Карачаево-Черкесская Республика

Решение от 16 октября 2000 года

По делу № 30
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
16 октября 2000 года
    Оглашено: 23 июля 2010 г.
    Изготовлено в полном объеме: 30 июля 2010 г.
    Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председателя Комиссии – <...>- руководителя управления;
    Членов Комиссии:
    - <...>- заместителя руководителя управления;
    - <...>– начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;
    - <...>- специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти,-
    рассмотрев в присутствии представителей ответчиков: <...>- консультанта отдела по кадровой работе, правовому и документационному обеспечению Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (доверенность от 11.01.2010 г. № 1), <...> –специалиста 1 разряда юридического отдела Мэрии муниципального образования города Черкесска (доверенность от 26.04.2010 № 1203-01), а также заявителя - индивидуального предпринимателя <...>, - дело № 30 по признакам нарушения Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (369000, КЧР, г.Черкесск, ул. Кавказская, 19) и Мэрией муниципального образования города Черкесска (369000, КЧР, г.Черкесск, пр. Ленина, 54-а) статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства.
    Основанием для возбуждения дела № 30 послужило заявление <...>, в котором указано, что Министерством имущественных и земельных отношений КЧР (далее по тексту –Министерство) ему было отказано в аренде земельного участка, расположенного по адресу: г.Черкесск, ул.Шоссейная, 166 для использования под автостоянку с элементами благоустройства. 02.02.2010 г. в газете «День республики» было опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1800 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г.Черкесск, ул.Шоссейная, 166 под автостоянку с элементами благоустройства. Из заявления <...> следует, что земельный участок не передан в аренду и по настоящее время.
    При изучении представленных материалов было выявлено следующее.
    <...> в 2008 году обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о выделении в аренду земельного участка мерою 1800 кв.м., расположенного по адресу: г.Черкесск, ул.Шоссейная, 166 под автостоянку.
    Письмом № 3510-25 от 13.08.2008 г. на основании обращения <...>Министерство просило Мэрию муниципального образования г.Черкесска (далее по тексту – Мэрия) обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, прилегающего к домовладению по ул. Шоссейная, 170, на кадастровом плане или кадастровой карте для размещения автостоянки большегрузных автомобилей, и по результатам его утверждения направить в адрес Министерства для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
    Представитель Мэрии на заседании Комиссии пояснил, что на основании письма Министерства от 13.08.2008 № 3510-25 с учетом зонирования территорий была выполнена схема расположения земельного участка на кадастровой плане или кадастровой карте соответст-вующей территории, МУП «Кадастровое бюро г. Черкесска» произведено межевание земельных участков. Это подтверждено тем, что 02.10.2008 г. принято постановление Мэрии № 1972 «Об утверждении проекта границ земельного участка по ул.Шоссейная, 166», которым в соответствии с Земельным кодексом РФ утвержден проект границ земельного участка мерою 1800 кв.м. по ул. Шоссейная, 166.
    16.10.20008 г. МУП «Кадастровое бюро г.Черкесска» утвердило землеустроительное дело по установлению границ земельного участка, расположенного в г.Черкесске по ул.Шоссейная, 166, а 24.12.2008 г. был выполнен кадастровый паспорт земельного участка. Кадастровый паспорт был предан заявителю – <...>..
    После выполненных кадастровых работ в отношении земельного участка 14.01.2009 г. <...> вновь обратился с заявлением в Министерство о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду. Из пояснений заявителя установлено, что к заявлению был приложен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Однако, письмом от 19.06.2009 г. № 1488-05 Министерство отказывает <...> в удовлетворении заявления. Причина отказа в том, что согласно генеральному плану застройки г.Черкесска испрашиваемый земельный участок расположен в восьмой зоне градостроительной ценности, правовым режимом которой является жилищное строительство. Но на момент запроса от 13.08.2008 г. Министерству было известно о том, что данный земельный участок находится в состоянии оползневой активности и не используется под индивидуальное строительство. Это обстоятельство подтверждается Постановлением Мэрии муниципального образования г.Черкесска от 14.11.2008 г. № 2209.
    Однако, несмотря на отказ 19.10.2009 г. <...> вновь обращается к Министерству с заявлением о заключении сроком на 5 лет договора аренды этого же земельного участка и 02.02.2010 г. по его инициативе в газете «День республики» размещено объявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1800 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Черкесск, ул.Шоссейная, 166 под автостоянку с элементами благоустройства.
    После опубликования объявления в газете «День республики» 24.02.2010 в Министерство поступило заявление от <...> с просьбой предоставить ему в аренду этот же земельный участок под автостоянку с элементами благоустройства.
    При предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии со статьей 34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости и публичности. При предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
    Кроме этого, статьей 34 предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом (п.1). Правительством КЧР такой акт не принят и Министерство при проведении процедуры выделения земельного участка в случае подачи двух и более заявлений на его выделение пользуется федеральными нормативными правовыми актами, в частности, «Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 (далее – Правила).
    Этой же статьей ЗК РФ предусмотрена процедура подготовки кадастрового паспорта и сроки предоставления земельного участка: решение о передаче в аренду земельного участка заявителю принимается в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка (п.5), а договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 статьи 34 ЗК РФ решения (п.6).
    В случае проведения торгов на право заключения договора аренды действуют нормы статьи 38 ЗК РФ, установившей, что порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. В соответствии с указанной нормой приняты Правила.
    Исходя из норм статей 34 и 38 ЗК РФ Министерство должно было в 2-недельный срок принять решение о проведении торгов на право на заключение договора аренды земельного участка. В данном случае орган исполнительной власти, проведя частично процедуру предоставления земельных участков, только «планирует проведение мероприятий по организации и проведению торгов по продаже права аренды на вышеуказанный земельный участок». Это свидетельствует о бездействии органа исполнительной власти (Министерства), необоснованно препятствующего осуществлению деятельности <...> и <...> осуществлять деятельность, используя вышеуказанный земельный участок по автостоянку. Это, в свою очередь, приводит к нарушению статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, на протяжении двух лет предпринимателю <...> чинились препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
    Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к выводу, что в действиях Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики имеются нарушения статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Мэрия муниципального образования города Черкесска обязанность по изготовлению схемы расположения земельного участка, прилегающего к домовладению по ул. Шоссейная, 170, на кадастровом плане или кадастровой карте для размещения автостоянки большегрузных автомобилей исполнила, о чем свидетельствует изготовленный в декабре 2008 года кадастровый паспорт земельного участка и переданный в январе 2009 года в Министерство вместе с заявлением. Данное обстоятельство Министерством не оспаривается.
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики нарушившим статью 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
    2.Выдать Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    3.Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
    4.Дело № 30 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Мэрии муниципального образования города Черкесска, прекратить в связи с отсутствием в ее действиях нарушения антимонопольного законодательства.
    Председатель Комиссии
    <...>
    Члены комиссии
    <...>
    <...>
    <...>

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.