свеклосдатчиков; в отношении свеклосдатчиков, которые не являются аффилированными лицами, допускается дискриминация, т.к. с ними не заключаются договоры, предусматривающие закупку корнеплодов сахарной свеклы и расчет денежными средствами.
    Указанные нарушения свидетельствуют о нарушении ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» пунктов 3, 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, ча-стью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    Признать ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» нарушившим пункты 3, 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    1.Выдать ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    2.Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31. КоАП РФ.
    Председатель Комиссии
    <*>
    Члены Комиссии
    <*>
    <*>
    <*>

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


    Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.